Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамическая сторона механизма охраны прав человека




Динамическая сторона механизма охраны — это организационно-правовая деятельность юрисдикционных государственных и негосударственных органов и организаций по недопущению нарушений прав человека через контроль и надзор за соблюдением прав человека[785].

Контроль и надзор за соблюдением прав человека являются важнейшими динамическими средствами механизма охраны прав человека. Они осуществляются посредством всей системы социального контроля, под которой понимают совокупность контрольных механизмов; с их помощью определяется соответствие поведения людей социальным нормам, стимулируется положительная, полезная для общества деятельность и предупреждается негативная. Социальный контроль за соблюдением прав делят на государственный и общественный.

Государственный контроль отличается двумя особенностями: 1) он осуществляется на основе строжайшего соблюдения требований Конституции и законов и 2) его результаты всегда влекут определенные юридически значимые последствия или связаны с их наступлением[786].

Государственный контроль связан с необходимостью постоянной проверки результатов действия механизма конституционно-правового обеспечения основных прав человека на всех уровнях государственной иерархии в целях своевременного предотвращения и устранения недостатков в ее деятельности и повышения ее эффективности.

Разновидностью контроля является надзор. Его отличие от контроля состоит в следующем: а) надзорные органы выполняют свои полномочия всегда в отношении неподчиненных им органов управления и других объектов; б) если под правом контроля понимается возможность для контролирующего органа непосредственно вмешиваться в деятельность контролируемых органов вплоть до отмены незаконных актов, то под надзором — лишь наблюдение и опротестовывание перед контролирующим органом незаконных актов; в) если в порядке контроля, как правило, используются меры дисциплинарного воздействия, то при осуществлении надзора — административные (например штраф); г) надзор в отличие от контроля предполагает наличие заранее установленных параметров поднадзорной деятельности. При этом предметом надзора может быть и деятельность контролирующих органов[787].

Надзор осуществляется как прокуратурой (общий надзор), так и специальными государственными инспекциями (административный надзор).

В процессе осуществления человеком своих прав контроль преследует две основные цели: во-первых, установить фактический уровень признания, уважения и соблюдения основных прав человека обязанными лицами и степень его соответствия нормам, провозглашенным международными и российскими законами; во-вторых, обнаружить и устранить нарушения прав и свобод человека.

В соответствии с Конституцией РФ и законами контроль за соблюдением прав человека как средство их охраны делится на виды. В зависимости от органа, осуществляющего его, он подразделяется на: контроль законодательных органов, надведомственный контроль, ведомственный контроль, судебный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль[788].

1. В механизме охраны прав человека широко используется контроль законодательных органов РФ и субъектов РФ. В этой области они обладают значительными полномочиями. В соответствии с Конституцией Совет Федерации и Государственная Дума проводят парламентские слушания (ч. 3 ст. 101), по итогам которых принимаются постановления и рекомендации заинтересованным ведомствам и лицам. Широко используется практика создания и деятельности комиссий Государственной Думы по проверке фактов нарушения прав человека. Одной из таких комиссий, например, была созданная Постановлением Государственной Думы РФ от 26 апреля 1994 г. Комиссия Государственной Думы по проверке фактов нарушения прав человека в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания системы Министерства внутренних дел Российской Федерации[789].

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[790] контролировать соблюдение прав человека могут и депутаты. Основными формами контроля с их стороны являются: выполнение поручений палат Федерального Собрания; участие в парламентских слушаниях; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями (рассмотрение поступивших от них предложений, заявлений и жалоб, ведение приема, изучение общественного мнения, взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, с политическими партиями и иными общественными объединениями); обращение с вопросом к членам Правительства РФ на заседании Государственной Думы. Депутатский контроль за соблюдением прав человека в России может осуществляться и в иных формах, предусмотренных законами и регламентами палат Федерального Собрания РФ.

Аналогичные формы контроля используют и депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

2. Надведомственный контроль за соблюдением прав человека обусловлен необходимостью обеспечить единство охраны основных прав в рамках ряда отраслей управления. На основе ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации»[791] он осуществляется органами управления общей компетенции — Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, государственными надзорами, некоторыми министерствами и ведомствами, соответствующими управлениями Администрации Президента РФ, а также специально созданными для целей контроля государственными инспекциями.

Правительства РФ и субъектов РФ проверяют работу правоохранительных органов, а также ведомств и служб, в обязанность которых входит обеспечение основных прав человека, заслушивают их отчеты, отменяют не соответствующие закону акты этих субъектов управления. Органы общей компетенции осуществляют контроль в отношении нижестоящих органов.

Для государственных надзоров Правительства РФ и их органов на местах наиболее характерно осуществление правоохранительного контроля в отношении им не подчиненных государственных органов и организаций. В пределах установленной для них компетенции государственные надзоры вправе контролировать соответствие актов, издаваемых министерствами, ведомствами, службами и организациями, конституционным принципам охраны и защиты прав человека. Перечень государственных надзоров, охраняющих, к примеру, право работников на жизнь и здоровье, дан в ТК РФ (ст. 366–369).

К настоящему времени создано значительное число управлений Администрации Президента РФ, которые в той или иной степени осуществляют контроль за соблюдением прав человека в России.

Среди управлений Администрации Президента РФ, наделенных функциями контроля за соблюдением прав человека, необходимо выделить Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан[792].

Основными функциями Управления являются:

— обеспечение реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

— организационное обеспечение реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по осуществлению помилования и конституционного права осужденного за преступление просить о помиловании.

Важное значение также имеет Управление по работе с обращениями граждан[793].Основными задачами Управления являются:

— обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту РФ (далее — обращения граждан);

— осуществление информационно-справочной работы, связанной с обращениями граждан;

— анализ обращений граждан, адресованных Президенту РФ, и подготовка соответствующих докладов;

— обеспечение деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий.

Основными функциями Управления являются:

— прием граждан работниками Управления в Приемной Администрации Президента РФ;

— организация приема граждан Руководителем Администрации Президента РФ, заместителями Руководителя Администрации Президента РФ — помощниками Президента РФ, советниками Президента РФ, а также руководителями подразделений Администрации Президента РФ;

— централизованный учет обращений граждан;

— своевременное рассмотрение обращений граждан;

— формирование на основе обращений граждан информационного фонда;

— контроль за своевременным выполнением федеральными органами исполнительной власти и органами испольнительной власти субъектов РФ поручений по обращениям граждан;

— извещение граждан о результатах рассмотрения их обращений в Управлении;

— оперативное и периодическое информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан;

— подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы.

3. Ведомственный контроль —составная часть государственного контроля, осуществляемого ведомствами. Охрана прав человека в деятельности министерств, служб и агентств в форме контроля за соблюдением законодательства о гражданстве, об охране здоровья, об образовании, о труде, о пенсионном обеспечении, об охране материнства и детства направлена не только на выявление и устранение фактов нарушений прав работниками ведомств, но и на улучшение деятельности подчиненных подразделений по обеспечению прав человека.

Ведомственный контроль обладает наибольшими, по сравнению с другими видами контроля, возможностями по непосредственному воздействию на процесс реализации прав человека. Вышестоящий орган, осуществляющий контроль, в случае обнаружения нарушений прав человека, допущенных подчиненным органом, может изменить или отменить акты этого органа, вмешаться в оперативную деятельность, принять конкретные меры для восстановления нарушенного права или пресечения противоправных действий должностного лица.

Контрольные функции центральных ведомств реализуются различными их подразделениями: коллегиями, управлениями и отделами. В процессе ведомственного контроля проверяется исполнение законодательных актов, провозглашающих те или иные права человека, ведомственных приказов и инструкций, изданных в целях конкретизации законов; оказывается практическая помощь в реализации прав работников и граждан; своевременно выявляются и предупреждаются нарушения прав человека.

- 4. Судебный контроль [794]. Он занимает важное место среди способов охраны прав человека. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет и судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т. п.), толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федераций, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т. п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и пр.); судебный надзор за решениями судов и др.

В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционное правосудие в России относительно новое явление. Впервые на отечественной почве оно появилось в декабре 1988 г., когда был учрежден Комитет конституционного надзора СССР, который начал фактически функционировать лишь в апреле-мае 1990 г. При всех недостатках конституционной модели и краткости срока деятельности этот Комитет сыграл свою положительную роль. С учетом опыта его работы в России был разработан и 12 июля 1991 г. принят Закон о Конституционном Суде РСФСР.

В 1993 г. была принята Конституция РФ. Она сохранила Конституционный Суд как самостоятельный и независимый институт, но изменила его компетенцию. Конституционному Суду была отведена особая роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда были определены Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[795]. Закон характеризует Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1).

Конституционный Суд является высшим органом судебного контроля в том смысле, что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве и не поднадзорен никаким инстанциям. Его решения носят обязательный характер, в том числе для других высших государственных структур. При осуществлении судопроизводства он связан только Конституцией РФ как вершиной правовой системы и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. Указанный закон предусматривает не абстрактный, а конкретный судебный конституционный контроль — институт конституционной жалобы граждан и запросов судов о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Целью судебного конституционного контроля является точное и неуклонное соблюдение конституционных норм, предупреждение, выявление и устранение противоречащих конституции правовых актов и отдельных норм, касающихся реализации прав и свобод человека[796].

Большую работу по контролю за соблюдением прав человека осуществляют федеральные суды. Специфика их контроля состоит в том, что он не носит характера систематического наблюдения за законностью актов управления в области прав человека в отличие, например, от прокурорского надзора. Контрольная деятельность суда за законностью действий органов управления осуществляется при рассмотрении любого дела, если при этом суд сталкивается с необходимостью такой проверки.

Судебный контроль за обеспечением прав человека есть непосредственная проверка судом, с соблюдением установленной процессуальной формы, законности и обоснованности отнесенных к его компетенции индивидуальных правовых актов и действий должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений в целях обеспечения прав и свобод человека.

Поводом для судебной проверки законности действий органов управления в одних случаях являются жалобы граждан, а в других — обращения к суду соответствующих государственных органов. Кроме того, уголовное право устанавливает группу составов преступлений, рассматривая которые суд обязательно проверяет правомерность действий должностных лиц и государственных служащих. К числу таких преступлений относятся составы, предусмотренные гл. 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 136–149), гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (ст. 285–293) и некоторые другие.

Осуществляется судебный контроль за соблюдением прав человека органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями. Так, суд осуществляет контрольные функции в исковом производстве, при рассмотрении трудовых споров (восстановление на работе, наложение дисциплинарных взысканий и т. д.), некоторых жилищных дел, дел по спорам об авторстве на изобретения и рационализаторские предложения.

Суды дают оценку законности ограничения прав органами власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами и общественными объединениями независимо от их характера и служебного положения должностных и иных лиц, виновных в таком ограничении.

Судебный контроль может выражаться в непосредственной проверке законности и обоснованности ограничений прав человека индивидуальными правовыми актами и действиями должностных и иных лиц органов и организаций, но может быть также и сопутствующим, то есть таким, когда факты нарушения прав выявляются при рассмотрении судом уголовных и гражданских дел.

Контроль суда распространяется только на правовую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений, связанных с ограничением основных прав, и направлен при этом не на урегулирование повседневной оперативной деятельности органов и организаций, а на разрешение конкретного спора о праве человека или восстановлении уже нарушенного основного права.

Осуществляя контроль за действиями руководителей органов и организаций, связанных с обеспечением прав человека, суд (судья) имеет право непосредственного и активного воздействия на соответствующий субъект правоприменения и правореализации. Проверяя законность и обоснованность ограничения прав человека правоприменителем, суд своим решением может отменить индивидуальный правовой акт либо обязать тот или иной орган выполнить соответствующие правовые действия.

Выявив в процессе слушания гражданских и уголовных дел, рассмотрения материалов об административных правонарушениях нарушение прав человека, суд (судья) вправе вынести частное определение, в котором указываются причины нарушений, виновные в них официальные лица, ставится вопрос перед соответствующим органом (организацией) или должностным лицом об устранении выявленных судом недостатков, о привлечении виновных к дисциплинарной или материальной ответственности.

5. В механизме охраны прав человека важнейшее место занимает прокурорский надзор [797]. Толкование п. 1 ст. 1 Закона РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации»[798] позволяет утверждать, что прокуратуре предоставлено право конституционного надзора. Он осуществляется конституционным органом — Прокуратурой РФ (ст. 129 Конституции РФ). Под прокурорским надзором понимают наблюдение органов прокуратуры, осуществляемое от имени РФ, за точным исполнением действующих на ее территории законов, их единообразным пониманием и применением субъектами права без административного вмешательства в деятельность соответствующих органов[799].

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности наряду с правосудием и др.[800] Его отличие от других форм государственной деятельности состоит в том, что, во-первых, он не имеет ни законодательных, ни административных, ни судебных функций; во-вторых, не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и организаторскую деятельность органов, за законностью действий которых осуществляется надзор; в-третьих, в ходе надзора прокурор не подвергает деятельность и акты проверяемых органов, учреждений и организаций оценке с точки зрения практической целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем, чтобы органы государственной власти и органы местного самоуправления и их должностные лица не нарушали прав человека.

Прокурорский надзор отличается еще и тем, что: 1) в ходе его осуществляется надзор не только за исполнением действующих законов, но и за исполнением Указов Президента; 2) он не может осуществляться за высшими представительными и исполнительными органами и соответствующими высшими должностными лицами РФ. Исключены из числа объектов прокурорского надзора и все суды, действующие на территории РФ.

Наряду с другими целью прокурорского надзора является обеспечение верховенства закона, единства и прочности законности при осуществлении человеком своих прав и свобод[801]. Следовательно, важнейшим предметом прокурорского надзора является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина [802]. Этот предмет впервые в истории отечественного права была выделен в новой редакции Закона РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», принятой Федеральным законом РФ от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”» (гл. 2)[803].

В соответствии с Законом соблюдение прав и свобод человека и гражданина является предметом прокурорского надзора (ч. 1 ст. 26). Объектами же надзора в этой сфере являются: федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, должностные лица указанных органов, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Надзирая за соблюдением прав человека, прокурор использует такие полномочия, как (ст. 27): рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав человека; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в соответствии с ч. 3 ст. 22 освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты; обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представления об устранении нарушений закона.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав человека носит характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В ГПК РФ закреплено, что прокурор в гражданском судопроизводстве может возбуждать дела только в защиту неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ст. 131).

Соблюдение прав человека является также одним из предметов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (гл. 3, 4 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Результаты надзорной деятельности прокурора оформляются соответствующимиправовыми актами.Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» к ним относит: протест прокурора (ст. 23), представление (ст. 24) и постановление (ст. 25).

Решения прокурора, принятые в соответствии с законом и в пределах своей компетенции, имеют одинаковую юридическую силу и обязательны к исполнению надлежащими органами и должностными лицами. В пределах своих полномочий прокуроры вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда.

Прокуратура была и остается конституционным гарантом соблюдения основных прав каждого человека. Правоохранительный потенциал прокуратуры служит мощной базой обеспечения прав человека[804].

6. Общественный контроль. В механизме правовой охраны человека он являетсядейственным средством.Этот контроль характеризуется многообразием видов и форм и имеет специфические черты. Несмотря на то, что в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» их право на контроль не сформулировано, ч. 2 ст. 27 этого Закона содержит оговорку, в соответствии с которой «законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений».

Эта возможность успешно реализована. Так, к примеру, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. (ст. 45) и Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 11, 19, 20) дополнительно к перечню прав общественных объединений, определенному ст. 27 Федерального закона «Об общественных объединениях», общественным объединениям потребителей и профсоюзам предоставлено право контроля за соблюдением прав потребителей и работников.

Анализ правовых норм, регулирующих контроль со стороны общественных организаций, показывает, что они четко определяют сферы контрольной деятельности каждой из них и вооружают их полномочиями, с одной стороны, обеспечивающими само совершение контрольных действий, а с другой — дающими возможность активно бороться с нарушениями прав и свобод человека, вскрытых в ходе контроля[805].

Полномочиями, обеспечивающими осуществление общественными объединениями контроля за соблюдением прав человека, являются, к примеру, такие как: право на проведение независимой экспертизы качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них; право проверки соблюдения прав членов общественного объединения или неопределенного круга лиц; право участвовать в проведении разного рода экспертиз (по фактам нарушения прав, по определению безопасности условий труда и др.); право участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям; право профсоюзов осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений; право профсоюзных инспекторов беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и состояния охраны труда; право профсоюзов участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе) и другие права.

Среди полномочий, дающих возможность активно бороться с нарушениями прав и свобод членов общественных объединений, можно выделить следующие: вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по улучшению охраны прав на жизнь, здоровье и охраны имущества своих членов; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении основных прав членов общества, установленных законами или иными правовыми актами РФ; обращаться в суды с просьбами о признании недействительными актов федеральных органов власти, актов органов власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав членов общества или неопределенного круга лиц; право выборного органа первичной профсоюзной организации требовать от работодателя учета его мнения при расторжении трудового договора по инициативе работодателя и при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; право профсоюзов создавать собственные инспекции труда и охраны труда; право профсоюзов требовать от работодателей немедленного устранения нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников; право профсоюзов требовать от работодателя приостановления работ впредь до принятия окончательного решения государственным инспектором труда и др.

Хотя государство и не возлагает на общественные объединения юридической обязанности осуществлять контроль за соблюдением прав человека, тем не менее оно всячески должно поддерживать его. Особенно это актуально в условиях становления правового государства.

В целях повышения роли общественного контроля за соблюдением прав человека ч. 1 ст. 27 Закона РФ «Об общественных объединениях» представляется необходимым дополнить еще одним пунктом следующего содержания: «Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право контролировать соблюдение прав и свобод своих членов, а также других граждан в государственных, муниципальных и негосударственных организациях».

Контрольные вопросы

Нормы Конституции РФ об охране прав человека.

Понятие «охрана прав человека».

Прямой способ охраны прав человека.

Косвенный способ конституционной охраны прав.

Непосредственное действие охранительных норм Конституции.

Конституционные нормы-предупреждения. Конституционные нормы-запреты.

Контроль и надзор за соблюдением прав человека.

Контроль законодательных органов РФ и субъектов РФ за соблюдением прав человека.

Надведомственный и ведомственный контроль за соблюдением прав человека.

Судебный контроль.

Общественный контроль.

Прокурорский надзор за соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.