Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничение дееспособности несовершеннолетних 2 страница




Прекращение юридического лица

Возможно 2-мя путями:

· Ликвидация.

· Реорганизация. Возможна в 5-ти формах:

o Слияние – два и более юридических лица объединяются, прекращая свое существование, а в результате такого слияния образуется новое юридическое лицо.

o Разделение – обратный процесс, когда из одного юридического лица образуются два и более юридических лица.

o Преобразование – количественный состав юридических лиц не изменяется. Возникает новое юридическое лицо с другой организационно-правовой формой.

o Выделение – из состава юридического лица выделяется новое юридическое лицо, при этом старое сохраняется. Прекращение существования старого юридического лица не происходит.

o Присоединение – обратный процесс.

 

В некоторых случаях реорганизация может осуществляться принудительно со стороны государства, особенно часто это происходит в форме разделения или выделения. В частности, ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает такое разделение или выделение по иску антимонопольного органа. В отдельных случаях для осуществления реорганизации (слияние и присоединение) также необходимо разрешение уполномоченного органа. По общему правилу реорганизация считается завершенной с момента регистрации новых юридических лиц. Исключение составляет присоединение, в этом случае таким моментом является внесение записи о прекращении присоединяемого юридического лица. «Соблюдение чистоты организационно-правовой формы» - при слиянии юридическое лицо должно иметь одну организационно-правовую форму, то есть, при слиянии, если лицо имело иную форму, оно должно сменить ее для присоединения или слияния. Исключительная особенность реорганизации состоит в правопреемстве. В зависимости от того, в какой форме происходит реорганизация, по-разному происходит распределение и разделение прав. Например, при разделении реорганизация оформляется разделительным балансом – права и обязанности переходят к вновь возникающим или прекращающим существование юридическим лицам в соответствии с таким балансом, в остальных случаях составляется передаточный акт, в котором указывается, какие права и обязанности передаются юридическому лицу, которое создается или сохраняет существование.

 

Реорганизация может затрагивать определенные права кредиторов, поэтому закон предусматривает защиту таких прав:

§ Прежде всего, на лиц, которые приняли решение о реорганизации налагается обязанность сообщить об этом в регистрирующий орган в течение 3 дней.

§ Обязан дважды с перерывом 1 раз в 1 месяц поместить информацию о своей реорганизации в СМИ. На сегодняшний день такое средство массовой информации – это Вестник государственной регистрации.

Кредитору в связи с эти предоставляется возможность потребовать исполнения обязательств досрочно, а при невозможности такого исполнения он вправе потребовать прекращения такого обязательства и возмещения убытков. Исключения составляют случаи, которые установлены законом. Например, такие требования не применяются в отношении государственных корпораций. Факт требования кредитора не приостанавливает процедуры реорганизации. В этом случае ответственность возлагается солидарно на все юридические лица, которые возникли в результате реорганизации.

Отличие заключается в том, что при ликвидации не происходит правопреемство, при реорганизации общим правилом является правопреемство.

 

24.10.11

 

Ликвидация юридических лиц. Если реорганизация связана с правопреемством, то при ликвидации юридическое лицо прекращает свое существование без правопреемства. Ликвидация может проводиться добровольно и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация может проводиться по различным основаниям (достигнута цель ЮЛ и т.п.). Принудительная ликвидация осуществляется по инициативе органа государственной власти и в судебном порядке:

· при грубых и неустранимых нарушениях закона, допущенных при создании общества.

· при осуществлении деятельности с неоднократными грубыми нарушениями закона.

· для некоммерческих организаций – при систематическом осуществлении внеуставной деятельности.

 

Судом обязанности по ликвидации могут быть наложены на учредителя либо на любой другой орган, предусмотренный в учредительных документах. Особое основание ликвидации – признание ЮЛ несостоятельным. Применяется порядок, который отличается от общего. Общий порядок вкратце сводится к следующим стадиям:

 

· После принятия решения о ликвидации ЮЛ, необходимо уведомить регистрирующий орган, чтобы была внесена запись о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации. Назначается ликвидационная комиссия, обозначаются сроки и порядок ликвидации. К этой комиссии переходят все полномочия по руководству делами ЮЛ.

 

· Ликвидационной комиссии необходимо выявить состояние дел ликвидируемого ЮЛ. Для этого нужно, прежде всего, уведомить всех кредиторов. Для этого необходимо разместить в СМИ информацию о том, что ЮЛ ликвидируется и сообщить порядок, сроки ликвидации, порядок заявления кредиторами своих требований. Срок, который предоставляется кредиторам, не может составлять менее 2 месяцев с момента публикации. Помимо кредиторов, ликвидационная комиссия должна установить дебиторов ЮЛ, то есть его должников. После того, как истечет срок предъявления требований кредиторов, необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс, который покажет финансовое состояние ЮЛ. Он подлежит утверждению лицами, принявшими решение о ликвидации.

 

· Далее необходимо производить расчеты с кредиторами в порядке очереди, установленном в ГК.

o Причинение вреда – в первую очередь, подлежат удовлетворению требования граждан за причинение вреда жизни и здоровью, а также о компенсации морального вреда. Как правило, все эти требования удовлетворяются повременными платежами, т.е. платежами, которые выплачиваются частями во времени. Но после ликвидации некому будет выплачивать. Тогда находится решение – капитализация этих платежей.

o Трудовые отношения – во вторую очередь выплачиваются выходные пособия, вознаграждение труда и выплаты авторам

o Обязательные платежи – в третью очередь выплачиваются обязательные платежи в бюджетные и небюджетные фонды

o Четвертая очередь – для всех иных кредиторов. Особый случай – залог имущества ЮЛ. При ликвидации преимущество перед залогодержателями имеют кредиторы 1ой и 2ой очереди, если их требования возникли раньше, чем возникло право залога. При недостаточности средств от реализации предмета залога, залогодержатель становится в 4ую очередь. Внутри каждой очереди по общему правилу соблюдается принцип пропорциональности. Требования кредиторов, заявленные после истечения срока, подлежат удовлетворению после удовлетворения требований, заявленных в срок. Кроме того, есть субъекты, которые не несут ответственность всем своим имуществом. Если средств не хватает в таком случае, то кредитор вправе обратиться в суд с требованием применить к собственнику имущества субсидиарный порядке ответственности.

 

· После того, как расчеты с кредиторами произведены, составляется ликвидационный баланс (условно – конечный). Составляется он ликвидационной комиссией, подписывается лицами, принявшими решение о ликвидации. В редких случаях после расчета остается еще имущество. Тогда это имущество передается учредителям, обладающими вещными правами на это имущество, либо это имущество передается лицам, имеющим имущественно-обязательственные отношения с обществом. Иное может быть предусмотрено законом, учредительными документами. Бывают случаи, что ликвидационный остаток не передается ни тем, ни другим. Такое возможно в случае с некоммерческими организациями: их имущество передается по общему правилу на те цели, для которых создавалось ЮЛ, либо на иные благотворительные цели.

 

· Внесение записи в ЕГРЮЛ. ГК в ст. 64 специально оговаривает, что требования кредиторов, которые остались неудовлетворенными после ликвидации ЮЛ, либо которые были не признаны судом, считаются погашенными. После ликвидации ЮЛ заявлять любые требования уже некому.

 

Специальный случай – признание юридического лица несостоятельным (банкротом). Такое признание происходит по решению суда. Причем эти споры подведомственны арбитражным судам. Как определяет ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Соответственно, признание банкротом ведет к ликвидации ЮЛ. Закон устанавливает ряд исключений для юридических лиц, которые не могут признаваться банкротами: казенные предприятия, учреждения, а также политические партии и религиозные организации. Также установлены особые правила для госкорпораций. В принципе не исключено признание их банкротом, если об этом есть прямое указание в законе, а по общему правилу – нет. Касаемо фондов также особые правила (напротив, по общему правилу может быть признан несостоятельным, однако по закону может быть установлено иное).

 

Основания признания ЮЛ несостоятельным и порядок установлены в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Во-первых, необходимо наличие признаков банкротства: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, либо исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с даты, когда такие обязательства должны быть исполнены. Вообще банкротом может быть признан и гражданин. Немного различаются признаки, которые касаются банкротства ЮЛ и граждан. Но для юридических лиц не учитывается общая стоимость имущества при определении признаков банкротства, а для граждан – учитывается. При наличии такого признака, руководство должника должно направить сведения, а лица заинтересованные (учредители и т.п.) могут предпринять меры, например, представить финансовую помощь ЮЛ. Если же признаки банкротства не устранены, то арбитражным судом может быть возбуждено дело о признании банкротства, но для этого помимо признаков необходимы основания: тот факт, что эти требования составляют не менее 100 тыс. Р. Возбуждение дела происходит по заявлению при наличии основания и признаков. Закон о банкротстве устанавливает определенную процедуру. Сначала суд в течение 5 дней разрешает вопрос о принятии заявления. Затем принимается решение об обоснованности заявления в судебном порядке (в течении 15 дней) и вводится первая стадия банкротства – наблюдение. Далее начинает исчисляться срок на рассмотрение дела о банкротства. По общему правилу, он не может превышать 7 месяцев с даты поступления заявления. В процессе стадии наблюдения рассматривается вопрос о банкротстве. Если банкротство признано, то возбуждается конкурсное производство, в рамках происходит ликвидация ЮЛ, расчеты с кредиторами, но очередность не совпадает с закрепленной в ГК общей очередностью. Здесь уже 3 очереди, первые 2 совпадают. Третья – все иные, т.е. Закон о банкротстве не выделяет отдельно платежи в бюджетные и небюджетные фонды. Но в самую последнюю очередь Закон о банкротстве ставит требования кредиторов по признанию ничтожными сделок в рамках производства дела о банкротстве. То есть, скорее всего, им ничего не достанется.

 

Помимо наблюдения и конкурсного производства Закон о банкротстве предусматривает и иные процедуры, но они носят более антикризисный характер – финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение.

 

Ликвидация ЮЛ в упрощенном порядке. Применяется этот способ только в отношении недействующих ЮЛ и производится такая ликвидация путем исключения из реестра в связи со специальным решением уполномоченного органа. Ранее государственные органы должны были подать иск в суд и т.п. – процедура была долгая и громоздкая. Сейчас же порядок более простой и закреплен он в ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП». Ст. 21.1 указанного закона устанавливает условия применения упрощенного порядка:

· Непредставление налоговой отчетности в течение 12 месяцев.

· Неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету.

 

Если эти условия налицо, то считается, что ЮЛ прекратило свою деятельность. Тогда регистрирующий орган принимает решение о ликвидации и издает в «Вестнике государственной регистрации» публикацию. Лица, чьи интересы затрагиваются ликвидацией ЮЛ, могут направить в регистрирующий орган свои возражения о проведении ликвидации в упрощенном порядке. Если в течение 3 месяцев со дня публикации таких заявлений не поступило, то ЮЛ автоматически исключается из реестра. Если такие заявления поступили, то ЮЛ может быть ликвидировано только в общем порядке.

 

Закон предусматривает множество ЮЛ различных ОПФ и имеются многочисленные особенности. Есть возможность для классификаций ЮЛ по различным критериям, некоторые критерии заложены в самом ГК. В частности, ст.48 – по характеру имущественной связи участника юридического лица и самого юридического лица:

· Юридические лица, участники которых имеют вещные права в отношении имущества юридического лица – государственные и муниципальные унитарные предприятия. Учредитель наделяет юридическое лицо имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Также к этой категории относятся учреждения. Собственниками имущества сами юридические лица не являются, они владеют имуществом на ином праве.

· Юридические лица, в отношении которых их участники имеют имущественные права обязательственного характера – права требования – хозяйственные товарищества и общества, а также производственные и потребительные кооперативы. То есть, участники, которые изначально «вкладываются» в юридическое лицо, сохраняют право требования.

· Юридические лица, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав. Это многочисленные общественные и религиозные организации, фонды, объединения юридических лиц. Участники как раз не сохраняют никаких прав на ликвидационный остаток.

 

Что касается юридических лиц, которые не являются собственниками своего имущества (унитарные предприятия), то в их отношении в литературе можно встретить серьезную критику о целесообразности их существования вообще. Говорится о них как о пережитке советского строя.

 

Следующая классификация является наиболее популярной, наиболее понятной, но немаловажной – в зависимости от целей деятельности (легальная основа – ст. 50 ГК). В соответствии с этой классификаций юридические лица делятся на:

· Коммерческие – преследуют цели извлечения прибыли в качестве основной своей цели деятельности. Перечень таких ОПФ строго ограничен ГК. Они могут создавать в форме хозяйственных товариществ, обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.

· Некоммерческие – организации, которые не преследуют цели извлечения прибыли в качестве основной. Для них закон предусматривает дополнительный критерий – не распределяют прибыль между участниками. ОПФ, в рамках которых могут создаваться некоммерческие организации – множество, ГК называет лишь часть: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, фонды и устанавливает, что некоммерческие организации могут создавать в иных формах, предусмотренных законом. Таких ОПФ на сегодняшний день существует великое множество. Авторы концепции развития гражданского законодательства не рискнули даже указать число таких ОПФ. Среди них – общины коренных малочисленных народов, профсоюзы и т.д. Некоммерческая организация может осуществлять деятельность, которая приносит прибыль, но допускается это лишь при определенных условиях. Прежде всего, такая деятельность не может является основной. Во-вторых, такая деятельность должна так или иначе служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. В-третьих, не должно содержаться прямого запрета в законе (например, для саморегулируемых организаций, общин коренных малочисленных народов такой запрет установлен).

 

Следующая классификация (легальной основы не имеет, носит сугубо условный, доктринальный характер, более свойственна для европейского континентального права):

· Корпорации – такие ЮЛ, для достижения уставных целей которого требуется, прежде всего, объединение лиц, либо лиц и их имуществ. Как правило, имеется членство.

· Учреждения – такие юридические лица, которые для достижения своих целей главным образом требуют наделения их своим имуществом, а объединение лиц отходит на второй план – фонды, иные некоммерческие организации.

 

Гражданско-правовое регулирование статуса различных юридических лиц. Помимо ГК, существует множество федеральных законов. Отдельные законы целиком посвящены регулированию статуса ЮЛ определенных ОПФ: ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др. – для коммерческих. Для некоммерческих – ФЗ«О некоммерческих организациях, ФЗ«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Эти законы, главным образом, целиком посвящены регламентации статуса ЮЛ. Есть также законы, содержащие лишь отдельные положения о статусе ЮЛ, более в них говорится о содержании их деятельности – ФЗ «Об общественных объединениях» (общественное объединение может обладать статусом ЮЛ, а может и нет), ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и др. Третья группа законов – просто упоминают об отдельных положениях статуса отдельных ЮЛ и при этом не содержат каких-либо подробностей о содержании их деятельности. Таким образом, создается некая неразбериха в гражданско-правовом регулировании статуса ЮЛ.

 

27.10.11

 

Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества

 

Коммерческие организации – их общий признак состоит в том, что их уставной капитал разделен на определенные доли. Эти организации являются собственниками своего имущества, соответственно участники имеют связь имущественного характера. Товарищество – в большей степени объединение лиц, а общества – в большей степени объединение капитала. Полный товарищ – это полноправный участник товарищества, он, прежде всего, несет неограниченную ответственность по обязательствам товарищества. Полный товарищ, как правило, лично принимает участие в делах товарищества. С учетом этого, поскольку это коммерческая организация, то к нему предъявляются определенные требования. Не каждый может быть участником хозяйственного товарищества в качестве полного товарища. Таким товарищем может быть только индивидуальный предприниматель и коммерческая организация. Основное требование от участника – это его имущественный взнос или вклад в такое юридическое лицо. Степень личного участия не велика, то есть, в делах общества их участники, как правило, принимают небольшое участие. Естественно, здесь не обошлось без исключений. Есть участники, которые занимают различные должности в управлении обществом, но все равно, основная масса участников не принимает большого участия в управлении делами общества. Руководителем вообще может быть избран неучастник общества. Участники по общему правилу не отвечают по обязательствам общества. Здесь действует правило ограничения предпринимательского риска. Соответственно, требования к субъектному составу здесь не такие жесткие, как в товариществе. Но есть и исключения, которые касаются, например, государственных органов и органов местного самоуправления. Для них такая возможность участия в хозяйственных обществах должна быть предусмотрена в законе. Например, вложение государственных инвестиций, в результате чего государственный орган становится обладателем доли акций юридического лица. Еще исключения касаются учреждений, для них требуется разрешение собственника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.