Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность в налоговом праве




Налоговые проверки.

Лекция 10. Ответственность в налоговом праве. Проведение налоговых проверок.

Арест имущества

Арестом имущества признается действие налогового органа по ограничению имущественных прав плательщика в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом допускается такое ограничение прав плательщика в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование им осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа либо при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налогового обязательства, уплаты пеней.

 

1 Налоговые проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановая налоговая проверка проводится на основании квартальных графиков. Графики проверок доводятся до сведения плательщиков.

Плановые налоговые проверки одного и того же плательщика могут проводиться не более одного раза в год.

Внеплановая налоговая проверка проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, руководителя налогового органа, правоохранительных и судебных органов.

Внеплановая налоговая проверка по поручению руководителя налогового органа может проводиться при следующих обстоятельствах:

1. необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата плательщику (иному обязанному лицу) превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав или ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, над суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2. невнесение в установленные сроки в доход республиканского и (или) местных бюджетов денежных средств, полученных от реализации или иного использования имущества, обращенного в доход государства, организацией, которой это имущество было передано на реализацию или иное использование;

3. неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства, наличие задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пене при отсутствии на счетах плательщика (иного обязанного лица) средств, достаточных для исполнения налогового обязательства, и непредставлении в налоговый орган документов, – в целях выявления имущества плательщика (иного обязанного лица) и взыскания налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика (иного обязанного лица) и (или) за счет средств его дебиторов;

4. наличие сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении организацией или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в течение шести месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;

5. ликвидация организации или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в случаях, когда такие ликвидация или прекращение деятельности осуществляются не по инициативе налогового органа;

6. принятие решения о проведении дополнительной налоговой проверки.

Налоговые органы проводят:

1. камеральные налоговые проверки плательщиков. Проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа.

2. выездные налоговые проверки плательщиков. Проводится по месту нахождения плательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.

Выездные налоговые проверки могут быть:

1. комплексными. Проверке подлежат вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика.

2. рейдовыми. Проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков, связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей, с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, в целях контроля за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности.

3. тематическими. Проверке подлежат вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика, а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.

4. встречными. Проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете плательщиком хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками, в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Общий срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.

Налоговые органы для оказания содействия при проведении налоговых проверок имеют право привлекать на договорной основе эксперта.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому плательщику, который имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Налоговые органы для участия в конкретных действиях при проведении налоговых проверок имеют право привлекать на договорной основе специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками.

Доступ на территорию или в помещение плательщика должностных лиц налогового органа, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого плательщика.

При недопущении должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, составляется подписываемый этим лицом и плательщиком акт, на основании которого должностное лицо налогового органа вправе определить суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате, на основании имеющихся у него сведений о данном плательщике.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого плательщика необходимые для проверки информацию и (или) документы.

Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано не позднее трех рабочих дней исполнить указание.

Изъятие документов производится на основании постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Налоговый орган при проведении налоговой проверки вправе вызвать любое физическое лицо, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо другого плательщика, необходимой информацией о котором это физическое лицо обладает.

По итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляются акт или справка по форме, установленной законодательством.

В акте налоговой проверки должны быть указаны:

1. основание назначения налоговой проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших налоговую проверку;

2. даты начала и завершения налоговой проверки, а также место составления акта налоговой проверки;

3. фамилия и инициалы проверяемого плательщика - физического лица, наименование проверяемого плательщика - организации, должности, фамилии и инициалы работников плательщика или других его представителей, обязанных подписать акт налоговой проверки, с обязательным указанием периода их работы, а также иных лиц, привлекаемых к налоговой проверке;

4. наименование, место нахождения (место жительства) и подчиненность проверяемого плательщика, учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) банковского счета;

5. наличие книги учета налоговых проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной налоговой проверке;

6. кем и когда были проведены предыдущие налоговые проверки за проверяемый период по аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;

7. перечень проверенных финансово-хозяйственных операций (документов), а также методы и периоды их проверки;

8. место, время и характер совершенного правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены, установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;

9. факты сокрытия или несвоевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

10. размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

11. должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение актов законодательства;

12. иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном налоговом правонарушении.

Результаты налоговой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства, оформляются справкой.

Акт или справка налоговой проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, а также:

руководителем плательщика;

главного бухгалтера проверяемого плательщика.

Решение по акту налоговой проверки принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции, определенной настоящим Кодексом, не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов налоговой проверки.

2 Ответственность в налоговых правоотношениях регулирует­ся общей частью налогового кодекса. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях. Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Выделяют следующие группы правонарушений:

1. Правонарушения против обязанности уп­лачивать налоги. Сюда относятся: несвоевременная постановка на учет, уклонение от уплаты налогов путем сокрытия или занижения объекта об­ложения, и других установленных документов, использование незаконной льготы.

2. Нарушения против налоговой системы Республики Беларусь. К ним относятся: незаконное установление нало­гов, незаконное взимание налогов, незаконное освобождение от уплаты налогов.

3. Правонарушения против прав налогопла­тельщиков. Это - незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельно­сти плательщика, непредставление предусмотренных законом разъяснений по поводу применения налогового законодательства, разглашение коммер­ческой тайны.

4. Правонарушения кредитных учреж­дений против требований налоговых органов. Банки обязаны исполнять предписания государственных налоговых органов о полном или частич­ном приостановлении операций налогоплательщика - клиента банка по расчетным и другим счетам в день поступления предписания. В случае неисполнения предписания на руководителей банка налоговым органом налагается административный штраф.

Все фак­ты нарушений в актах проверок приводятся со ссылкой на законодатель­ные и другие нормативные документы.

С ответственностью в налоговых правоотношениях тесно соприкасается защита прав субъектов указанных правоотношений. Законодательство Рес­публики Беларусь предусматривает два порядка защиты: административный и судебный.

Содержание администра­тивного порядка защиты - дифференцированное относительно налогопла­тельщиков и налоговых органов. Для налогоплательщиков этот порядок защи­ты заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящий нало­говый орган.

Содержание судебного порядка защиты заключается в праве обращения в суд общий или хозяйственный. Дела о спорах с налоговыми органами юриди­ческих лиц подведомственны хозяйственному суду, по жалобам физических лиц - общим судам.

Таким образом, ответственность за нарушения налогового законодатель­ства заключается в установлении правонарушения, применении установ­ленных законом финансовых санкций и административных штрафов и пра­вом субъектов налоговых правоотношений прибегнуть к административно­му или судебному порядку зашиты своих законных прав и интересов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.