Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну




Ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В ст.263 дан четкий перечень видов транспорта, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует данный состав преступления. Что касается железнодорожного транспорта, то к числу транспортных средств, предусмотренных статьей, относятся все виды подвижного состава, кроме автодрезин и автомотрисе, используемых на территории отдельных предприятий; на морском и речном транспорте — все виды судов, кроме маломерных. Воздушные транспортные средства все подпадают под действие комментируемой статьи. Надо также иметь в виду, что военнослужащие за нарушения правил вождения или эксплуатации машин и правил кораблевождения отвечают по иным статьям (350-352).

Диспозиция ст.263 является бланкетной; она отсылает к положениям и инструкциям по безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые утверждаются соответствующими ведомствами. Эти правила обширны, многочисленны и часто изменяются. В связи с этим необходимо убедиться, что они имеют юридическую силу и были доведены до соответствующего работника. Кроме того, следует иметь в виду, что правила движения — понятие более широкое, чем правила безопасности движения транспорта. Если последние не были нарушены, состав данного преступления отсутствует.

Под нарушением правил эксплуатации транспорта понимаются отступления от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими ненадлежащих лиц, перегрузка пассажирами или имуществом и т.д. Правила эксплуатации также должны быть утверждены соответствующим ведомством и доведены до исполнителей.

Статья 263 уточняет круг субъектов рассматриваемого преступления. Ими могут быть только профессионалы, т.е. лица, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанные соблюдать указанные правила: машинист, кондуктор поезда; пилот, штурман самолета, авиационный диспетчер, бортмеханик; капитан корабля, его помощник, штурман и многие другие. Если лицо не занимает должность и не состоит на работе в государственном или частном предприятии, учреждении или организации, которая обязывала бы его к соблюдению указанных правил, оно не будет субъектом преступления по данной статье. Отсюда вытекает, что частные лица, в силу тех или иных причин управляющие транспортным средством (самовольные действия; управление собственным самолетом или судном), в случае причинения ущерба несут ответственность по другим статьям УК (по ст.268 или статьям о преступлениях против личности или собственности). Данное преступление надлежит также разграничивать с должностными преступлениями, в основном — с халатностью, при которой должностное лицо не принимает необходимых мер к предотвращению вреда, но лично не нарушает правил безопасности движения или эксплуатации транспорта.

Как видно из диспозиции статьи, состав преступления имеется в том случае, когда нарушение правил повлекло причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный ущерб, под которым следует понимать, например, разрушение или существенное повреждение транспортного средства, путей сообщения, различных сооружений, перевозимого груза, серьезную порчу окружающей среды и др. Если в результате нарушения наступила смерть человека, деяние квалифицируется по ч.2, а в случае смерти двух или более лиц — по ч.3.

Статья предусматривает вину в форме неосторожности по отношению к причиненным последствиям. Если эти последствия были причинены с прямым или косвенным умыслом, то речь может идти, в зависимости от обстоятельств, о диверсии, умышленном повреждении или уничтожении имущества, умышленном телесном повреждении или умышленном убийстве.

Статья 264 УК РФ распространяется на все виды механических транспортных средств, движущихся по суше (кроме железнодорожного транспорта). Многие из них прямо названы в диспозиции статьи и примечании к ней. Под самоходными машинами понимаются транспортные средства, имеющие двигатель. Это, например, дорожные, строительные, уборочные и другие сельскохозяйственные машины и т.п. Перечень механических транспортных средств не является исчерпывающим; определение такого средства обычно содержится в правилах дорожного движения.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации указанных средств, повлекшем определенные последствия. Как и в предыдущей статье, диспозиция — бланкетная; при расследовании и судебном рассмотрении дела необходимо установить, что такие правила существуют, утверждены надлежащим ведомством, были доведены до лиц, обязанных их соблюдать, и в данном случае были нарушены субъектом.

Поскольку статья говорит о лице, управляющем транспортным средством, то и требования, предъявляемые к эксплуатации этого средства, относятся к процессу управления (движения): выезд на неисправной машине, допущение перегрузки, несоблюдение правил перевозки пассажиров и других правил, обеспечивающих безопасность.

Как видно из содержания статьи, уголовная ответственность наступает только при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (в том числе и нескольким лицам) либо крупного ущерба (ч.1), смерти человека (ч.2) или смерти двух или более лиц (ч.3). Если вред здоровью человека не превышает легкого телесного повреждения, может наступить гражданская ответственность. Крупный ущерб определяется судом; он может состоять в разрушении транспортного средства, повреждении зданий, порче имущества и т.п.

Между фактом нарушения правил и вредом личности или имуществу должна быть установлена причинная связь. При решении вопроса о наличии или отсутствии причинной связи следует обратить внимание на такую особенность дорожно-транспортных происшествий, как наличие более или менее длительного периода неуправляемости транспортным средством во время его движения, когда, например, водитель уже заметил опасность, но не мог успеть остановить машину. Этот период определяется временем реакции водителя на возникшую ситуацию плюс время действия механизмов (длина тормозного пути и т.п.). Поэтому если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует.

Субъектом преступления может быть любое лицо, фактически управляющее транспортным средством.

В одном из определений Верховного Суда СССР (1971г.) было сказано, что «за нарушение правил безопасности движения во время практической езды на учебной автомашине с двойным управлением ответственность несет инструктор, а не учащийся, если инструктор не принял своевременных мер к предотвращению аварии». Это разъяснение верно и в настоящее время.

Субъективная сторона преступления предполагает неосторожность по отношению к последствиям. В случае же их умышленного причинения содеянное подлежит квалификации по статьям о преступлениях против личности или (и) имущества.

В автотранспортных преступлениях нередко, кроме вины водителя, имеет место и вина потерпевшего. Необходимо учитывать, что такое поведение потерпевшего не исключает ответственности водителя, если в действиях или бездействии последнего есть все признаки состава преступления, а именно: были нарушены правила дорожного движения, имелась причинная связь между нарушением и наступившими последствиями; он нарушил правила умышленно или по неосторожности, мог и должен был предвидеть наступление указанных последствий и их предотвратить. Что касается потерпевшего, то не исключено его привлечение к ответственности по ст.264 УК.

Статья 183 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за два самостоятельных преступления, предметом которых являются сведения, составляющие:

1) коммерческую тайну - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне");

2) налоговую тайну - ее составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (ст. 102 НК РФ);

3) банковскую тайну - сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов кредитной организации, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

Объективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 ст. 183 УК РФ, заключается в собирании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, которое осуществляется путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом, а преступления, предусмотренного частью 2, - в незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Разглашение банковской тайны - сообщение сведений об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, служащими кредитной организации.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления по части 1 комментируемой статьи общий - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а по части 2 - специальный - лицо, которому коммерческая, налоговая или банковская тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

Квалифицирующие признаки предусмотрены частями 3 и 4 ст. 183 УК РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.