Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Конституционные основы (принципы) финансового права




Как и любая самостоятельная отрасль права, финансовое пра

во основывается на общих и специальных принципах. К общим

принципам относятся:

1) приоритет представительных органов власти перед исполни

тельными в сфере финансовой деятельности.

сийской Федерации основу этого принципа составляют положе

ния Конституции Российской Федерации (ст. 71), Бюджетного

кодекса Российской Федерации (ст. 153), в соответствии с кото

рыми законодательные (представительные) органы, представи

тельные органы местного самоуправления рассматривают и ут

верждают бюджеты, осуществляют контроль их исполнения. Со

ставление проектов бюджетов и их исполнение возложено на ис

полнительные органы, которые представляют законодательным

органам соответствующие отчеты. Законодательным (представи

тельным) органам предоставлено право вводить налоги (ст. 72 Кон

ституции РФ), утверждать проводимую эмиссию денег, принимать

законы в сфере валютного регулирования и т.д. Несмотря на рас

сматриваемый принцип, представительные органы непосредствен

но взаимодействуют с исполнительными органами: совместно

решают вопросы, касающиеся проектов бюджетов, вопросы о

предоставлении кредитов, погашении долговых обязательств и др.;

 

2) принцип федерализма. В основе этого принципа лежит госу

дарственное устройство Российской Федерации. Подтверждение

тому — принятие в стране не одного, а целого ряда законов о

федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федера

ции и местных бюджетах (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). При

этом, с одной стороны, каждый из бюджетов представляет собой

относительно самостоятельные денежные фонды, а с другой —

напрямую зависит от вышестоящих бюджетов, так как для фор

мирования нижестоящих необходимо перераспределение средств.

Кроме того, принцип федерализма составляет основу финансо

вой деятельности государства.

3) принцип законности. Весь процесс по формированию, рас

пределению и использованию фондов денежных средств осуще

ствляется только в соответствии с законами и иными норматив

ными правовыми актами. Законодательное закрепление порядка и

правил финансовой деятельности является основой для финансо

вого законодательства.

4) принцип гласности. Финансово-правовые нормы доводятся

до сведения всех участников финансовой деятельности через сред

ства массовой информации. Так, в соответствии со ст. 36 Бюджет

ного кодекса Российской Федерации утвержденные бюджеты и

отчеты об их исполнении подлежат обязательному опубликова

нию.

К специальным принципам финансового права можно отнести:

1) принцип плановости. Данный принцип составляет основу всех

финансово-правовых норм. Государство не может развиваться, не

рассчитав свои доходы и расходы, поэтому создается целая систе

ма финансового планирования, включая отдельные предприятия.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федера

ции, бюджеты государственных внебюджетных фондов, местные

бюджеты являются основными финансово-плановыми актами на

уровне государства.

2) принцип реальности. Этот принцип требует достижения за

планированных результатов в ходе финансовой деятельности

3) принцип эффективности действия финансово-правовых норм.

Он основывается на обеспечении стимулирования финансовой де

ятельности и ее постоянного совершенствования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.