Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ведомственные нормативные акты в системе регулирования уголовно-процессуальной деятельности 1 страница




III. Подзаконные нормативные акты как (несистемные) источники уголовно-процессуального права

3.1 Указы Президента Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 90 Конституции России Президент РФ, являясь главой государства, издает указы и распоряжения. По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента РФ подразделяются на акты нормативного и индивидуального характера. В качестве (возможных) источников уголовно-процессуального могут выступать лишь те указы Президента РФ, которые носят нормативный характер, т. к. именно они содержат (могут содержать) те или иные общеобязательные нормы, регулирующие отдельные вопросы уголовного судопроизводства, и рассчитанные на неоднократное применение в практической уголовно-процессуальной деятельности.

3.2. Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Признавая отдельные постановления Государственной Думы РФ действующими источниками УПП, следует, прежде всего, обратить внимание на тот факт, что возможность принятия таких постановлений прямо предусмотрена Конституцией РФ. Именно Конституция РФ относит к исключительному ведению Государственной Думы РФ – объявление амнистии (п. «е» ст. 103).

3.3. Постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ являются источниками уголовно-процессуального права в том случае, если они содержат конкретные процессуальные нормы, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность. Так, в качестве источника УПП может быть названа, например, Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплат вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденная Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.1990 г. (с изменениями, внесенными Постановлением СМ – Правительством РФ от 02.03.993 г.), а также Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами, от 18 октября 1989 года.

К числу наиболее значимых постановлений Пленума Верховного Суда РФ в сфере уголовного судопроизводства, принятых в последние годы, и оказавших достаточно существенное влияние на правильное и единообразное осуществление уголовно-процессуальной деятельности, можно, например, отнести следующие: «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ» от 24.12.1993 г. (Бюлл. Верх. Суда РФ (далее – БВС). – 1994. – № 9.); «О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления сроков содержания под стражей» от 27.04.1993 г. (БВС РФ. – 1993. – № 7.); «О судебном приговоре» от 29.04.1996 г. (Бюлл. Верх. Суда РФ. – 1996. – № 7.); «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31.10.1995 г. (Бюлл. Верх. Суда РФ. – 1996. – № 1.) и др.

Ведомственные нормативные акты. Достаточно весомый вклад в укрепление законности в сфере уголовного судопроизводства вносят ведомственные нормативные акты, оформленные в виде ведомственных или совместных приказов, указаний, инструкций Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и МЮ РФ. Изданные на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона, они, как правило, не вносят в уголовно-процессуальное законодательство каких-либо новых моментов (норм), а лишь предельно мобилизуют управомоченные государственные органы и лиц, ведущих процесс, на правильное и единообразное применение законов в ходе практической процессуальной деятельности.

V. Пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие УПК РФ, а также иных процессуальных норм, содержащихся в других источниках уголовно-процессуального права, ограничено во времени, в пространстве и в отношении отдельных (категорий) лиц.

При усвоении темы, посвященной принципам уголовного процесса, следует обратить внимание на то, что понятие «принцип» произошло от латинского principium – основа, первоначало. Значение принципов уголовного судопроизводства заключается в том, что они всегда находят свое проявление в законодательстве. Принципы действуют в рамках целостной системы, каковой является уголовный процесс, поэтому нарушение любого из принципов ведет к сбою всей системы в целом, т.е. к нарушению и иных принципов уголовного судопроизводства. При написании курсовой работы в первом пункте плана следует отразить указанные аспекты.

При усвоении темы « Участники уголовного судопроизводства»следует исходить из того, что долгое время в науке уголовно-процессуального права отсутствовала единая точка зрения по вопросу о соотношении понятий «участника» и «субъекта» уголовного процесса. Однако в связи с принятием УПК РФ данную дискуссию следует считать исчерпанной, т.к. второй раздел УПК РФ посвящен участникам уголовного судопроизводства. Раскрывая содержание первого пункта плана необходимо дать понятие участника уголовного судопроизводства и перечислить его основные признаки, с учетом которых необходимо выразить свою точку зрения по дискуссионным вопросам отнесения тех или иных лиц к участникам уголовного судопроизводства (например, таких как секретарь судебного заседания, лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, его законный представитель).

Каждый участник уголовно-процессуальной деятельности обладает определенным объемом прав и обязанностей, закрепленных в действующем уголовно-процессуальном законодательстве. Реализуя свои права, и выполняя обязанности, участники уголовного судопроизводства, тем самым, осуществляют одну из возможных функций в процессе (к которым законодатель относит обвинение, защиту и правосудие), что и должно найти свое отражение при ответе.

 

Давая характеристику процессуального положения защитника, необходимо определить, кто, в соответствии с действующим законодательством, допускается к участию в деле в качестве такового, какими правами и обязанностями он обладает, в каких случаях защитник не может выполнять функцию защиты, а также момент возникновения у лица права на защиту. Отдельное внимание следует уделить соотношению понятий «защитник» и «адвокат».

Раскрывая содержание первого пункта плана, следует также обратить внимание на содержание ч.3 ст.49 УПК РФ, закрепляющей момент возникновения у подозреваемого и обвиняемого права на защиту. Ст.51 УПК РФ предусматривает случаи обязательного участия защитника в деле. При написании второго пункта плана следует охарактеризовать и проанализировать все указанные в законе случаи.

Прокуроры в Российской Федерации осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов. Исходя из этого, прокурор в уголовном процессе обязан на всех стадиях своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Анализ уголовно-процессуального законодательства (ст.37 УПК РФ) позволяет сделать вывод о наличии и иных функций прокурора в уголовном судопроизводстве. Так, помимо функции надзора прокуроры осуществляют функцию уголовного преследования и поддержания обвинения в суде по делам частно-публичного и публичного обвинения. Все указанные направления деятельности прокуроров должны быть освещены студентом.

При изучении темы «Гражданский иск в уголовном деле» следует обратить внимание на нижеследующее. В соответствии со ст.6 УПК РФ уголовно-процессуальная деятельность направлена, прежде всего, на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений. Одним из средств, способствующих достижению данной цели, является гражданский иск в уголовном деле.

При раскрытии данной темы необходимо: дать определение гражданского иска в уголовном деле, охарактеризовать природу требований, заявляемых путем предъявления иска; определить, чем обусловлено совместное рассмотрение уголовного дела и гражданского иска, а также – кто имеет право предъявлять соответствующие требования. Характеризуя порядок предъявления гражданского иска, следует определить, когда такой иск может быть заявлен и в какой форме, а также каким образом должно быть оформлено и обеспечено заявленное требование. Раскрывая содержание второго пункта плана, должны быть перечислены меры, принимаемые следователем, дознавателем, прокурором или судьей по обеспечению гражданского иска, а также полномочия судьи по рассмотрению гражданского иска в суде.

Приступая к изучению вопросов, посвященных доказательствам, следует обратить внимание на виды источников доказательств. Показания свидетеля – один из наиболее распространенных видов (источников) доказательств по делу. Показания свидетеля как источник доказательств, характеризуются следующими признаками (свойствами): а) это устное сообщение о фактах и обстоятельствах, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК), или иных обстоятельствах, имеющих отношение к расследуемому или разрешаемому судом делу; б) это сведения, которые получены на допросе, проведенном (и зафиксированном) в установленном законом порядке (процессуальной форме), и надлежащим субъектом доказывания. Эти требования, отражая собой критерий допустимости доказательства, не могут быть нарушены субъектом доказывания.

Допуская вызов на допрос в качестве свидетеля любого лица, закон устанавливает определенные ограничения их этого правила. В теории уголовно-процессуальной науки данные ограничения принято связывать либо со свидетельским иммунитетом, либо со свидетельской привилегией. Основные свидетельские иммунитеты закреплены в ч. 3 ст. 56 УПК РФ. Свидетельские привилегии указаны как в нормах УПК РФ, так и в иных федеральных законах. Как из анализа лекционного материала, так и (предложенных) нормативных источников, отвечающий должен уметь самостоятельно характеризовать основные свидетельские привилегии.

Показания потерпевшего (ст. 78 УПК). Потерпевший вызывается на допрос и допрашивается по правилам допроса свидетеля (ст. 78 УПК РФ). Показания обвиняемого (подозреваемого) – это устное сообщение лица, привлеченного в качестве обвиняемого, сделанное на допросе, проведенном в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 46, п. 6 ч. 4 ст. 47, ст. 173, 174, 187–190, 275 УПК), о сущности предъявленного ему обвинения и обстоятельствах имеющих значение для правильного разрешения дела (ст. 77 УПК). Поскольку дать показания это право, а не обязанность названных лиц, следственные органы обязаны допросить (выслушать) обвиняемого – немедленно после предъявления ему обвинения (ч. 1 ст. 173 УПК); а подозреваемого – в течение 24 часов с момента, указанного в ч. 2 ст. 46 УПК РФ.

Заключение и показания эксперта (ст. 80 УПК). Заключение эксперта представляет собой изложенные в письменном виде содержание исследования и итоговые выводы эксперта (комиссии экспертов) по вопросам, поставленным перед ним в постановлении о назначении экспертизы лицом, ведущим производство по делу, или сторонами. Соответственно, показания эксперта – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в соответствии с требованиями ст. 205 и 282 УПК, с целью разъяснения или уточнения данного им заключения.

Таким образом как источник доказательств по делу заключение эксперта: а) исходит от лица, обладающего специальными познаниями; б) является результатом специальных исследований эксперта, сущность и содержание которых должны быть изложены в заключении; в) получено в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом; г) содержит итоговые выводы эксперта о фактах и обстоятельствах дела, сформулированные в виде ответов на поставленные в постановлении (определении) вопросы.

Уголовно-процессуальный закон называет следующие виды экспертиз, которые могут быть проведены в рамках производства по делу: а) первоначальная, дополнительная, повторная; б) комиссионная и комплексная.

Допрос эксперта (его показания) является неотъемлемой частью подготовленного им заключения. Он необходим (и допустим) лишь в тех случаях, когда следователю, суду или сторонам необходимы дополнительные разъяснения (уточнения), касающиеся методики производства экспертизы, значения тех или иных (специальных) терминов, которые нашли свое отражение в заключении, уточнения итоговых выводов эксперта и т. п. (ч. 2 ст. 80, ст. 205, 282 УПК).

Вещественные доказательства (ст. 81–82 УПК). Вещественные доказательства – это предметы материального мира, которые (1) обладают одним из признаков, указанных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ; (2) приобщены к уголовному делу в качестве вещественного доказательства особым постановлением следователя или суда.

Протоколы следственных действий и судебного заседания (ст. 83 УПК). Доказательственное значение протоколов следственных действий, а равно протокола судебного заседания заключается в том, что они выступают основным процессуальным средством оформления хода и результатов следственных действий, хода и результатов судебного заседания. Включая в свое содержание сведения об обстоятельствах уголовного дела, подлежащих доказыванию (ст. 73, 299 УПК), в том числе и те, которые были объектами непосредственного восприятия следователя или суда, а также о процедуре их получения, названные протоколы являются важным средством для установления обстоятельств предмета доказывания (ст. 73 УПК).

Документы как источники доказательств по делу (ст. 84 УПК) – это исходящий от должностного лица или гражданина письменный акт или иной материальный объект, содержащий сведения о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, полученный (истребованный) в установленной законом процессуальной форме и приобщенный к материалам уголовного дела.

Как материальные носители информации (сведений) документы могут быть допущены в качестве доказательств по делу, если они отвечают следующим требованиям: а) они исходят не от публичных процессуальных органов, а от, не заинтересованных в исходе дела, граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций; б) сведения, изложенные в них, имеют значение для установления фактов и обстоятельств предмета доказывания (ст. 73, 299 УПК).

Если документ обладает хотя бы одним из признаков вещественных доказательств, он должен быть осмотрен (протокол осмотра предмета) и приобщен к делу в качестве вещественного доказательства (постановлением следователя, дознавателя или суда).

Изучая меры процессуального принуждения студент должен исходить из того, что меры процессуального принуждения (далее – МПП) – это предусмотренные законом процессуальные средства принудительного характера, ограничивающие права и свободы личности, а также права юридического лица, являющихся участниками уголовного судопроизводства. Действующее законодательство дает основание для выделения четырех разновидностей МПП: (1) меры пресечения (гл. 13); (2) задержание подозреваемого (гл. 12); (3) иные меры процессуального принуждения (гл. 14); (4) иные процессуальные действия, затрагивающие права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 5 ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 224 УПК), подозреваемого, обвиняемого или других участников уголовного судопроизводства.

Все три последних разновидности МПП можно объединить в единый вид – «иные меры процессуального принуждения. Меры пресечения приведены в ст. 98 УПК. Перечень мер пресечения является исчерпывающим. Признак, который может быть положен в основу классификации мер пресечения: а) это субъекты, к которым применяются меры пресечения; б) вид прав, которые ограничиваются той или иной мерой пресечения; в) процессуальный порядок и основание применения.

Меры пресечения являются одним из видов мер уголовно-процессуального принуждения. При ответе необходимо дать определение мер пресечения, раскрыть общие основания и порядок их избрания и применения, охарактеризовать лиц, к которым меры пресечения могут быть применены, а также указать отличие мер пресечения от иных мер уголовно-процессуального принуждения. Давая характеристику видам мер пресечения, следует определить конкретные основания и цели применения каждой меры пресечения, а также порядок их применения.

При усвоении отдельных видов мер пресечения следует остановиться на порядке их избрания и на некоторых проблемах применения (так, в законодательном порядке не достаточно четко решен вопрос об основаниях выбора конкретной меры пресечения, подлежащей применению по уголовному делу, о критериях установления суммы залога, о возможности обжалования назначенной залоговой суммы, о четких правовых основаниях заключения лица под стражу и др.).

 

Заключение под стражу является исключительной мерой пресечения, которая применяется лишь в тех случаях, когда с помощью иных мер пресечения не могут быть решены закрепленные в законе цели уголовно-процессуальной деятельности. В ч.1 ст.108 УПК РФ прямо указывается на то, что заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется при невозможности применения иной более мягкой меры пресечения.

Усвоение темы «Возбуждение уголовного дела» предполагает её характеристику по специфическим признакам стадии: задачи, структура, субъекты и методы деятельности. Характеристика возбуждения уголовного дела как стадии судопроизводства предполагает анализ таких вопросов, как понятие и значение указанной стадии; решение вопроса об уголовно-процессуальной или административной природе деятельности по проверке сообщений о преступлениях, а также субъекты, наделенные правом возбуждения уголовных дел, объем их полномочий и процессуальные сроки их реализации.

Раскрывая содержание второго пункта плана, необходимо остановиться на рассмотрении следующих аспектов: поводы и основание для возбуждения производства по делу, обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела; надзор прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела.

УПК РФ закрепляет публичный в целом характер российского уголовного судопроизводства. Это означает, что прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. Однако существует категория дел, производство по которым не может по общему правилу быть возбуждено без заявления потерпевшего. Это дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 УК РФ (дела частного обвинения), а также дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.131, ч.1 ст.136, ч.1 ст.137, ч.1 ст.138, ч.1 ст.139, ст.145, ч.1. ст.146, ч.1. ст.147 УК РФ (дела частно-публичного обвинения). Для их возбуждения предусмотрен особый порядок, который должен быть раскрыт в третьем пункте плана с учетом положений Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 12 апреля 2007г. (Собрание законодательства РФ. – 2007. – N 16. – Ст. 1827) и Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 5 июня 2007 г. (Собрание законодательства РФ. – 2007. – N 24. – Ст. 2830).

При усвоении вопросов, связанных с рассмотрением предварительного расследования, надо иметь ввиду нижеследующее. Предварительное расследование осуществляется только по возбужденному уголовному делу. Вся уголовно-процессуальная деятельность подчинена общему назначению уголовного судопроизводства. Однако каждая уголовно-процессуальная стадия (в том числе и стадия предварительного расследования) направлена на достижение своих задач, которые не противоречат общему назначению уголовного судопроизводства, а, наоборот, способствуют его реализации.

Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия или дознания. Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования. Давая характеристику формам расследования, необходимо указать на существующие между ними различия: по кругу дел, отнесенных к подследственности каждого из них, по срокам предварительного следствия и дознания, по полномочиям органов, осуществляющих расследование в той или иной форме.

Давая характеристику дознанию как форме предварительного расследования, необходимо четко разграничивать компетенцию органов расследования при производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и при проведении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие.

Приступая к изучению следственных действий, студент обязан усвоить. При проведении предварительного расследования следователь (дознаватель) совершает различные по своему характеру процессуальные действия, среди которых особое место занимают действия, направленные на собирание, закрепление и проверку доказательств. Вопрос о системе следственных действий относится к разряду дискуссионных, что обусловлено отсутствием в действующем УПК РФ специальной статьи или раздела, содержащего исчерпывающий перечень следственных действий, представленный в виде системы. Между тем, четкое представление о круге следственных действий имеет важное значение для органов предварительного расследования и суда, поскольку законодатель только с их производством связывает определенные процессуальные последствия. При ответе необходимо отразить значение системы следственных действий для правоприменительной практики, а также сложившиеся в процессуальной литературе в настоящее время представления о круге следственных действий, включаемых в общую систему.

Учитывая то, что в систему включается достаточно большое количество следственных действий, целесообразно остановиться на общих правилах производства отдельных следственных действий, предварительно обосновав выбор определенного следственного действия или их совокупности.

При восприятии вопросов, связанных с окончанием предварительного расследования, необходимо учитывать нижеследующее. Окончание предварительного следствия или дознания является заключительным этапом стадии предварительного расследования. На данном этапе в рамках уголовно-процессуальных отношений производится проверка и оценка достаточности собранных доказательств для обоснования выводов о дальнейшем направлении уголовного дела. При необходимости принимаются меры к восполнению пробелов в доказательственном материале, оформляются итоговые решения по делу и обеспечивается их исполнение. Процессуальная деятельность на данном этапе существенно различается в зависимости от формы окончания предварительного расследования.

В соответствии с УПК РФ предварительное расследование может быть закончено составлением одного из следующих процессуальных документов: обвинительного заключения, обвинительного акта, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования. Каждой из форм окончания предварительного расследования присущи названные итоговые процессуальные акты, специфические основания и установленный порядок.

Давая характеристику перечисленным формам окончания предварительного расследования, необходимо особо обратить внимание на то, что в Разделе VIII УПК РФ вынесение постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера не предусмотрено. Однако правомерность выделения этой формы окончания предварительного следствия подтверждается содержанием п.2 ч.1 ст.439 УПК РФ.

Прекращение уголовного дела представляет собой один из видов окончания предварительного расследования. Это заключительный этап, в ходе которого органами следствия и дознания осуществляется комплекс процессуальных действий, связанных с принятием решения о прекращении уголовного дела и его исполнением. Особое место на данной стадии уголовного судопроизводства отводится прокурору, осуществляющему надзор за законностью и обоснованностью прекращения уголовного дела. Давая общую характеристику этой форме прекращения предварительного расследования, необходимо обратить особое внимание на соотношение понятий «прекращение уголовного дела» и «прекращение уголовного преследования», т.к. в случаях, прямо предусмотренных законом, допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела.

Раскрывая содержание второго пункта плана, необходимо остановиться на исследовании следующих вопросов: понятие оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования и их виды (по юридической сущности и связанными с нею правовыми последствиями различают реабилитирующие основания прекращения уголовного дела и нереабилитирующие); характеристика указанных оснований; их правовые последствия, а также предусмотренный УПК РФ порядок прекращения уголовных дел по реабилитирующим и нереабилитирущим основаниям.

Давая характеристику реабилитирующих оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования, следует также раскрыть понятие реабилитации (что означает восстановление гражданина во всех тех правах, которых он был лишен или в которых он был ограничен в связи с незаконным привлечением в качестве обвиняемого, содержанием под стражей или осуждением), порядок реабилитации гражданина, основания такой реабилитации и сроки реабилитации.

Наибольшую сложность у студентов вызывают вопросы, раскрывающие суть предварительного слушания. В ст.229 УПК РФ перечислены основания проведения предварительного слушания: наличие ходатайства стороны об исключении доказательств, наличие основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных статьей 237 УПК РФ; наличие основания для приостановления или прекращения уголовного дела; необходимость решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей; наличие ходатайства стороны о проведении заочного судебного разбирательства в случае, когда по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях подсудимый находится за пределами РФ и (или) уклоняется от явки в суд. Анализируя основания и правовые последствия возвращения уголовного дела прокурору, нельзя забывать об изменениях, внесенных в УПК РФ Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 2 декабря 2008г. (Собрание законодательства РФ. – 2008. – N 49. – Ст. 5724.

При рассмотрении вопросов, связанных с судебным разбирательством, студент должен акцентировать внимание на том, что судебное разбирательство – главная, центральная стадия уголовного судопроизводства, что обусловлено задачами данной уголовно-процессуальной стадии, кругом рассматриваемых вопросов, характером принимаемых решений, а также процедурой, обеспечивающей реализацию в судебном разбирательстве провозглашенных уголовно-процессуальных принципов.

Давая общую характеристику судебного разбирательства, необходимо раскрыть место данной стадии в системе стадий уголовного судопроизводства; задачи, решаемые на этой стадии; пределы судебного разбирательства; виды, содержание и основания вынесения определений и постановлений в ходе судебного разбирательства, а также природу приговора, вынесенного по результатам судебного рассмотрения материалов уголовного дела.

В целях обеспечения реального доступа граждан к правосудию законодатель придерживается идеи дифференциации судопроизводства, предусматривая как общий, как и упрощенный и усложненный порядок судебного разбирательства, К первому, например, можно отнести особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением. К числу наиболее сложных процессуальных судебных форм по праву относится производство в суде с участием присяжных заседателей. О наличии таких производств должно быть упомянуто в курсовой работе, посвященной данной теме.

Судебное разбирательство состоит из следующих частей: подготовительная часть судебного разбирательства, судебное следствие, прения сторон и последнее слово подсудимого, постановление и провозглашение приговора. Сущность, значение, особенности и порядок действий участвующих в деле лиц на каждом из указанных этапов судебного разбирательства должны найти свое отражение во втором разделе курсовой работы.

Рассматривая особенности и порядок производства в суде первой инстанции, необходимо охарактеризовать роль суда в уголовном судопроизводстве. Как ранее отмечали процессуалисты, в соответствии с положениями УПК РСФР суд вынужденно сочетал функции правосудия и уголовного преследования. В этой связи требуется оценка роли суда в уголовном судопроизводстве в свете действия принципа состязательности сторон.

Рассматривая тему «Общие условия судебного разбирательства»,необходимо обратить внимание на специфику задач, решаемых в указанной стадии уголовного судопроизводства, которые гармонично дополняют общую цель уголовно-процессуальной деятельности, выражающуюся в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст.6 УПК РФ).

Существует определенный ряд правил, которые определяют порядок рассмотрения дела судом первой инстанции на всех его этапах. Общие условия судебного разбирательства – это закрепленные законом правила, отражающие характерные черты судебного разбирательства и обеспечивающие осуществление в этой стадии всех принципов уголовного судопроизводства. К общим условиям судебного разбирательства относятся правила о его устности и непосредственности, гласности, неизменности состава суда, роли председательствующего, секретаре судебного заседания, об участниках судебного заседания и равенстве прав сторон, пределах судебного разбирательства, протоколе и регламенте судебного заседания. Кроме того, к числу общих условий судебного разбирательства относятся положения, связанные с вынесением судом решений о мере пресечения, приостановлении и отложении судебного разбирательства, прекращении уголовного дела и мерах воздействия за нарушение порядка в судебном заседании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.