Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система земельного права и земельного законодательства




Единственным источником права в России является нормативный правовой акт – документ правотворческого органа, содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права). Система законодательства Российской Федерации имеет иерархическое строение, где место каждого нормативного правового акта определено его юридической силой. Юридическая сила нормативного правового акта зависит от места органа, его издавшего в структуре государственной власти. Наивысшей юридической силой наделяются законы, издаваемые в особом порядке правотворческим (представительным) органом государственной власти. В систему законодательства так же входят подзаконные нормативные акты, издающиеся исполнительными органами государственной власти по вопросам, находящимся в их ведении.

Среди законов особое место занимают кодифицированные нормативные правовые акты, призванные на единых началах системно регулировать определенную сферу общественных отношений.

Земельный кодекс (далее ЗК РФ) комплексно регулирует всю совокупность земельных отношений в стране и детально развивает положения Конституции РФ.

Статья 2 ЗК РФ определяет состав земельного законодательства.

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

 

Однако необходимо отметить, что принятие Земельного кодекса не только не ликвидировало существовавшие пробелы законодательства, но и породило новые противоречия, которые требуют своего осмысления и разрешения. Важные переходные положения содержаться в федеральном законе «О вступление в силу Земельного кодекса Российской Федерации».

ЗК РФ и по своему названию, и, по сути, является кодифицированным нормативным актом, но он задумывался и разрабатывался как рамочный закон, то есть нормативный акт, в котором определены в большинстве случаев только общие подходы и принципы в регулировании отношений по поводу земли. Поэтому в ЗК РФ так много отсылочных норм, то есть указаний на другие нормативные акты, которые должны регулировать конкретные отношения. Некоторые из таких нормативных актов до сих пор не приняты, что сохраняет пробелы в земельном законодательстве. Но процесс законотворчества непрерывно продолжается.

Земельный кодекс обусловил принятие целого ряда законов, создавших систему земельного законодательства. В федеральных законах нашли свое развитие отдельные институты земельных отношений. Были приняты федеральные законы: ФЗ от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»,ФЗ от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве », ФЗ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Вопрос оборота земель сельскохозяйственного назначения был выведен за пределы действия ЗК РФ. Эти отношения урегулированы специальным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. Закон вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть с 27 января 2003 г.

Важной вехой в развитии земельного законодательства стало принятие федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» 27 июля 2007 года, заменившего ФЗ «О государственном земельном кадастре». Закон направлен на последовательное и системное претворение в законодательстве принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта, установленного в ст. 1 ЗК РФ.

В состав земельного законодательства входят законы субъектов РФ. Правотворческая компетенция субъекта РФ определяется ЗК РФ и другими федеральными законами. Субъекты РФ не могут выходить за пределы своей компетенции. Так, например, в ст. 9 ЗК РФ, к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся: установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков. Из этого следует, что по соответствующим вопросам субъекты РФ не вправе принимать свои нормы. В то же время, некоторые вопросы земельных правоотношений регулируются законодательством субъекта РФ и принятие федеральных норм по таким вопросам не предполагается. Так, например, в соответствии со ст. 33 ЗК РФ именно субъект РФ устанавливает предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан из государственных и муниципальных земель для осуществления отдельных видов деятельности.

В Самарской области действует несколько Законов Самарской области, которые являются неотъемлемой частью земельного законодательства на территории Самарской области. Среди них: «О земле» от 11.03.2005. № 94 – ГД.; «О повышении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Самарской области» от 07.10.2002. № 63-ГД. Закон Самарской области «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» от 04.03.2011 № 16-ГД, который вступил в силу с 1 января 2012 года.

Следующим важным актом в системе нормативных правовых актов Российской Федерации в области регулирования земельных отношений, отношений природопользования и охраны окружающей среды являются указы Президента Российской Федерации. Особенность их обусловлена высоким положением Президента как главы государства, что провозглашено в ст. 80 Конституции РФ. На основании Конституции Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В соответствии с высоким статусом в государственном устройстве страны Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти по важнейшим вопросам политики, экономики и экологического и продовольственного благополучия населения страны.

Президент РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Нормативные правовые акты Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (т.е. они являются подзаконными актами).

По конкретным, текущим и перспективным проблемам земельного и экологического права Президентом были приняты Указы: от 1 апреля 1996 г. "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"; от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и др.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ издает акты, имеющие нормативный характер, - в форме постановлений; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, - в форме распоряжений Правительства РФ.

Правительство решает практически все те вопросы, которые необходимы для успешного исполнения федеральных законов и указов Президента РФ об организации рационального использования и охраны земель и других природных ресурсов, осуществлении мер по обеспечению законности, соблюдению прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы.

В форме положений или правил издаются сложные по содержанию и структуре нормативные акты. Например, Постановлениями Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 утверждено Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота; от 28 ноября 2002 г. № 846 - Положение об осуществлении государственного мониторинга земель; от 11 августа 2003 г. № 486 - Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети. Когда для решения тех или иных вопросов не требуется издания положения или правил, принимаются обычные постановления Правительства, например от 23 февраля 1994 г. № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы

Подзаконные правовые акты субъектов РФ издаются на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства, других исполнительных органов РФ, а также законов субъектов РФ.

Согласно Земельному кодексу РФ решение многих вопросов регулирования земельных отношений на местах отнесено к ведению государственных органов субъектов РФ. К полномочиям субъектов РФ относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

По вопросам местного самоуправления в области использования и охраны земель подзаконные правовые акты могут издавать органы местного самоуправления (местные администрации). В них определяется порядок использования и охраны земель с учетом местных условий (ст. 11 ЗК РФ).

Статья 12 Конституции РФ признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно. В городах и сельских населенных пунктах их граждане осуществляют самоуправление путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления, формируемые выборными органами. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и собственностью на землю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.