Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарождение прав человека в России




История российской государственности наглядно показывает, что на процесс ее формирования и развития, а также на своеобразие складывающейся в ее рамках политико-правовой культуры значительное влияние оказывали: во-первых, особенности геополитического положения страны — между Востоком и Западом; во-вторых, ее пространственно-географические характеристики и природно-климатические условия; в-третьих, многоэтнический и многоконфессиональный состав населения; в-четвертых, быт, традиции и религиозные верования ее народов[81].

Подтверждением сказанному выше может служить крупнейший кодекс русского феодального права XI–XII вв. Русская Правда. Этот документ носил ярко выраженный сословный характер. Он определялряд привилегий господствующих субъектов права и прав-изъятий для неимущих (зависимых) субъектов: повышенные наказания за убийство феодала или причинение ему имущественного ущерба, более широкие права (по сравнению с крестьянином-смердом) по передаче имущества по наследству (в том числе и дочерям) и многие другие[82]. Это видно на примере ст. 90 Русской Правды «Аже умреть смерд»: «Аже смерд умреть, то задницю (наследство. — А. С.) князю; еже будут дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будут замужем, то не даяти части им»[83].

Зависимыми от феодалов, а значит и неполноценными субъектами права, являлись смерды, закупы и холопы (челядь)[84]. Зависимые субъекты имели не только обязанности, но и некоторые права на защиту закона.

Еще одной особенностью данного периода является то, что общественные отношения находились под влиянием религии, что, с одной стороны, обусловило рассмотрение в качестве субъектов права церкви, Бога и Святых, а с другой — привело к тому, что в широких массах утвердилась вера во влияние сверхъестественного на правовые отношения. Именно этим обстоятельством объясняются судебные процессы над ведьмами, колдунами и животными[85].

Достоянием российских интеллектуальных кругов всегда были мысли о высоком предназначении личности, человеческом достоинстве, ответственности власти перед народом, необходимости повышения правовой грамотности населения. Они не могли быть обойдены вниманием властвующих. Социально-политическая мысль в России непрестанно развивалась в направлении утверждения идей свободы, равенства, нравственного долга, духовного самосовершенствования, ответственности, искоренения бесправия[86]. В нашей стране всегда была высокоразвита нравственно-духовная сторона жизнедеятельности. Ценились свобода и равенство. Противостояние насилию, борьба с бесправием и угнетением, кровавые стычки с абсолютизмом, когда насилие и произвол переходили всякие границы терпимого существования, — неотъемлемая часть истории России.

Свобода в народном понимании означала полную автономию от государства и освобождение от всех обязательств, налогов и повинностей в пользу как государства, так и частных лиц. Народным идеалом служило устройство, подразумевающее широкое самоуправление, решение всех вопросов на общем сходе, выборные власть и суд, равенство, уравнительное распределение земли и прочей собственности между всеми.

Еще в XI столетии киевский митрополит Иларион в трактате «Слово о Законе и Благодати» (написано в 1037–1050 гг.)[87] писал о проблемах закона и свободы, об ответственности князя перед своими подданными. Идейный стержень этой работы составляет антитеза рабского Закона и свободной Благодати, которая должна стать основой жизни страны, обретшей христианскую Истину. «Он (Бог), — говорится в “Слове”, — единый, творящий чудеса, положил Закон в предуготовление Истины и Благодати — да обвыкнет в нем человеческое естество… Ибо Закон — предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать — служители Будущего Века, Жизни Нетленной» (абз. 3). Выражаясь современным языком: принципом, в соответствии с которым организуется жизнь человека и общества, должна быть свобода.

В России уже в XVI в. было известно учение о естественном праве и естественных правах. Радикальный мыслитель и еретик Феодосий Косой указывал на существование естественных и прирожденных прав, которые ни государство, ни церковь нарушить не могут (середина XVI в.).

Некоторые ученые считают, что осознание достоинства личности обнаруживается в России уже в XVI в. среди дворянства, которое очень медленно, но набирает силу. Именно в XVI столетии князь Л. М. Курбский (1528–1583) поставил вопрос о естественных правах как «неподвластный произволу законодателя источник прав и свобод индивида»[88]. Эти взгляды ярко проявились также во время восстания Степана Разина (1667–1671).

Выступления против всякого насилия над человеком, постепенное искоренение самых одиозных его форм из текстов законодательства, из сознания и общественных отношений наблюдались в течение всех исторических периодов в России. Своеобразие процесса эволюции прав человека в России в том, что их распространение осуществлялось, как правило, «сверху», в результате либеральной политики самой власти.

Для общественной жизни России, начиная с XVIII в., был характерен так называемый «сословный строй»[89]. В основу сословных подразделений клались различные признаки, например: род занятий (духовенство, купечество, крестьянство); характер повинностей в пользу государства («податные сословия» — крестьяне, мещане; «неподатные сословия» — дворяне, духовенство); действительное или мнимое родовитое происхождение и заслуги предков (потомственное дворянство).

Особенное положение сословных групп (дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы, мещане, цеховые, крестьяне) в общественной жизни, их права и обязанности определялись и поддерживались многочисленными правовыми нормами, включенными в Свод законов Российской империи и действовавшими вплоть до Октябрьской революции.

Наибольшими правами пользовались дворяне. В 35 статьях «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», утвержденной 21 апреля 1785 г., шла речь о привилегиях дворян. Обязанностям же была посвящена лишь одна статья: «по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной»[90].

Множество узаконений закрепляли сословную обособленность и приниженность крестьян. К числу наиболее серьезных и длившихся столетия нарушений прав личности относилось крепостное право. Крестьяне были собственностью помещиков.

Особенно серьезные нарушения прав личности имели место в сфере уголовного права и уголовного судопроизводства. Многие десятилетия в уголовном суде царила теория формальных доказательств, восходившая к Воинскому уставу 1716 г., которым определялось, каким именно доказательствам суд обязан отдавать предпочтение при рассмотрении дела. Доказательства подразделялись на «совершенные» и «несовершенные». Из «совершенных» на первом месте стояло признание обвиняемого, сделанное в полиции и на суде.

Существовало неравенство граждан перед судом, которое распространялось не только на обвиняемого и обвинителя, истца и ответчика, но и свидетелей[91]. Уже при Петре I в таком акте, как «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (1716), давалась следующая оценка свидетельских показаний: «Сие слово лучше свидетели, разумеется, что свидетель мужеска полу паче женска, и знатный паче худаго, ученый неученого и духовный светского человека почтен бывает»[92]. В России самым широким образом применялись телесные наказания — битье розгами, плетью, кнутом, шпицрутенами.

С таким бесправием народ смириться не мог. С конца XVIII в. стала заметна эволюция в сторону гуманности. Со времени Екатерины II просвещенная часть общества начинает негативно относиться к бесправию человека и крепостному праву.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.