Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права человека как объект изучения людьми




Современный этап общественного развития характеризуется энергичным провозглашением прав человека. В настоящее время в мире нет более значимой и, вместе с тем, болезненно реализуемой на практике идеи, чем права и свободы человека. Исключительная важность прав и свобод определяется их естественностью и неотъемлемостью, соответствием человеческой природе. Осуществление либо нарушение и ущемление прав и свобод существенно влияет на духовное развитие как общества в целом, так и каждой отдельного человека.

Права человека — огромная научная и социально-практическая проблема, требующая постоянного внимания науки и особенно образования. Тем более в России, где они, по существу, никогда не были приоритетными. Трудное претворение идеи прав и свобод человека в нашей стране вытекает из множества причин: недостаточного уровня экономического развития, нравственной воспитанности, правовой культуры, правовой образованности и др.[3]

Для воплощения прав и свобод человека одного их провозглашения мало. Они имеют практический смысл тогда, когда становятся признанными всей общностью людей. Общество должно быть объективно и субъективно подготовлено для их признания и реализации.

В субъективной подготовке, как и в самом утверждении прав человека, весомую роль играет образование всех людей в сфере прав человека, особенно будущих юристов, ознакомление граждан с их правами, побуждение государственных структур и чиновников к уважению и соблюдению этих прав.

Исполнение всех норм о защите прав человека стало практической задачей всех государственных органов. Однако социальная и экономическая реальности сегодняшнего дня, ограничивают возможности реализации правовых установлений для многих людей. Нашему обществу предстоит преодолеть еще немало преград на пути к полному осуществлению всего того, что есть в российском законодательстве о правах и свободах человека. Об этом весьма убедительно говорил Президент РФ Д. А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

Большую роль в безусловной реализации прав человека призвано сыграть овладение самыми широкими слоями общества знаниями о правах и свободах человека, об их значении для развития личности, жизнедеятельности государства и общества. Наибольшими возможностями для изучения и распространения идей и законодательных положений о правах человека обладают высшие учебные заведения. Для этого в вузах преподается специальная учебная дисциплина «Права» человека», которая не только полезна, но и необходима не только в юридических, но и во всех других вузах[4].

Уже в 1992 г. профессор Ф. М. Рудинский опубликовал в журнале «Государство и право» программу учебной дисциплины «История, теория и практика прав человека». В ней он стремился обосновать тезис о правах человека не только как об учебном предмете, но и как о самостоятельной науке, необходимой для целостного рассмотрения социального бытия человека[5]. Необходимость ее формирования автор аргументировал актуальностью знаний о социально-политическом и нравственно-правовом положении человека в системе национальных и международных общественных отношений, поиском новых научных подходов при решении современных гуманитарных проблем, а также важностью изучения эффективности деятельности учреждений по правам человека.

Изучение учебной дисциплины «Права человека» вызвано необходимостью сформировать в нашем обществе культуру прав человека, в особенности у будущих профессионалов — юристов. Ведь для нескольких поколений российских юристов понятие прав человека как сферы его свободы, как ограничителя власти государства, как универсального фактора, обеспечивающего равенство людей и справедливость законов, автономию индивида, попросту не существовало. Проповедовался патерналистский характер государства по отношению к человеку, концентрировалось внимание только на формально-юридической стороне его субъективных прав.

Подобные деформации и пробелы в правовом образовании не преодолены полностью и сегодня. А преодолеть их можно путем гуманизации высшего юридического образования. Учебная дисциплина «Права человека» — одно из средств выполнения этой задачи. Студентам важно и необходимо усвоить систему знаний о правах человека во всей их подлинной значимости и многомерности, а также о действии комплексного института прав человека в национальной и международной системах права.

Сегодня права человека закреплены во многих международно-правовых и государственно-правовых актах. В современном мире сформировалось право прав человека [6], то есть система международно-правовых и внутригосударственных норм, закрепляющих и регулирующих права человека, а также глобальный и региональные механизмы их обеспечения.

Поэтому изучение прав человека — это не только внутригосударственная проблема России, но и — международная. Этой проблеме на самом высоком международном уровне уделяется огромное внимание.

Это утверждение основывается на положении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.[7], которое гласит, что участвующие в этом Пакте государства соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам (ст. 13).

В ст. 15 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы, принятой 9 декабря 1998 г. Резолюцией 53/144 на 85-ом пленарном заседании 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, записано: «Государство несет ответственность за поощрение и содействие преподаванию прав человека и основных свобод на всех уровнях образования и за обеспечение включения всеми лицами, ответственными за подготовку юристов, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и государственных служащих, в свои учебные программы соответствующих элементов преподавания прав человека», а в ст. 16 говорится, что отдельные лица, неправительственные организации и соответствующие учреждения играют важную роль в содействии более глубокому пониманию общественностью вопросов, связанных со всеми правами человека и основными свободами, посредством такой деятельности, как просвещение, профессиональная подготовка и исследования в этих областях.

Об этом однозначно заявлено также в Венской декларации и Программе действий[8], принятых 25 июня 1993 г. второй Всемирной конференцией по правам человека. Пункт 33 этого документа гласит: «Всемирная конференция по правам человека подтверждает, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и другими международными договорами о правах человека государства обязаны обеспечивать, чтобы система образования была направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам. Всемирная конференция по правам человека подчеркивает важность включения вопроса о правах человека в учебные программы и призывает государства осуществлять это на практике.

Система образования должна способствовать взаимопониманию, терпимости, миру и поддержанию дружественных отношений между народами и всеми расовыми или религиозными группами и поощрять деятельность Организации Объединенных Наций в интересах достижения этих целей. Таким образом, просвещение в области прав человека и распространение надлежащей теоретической и практической информации играют важную роль в поощрении и уважении прав человека, всех людей без каких-либо различий по признаку расы, пола, языка или религии, и это должно быть отражено в политике в области образования как на национальном, так и международном уровнях. Всемирная конференция по правам человека отмечает, что нехватка ресурсов и отсутствие надлежащей организационной структуры могут затруднить скорейшую реализацию этих целей»[9].

Всемирная конференция по правам человека предлагает всем правительствам, системе Организации Объединенных Наций, а также другим многосторонним организациям значительно увеличить объем ресурсов, выделяемых на программы, направленные на создание и укрепление национального законодательства, национальных учреждений и соответствующих инфраструктур, которые обеспечивают законность и демократию, помощь в проведении выборов, повышение информированности о правах человека посредством подготовки кадров, обучения и просвещения, участия народных масс и формирования гражданского общества (п. 34).

14 мая 1985 г. в рамках Совета Европы Комитет министров принял Рекомендацию «Об обучении и преподавании прав человека в школах», которая стала итогом пятилетней программы исследований и консультаций по обучению правам человека. Значение Рекомендации состоит в том, что она предложила согласованную позицию всех европейских государств — членов Совета Европы по вопросу преподавания прав человека в школах и стала основой для работы учителей, правительственных и неправительственных организаций[10]. Кроме того, Совет Европы в последние годы неоднократно принимал рекомендации по обучению правам человека, опубликовал более ста книг и других материалов по этой проблеме.

Таким образом, права человека стали объектом изучения людьми не только на обыденном, общественном уровне, но и на международно-правовом. А для слушателей, студентов, курсантов и других категорий, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального, в том числе и военного, образования стали обязательным элементом профессиональной подготовки.

Значение знаний о правах человека. Эффективность функционирования человека в социальной среде, процесс реализации правового статуса, его социально-правовая активность при использовании, соблюдении, исполнении и применении прав, свобод и обязанностей, а также правовая самозащита во многом зависят от знаний о правах человека и гражданина. Права человека это — мощный пласт общечеловеческой культуры. Права человека — высшая ценность, и как таковая она является критерием «человеческого измерения» противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и во всем мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир каждому в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа.

Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств. Однако глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам, отсутствие подлинного уважения к человеку и его правам создают сложную ситуацию незащищенности индивида в России, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В связи с этим первостепенной задачей является обучение культуре прав человека, которое должно распространяться и на должностных лиц, и на всех людей, проживающих на территории страны.

К сожалению, права человека не заняли достойного места в нашей жизни. Их нарушения носят массовый характер (невыплаты зарплаты, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, нарушение прав военнослужащих и др.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.

В этой ситуации права человека в России зависят не только от государства, у которого сегодня пока нет ни надежных механизмов защиты прав, ни достаточных экономических ресурсов для их защиты. Нужны усилия всех юристов, правозащитных организаций и каждого человека, направленные на борьбу против нарушений прав человека, на установление юридической ответственности за такие действия. А для этого надо обладать знаниями о правах человека и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом[11].

Нынешние социальные противоречия в государствах мира и в России, порой доходящие до кровопролитий, повсеместный невиданный рост преступности и безудержный произвол должностных лиц есть результат всеобщего неуважения к правам человека. Поэтому изучение учебной дисциплины «Права человека» на всех уровнях образования, особенно в вузах, должно сыграть большую роль в нравственном возвышении России, в ее гуманизации[12].

В преподавании дисциплины «Права человека» видится не только теоретическая, но и практическая потребность. Нельзя построить правовое государство, если профессионалы — юристы, чиновники государственных органов, органов местного самоуправления, предприниматели не обладают знаниями, относящимися к правам человека.

2. Предмет и метод учебной дисциплины «Права человека»

Предмет и метод любой учебной дисциплины определяется ее целью. Цель данной учебной дисциплины состоит в том, чтобы расширить и систематизировать знания студентов о системе и содержании прав человека и правовом механизме их защиты, а также сформировать у студента правозащитную направленность его будущей юридической деятельности.

Жизнь цивилизованного общества невозможна без постоянного изучения явлений и процессов, происходящих в этом обществе, и степени их влияния на развитие самого общества. Именно этим обстоятельством объясняется наличие в обществе большого числа наук и научных дисциплин.

Поскольку в российском обществе реально существует такое социальное явление, как права человека, постольку должны быть и научные дисциплины, изучающие это явление. Такие научные дисциплины должны быть во всех отраслях научных знаний — в философии, истории, психологии, политологии, в том числе и в праве. Каждая научная дисциплина имеет свой объект изучения. Как известно, под объектом науки вообще понимается явление или процесс, требующий изучения.

Объектом изучения всех названных наук и научных дисциплин является определенная система знаний о человеке, в которую входят и знания о правах человека. Но каждая научная дисциплина, в том числе и рассматриваемая нами, изучает обычно не весь объект, а определенную его часть (сторону, грань) или, другими словами, свой предмет[13]. Так, к примеру, экономическая наука рассматривает человека как участника производственных отношений, политическая наука — как субъекта политического властвования и участника политической системы, а этика — как субъекта нравственных отношений.

Юридическая же наука рассматривает человека в качестве субъекта права и правовых отношений. То есть юридическая наука в области изучения человека имеет свой объект, которого не касаются и в который так глубоко не проникают другие общественные науки. Правоведы исследуют главным образом юридические аспекты прав человека, оставляя философам, историкам, этикам, психологам иные проблемы.

Объектом изучения научной и учебной дисциплины «Права человека» является система обобщенных правовых знаний о правах человека, их содержании и правовом регулировании международными и внутригосударственными правовыми нормами[14].

Под предметом науки, таким образом, понимают определенного типа части (элементы) или стороны объекта изучения. Наиболее существенными элементами правовых знаний о правах человека, которые изучает научная дисциплина «Права человека», то есть ее предметом, являются:

— генезис прав человека;

— правовые учения и научные подходы к правовому пониманию прав человека, в том числе и основных прав;

— закономерности возникновения и развития прав человека;

— система и классификация прав человека;

— международные и внутригосударственные правовые нормы, закрепляющие права человека и их гарантии (право прав человека);

— юридические свойства основных прав человека;

— внутригосударственный и международный механизмы правовой защиты прав человека.

Особенность предмета учебной дисциплины «Права человека» состоит в том, что это — комплексная политико-правовая дисциплина, изучающая основные этапы и закономерности возникновения, развития и осуществления на практике прав человека как важнейшей ценности мировой цивилизации. Это интегрирующая, синтезирующая научная и учебная дисциплина[15], вобравшая в себя в обобщенном виде данные всех областей обществознания, так или иначе связанных с правами человека — главного субъекта исторического процесса.

Особенностью учебной дисциплины «Права человека» является также и то, что в ней человек рассматривается как носитель достоинства, наивысшей ценности на земле, как субъект свободы, то есть права делать все, что не противоречит демократическим законам.

Предмет научной и учебной дисциплины «Права человека» составляют, прежде всего, основные закономерности возникновения и развития истории, теории и практики реализации прав человека. К таким закономерностям следует отнести следующие явления и процессы[16]:

1) движение исторического процесса от равенства и равноправия на самом примитивном уровне и определенной одинаковости в положении всех и каждого перед общими обычаями и правилами поведения к отношениям рабства, классовым различиям и противоречиям, расизму и межнациональным конфликтам, к движению за равенство и равноправие, к всеобщности прав человека;

2) процесс, началом которого является осознание человеком своих прав через формальное их признание и систематизацию к реальному воплощению в жизнь и усилению их гарантий в современных государствах;

3) развитие прав человека происходит в условиях государственных образований, начиная от таких государств, которые противодействуют основной массе населения, к государствам, в которых приоритетным направлением деятельности всех его учреждений становится правовая защита человека, то есть к государству прав человека;

4) преодоление классового подхода к правам человека через осознание их как важнейшей общечеловеческой ценности;

5) неодолимый процесс интернационализации и глобализации прав человека;

6) движение от закрытости деятельности государственных учреждений и должностных лиц по соблюдению ими прав человека к формам общественного контроля за их работой в этой области, формирование института самозащиты и механизма правовой защиты человека;

7) распространение знаний и образования в области прав человека.

Закономерности развития прав человека неотделимы друг от друга и вытекают одна из другой, поскольку объединены взаимозависимостью и взаимообусловленностью.

Юридические науки и дисциплины, также наряду с другими проблемами, особое внимание уделяют правам человека. Так, международные акты о правах человека являются предметом изучения науки международного права. Однако в данной учебной дисциплине раздел о правах человека — один из проходных и изучается в сопоставлении с другими институтами международного права. В учебном курсе «Права человека» проблема собственно прав человека — центральная. Она рассматривается в сопоставлении прав человека в России с правами человека в международных правовых актах и правами гражданина в разных странах мира, а также в свете их закрепления во внутригосударственном законодательстве в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (имплементация прав человека).

Общая теория государства и права, изучая проблемы личности в правовой системе, особое внимание уделяет теории субъективных прав гражданина как элементу правоотношения, однако не затрагивает прав человека в их соотношении с правами гражданина. В курсе истории государства и права в историческом плане рассматриваются возникновение и развитие различных типов государств и правовых систем, в том числе и вопросы правового статуса личности. История политических и правовых учений изучает политико-правовые теории, в рамках которых речь идет и о теоретических аспектах прав человека.

В отличие от общеправовых дисциплин учебная дисциплина «Права человека» сосредоточивает свое внимание на вопросах становления и развития как теории прав человека, так и механизма правовой защиты человека на примере России и других стран мира.

Отраслевые юридические дисциплины изучают различные виды прав гражданина: конституционное право — основные права и свободы гражданина (в аспекте конституционного законодательства), уголовно-процессуальное право — уголовно-процессуальные права и т. д. Рассматриваемый нами учебный предмет пользуется достижениями всех юридических наук, изучает проблему соответствия отраслевых субъективных прав гражданина общепризнанным правам человека.

Таким образом, учебная дисциплина «Права человека» — дисциплина, которая использует данные многих общественных, в том числе юридических, наук о правах человека. Концепция прав человека, воплощающая важнейшие социально-политические и духовные ценности, содержащиеся во многих философских, нравственных, религиозных, политических и правовых учениях, является теоретической основой учебного предмета «Права человека». История свидетельствует о том, что прежде чем права человека были записаны во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других актах, они были сформулированы в трудах выдающихся мыслителей прошлого. Без ознакомления с этими трудами невозможно всесторонне изучить содержание этих прав. Поэтому идеи, теоретические концепции, составляющие содержание учения о правах человека, также относятся к предмету данной учебной дисциплины.

Предметом «Прав человека» являются не только права человека, но и юридические нормы (международные и внутригосударственные), в которых они закреплены. Это, к примеру, нормы Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах или нормы о правах человека, записанные в конституциях и других правовых актах различных государств. Указанные нормы международных правовых актов, закрепляющие права человека и их гарантии, объединяются в единое целое — отрасль международного права — право прав человека, а нормы внутригосударственного права государств, в том числе и России, — в межотраслевой институт — право прав человека.

Права человека и закрепляющие их юридические нормы обусловливаются определенными социально-экономическими, политическими и правовыми условиями и другими факторами, которые также входят в предмет учебной дисциплины «Права человека».

Знание юристами объема и содержания прав человека само по себе еще не означает готовности эффективно их защищать. Для этого необходимо знать и уметь применять правовой механизм обеспечения и защиты прав.

Таким образом, «Права человека» как научная дисциплина есть область научных знаний о генезисе, объеме и содержании прав человека, правовых нормах о правах и механизме их правовой защиты.

Научная дисциплина не тождественна учебной дисциплине, хотя у них и одно название. Научная и учебная дисциплины преследуют разные цели. Первая изучает ту область действительности, которая не исследована или мало исследована, вторая вооружает обучаемых уже добытыми научными знаниями и опытом[17].

Следовательно, мы можем сказать, что учебная дисциплина «Права человека» есть систематизированное изложение с учебными целями основ научной дисциплины, изучающей генезис, объем и содержание прав человека, правовых норм о правах и механизм их обеспечения и защиты.

Задачами указанной учебной дисциплины являются:

— изучение со студентами (слушателями и курсантами) — будущими юристами (другими специалистами) объема и содержания прав человека, правовых норм о правах и механизма их обеспечения и защиты;

— во взаимодействии с другими юридическими дисциплинами воспитание у студентов (слушателей и курсантов) чувства уважения к человеку, его правам, чести и достоинству;

— изучение международных и внутригосударственных правовых норм и актов, регулирующих права человека и способы их защиты;

— формирование у обучаемых навыков правильного применения юридических норм, связанных с реализацией и защитой прав и свобод человека;

— развитие и укрепление у будущих практических юристов профессиональной ориентации на защиту человека от любого беззакония и произвола.

В результате изучения предмета «Прав человека» будущий специалист-юрист должен:

знать генезис, определение и классификацию прав человека;

— усвоить соотношение и содержание понятий «права человека» и «права гражданина»;

— знать внутригосударственные и международные правовые акты и нормы, регулирующие права и правовую защиту человека;

— знать структуру и содержание элементов механизма обеспечения прав и правовой защиты человека;

— усвоить формы правовой защиты человека;

— уметь применять полученные при изучении учебной дисциплины теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;

— уметь готовить соответствующие правовые документы, относящиеся к правовой защите человека, и осуществлять меры по восстановлению его нарушенных прав;

— уметь осуществлять первичную юридическую консультацию лиц по вопросам реализации прав человека.

Методология учебного курса «Права человека». Цель изучения дисциплины определяет и ее методологию. Она основывается на гуманистических и общенаучных принципах и методах изучения межотраслевого института прав человека.

Ведущий метод изучения учебной дисциплины «Права человека» — диалектический метод. Это означает, что права человека познаются с учетом противоречивого характера всех процессов их возникновения, становления, развития и реализации. Диалектический метод рассматривает права человека в канве тех реальных общественных отношений, в которых они происходили, изменялись и осуществлялись. Он означает, что исследование прав человека должно вестись с позиций взаимного влияния общества на права человека, а прав человека — на общественные процессы.

Фундаментальной основой методологии данной дисциплины является принцип гуманизма. Он выражается в том, что при изучении всех вопросов данного курса доминирующим является человек. Эта доминанта определяется Всеобщей декларацией прав человека, которая гласит: «Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». И поэтому, когда мы говорим о гуманизме, то речь идет прежде всего о тех, чьи права попираются, то есть о правах жертв дискриминации, беженцев, трудящихся, подвергающихся угнетению, о правах людей, страдающих от голода, неграмотности и т. д.

«Права человека» как учебная и научная дисциплина построены на принципе научной объективности. Это означает беспристрастное изложение и оценку всех исторических и ныне имеющих место фактов, относящихся к правам человека.

Методология учебной дисциплины включает также и принцип мировоззренческого плюрализма. Это значит, что универсальная концепция прав человека возникла как результат взаимодействия различных цивилизаций, разнообразных культур, политических и правовых учений, религиозных концепций.

Теоретическими источниками всемирной концепции прав человека были духовные ценности мировых религий, либеральные и социалистические политические учения, различные философские концепции (кантианство, гегельянство), нравственные принципы Льва Толстого и других великих гуманистов, произведения писателей, художников. В юридической науке значительную роль в формировании современных представлений о правах человека сыграла теория естественного права. Но надо сказать, что и ученые, относящиеся к школе юридического позитивизма, внесли заметный вклад в разработку этой проблемы. Особое значение в формировании идей прав человека имела общественная деятельность выдающихся правоведов и моралистов.

Частью методологии «Прав человека» являются общенаучные методы познания, без которых невозможно исследовать и изучить ни одно правовое явление. Это: абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, наблюдение, изучение документов, моделирование, анкетирование, интервьюирование, рейтинг, рубрикация, классификация, ранжирование и др.

Рассмотрение всех общественных явлений, научных понятий, связанных с правами человека, проводится с использованием метода системного анализа. Это значит, что каждое право человека рассматривается не изолированно, а как элемент определенного класса или всей совокупности прав человека, где все права взаимосвязаны. Например, к весьма обширной группе прирожденных прав человека относятся такие, как право на личную свободу, неприкосновенность личности, свобода от рабства, свобода от пыток, жестокого и бесчеловечного обращения и наказания и др. Сопоставление этих прав приводит к выводу, что они представляют не случайную совокупность, а определенную систему прав, обеспечивающих для человека индивидуальную свободу и личную безопасность. Ограничение одного из этих прав ведет и к ограничению другого. Такой подход к правам позволяет уяснить их содержание, определить место каждого среди всех прав человека, разработать адекватные им гарантии.

«Права человека» как научная и учебная дисциплина используют специальные юридические методы: юридическое толкование, сравнительно-правовой метод, аналогию, метод конкретного анализа, метод аналогии, юридический эксперимент и т. д.

Применение всех опробованных в науке методов исследования должно привести к более глубокому постижению сущности прав человека, разработке новых юридических средств их реализации. И в этом — главное назначение научной и учебной дисциплины «Права человека».

Методология «Прав человека» проникнута идеей высокого уважения к человеческому достоинству, она несовместима с фашистскими, расистскими и иными человеконенавистническими реакционными теориями[18].

Синтезирующая научная и учебная дисциплина «Права человека» — это созидательная область знаний. Она должна стать методологической и теоретической основой развития институтов прав человека каждой отрасли российского права и отраслевых юридических наук.

3. Система учебной дисциплины «Права человека»

Каждая научная и учебная дисциплина, в том числе и «Права человека», имеет свою систему. Система учебного предмета «Права человека» есть совокупность правовых знаний, образующих единое целое (дисциплину), с разделением на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (разделы, главы) в зависимости от класса регулируемых прав и общественных отношений, в которые входят права человека.

Вся система учебной дисциплины «Права человека», предлагаемая автором, делится на вводную тему и пять органически взаимосвязанных разделов: 1) генезис прав человека; 2)правовое понимание права и свободы человека; 3) свойства прав человека; 4) система прав человека и 5) механизм правовой защиты прав человека.

Первый раздел«Генезис и правопонимание прав человека» посвящен изучению процесса возникновения, становления и развития прав человека в ходе всемирно-исторического процесса вообще и в России в частности. Здесь рассматривается содержание современной всемирной концепции прав человека, анализируются основные теоретические источники ее возникновения и развития: религиозные учения, юридическая теория школы естественного права, либерально-демократические теории, социалистическое учение о социально-экономических права человека.

Значительное внимание уделяется рассмотрению генезиса международно-правовой защиты прав человека.

Второй раздел — «Правовое понимание права и свободы человека». В этом разделе в качестве основных подходов к пониманию прав человека рассматриваются естественно-правовой и позитивистский подходы, исследуются определение и соотношение категорий понятийного ряда «права человека», таких как: «права человека» и «свободы человека», «права человека» и «права гражданина», «основные права» и «конституционные права человека» и др.

В качестве особой группы прав показаны основные права человека черезих содержательные и формальные, технико-юридические признаки.

Немало внимания уделено раскрытию понятия и содержания ограничений прав человека, установленных законами РФ; показаны их признаки и разработана классификация, а также определена структура ограничений прав как правового явления.

Третий раздел учебной дисциплины «Права человека» — «Свойства основных прав человека». Признание прав человека институционным образованием означает, что оно, как и всякое иное явление реальности, обладает рядом объективных характеристик[19]. Важнейшая из таких характеристик — свойства. Свойства не только объединяют основные права человека в единую правовую категорию, но и дают возможность отграничить от других, записанных в различных нормативных актах, прав индивида, глубже понять их содержание и социальное назначение.

Поскольку свойства прав человека имеют важное теоретическое и практическое значение для российского права, постольку есть необходимость их активного изучения и адекватного толкования. Такая необходимость объясняется несколькими обстоятельствами: 1) отсутствием в юридической науке научно обоснованной теории свойств прав человека; 2) отсутствием теоретико-правового и конституционно-правового определения понятия «свойство права человека»; 3) широким использованием учеными, наряду с термином «свойства прав», других, схожих с ним терминов, таких как: «качество», «признаки», «черты», «особенности». Эти обстоятельства не способствуют формированию научной определенности категорий «права человека» и «свойства прав человека» и ведут к размытости знаний о правовых явлениях, которые отражаются ими. Кроме того, отличие основных прав человека от других прав мы можем познать только благодаря познанию их свойств, которые не возникают из отношений человека с другими субъектами права, а лишь обнаруживаются в таких отношениях.

Четвертый раздел — «Система прав человека». Это очень важный раздел учебной дисциплины, ибо на адекватном его восприятии будет строиться все здание знаний о правах человека. Системный подход к изучению прав человека стимулирует познание обучаемым не только их существа и содержания, но и закономерностей их развития, необходимых связей друг с другом и с окружающей действительностью. Системность требует знания структуры и функций всей совокупности прав человека, места и роли их существования в общей системе знаний вообще и в юридической системе в частности. Системность прав человека следует понимать не только как способ их организации, но и как способ развития.

В разделе уделяется внимание юридическому анализу системы прав человека и рассмотрению классификации прав в зависимости от сферы жизнедеятельности человека. В нем система и классификация прав человека не совпадают с системой права России, хотя и отражают ее. Такое несовпадение происходит потому, что ни одно право человека по своим правомочиям никак не исчерпывается нормами одной отрасли права. Поэтому, считают правоведы, каждое из них формируется за счет ряда отраслей права, что является весьма серьезным основанием необходимости разработки самостоятельной научной и учебной дисциплины по правам человека как интегрирующей области знаний и создания кодифицированного акта о правах человека[20].

Пятый раздел настоящей учебной дисциплины — «Механизм правовой защиты прав человека» посвящен практическому аспекту осуществления прав человека. Речь в нем идет о сложном процессе претворения их в жизнь, в том числе и в России. Основное внимание уделяется научному определению механизма правовой защиты прав человека как совокупности трех его подмеханизмов: 1) механизма охраны прав; 2) механизма квалифицированной юридической помощи и 3) механизма защиты права человека.

Выделение таких самостоятельных подмеханизмов, как механизм охраны основных прав, механизм юридической помощи и механизм защиты прав обусловлено наличием различных целей, ставящихся в ходе осуществления прав человека и, следовательно, использованием различных средств для достижения этих целей.

Значительное внимание в учебнике уделено теоретико-правовому рассмотрению международно-правовой защиты прав человека.

Контрольные вопросы

Чем вызвана необходимость изучения людьми прав человека?

Что значит, по-вашему, «право прав человека»?

Права человека как объект изучения людьми.

Изучение прав человека как международная правовая проблема.

Значение знаний о правах человека.

Что есть цель, объект, предмет и метод учебной дисциплины «Права человека»?

Метод учебной дисциплины «Права человека».

Закономерности возникновения и развития истории, теории и практики реализации прав человека.

Что есть «Права человека» как научная дисциплина?

Методология учебного курса «Права человека».

Система учебной дисциплины «Права человека».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.