КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Киселев и. я. 457 2 страница
рос о повышении роли рекомендаций как одного из важнейших источников международно-правового регулирования труда1. Согласно Уставу, принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может ухудшать во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство. Устав МОТ устанавливает порядок пересмотра устаревших международных актов. В настоящее время примерно 50 конвенций МОТ пересмотрены последующими конвенциями. При принятии пересмотренной конвенции Международная конференция труда каждый раз решает, закрыта ли прежняя конвенция для ратификации и означает ли ратификация пересмотренной конвенции денонсацию прежней. В качестве альтернативы принятию новой, т.е. пересмотренной, конвенции (особенно когда изменение текста конвенции незначительно) используется такая форма международного акта, как протокол. Принятие протокола упрощает во многих отношениях процедуру изменения конвенции, в частности отпадает предусмотренная во многих случаях необходимость одновременного существования двух текстов конвенции, старого и переработанного. Конвенция и протокол к ней как бы составляют единое целое. Протокол, как и любая конвенция, должен быть одобрен 2/3 голосов делегатов Международной конференции труда и подлежит ратификации государствами—членами МОТ. Устав МОТ устанавливает порядок международного контроля за соблюдением (применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает прежде всего деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых Административным советом в личном качестве, и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.
Доклады правительств о применении конвенций и рекомендаций первоначально рассматриваются Комитетом экспертов. Он либо формулирует в своем ежегодном докладе замечания, относящиеся к тем или иным правительствам, либо направляет им запросы. Комитет публикует также периодические обзоры о применении в различных странах отдельных конвенций или их групп. 1 Нормотворческая деятельность МОТ в эпоху глобализации: Доклад Генерального директора МБТ 85-й сессии МКТ. Женева, 1997. С. 54—64. Ежегодные доклады Комитета экспертов передаются в Комитет по применению конвенций и рекомендаций, который формируется на каждой сессии МКТ. Этот последний Комитет обсуждает доклад Комитета экспертов, в случаях необходимости требует объяснений от соответствующих правительств, посылает представителей МОТ (с согласия правительств) в те государства, где допускаются нарушения международных трудовых стандартов, для рассмотрения на месте положения дел. Механизм контроля включает также рассмотрение жалоб на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых стандартов. Установлено четыре способа рассмотрения таких жалоб. Профсоюз либо организация предпринимателей государств-членов МОТ может направить представление на любое государство, входящее в МОТ. Такое представление — это по сути жалоба на государство в связи с невыполнением им обязательств по ратифицированной конвенции. Представление рассматривается в трехстороннем комитете, сформированном Административным советом. Заключение и рекомендация этого комитета могут быть опубликованы. Существует еще один канал рассмотрения жалоб. Любое государство—член МОТ может направить жалобу против другого государства—члена МОТ, которое, по мнению государства-жалобщика, не обеспечивает соблюдения ратифицированной обоими этими государствами конвенции. Жалоба передается на рассмотрение образуемой Административным советом Комиссии по расследованию, состоящей из независимых, беспристрастных лиц, пользующихся высокой международной репутацией. Комиссия оценивает письменные показания, заслушивает свидетелей, посещает соответствующую страну для ознакомления с ситуацией на месте. Заключение и рекомендации Комиссии публикуются в Официальном бюллетене МОТ. Выводы Комиссии могут быть обжалованы в Международный суд, чье решение окончательно.
Если государство — член МОТ отказывается выполнять рекомендации Комиссии или решение Международного суда, Административный совет может рекомендовать Международной конференции труда принять решение об оказании давления на это государство. Какое конкретно давление? Об этом Устав умалчивает. Теоретически возможны любые санкции, в том числе исключение из МОТ или приостановка членства. Однако на практике "МОТ не стремится к использованию мер принуждения. Она обращается к сознательности правительств, надеется на силу общественного мнения, влияние других правительств и социальных партнеров в деле обеспечения применения норм. Единственная санкция, допускаемая МОТ, — это санкция моральная, санкция общественного мнения"1. Устав МОТ устанавливает особую процедуру рассмотрения жалоб на нарушение государствами — членами МОТ свободы объединения. Эта жалоба разбирается в Комитете по свободе объединений — постоянном трехстороннем органе, существующем при Административном совете. Он состоит из 9 человек— членов Административного совета во главе с независимым председателем. Административный совет может в любом случае передать направленную ему жалобу на рассмотрение специально созданной Комиссии по расследованию и примирению. Она состоит из независимых лиц по назначению Административного совета. В процессе рассмотрения жалоб и другой деятельности контрольно-надзорных органов МОТ многие конвенции и рекомендации получили толкование, представляющее важное дополнение к тексту этих актов.
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что применение (имплементация) актов МОТ в национальное право осуществляется следующими способами. • Прямое применение международных норм в случае рати • Изменение в законодательстве в связи с желанием рати • Учет замечаний надзорных органов МОТ в связи с пред • Включение в текст национальных законов положений ра • Использование положений международных актов по тру 1 Иванов С.А. МОТ: контроль за применением международных норм о труде и его проблемы // Государство и право. 1997. № 7. С. 22. § 2. НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНВЕНЦИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ, ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МОТ В Уставе МОТ содержатся программные положения, определяющие основные направления создания международных трудовых стандартов. Цели нормативной деятельности МОТ, согласно преамбуле к ее Уставу, состоят в улучшении условий труда путем использования следующих методов: регулирования часов работы, включая установление максимальных пределов рабочего дня и недели; регулирования рынка труда; предотвращения безработицы; обеспечения достойного уровня заработной платы; защиты трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве; охраны труда детей, подростков и женщин; обеспечения пожилых трудящихся и инвалидов; защиты работников-мигрантов; признания принципа равной заработной платы за равный труд; признания свободы ассоциаций; организации профессионального и технического обучения.
Важно отметить, что этот перечень не является исчерпывающим и не исключает применения других методов. В Филадельфийской декларации от 10 мая 1944 г., включенной в Устав МОТ в качестве его дополнения, провозглашается, что МОТ берет на себя обязательство способствовать принятию странами мира программ, направленных на достижение полной занятости и повышение уровня жизни; предоставление трудящимся возможности применять свои силы в тех профессиях, где они могут достигнуть наиболее полного развития своих способностей и внести наибольший вклад в общее благосостояние; обеспечение в качестве средства достижения этой цели возможностей профессионального обучения и передвижения работников, включая миграцию; проведение политики в области заработной платы и других условий труда, направленной на то, чтобы обеспечить получение всеми справедливой доли плодов прогресса и установить прожиточный минимум всем, кто в этом нуждается; признание права на коллективные переговоры и участие трудящихся в разработке и применении социальных и экономических мероприятий; расширение и улучшение социального обеспечения и медицинской помощи; защиту жизни и здоровья трудящихся всех профессий; обеспечение благосостояния детей и защиту материнства; обеспечение необходимого питания, жилья и условий для отдыха и культурного развития; обеспечение равного доступа к образованию. В качестве основопо- лагающего принципа провозглашается, что все люди независимо от расы, веры или пола имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей. Фундаментальные принципы социальной политики, закрепленные в Уставе МОТ, связывают государства — члены МОТ независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции. Содержание этих принципов уточнено в принятой на 86-й сессии МКТ (июнь 1998 г.) Декларации основополагающих принципов и прав в сфере труда. Декларация сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств — членов МОТ. Это свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. Указанные принципы получили нормативное выражение в семи конвенциях, ратификация которых для всех государств — членов МОТ признана первоочередной: № 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию"; № 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров"; № 29 "О принудительном труде"; № 105 "Об упразднении принудительного труда"; № 100 "О равном вознаграждении за труд равной ценности"; № 111 "О дискриминации в области труда и занятости"; № 138 "О минимальном возрасте приема на работу". Рассмотренные программные положения определяют рамки и направления нормотворческой деятельности МОТ и тем самым очерчивают содержание конвенций и рекомендаций. Это содержание характеризуется определенным внутренним единством и составляет внушительный массив разнообразных норм, охватывающих широкий круг вопросов и распространяющихся на огромное большинство трудящегося населения. Следует отметить, что нормативные акты МОТ выходят за рамки проблематики трудового права, предмета его регулирования. Они затрагивают широкий круг проблем социальной политики и включают положения, относящиеся к праву социального обеспечения, свободному времени трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию, статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессиональной ориентации, организации деятельности государственных органов по управлению трудом. Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным) работникам, но и к независимым, предпринимателям, а в ряде случаев ко всему населению. В ходе дальнейшего изложения мы рассмотрим нормативное содержание основных конвенций и рекомендаций МОТ, уделяя особое внимание конвенциям МОТ, ратифицированным РФ1. Запрет принудительного труда. В актах МОТ принудительному труду уделено значительное внимание. Этому вопросу посвящены две конвенции (№ 29 и 105) и две рекомендации (№ 35 и 36). Конвенция № 29 (1930 г.) обязывает государства упразднить применение принудительного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок. Незаконное применение принудительного труда должно подлежать наказанию как уголовное преступление. Конвенция определяет принудительный труд как "всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой наказания, если только данное лицо не предложило добровольно свои услуги". Приведенное определение принудительного труда не является, однако, всеобъемлющим. Согласно Конвенции, в ряде случаев принуждение к труду законно. Пять видов деятельности, которые включают элементы принуждения, исключаются из определения принудительного труда и, следовательно, считаются законными, допустимыми, но при определенных условиях и ограничениях. Эти виды деятельности таковы:
—работа, требуемая в силу законов об обязательной воен —работа, являющаяся частью обычных гражданских обязан —работа, требуемая в силу судебного приговора при усло —работа, необходимость которой вызвана чрезвычайными 1 В Российской Федерации в настоящее время действует 48 конвенций МОТ и Протокол к Конвенции № 81. Перечень ратифицированных РФ конвенций МОТ и их тексты приведены в Приложении к настоящей книге. — мелкие работы для пользы коллектива, если его предста Допуская в ряде случаев обязательный труд, Конвенция № 29 сопровождает такое разрешение определенными условиями и ограничениями. Так, орган власти, имеющий право привлекать к принудительному труду, обязан предварительно убедиться в том, что: —предполагаемая работа, основанная на принудительном —работа является необходимой в настоящее или ближайшее —невозможно привлечь добровольно рабочую силу для вы —следствием этой работы не будет слишком тяжелое бремя К обязательному труду могут быть привлечены, как правило, трудоспособные лица мужского пола 18—45 лет при уважении семейных и супружеских связей. Таким образом, привлечение к принудительному труду женщин, молодежи, пожилых людей, инвалидов во всех случаях не должно допускаться. Это также относится к ученикам и учителям средних школ, к административному персоналу. Доля населения, которую разрешено одновременно направить на принудительные работы, не может превысить 25%. Максимальный срок трудовой повинности для каждого отдельного лица — 60 дней в году. Условия труда лиц, привлеченных к обязательному труду (заработная плата, рабочее время, время отдыха и т.п.), должны быть такими же, как и для лиц, работающих по вольному найму. Принудительный труд не применяется для выполнения подземных работ. Запрещен принудительный труд как средство коллективного наказания. Любой трудящийся, который по истечении срока принудительного труда пожелает остаться на том же месте в качестве свободного работника, имеет право это сделать. Конвенция № 105 (1957 г.) ужесточает запреты принудительного труда по сравнению с Конвенцией № 29 и расширяет круг обязательств государств по устранению принудительного труда. Она требует немедленной и полной отмены любых форм принудительного труда по перечисленным в Конвенции основаниям. Запрет принудительного труда рассматривается в контексте за- щиты прав человека, его свободы, в частности, от экономического и социального давления. Специально перечислены виды труда, которые квалифицируются как принудительный труд: —в качестве средства политического воздействия или вос —в качестве метода мобилизации и использования рабочей —в качестве средства для поддержания трудовой дисципли —в качестве средства наказания за участие в забастовке; —в качестве меры дискриминации по признакам расовой, Рекомендация № 35 призывает государства в дополнение к обязательствам, установленным в Конвенции № 29, избегать какого-либо косвенного принуждения к труду, т.е. мер, искусственно усиливающих давление на население с целью заставить искать работу по найму. Это, в частности, обложение населения такими налогами, которые привели бы к тому, что население было бы вынуждено искать работу по найму на частных предприятиях; введение таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли; злонамеренное расширение общепринятого понятия "бродяжничество". Особо предлагается избегать каких-либо ограничений добровольного перемещения рабочей силы из одного вида занятости в другой или из одного района в другой, что могло бы иметь косвенным результатом принуждение трудящихся поступать на работу в определенные отрасли хозяйства или районы. Рекомендация № 36 предлагает принимать все возможные меры к тому, чтобы трудящиеся, занятые обязательным трудом, не подвергались соблазнам в отношении алкоголя. Нормы, касающиеся запрета принудительного труда, имеются в Рекомендации МОТ № 136 о специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития. Участие в таких программах должно быть добровольным. Исключения могут быть допущены только посредством законо- дательных мер и в тех случаях, когда имеется полное соответствие с положениями международных конвенций о принудительном труде и о политике в области занятости. Рекомендация допускает нарушение принципа добровольности в отношении: —программ общего образования и профессионального обу —программ для молодежи, которая приняла на себя обяза Контрольно-надзорные органы МОТ выделяют несколько наиболее распространенных на практике видов принудительного труда, нарушающих конвенции МОТ, к которым относятся: 1) принудительный труд за долги (пеонаж); 2) работа заключенных; 3) принудительный труд в качестве инструмента обеспечения установленной в законодательстве обязанности трудиться; 4) принудительный труд как разновидность наказания. Комитет экспертов МОТ указывал на ряд стран, которые использовали принудительный труд как средство укрепления трудовой дисциплины. В числе нарушителей фигурировал и СССР. До 1992 г. в ст. 135 КЗоТа РСФСР в числе мер дисциплинарного взыскания был перевод на нижеоплачиваемую работу до 3 месяцев или смещение на нижеоплачиваемую работу на тот же срок, причем в период применения наказания запрещено увольнение по собственному желанию. Это было расценено как нарушение Конвенции № 105. Законом РФ от 25 сентября 1992 г. этот вид взыскания за нарушение трудовой дисциплины отменен. Вместе с тем, по мнению Комитета экспертов МОТ, Конвенция № 105 не защищает лиц, нарушающих трудовую дисциплину, которые дезорганизуют работы, относящиеся к существенным услугам, или создают угрозу жизни и здоровью других людей. Но в этом случае должна существовать реальная угроза, а не мелкие нарушения, причем работник должен иметь право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом в разумные сроки. Комитет экспертов МОТ расценил как осуществление принудительного труда принятые в ряде стран законы о борьбе с тунеядцами. Однако Комитет указал, что законодательные по- ложения относительно бродяжничества и аналогичных нарушений, имеющие целью защитить общество от нарушителей общественного порядка и спокойствия со стороны лиц, которые отказываются трудиться, не противоречат конвенциям МОТ. Комитет экспертов МОТ указал на то, что законы отдельных стран не определяют с достаточной степенью ясности критерии тунеядства, кроме самого факта отказа от работы. И здесь возможны злоупотребления. Оценка в качестве тунеядцев и репрессии в отношении лиц, которые живут за счет наследства, супруга, родителей и т.п., представляют собой, с точки зрения экспертов МОТ, нарушение конвенций о запрете принудительного труда. Равенство работников и запрет дискриминации. Международные стандарты, касающиеся равенства в труде, относятся к числу первостепенных. Дискриминация работников обесценивает в значительной мере запрет принудительного труда, поскольку лишает жертв дискриминации свободы выбора. Дискриминация унижает человеческое достоинство работников, развращает их сознание, создает напряженность в сфере трудовых отношений, питает враждебность одних групп работников в отношении других и, наконец, несовместима с социальным миром и даже создает в ряде случаев опасность международных столкновений, т.е. таит угрозу миру во всем мире. Неудивительно, что в актах МОТ имеется большое число норм и положений, направленных против дискриминации в сфере труда. Этому посвящены Конвенция № 111 о дискриминации в области труда и занятий, Конвенция № 117 об основных целях и нормах социальной политики, Конвенция № 156 о трудящихся с семейными обязанностями, Конвенция № 100 о равном вознаграждении, Рекомендации № 165 о трудящихся с семейными обязанностями, Рекомендация № 90 о равном вознаграждении, Рекомендация № 162 о пожилых трудящихся. Наиболее общим по содержанию документом является Конвенция № 111. Она обязывает государства определить и проводить национальную политику, направленную на поощрение равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий с целью искоренения всякой дискриминации. Дискриминация подразумевает: а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нару- шению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящие к тем же результатам. Отметим, что, по общепринятому толкованию, Конвенция № 111 запрещает не только прямую дискриминацию (когда устанавливаются откровенно дискриминационные положения), но и косвенную (когда дискриминация возникает как объективное последствие мер, которые вводятся и применяются для всех категорий трудящихся без каких бы то ни было различий). Конвенция № 111 запрещает дискриминацию по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного или социального происхождения. Конвенция № 168 дополнительно запретила осуществлять дискриминацию по возрасту и в связи с утратой трудоспособности. И наконец, Рекомендация № 162 призывает государства принять меры по недопущению дискриминации пожилых трудящихся. Разумеется, государства могут расширить перечень мотивов, по которым не допускается дискриминация. Так, некоторые государства дополнительно запрещают дискриминацию сексуальных меньшинств, больных СПИДом. С точки зрения МОТ (Конвенция № 117) целью социальной политики является ликвидация дискриминации работников применительно ко всем аспектам труда и трудовых отношений, а именно: —допуска на государственную или частную службу; —условий найма и продвижения по службе; —возможностей для профессионального обучения; —условий труда; —мероприятий по здравоохранению, охране труда и обес —дисциплины; —участия в переговорах о заключении коллективных дого —ставок заработной платы, которые определяются в соот Конвенция № 111 исключает из понятия дискриминации: — любое различие, недопущение или предпочтение, осно — любые меры, направленные против лица, в отношении которого имеются обоснованные подозрения или доказано, что оно занимается деятельностью, подрывающей безопасность государства, при условии, что заинтересованное лицо имеет право обращения в компетентный орган, созданный в соответствии с национальной практикой. Данное положение толкуется таким образом, что, во-первых, должны существовать серьезные подозрения о конкретной деятельности конкретного лица, а не сам факт его принадлежности к определенной расе, национальности, партии или иной группе и, во-вторых, компетентный орган, созданный для рассмотрения жалобы данного лица, должен быть независимым от административных властей, находиться в иерархической структуре выше того органа, чье решение обжалуется, обеспечивать гарантии независимости и беспристрастности, обосновывать свое решение серьезными аргументами и давать возможность жалобщику изложить свою позицию. Не рассматриваются как дискриминация меры социальной защиты, направленные на удовлетворение особых нужд лиц, которые по соображениям пола, возраста, физической неполноценности, семейных обстоятельств или социального или культурного уровня признаются нуждающимися в особой защите или помощи. В отношении инвалидов это специально отмечено в Конвенции МОТ № 159, согласно которой позитивные меры, направленные на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов и других трудящихся, не считаются дискриминацией последних (ст. 4). В этой связи возникает вопрос о законности так называемой дискриминации наоборот, когда определенное число рабочих мест выделяется группам, подвергшимся ранее дискриминации, для того, чтобы улучшить перспективы получения ими работы и социального продвижения. С позиции международного трудового права меры такого рода не должны рассматриваться как дискриминация, если они направлены на то, чтобы обеспечить равновесие между различными группами и защиту меньшинств или компенсировать дискриминацию в отношении более отсталых экономических групп населения. Совместимость таких мер с конвенциями МОТ в значительной мере зависит от фактической ситуации, которая оправдывала бы их применение на практике1. 1 См.: Valticos N. International Labour Law. Deventer, 1979. P. 108—109. Конвенция МОТ № 100 обязывает государства использовать национальные методы установления ставок вознаграждения с целью обеспечивать применение принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Иными словами, ставки вознаграждения должны определяться без дискриминации по признаку пола. Отметим, что данная конвенция использует понятие "труд равной ценности", которое имеет более широкое значение, чем "равный труд", и направлено на то, чтобы предотвратить косвенные ограничения принципа равенства вознаграждения, возможного при применении понятия "равное вознаграждение за равный труд". При применении последнего понятия возможна дискриминация женщин в отношении размера заработной платы под тем предлогом, что специфически женский труд не равен мужскому (меньше физические нагрузки и т.п.). В международных документах встречаются и то и другое понятия. Понятие "труд равной ценности" применяется в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Во Всеобщей декларации прав человека используется понятие "равный труд". Применение понятия "труд равной ценности" предполагает сравнение различных типов работ, при котором пол работника не должен приниматься во внимание. Различие в ставках вознаграждения, которое соответствует разнице, вытекающей из объективной оценки исполняемой работы, не рассматривается при этом как противоречащее принципу равного вознаграждения мужчин и женщин. Понятие вознаграждения применительно к Конвенции № 100 включает основную или минимальную заработную плату и всякое другое вознаграждение, предоставляемое прямо или косвенно, в деньгах или в натуре. Наряду с универсальными актами МОТ о равенстве в сфере труда действует немало конвенций и рекомендаций, которые относятся к определенным категориям трудящихся: работникам-мигрантам, лицам с семейными обязанностями, морякам, сельскохозяйственным рабочим, представителям коренного населения. Так, Конвенция № 156 имеет целью обеспечить равное обращение и равные возможности для трудящихся (как мужчин, так и женщин) с семейными обязанностями. К ним относятся работники, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей или других ближайших родственников — членов семьи, которые нуждаются в уходе или помощи, когда такие обязанности ограничивают возможности
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |