Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи изучения дисциплины




РИМСКОЕ ПРАВО

 

 

Направление подготовки - «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр юриспруденции

Форма обучения – заочная

Пермь 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины......................................................................................... 3

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования бакалавриата.............................................................................. 4

3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения дисциплины.................... 4

4. Структура и содержание дисциплины........................................................................................ 5

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы....................................................................... 5

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.................................................... 5

4.3. Структурные параметры формирования у студентов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций.............................................................................................. 5

4.4. Содержание курса.................................................................................................................... 5

4.5. Темы практических занятий................................................................................................... 7

5. Образовательные технологии....................................................................................................... 9

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 9

6.1. Тематика контрольных работ................................................................................................. 9

6.2. Контрольные вопросы.......................................................................................................... 11

6.3. Тестовые задания для самопроверки................................................................................... 12

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература, программное обеспечение и интернет-ресурсы)..................................................... 17

7.1. Литература.............................................................................................................................. 17

7.2. Методические рекомендации для студентов...................................................................... 17

7.3. Методические указания преподавателю............................................................................. 18

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины............................................................. 18


Цели и задачи изучения дисциплины предопределены ее значением в формировании у студентов базовых знаний в области гражданского права.

Данная дисциплина предполагает изучение права, возникшего боле 2000 лет назад. Такая временная отдаленность римского права изначально может вызвать сомнения в необходимости его основательного изучения. Но надо знать, что основные положения права с переходом России к формированию рыночных отношений оказались созвучными требованиям, выдвинутыми реалиями современной жизни.

В римском праве были закреплены принципы, нашедшие отражение в российском гражданском праве. Это принципы рыночных отношений, они провозглашены в ст. 1 ГК РФ, без их применения невозможно формирование рынка, развитие товарооборота, а соответственно, и экономики в современных условиях.

В результате рецепции римского права законодательство целого ряда западноевропейских государств оказалось «пропитанным его соками», т. е. построенным на его основе.

Данное правовое явление приобрело особое значение для России в наши дни. В связи с положительным решением правительства РФ о необходимости вхождения России во ВТО мы привели свое гражданское законодательство в соответствии со стандартами законодательств западных государств – с мировыми стандартами, а соответственно, заимствовали у Запада основные положения, взятые в свое время из римского права. Стало быть, и Россия рецепировала римское право, правда, из вторых рук.

Отсюда можно сделать вывод: изучение студентами римского права способствует лучшему усвоению российского действующего гражданского права. Знакомство с римским правом – это своего рода прелюдия, начало вхождения в сферу науки гражданского права, точнее – частного права.

В римском праве детально были разработаны правовые институты, особенно институт частной собственности. Интерес вызывает само формирование данного института в римском праве, знакомство с которым позволяет студентам лучше понять сущность отношений, основанных на частной собственности.

Одним из достоинств римского права является совершенство его формы. Согласно высказыванию Ф. Энгельса, «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений»[1].

На всем протяжении развития человеческого общества не встречается другой системы права, достигшей такой степени детализации и столь высокого уровня юридической мысли и юридической формы, как римское частое право.

Изучение римского права способствует более глубокому пониманию, историческому осмыслению и овладению основами юридической техники.

Цель изучения дисциплины сводится к познанию содержания и сущности основных начал построения римского права и его основных институтов. Целевой направленностью изучения данной дисциплины является также формирование у студентов базовых знаний в области гражданского права, развитие их юридического мышления и выработка навыков аргументации.

К задачам изучения дисциплины относятся:

1. Ознакомление с субъектами римского права, с такими понятиями, как правоспособность и способность участвовать в товарообороте.

2. Ознакомление с особенностями защиты субъективных прав субъектов римского права.

3. Ознакомление с историей возникновения права частной собственности в Риме, с содержанием права частной собственности, порядком приобретения имущества в собственность, со способами защиты права собственности, ознакомление с другими вещными правами.

4. Уяснение сущности обязательств, оснований их возникновения, санкций, применяемых при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств.

5. Ознакомление с институтом семейных отношений и отношений, возникающих при наследовании.

 

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
высшего профессионального образования бакалавриата

Дисциплина «Римское право» входит в вариативную часть профессионального цикла плана учебного процесса и является обязательной для изучения.

Дисциплина «Римское право» основывается на дисциплинах профессионального цикла базовой части (Б. 3), изучаемых в 1, 2 семестрах: история государства и права зарубежных стран, теория государства и права.

Дисциплина является опорой для изучения других дисциплин профессионального цикла базовой части (Б.3): гражданское право, ч. 1, гражданское право, ч. 2, международное частное право.

 

3. Компетенции выпускника,
формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе освоения данной дисциплины у выпускника формируются следующие общекультурные компетенции:

- осознание социальной значимости своей бедующей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решение социальных и профессиональных задач (ОК-8);

а также профессиональные компетенции:

- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем профессиональной деятельности (ПК-1);

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление о формировании самого римского права, об условиях, способствующих его развитию, а также об эволюции становления в Риме основных институтов частного права, права собственности, обязательств семейных и наследственных отношений; о кодификации Юстиниана;

знать отдельные термины, использовавшиеся римскими юристами, применяемые в современной юриспруденции, знать их значение; имена наиболее выдающихся римских юристов, иметь представление о их заслугах в развитии римского права;

приобрести навыки в решении казусов с применением знаний, соответствующих правовых норм, действовавших в Риме, и высказываний римских юристов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.