Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалифицирующие признаки ст.131. 2 страница




Итак, если до 14 лет потерпевший, то виновный отвечает как посредственный исполнитель. Если же потерпевший не совершает преступления вообще, то вроде бы ответственности по ст.150 нет.

Бурлаков говорит: ВМЕНЯТЬ ст.150 И ТОГДА, КОГДА ПОТЕРПЕВШИЙ МЛАДШЕ 14 ЛЕТ, НО ПРИ ЭТОМ ОСОЗНАВАЛ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЙ, В КОТОРЫЕ ОН ВОВЛЕКАЕТСЯ, ПРЕДВИДЕЛ ПОСЛЕДСТВИЯ И ЖЕЛАЛ ИХ НАСТУПЛЕНИЯ.

Под вовлечением (характеристика деяния) – это умышленные действия, направленные на возбуждение у потерпевшего желания участвовать в совершении преступления в качестве исполнителя или пособника (в общем, формирование умысла).

В диспозиции ст.150 законодатель указывает на конкретные способы вовлечения. При этом, три способа поддаются интерпретации, а четвертый способ сформулирован широко («иным способом…»):

1. вовлечение путем обещания. Речь идет об обещании вовлекателем принять на себя определенные материальные обязательства в пользу потерпевшего (например, заплатить за согласие участвовать в совершении преступления, не требовать возвращения долга).

2. вовлечение путем обмана, т.е. введение в заблуждение путем предоставления искаженной информации (заведомо ложной информации или умолчание об истинной информации). Информация только такая, которая влияет на принятие решения несовершеннолетнего. Например, сказать, что за это преступление несовершеннолетний не привлекается к уголовной ответственности.

3. вовлечение путем угроз. Поскольку в ч.3 говорится о вовлечении с применением насилия, то угроза насилием по ч.1 исключается. Угроза насилия – это уже ч.3 ст.150. В чем состоит угроза по ч.1? Угроза, обращенная на имущественные интересы вовлекаемого (я отберу твой мопед, я уничтожу твою вещь). Угроза, носящая психологический характер, - групповой остракизм.

4. вовлечение иным способом. Тут достаточно широкий перечень воздействия. Вовлекатель играет на зависти, мести, ревности несовершеннолетнего. Иногда играет на патриотизме.

Речь идет о вовлечении как умышленных действиях. Т.е. вовлекатель осознает факт недостижения лицом 14-летнего возраста. Причем достаточно, чтобы вовлекатель просто допускал это, признак заведомости отсутствует.

Итак, в какой момент преступление признается законченным?

Результат – мыслимый образ, который преследует вовлекатель, когда он совершает свои действия.

В прежнем Пленуме 2000 года момент окончания не зависел от последствий. Т.е. состав считался формальным

Сегодня Пленум от 01.02.2011 №1 состав ст.150 сформулирован по типу материального. Последствия – это либо совершение несовершеннолетним преступление, либо покушение, либо подготовка к совершению преступление. Если таких действий несовершеннолетний не совершает, то вовлекателю вменяется покушение на ст.150.

Первый случай: несовершеннолетний, которого вовлекали, не совершил преступление, приготовление или покушение (неудавшееся вовлечение). Как квалифицировать действия вовлекателя? По ст.150 со ссылкой на ч.3 ст.30.

Второй случай: несовершеннолетний совершил преступление, в которое его вовлекатель вовлек. Тогда вменяется ст.150 как оконченный состав.

Третий случай: несовершеннолетний совершил преступление, но не подлежит уголовной ответственности в силу возраста. В таком случае вменяется статья особенной части за преступление, которое совершил несовершеннолетний как ненадлежащий субъект + ст.150.

Четвертый случай: вовлечение в совершение преступления направлено на формирование умысла у потерпевшего совершить конкретное преступление. Тогда вменяется ст.150 и статья особенной части со ссылкой на ч.4 ст.33.

Пятый случай: вовлекатель совместно с вовлеченным несовершеннолетним совершит преступление как соисполнитель. Для вовлекателя ст.150 и статья за конкретное преступление. При этом, если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, с которого наступает уголовная ответственность за конкретное преступление, то можно еще вменить группу лиц по предварительному сговору.

Из этого варианта квалификации есть одно исключение. Если будет установлено, что до инкриминируемого конкретного преступления несовершеннолетний и взрослый ранее совершали совместно какое-либо преступление (либо преступления), то тогда инкриминируемый случай – это лишь один из эпизодов их совместной криминальной деятельности. Тогда ст.150 в отношении взрослого не применяется, а вменяется лишь конкретная статья особенной части.

Спорным является ситуация правовой оценки действий взрослого, которые выражаются в так называемой пропаганде воровской романтики, т.е. это рассказы бывалого человека, ранее привлекавшегося к уголовной ответственности, об образе жизни преступников. Такие действия могут быть квалифицированы по ст.150, если они все-таки направлено на формирование умысла у несовершеннолетнего совершить преступление. Т.е. вовлекатель преследует такую цель, несмотря на то, что уговоров, обещаний и т.п. не было, а воздействие оказывалось путем рассказов. При отсутствии такой цели, эти действия не образуют состава ст.150.

Очевидно, что преступление ст.150 совершает с прямым умыслом. Субъект ответственности – лицо, достигшее 18 лет. Разница между несовершеннолетним и преступником роли не играет. Потерпевшему может быть 17 лет и 364 дня, а преступнику – 18 лет и 1 день.

Квалифицирующий признак – с применением насилия или угрозой его применения.

Угроза применения насилия может касаться возможности применения любого насилия (от применения побоев до лишения жизни). Ст.119 не вменяется, вменяется квалифицирующий признак. Угроза должна быть реальной и действенной, как и во всех случаях криминализации угрозы.

Применительно к насилию речь идет о его реальном применении – умышленное воздействие на телесную неприкосновенность потерпевшего. В этом случае, в результате такого насилия могут быть причинены последствия в виде вреда здоровья. Они охватываются ст.150, если речь идет либо о побоях, либо об истязаниях, либо о легком вреде здоровью, либо средний вред здоровью. Тяжкий вред здоровью требует дополнительной квалификации по ст.111.

Если истязания совершены при квалифицирующих признаках (ч.2 по истязаниям), то требуется также дополнительная квалификация.

СТ.153 – ПОДМЕНА РЕБЕНКА.

Подмена ребенка – это довольно-таки сложное по объективной стороне преступление, которое имеет определенные сходства с похищением (ст.126 – похищение несовершеннолетнего или малолетнего как квалифицирующий признак).

Составы ст.126 и ст.153 отличаются по непосредственному объекту.

Различия в объективной стороне: при подмене ребенка происходит замена одного ребенка на другого, а при похищении происходит изъятие ребенка из его привычной среды обитания без предоставления соответствующего эквивалента.

Сразу же может возникнуть вопрос: может ли быть ситуация, когда совершаются действия, которые содержат не один, а два состава (ст.153 и ст.126 одновременно). Есть ли такие случаи, когда можно квалифицировать действия по двум статьям сразу. Бурлаков говорит, что могут.

Чем же опасна подмена ребенка? Опасность выражается в том, что ущерб причиняется двум благам, интересам. Во-первых, интерес родителей – право родителей на воспитание собственного ребенка. Второе благо же выражается в том, что ребенок лишается права на воспитание в родительской семье.

В последнее время СМИ знакомили нас с такими ситуациями, которые вдруг демонстрировали, что факт подмены ребенка обнаруживается при достижении значительного возраста несовершеннолетними. Такая трагедия говорит о том, что замененные дети испытывают также комплекс негативных эмоций.

Кто является потерпевшим? Кто является ребенком по смыслу ст.153? Как правило, это новорожденный. Место преступления, чаще всего, - это дом малютки или роддом. Такой новорожденный подменяется еще до того момента, когда родители ребенка, или лица из обслуживающего персонала родильного дома не получили возможности для идентификации новорожденного. Как идентификация производится? Бирка на ножку привязывается. Но бирки можно перевязать. Поэтому идентификация имеется в виду матерью. Как у нее она проходит? С момента первого кормления ребенка. Подмена состоит в том, чтобы заменить детей и скрыть факт подмены.

Поэтому в том случае, если в процессе такой подмены ребенка перекладывают с одной кроватки на другую, то совершено покушение на это преступление. Когда преступление окончено? Когда ребенка принесли матери, а она не запалила, что ребенка подменили. А если она кричит, что это не ее ребенок, то преступление не считается оконченным.

Предмет преступления – новорожденный. В законе говорится: ребенок. А значит, теоретически можно представить и ситуацию, когда предметом будет несовершеннолетний.

Объективная сторона – замена одного ребенка на другого. Для квалификации не имеет значения, осуществляется ли замена чужого на чужого, своего на чужого, чужого на своего, живого на мертвого, мертвого на живого. Похуй.

Преступление окончено с момента подмены ребенка.

Может ли быть совокупность подмены ребенка и похищения несовершеннолетнего или малолетнего?

Например: похищается ребенок, который оставлен в коляске, который оставлен около магазина. А взамен кладется другой ребенок. В этой ситуации нужно квалифицировать только по ст.126. Сами действия по подмене представляют собой с точки зрения умысла виновного не похищение, а действия, направленные на то, чтобы получить гандикап для себя, чтобы мать не спалила.

Но может быть ситуация, когда нужно вменять и ст.153, и ст.126. Это спорный случай. Законодатель, к сожалению, так сформулировал состав ст.153, что получает, что менее опасный состав (ст.153) в ряде случаев поглощает более опасный состав (ст.126). Формально, поглощение возможно, но это не логично. Например, постороннее лицо с целью заменить ребенка проникает в роддом, осуществляет скрытно подмену, и с заменой скрывается. В этом случае, будет совокупность.

Субъект преступления. Буквально, в ст.153 не говорится ни о месте, ни о субъекте. Место, чаще всего, - дом малютки и роддом. Отсюда, субъект, как правило, - это лица, связанные с работой в таких учреждениях (медсестры, врачи, родитель).

А что, если родители по взаимному согласию обменялись людьми? Формально, согласие родителей не влияет на квалификацию, но при этом нужно исходить из целей, которыми руководствовались эти лица. Чаще всего, такая мена происходит с целью последующей продажи. Тогда возникает вопрос о торговле людьми.

Субъективная сторона – прямой умысел. Либо корыстные побуждения, либо низменный мотив. Корыстные побуждения – стремление извлечь материальную выгоду или избавиться от материальных затрат путем замены ребенка. Иные низменные побуждения – чувства мести, зависти, злобы.

СТ.156 – НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО.

Сложный состав преступления, ибо он сочетает в себе одновременно неисполнение обязанностей, которые вытекают из закона, и жестокое обращение с несовершеннолетними.

Неисполнение обязанностей влечет и иную ответственность. Например, неисполнение обязанностей по соблюдению ПДД. Тогда мы говорим о том, что это особенные правила, которые возлагаются на родителя, и они уголовно наказуемы только в том случае, если такое нарушение повлекло наступление тяжких последствий по ст.264.

Должностное лицо может не исполнить свои обязанности в силу халатности. И если по ст.293 наступают последствия (причинение крупного ущерба права и интересам) – и уголовная ответственность.

А жестокое обращение выражается в умышленных действиях. Жестокость – это признак, который одновременно проявляется и в поведении, и отражается в сознании.

Этот состав сочетает в себе 2 разновидности общественно опасного поведения, но это один состав. Он отражает поведение, которое направлено против несовершеннолетнего.

Потерпевший представляет тут ценность не потому, что он лицо, не достигшее 18 лет, а ценность потому, что такое жестокое обращение затрагивает общественные отношения, направленные на нормально нравственно-психологическое, физическое и психическое развитие несовершеннолетнего.

Это основной непосредственный объект.

Однако, исходя из того, что это поведение выражается в жестокости, которая может проявляться как в физическом, так и в психическом насилии, то тогда страдают отношения, обеспечивающие честь и достоинство несовершеннолетнего. Жестокость проявляется и в воздействии на телесную целостность, иногда причиняется вред здоровью. Тогда здоровье будет дополнительным объектом.

Потерпевший – это лицо, которое не достигло 18 лет. Нижний предел не ограничен 14 годами, которые обычно фиксируют нижнюю планку несовершеннолетнего. В данном случае, поэтому, мы будем говорить о том, что потерпевшим может быть и то лицо, которое моложе 14 лет.

Несмотря на то, что здоровье, честь, достоинство, телесная неприкосновенность – это ТОЛЬКО дополнительный объект. Отсюда, состав по своей конструкции является формальным. В диспозиции не указаны какие-либо последствия. Поэтому преступление считается оконченным, когда совершаются действия, связанные с неисполнением обязанностей по воспитанию, сопряженное с жестоким обращением. Наступление последствий не важно.

Однако, по размеру санкции можно сказать, что часть последствий охватываются составом, а некоторые более опасные последствия требуют дополнительной квалификации.

Деяние представляет собой, прежде всего, две формы. Первая форма – это бездействие – неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних лицом, на которого такие обязанности возложены. Вторая форма – это действие, состоящее в ненадлежащем выполнении таких обязанностей. Ненадлежащее выполнение предполагает и совершение действий «спустя рукава», т.е. обязанности выполняются неполностью, частично, небрежно.

Сочетание кнута и пряника должно быть в таких пределах, чтобы не выходить за рамки тех правил, которые конкретизируют обязанности по воспитанию, цели воспитания.

Причем небрежное исполнение обязанностей предполагает, что при небрежности лицо действует иногда по легкомыслию, по небрежности, т.е. наличие неосторожной формы вины. ОДНАКО, это преступление – умышленное, и в нем не может быть неосторожной формы вины. Поэтому, лицо действует всегда осознанно, волевым способом.

Однако для того, чтобы отграничить случаи умышленного неисполнения от неосторожного неисполнения, нужно исходить из следующих условий. Первое, лицо должно знать о таких обязанностях. В одних случаях – априори мы считаем, что знал, если, например, учитель в школе. А вот родитель может и не знать о таких обязанностях. Тогда здесь необходимо доказать, что родитель знал, что кнутом воспитывать нельзя.

Обязанности по воспитанию предполагают правила воспитания. То есть воспитание – это процесс, а не результат, а значит, эта деятельность выражается в последовательности действий. Поэтому нужно установить, что лицо знало о таких правилах воспитания.

Еще одно условие – лицо МОГЛО исполнить такие обязанности. Если не могло, то тогда и не должно было. Родители уезжают за границу в командировку и оставили ребенка у родственников. А ребенок пошел во все тяжкие. Могли ли они контролировать его поведение? Физически не могли, а интеллектуально? Если одного его оставили, то могли предусмотреть тот факт, что он пустится во все тяжкие. А если бабушке оставили, что вряд ли могли.

Эти обязанности должны быть предусмотрены в законах или иных НПА. Например, обязанности по воспитанию для родителей предусмотрены в Семейном Кодексе, которые запрещает использовать в качестве средств воспитания насильственные методы. Для учителя – это закон об образовании, должностные инструкции. То есть фишка в том, что мы должны установить, какие нормативные правила нарушены!!!

Далее, мы должны посмотреть – было ли сопряжение неисполнения обязанностей по воспитанию с жестоким обращением. Это, по существу, способ совершения преступления.

Жесткость – это умышленные действия, направленные на несовершеннолетнего, и причиняющие ему физические и психические страдания путем систематического, как правило, насилия (как физического, так и психического). Если насилие психическое, то это угрозы, ругань, оскорбления. Если насилие физическое, то это порка, удары неоднократные, которые могут повлечь или не повлечь за собой вред здоровью.

Для признания жестокость обращения систематичность, казалось бы, становится конститутивным признаком состава. Но это не так. Систематическая жестокость может проявляться и в однократных действиях (1 раз), но если она носит продолжительный характер. Например, 1 раз ударить ребенка по лицу. Это нормально. Да, можно 1 раз насилие применить, но долго. Например, 10 ударов за 1 раз. Или обливать холодной водой в течение 10 минут.

В общем, однократное действие длящегося характера образует жестокость.

Нужно отграничивать случаи однократного насилия, которое является противоправным и в зависимости от последствий может квалифицироваться по составам против здоровья, от состава ст.156.

Например, педагоги не безгрешны. Если учитель расправу учиняет, то ст.156. А бывает, когда женщину-педагога на стол подложили хлопушку, которая пачкает платье, кнопку подложили преподавателя. Такие провокационные действия иногда влекут удары со стороны учителя. Такая несдержанность должна подвергаться правовой оценке (если неоднократный характер, то побои; если с последствиями, то вред здоровью). Если признаков преступления против здоровья нет, то дисциплинарная ответственность, но не ст.156.

Что касается родителей, то они могут один раз заехать по лбу, и да, это ненадлежащее воспитание, но жестокость ли это? Нет. А если нарушил телесную неприкосновенность, избил, то вот тогда будет ст.156. А если это родитель, лишенный родительских прав? Если такой родитель похищает своего ребенка, то похищения нет (по ст.126). А в данном случае, нужно привлекать к ответственности, но не по ст.156, а за побои или за причинение вреда здоровью, потому что родительских прав нет, нет права на воспитание.

Но нужно понимать, что если водительских прав нет, а он ведет машину и убивает по неосторожности, но НЕ вменить ст.264 нельзя. А вот со ст.156 отсутствие родительских прав исключает вменение ст.156.

Признать оконченным состав можно независимо от последствий, а в зависимости от характера фактических последствий решается вопрос о дополнительной квалификации.

Не требуется дополнительной квалификации, если в результате жестокого обращения несовершеннолетний получил побои, или ему причинен легкий вред здоровью. А вот причинение вреда средней тяжести и тяжкого вреда здоровью требует дополнительной квалификации по ст.111 и ст.112.

Истязание – это специфическая форма жестокого обращения. В общем, если жестокость выразилась в ИСТЯЗАНИИ, то нужна будет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ. Жестокое обращение не охватывает истязание.

Если умышленно причинена смерть, то будет еще ст.105.

В ряде случае, в связи с жестоким обращением ребенок может покончить жизнь самоубийством. Тогда будет совокупность со ст.110 (доведение до самоубийства). Но тут нужно посмотреть, были ли способы доведения до самоубийства.

Причинение по неосторожности вреда здоровью ЛЮБОЙ степени тяжести дополнительной квалификации не требуют. А если в результате совершения ст.156 наступила смерть по неосторожности? Бурлаков сказал: подумайте.

Может быть совокупность со ст.125 (оставление в опасности). Например, мать или отец не обеспечивают уход за тяжело больным ребенком. И вот, родители оставляют такого ребенка без помощи: уходят из дома, ни о чем не заботясь, надолго. Тогда тут дополнительное деяние – оставление в опасности.

Содержание умысла должно отражать знание о возложенных на лицо обязанностей, волевой аспект выражается в нежелании выполнять эти обязанности надлежащим образом, в осознании жестокого обращения, и в желании так обращаться.

Мотивы для квалификации значения не имеют, однако в ряде случаев могут служить отягчающим обстоятельством.

Субъект специальный и в статье он конкретизирован: родители, и иные лица, на которые возложены обязанности по воспитанию (опекун, попечитель, усыновитель, приемный родитель), педагоги, учителя, в т.ч. преподаватели вузов, и другие работники образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним.

РАЗДЕЛ 8. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЭКОНОМИКИ

ГЛАВА 21. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ (ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ).

При квалификации используют 3 постановления Пленума: Пленум от 27.12.2002 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» (дважды дополнялось; в ред. от 2007 и 2010 года), Пленум от 27.12.2007 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», Пленум от 04.05.1990 «О судебной практике по делам о вымогательстве» (оно пользуется в той части, в которой не противоречит действующему законодательству РФ).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ.

Преступления против собственности расположены в Разделе «Преступления в сфере экономики». Отсюда, вывод: преступления против собственности направлены против такого родового объекта, как интересы экономики.

Влиять на экономический процесс. Можно изъять из сферы экономики имущества, и таким образом, затруднить экономический процесс. И вот тогда тут преступления против собственности. Можно включить имущество в экономический процесс, например, путем фальшивомонетчества, и это не будет преступлением против собственности.

Равным образом, легализация неправомерно приобретенного имущества не является преступлением против собственности.

Можно влиять на экономический процесс путем подкупа должностных лиц.

Несмотря на то, что разные деяния связаны с имуществом, которое вливается в экономическую сферу, процесс причинения вреда, а стало быть, и нарушение соответствующих отношений, которые регулируют экономическую сферу, должны по-разному регулироваться.

Непосредственный объект совпадает с видовым объектом – отношения собственности (право собственности).

Формы собственности в нашей стране различны: частная, муниципальная, государственная. Все они получают одинаковую защиту с точки зрения общественных интересов в глазах уголовного закона. Раньше отношения собственности в зависимости от формы собственности по-разному защищались. Наказание за посягательство на государственную собственность было тяжелее, чем наказание за посягательство на личную собственность.

Законодатель некоторые виды прав защищает более строго. Вносит такой квалифицирующий признак в ст.158 и ст.159 – причинение значительного ущерба ГРАЖДАНИНУ. С другой стороны, эти преступления всегда причиняют имущественный вред, и встает вопрос о возмещении такого вреда. Отсюда законодатель требует, чтобы было конкретизирован субъект, право которого нарушено, чтобы определить адресата компенсации нарушенного права.

Говоря о непосредственном объекте преступлений против собственности необходимо подчеркнуть, что в конкретных составах может появиться основной дополнительный объект. Например, разбой. Там нападение с применением насилия. Суть хищения при разбое проявляется в нападении на потерпевшего.

Да, это хищение, но тут помимо отношений собственности будет еще один объект – отношения жизни и здоровья человека.

Дополнительный объект вытекает из специфики совершенного деяния.

Преступления против собственности – это преступления, которые воздействуют на объекты материального мира.

В преступлениях против собственности ВСЕГДА есть предмет как конститутивный признак состава. В самом преступлении ПРЕДМЕТ есть всегда. Но в составе его может и не быть.

Предмет преступления против собственности – он всегда материален: имущество, т.е. деньги, вещи, ценные бумаге.

Вещи как имущество могут быть движимыми и недвижимыми.

Недвижимость – это вещь, стоимость которого несоразмерна со стоимостью действий, направленных на перемещение этой вещи в пространстве.

Деньги – российская валюта, которая выпускается ЦБ РФ, иностранная валюта, как наличные, так и безналичные. Хищение может быть совершено путем перехода права на имущество.

Ценные бумаги – это документ, удостоверяющий субъективное гражданское право. Это государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг могут быть отнесены к ним.

Из сказанного, благодаря анализу объективных характеристик, вытекает, что предмет преступления против собственности обладает совокупностью трех признаков: физический, экономический и юридический. Если один из них отсутствует, то нет преступления против собственности.

Физический признак – телесная вещь, res corporales.

Экономический признак – ценность вещи, отражаемую в ее цене. Если украли письма, которые очень дороги для лица, но на самом деле не представляют собой никакой материальной ценности, а отсюда, они не обладают экономическим признаком. А если письмо написано Лениным или другим известным человеком, то такие письма обладают экономическим признаком. Экономический признак – это способность вещи удовлетворять МАТЕРИАЛЬНЫЕ, а не духовные потребности. О какой цене идет речь? О реальной цене, т.е. которая складывается по поводу соответствующего предмета, т.е. рыночная цена. А цена денег – это номинал.

В какой момент цена определяется? В момент совершения преступления. Если на момент совершения преступления в 1997 году украли 30 долларов по курсу 6 рублей, то кражи не было (ибо меньше 1000 рублей). А вот если эти 30 долларов украли тогда, когда они стоили 1000 рублей и больше, то есть кража.

Добыть драгоценный камень на прииске – это не преступление против собственности, ибо он требует обработки. Для того, чтобы вещь приобрела экономический признак, нужно придать ей с помощью человеческого труда стоимость.

Юридический признак – означает, что вещь должна быть чужой, т.е. такая вещь, которая не принадлежит человеку на законном или предполагаемом (!) праве. Причем это право должно быть у какого-то другого лица. Если права ни у кого нет, то взятие такой вещи не будет противоправным.

Не все предметы материального мира, обладающие телесностью, стоимостью и в отношении которых существует чужое право, могут быть отнесены к предмету преступлений против собственности. Есть такие предметы, которые человек нашел. Присвоение находки сейчас декриминализировано, а раньше было наказуемо. Если человек, который нашел, знает, что вещь кому-то принадлежит, то будет правонарушение. Также, если предметы изъяты или ограничены в обороте, то хищения не будет. Будет ст.222, если оружие. Будет ст.228, если наркотики. Будет ст.191, если драгметаллы или драгкамни. Не будет предмета преступления против собственности документы, которые не являются ценными бумагами: паспорт, диплом. Это ст.325. Именные ценные бумаги – тоже не предмет преступлений против собственности. Пластиковые банковские карты – не предмет преступлений против собственности, если с помощью банковской карты нельзя просто так обналичить деньги. Если можно обналичить, то будет кража, где карта будет орудием. Объекты интеллектуальной собственности – это не предмет преступлений против собственности. Там есть специальная статья – ст.146. Электроэнергия – не предмет преступлений против собственности. Там будет причинение имущественного ущерба путем обмана. Там предмет будет не электроэнергия, а деньги, которые лицо должно было уплатить за нее. Предметы, которые не овеществляют человеческий труд – не предметы преступлений против собственности.

Среди преступлений против собственности различающиеся по объективной стороне, а стало быть и по конструкции, составы. Если материальный состав, то хищение, и тогда объективная сторона будет включать себя деяние (изъятие чужого имущества), способ (тайное или открытое, либо путем обмана или злоупотребления доверием). Способ может быть указан и в таком преступлении, которое не является хищением (вымогательство путем шантажа, угрозы насилием, уничтожением имущества).

Далее, если речь идет о материальном составе, то изъятие чужого имущества должно быть опасным с точки зрения причиненного последствия, которое выражается в причинении имущественного ущерба, в том случае, если преступление совершается с применением насилия, то в качестве последствий выступает вред здоровью (нужно установить причинную связь между деянием и последствиями).

Субъект преступления.

Если речь идет о краже, грабеже, разбое, вымогательстве, незаконном завладении автомобилем или иным ТС без цели хищения, умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества при квалифицирующих признаках (ч.2 ст.167), то с 14 лет. В остальных случаях – 16 лет.

В некоторых составах содержатся указания на признак специального субъекта. Речь идет о мошенничестве, и речь идет о присвоении или растрате вверенного имущества. Тут квалифицирующий признак – с использованием лицом своего служебного положения. За исключением одного преступления (ст.168 – неосторожное уничтожение или повреждение чужого имущества), где вина в форме неосторожности, во всех остальных преступлениях против собственности – вина умышленная. Умысел прямой. В содержание умысла входит осознание лицом противоправности действий, связанных с изъятием или обращением в свое владение чужого имущества, осознание того, что такими действиями лицу причиняется имущественный ущерб, и желание причинить этот ущерб, ибо он выступает объективированным признаком той цели, которую преследует виновный, совершая, прежде всего, хищение (там корыстная цель – признак преступления).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.