КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологические права и обязанности граждан
Понятие и общая характеристика экологических прав граждан. Впервые, в Российском законодательстве экологические права человека были закреплены в ныне утратившем силу законе РФ 1991 года «Об охране окружающей природной среды», а затем в Конституции РФ 1993 года. Под экологическими права человека понимают признанные и закреплённые в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой. Выделяют следующие основные экологические права человека: · Право на благоприятную окружающую среду. · Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. · Право на возмещение ущерба причинённого здоровью или имуществу гражданина экологическим правонарушением. - Статья 42 Конституции России. · Право на использование объектов природной среды для удовлетворения личных потребностей человека (в экологическом праве, это право получило название права общего природопользования). - природоресурсное законодательство.
Экологические права человека относятся к группе фундаментальных (естественных) прав человека и их политическая сторона заложена в нормах международного права, которые нашли отражение в различных декларациях прав человека. Впервые в международном праве проблема экологических прав человека была обсуждена на Стокгольмской конференции ООН в 1972 году. В соответствии с принципов первым человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь и несёт главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений.
Дальнейшее развития данная проблематика получила на специализированных конференциях ООН, в том числе на конференции ООН по окружающей среде и развитию, прошедшая в Бразилии в 1992 году. На ней была принята декларация «РИО». Условно выделяют две группы экологических прав: · Основные (конституционные) права: o Ст. 42 Конституции РФ. o Ст. 36 Конституции РФ (Права граждан и объединений иметь в собственности землю). o Ст. 37 Конституции РФ. o Ст. 41 Конституции РФ. · Иные, те которые закрепленных в иных НПА, помимо конституционных. Иные экологические права прежде всего закреплены в следующих НПА: · ФЗ об охране окружающей среды (ст. 11). · ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ст. 8). Санитарно законодательства, в отличие от экологического, оно направлено на защиту человека. · ФЗ о радиационной безопасности населения (ст. 22, 23, 24, 26). · ФЗ о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст.18). В соответствии со статьёй 7 закона РФ о защите прав потребителя - потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, не причинял вред его имуществу, а также был безопасен для окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду, как фундаментальное экологическое право. Данное право закреплено в ст. 42 Конституции и детализировано/конкретизировано/развито в ряде федеральных законов в том числе части 1 статьи 11 Закона об охране окружающей среды. Благоприятная окружающая среда – в соответствии со статьёй 1 ФЗ об охране окружающей среды, благоприятная окружающей среды – это такая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Данное право закреплено в ст. 42 Конституции РФ и детализировано в ряде федеральных законов, в том числе в ФЗ об охране окружающей среды. Достоверной является заведомо неискажённая информация о состоянии окружающей среды, которой располагают специально уполномоченные на то, органы и организации. В соответствии с ФЗ от 27 июля 2006 года №149 об информации, информационных технологиях и о защите информации. Информация – совокупность сведений, независимо от формы их представления. Обладатель информации – это лицо самостоятельно создавший информацию, либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации. В соответствии со ст. 5 ФЗ об информации <…>, информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные специальные требования, к порядку её предоставления или распространения. В зависимости от категорий доступа информация делится на две группы: · Общедоступная информация · Информация ограниченного доступа (только федеральное законодательство имеет право устанавливать ограничения). В соответствии со ст. 7 указанного ФЗ, к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения, и иная информация доступ к которой не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению, но при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. В соответствии с частью 4 ст. 8 указанного ФЗ, не может быть ограничен доступ: · К НПА затрагивающим права, свободы и обязанности человека, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия гос. органов и органов местного самоуправления. · Информация о состоянии окружающей среды · И т.д. Перечень сведений не подлежащих засекречиванию содержится так же в законе Российской Федерации от 21 июля 1993 года о государственной тайне.
В частности, в соответствии с этим законом, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности. На Правительство РФ возложена обязанность ежегодно разрабатывать и опубликовывать ряд государственных докладов в той или иной степени затрагивающих состояние окружающей среды. Так постановления Правительства РФ от 24 января 1993 года №53 утверждён порядок разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей среды. Права общественных и иных некоммерческих объединений в данной области. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ, каждый имеет право на объединения на защиту своих интересов. Свобода деятельность общественных объединений гарантируется. Права общественных объединений в экологической сфере шире, чем экологические права граждан и закреплены в ряде федеральных законов, прежде всего в ст. 12 ФЗ об охране окружающей среды. В чём разница и сходство прав организаций и граждан. (!) Гарантия и защита экологических прав граждан. В соответствии со ст. 13 ФЗ об охране окружающей среды, на органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностных лиц, возложена обязанность оказывать содействия гражданам и общественным объедениями в реализации их прав в данной области. В соответствии с ч. 2 указанной статьи, при размещении объектов хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде, решении об их размещения принимается с учётом мнения населения или результатов референдума. Выделяют два основных способа защиты экологических прав граждан – это: · Административный – заключается в возможности обращения гражданина с жалобой на неправомерные действия или решения в вышестоящие органы или организации, а также в специально уполномоченные органы или в правоохранительные органы т.е. без обращения в суд. Данный способ обжалования регламентируется рядом законодательных актов РФ, в том числе закон об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан.
· Судебный - с соответствии с ФКЗ 1994 о Конституционном суде РФ, граждане имеют право на конституционную жалобу т.е. на обращение в Конституционный суд с индивидуальной или коллективной жалобой в случае, если их права и свободы нарушаются законом применённым или подлежащим применению в данном случае. Экологические обязанности граждан. В соответствии со ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам. Данное положение конкретизировано в ряде федеральных законов, в том числе в законе об охране окружающей среды. (ч. 3 ст.11 ФЗ об охране окружающей среды). Выделяют обязанности: · Общие – это те, которые присуще всем субъектам экологических отношений. · Специальные – это те, которые присуще отдельным категориям этих субъектов. Помимо этого выделяют позитивные и запретительные экологические обязанности граждан.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |