КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Раскол церкви
Церковные реформы Никона. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и православными наро- дами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. Глава 12 Внутренняя и внешняя политика России в XVII в «Бунташный» век 115 В конце 40-х тдов XVII в. в Москве сложился Кружок ревните- лей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, вы- дающиеся деятели церкви нижсюродцы Никон и Аввакум и др. Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на дале- ких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Ко- жеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали зна- комство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддерж- кой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря — родовой усыпальницы Ро- мановых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового право- славия, властный и «крутой» патриарх* Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной служ- бы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народно-
го недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авто- ритет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам — греческим или русским — унифицировать церков- ные книги. Спор между ними шел и о том, как следует крестить- ся— двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по ходу солнца или против солнца и т. д. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Ты- сячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедя- ми расколоучитслей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стека- лись противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в мо- настырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его едино- мышленники были сосланы в Пустозерск (низовье Печоры) и прове- ли 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному креще- 116 Глава 12 Внутренняя и внешняя политика России в XVII в «Бунташный» век нию» — самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Am ихри- ста». Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев
патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святей- ший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстра- тивно покинул столицу, заявив, чго не хочет быть патриархом в Мо- скве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием Александрийского и Антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов — Кон- стантинопольского и Иерусалимского, сместил Никона с поста пат- риарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон воз- вратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он по- хоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре иод Мо- сквой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и иерусалимские святыни,— Москва виделась Никону истинным цен- тром мирового христианства. Идеологический кризис, охвативший религиозную жизнь, непре- кращающееся недовольство народа в «бунташный» XVII в., переме- ны в мире требовали от России ответа на вызов времени. Этим от- ветом явились петровские преобразования в первой четверти XVIII в.__
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |