Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятость и трудоустройство




 

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1 Закона).

Занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную и иные виды службы (альтернативную и правоохранительную);

проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях;

временно отсутствующие на рабочем месте по различным причинам;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций (общественных, религиозных и др.).

Отнесение этих категорий граждан к занятым означает, что в отношении них государство не осуществляет тех мер социальной защиты и тех видов помощи, которые адресованы незанятым гражданам.

К незанятым гражданам относятся:

несовершеннолетние нетрудоспособные граждане;

пенсионеры;

трудоспособные граждане.

Последняя категория населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться, так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из организаций или прошедших обучение и ищущих работу - безработных. Именно в отношении безработных, в основном, направлена политика государства содействующая их занятости.

Определение правового статуса безработных означает установление круга лиц, относящихся к данной категории граждан, их прав и обязанностей, а также гарантий соблюдения этих прав.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости безработными признаются граждане, которые:

а) трудоспособны;

б) не имеют работы и заработка;

в) зарегистрированы в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы;

г) ищут работу;

д) готовы приступить к ней.

Эти пять признаков формируют понятие "безработный" и отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным признание гражданина безработным.

Трудоспособность граждан определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие возраста 16 лет, а также те, которым назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3 Закона).

Для принятия решения о признании инвалида безработным он должен, наряду с прочими документами, представить индивидуальную программу реабилитации, руководствуясь которой учреждения службы занятости будут подыскивать ему работу.

Отсутствие работы и заработка означает, что гражданин не относится ни к одной из категорий занятых.

Регистрация в учреждениях службы занятости осуществляется на основании Порядка регистрации безработных граждан в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан;

регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

регистрация граждан в качестве безработных;

перерегистрация безработных граждан.

Первичная регистрация осуществляется без предъявления гражданами каких-либо документов в целях учета общей численности безработных для получения необходимой информации о потребностях в работе.

Для регистрации в целях поиска подходящей работы граждане представляют документы: паспорт; трудовую книжку или иные документы о стаже; документы о профессиональной квалификации; документы о заработке за последние три месяца по последнему месту работы; инвалиды - дополнительно индивидуальную программу реабилитации, на основании которых учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны предложить обратившемуся два варианта подходящей работы. При невозможности предоставления подходящей работы из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации ему может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, а также повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

Если на этом этапе подходящая работа гражданину не найдена, то не позднее 11-го дня со дня регистрации в целях поиска подходящей работы гражданин регистрируется в качестве безработного. При отказе в регистрации гражданин имеет право на повторное обращение через месяц. При этом мотивы отказа должны быть сообщены ему письменно.

Перерегистрация безработных граждан проводится в сроки, установленные учреждениями службы занятости. Снятие с регистрационного учета производится в случаях:

признания гражданина занятым;

неявки в сроки, установленные учреждениями службы занятости, для предложения подходящей работы либо для перерегистрации;

переезда в другую местность;

установления злоупотреблений со стороны граждан;

осуждения к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Граждане, претендующие на получение статуса безработных, должны искать работу. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению учреждения службы занятости для знакомства с предлагаемой работой.

Наконец, безработный гражданин должен быть готов приступить к работе. Это означает, что в момент регистрации не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только она будет ему найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание безработным невозможно.

Гражданин, признанный безработным, приобретает специфические права и обязанности, позволяющие ему реализовать тот особый интерес, который связан с потребностью изменить статус безработного на статус занятого. Эти права и обязанности можно разделить на две группы - те, которые являются общими для всех безработных, и те, которые устанавливаются только для определенных категорий безработных.

Основным общим для всех безработных правом является право на получение помощи государства в поиске работы и трудоустройстве. Для оказания безработным такой помощи учреждения службы занятости формируют банки вакансий на основании данных, предоставляемых им работодателями. К другим правам безработных относятся:

право на получение бесплатной информации от учреждений службы занятости (п. 5 ст. 15 Закона о занятости);

право на бесплатную профессиональную ориентацию (п. 2 ст. 9 Закона о занятости);

право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению учреждений службы занятости (п. 2 ст. 9);

право на содействие в организации собственного дела;

право на обжалование решений, действий и бездействия учреждений службы занятости и их должностных лиц в вышестоящее учреждение занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 11 Закона о занятости);

право на социальную поддержку, включая пособие по безработице, стипендию в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению учреждений службы занятости, оплату периода временной нетрудоспособности (гл. 6 Закона о занятости);

право на компенсацию материальных затрат, связанных с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению учреждений службы занятости (п. 2 ст. 12 Закона о занятости, постановление Правительства РФ от 21.10.2005 г. N 633);

право на бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);

право на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 12 Закона о занятости);

право на повторное обращение в учреждение службы занятости через месяц после получения отказа в признании безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости);

право на приглашение в учреждения службы занятости не чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости (п. 10 Порядка регистрации безработных граждан).

Наряду с правами законодательство устанавливает и ряд общих обязанностей безработных, которые, как правило, касаются определенных процедурных моментов. К их числу относятся:

обязанность представить ряд документов при регистрации в качестве безработных (п. 14 Порядка регистрации безработных граждан, далее - Порядка);

обязанность являться на перерегистрацию в сроки, установленные учреждением службы занятости (п. 19 Порядка);

обязанность предъявить необходимые документы при прохождении перерегистрации (п. 20 Порядка);

обязанность активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждение службы занятости о своих действиях по самостоятельному поиску работы, в том числе о поступлении на работу временного характера (п. 21 Порядка);

обязанность известить учреждение службы занятости о поступлении на работу;

обязанность являться на переговоры с работодателем по направлению учреждения службы занятости.

Под трудоустройством следует понимать систему организационных, экономических, правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. О трудоустройстве можно говорить в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о части активной политики занятости, обеспечивающей создание условий для развития всех форм трудовой занятости и вовлечение в нее граждан. Во втором случае следует ограничиться только теми специальными мероприятиями, которые осуществляются с целью содействия гражданам в поиске работы, причем преимущественно в форме заключения трудового договора.

Трудоустройство осуществляется различными субъектами. Прежде всего это могут быть работодатели - они имеют право принимать на работу граждан, обращающихся к ним. В ряде случаев работодатели обязаны принимать меры к упреждающему трудоустройству работников, подлежащих увольнению из организации.

В этом случае трудоустройство происходит без участия посредников.

В качестве посредников при трудоустройстве могут выступать как государственные органы, так и негосударственные организации.

Государственным органом является федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы. Негосударственное посредничество может оказываться любыми юридическими лицами, при этом деятельность, связанная с трудоустройством за границей осуществляется на основании лицензии.

Указанные органы оказывают услуги по содействию в трудоустройстве как незанятым, так и занятым гражданам, желающим сменить место работы или форму занятости. При этом государственные органы услуги оказывают бесплатно, негосударственные, как правило, - на платной основе.

Процесс трудоустройства проходит две стадии.

Первая стадия - это обращение гражданина в учреждение службы занятости. При этом возникает правоотношение между обращающимся за содействием в поиске работы гражданином и трудоустраивающим органом.

Содержание возникшего правоотношения зависит от того, является ли обратившийся за содействием в поиске работы гражданин занятым или нет. В последнем случае учреждения службы занятости обязаны предложить не только имеющиеся варианты трудоустройства, но и при невозможности найти работу зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице и т.д.

Этот этап может быть прекращен по инициативе гражданина в любое время, вместе с тем учреждения службы занятости, как правило, не могут прекратить его по собственной инициативе. Однако цель первой стадии достигается лишь тогда, когда гражданину выдано направление на работу или на профессиональное обучение.

При характеристике предлагаемой работы существенное значение имеет то, что такая работа должна быть подходящей. Понятие подходящей работы сформулировано в ст. 4 Закона о занятости. Подходящей считается работа, в том числе временного характера, которая соответствует:

профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки. Уровень профессиональной подготовки определяется наличием профессионального образования, уровнем квалификации (разряд, класс, категория), а также опытом работы по специальности. Подходящей считается работа по любой из имеющихся у гражданина профессий и специальностей, однако предпочтение отдается последней работе;

условиям последнего места работы, за исключением оплачиваемых общественных работ (размеру заработка, нормам и правилам по охране труда, режиму работы и т.д.);

состоянию здоровья гражданина;

транспортной доступности рабочего места.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.

Вторая стадия трудоустройства - это заключение трудового договора с работодателем (либо поступление на учебу по направлению учреждения службы занятости). Следует иметь в виду, что направление учреждения службы занятости не является обязательным ни для гражданина, ни для работодателя. Поэтому вторая стадия трудоустройства имеет место лишь тогда, когда направленный учреждением службы занятости гражданин реально обратился в ту организацию, куда он был направлен. При таком обращении возникает правоотношение между гражданином и работодателем, которое регламентируется нормами трудового законодательства.

Правовая организация трудоустройства с участием государственной службы занятости характеризуется особенностями, присущими для трудоустройства отдельных категорий граждан. Последние объединены понятием "граждане, испытывающие трудности в поиске работы". Их перечень следует из ст. 5 Закона о занятости и включает:

инвалидов;

лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно, назначаемую трудовую пенсию по старости);

беженцев и вынужденных переселенцев;

граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;

одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Для этих категорий установлены дополнительные гарантии путем создания специализированных рабочих мест или организаций, установления квоты для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем обучения по специальным программам и другими мерами. Среди этих мер особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Квоты, сроки их действия, круг организаций, для которых они устанавливаются, круг лиц, имеющих право быть принятыми на работу в счет этих квот, устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом ситуации на рынке труда и требований законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.184 сек.