Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита прав ребенка в международном и российском праве




Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Она расширила 5 принципов Женевской декларации 1924 г. до 10 принципов. В ее преамбуле отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения». В Декларации говорится о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам (пр. 1); о праве ребенка на нормальное развитие (пр. 2); о праве на получение образования (пр.7). Согласно Декларации, ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации (пр. 9); ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (пр. 4). Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении (пр. 5). Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка (пр. 10).

Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции о правах ребенка. В 1978 г. правительство Польши представило Комиссии ООН по правам человека первоначальный проект, подготовленный на основе этой Декларации. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей.

С принятием Конвенции о правах ребенка в 1989 г. международное сообщество признало необходимость предоставлять специальную защиту детям в силу их физической и умственной незрелости. С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39). В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со ст. 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей. Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции — это положение, согласно которому государства должны обеспечить «широкую гласность своих докладов в своих странах» (п. 6 ст. 44).

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей; Советом Европы разрабатывается Европейская конвенция о правах ребенка), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

Новый виток развития права ребенка получили после состоявшейся 30 сентября 1990 г. в Нью-Йорке Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. На этой встрече были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации. В этих документах сформулированы конкретные цели: борьба с основными детскими заболеваниями; сокращение смертности детей в возрасте до 5 лет; снижение уровня материнской смертности; оказание повсеместной поддержки детям-инвалидам; предоставление защиты детям в условиях вооруженных конфликтов; обеспечение неотъемлемых прав ребёнка.

25 мая 2000 г. к Конвенции о правах ребёнка 1989 г. было принято два дополнительных протокола – Факультативный протокол, касающийся участия детей в вооружённых конфликтах, и Факультативный протокол, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

Конвенция о правах ребенка предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст. 3). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Нарушения прав именно данной категории населения приобрели особую остроту в последние годы. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей, в особенности права на жизнь и воспитание в семье, приводит к постоянному росту количества несовершеннолетних, помещаемых в государственные детские учреждения.

Под защитой прав ребенка понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Объектом защиты со стороны семейного законодательства являются лишь те права несовершеннолетнего, которые предусмотрены в Семейном кодексе РФ. Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий.

В России государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются на основе специальных нормативных правовых актов (постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" //САПП. 1993. № 35. Ст. 3318; СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5034; постановление Правительства РФ от 8 октября 1998 г. № 1174 "О Межведомственной комиссии по координации работ, связанных с выполнением в Российской Федерации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" //СЗ РФ. 1998. № 41. Ст. 5034; Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. - Национальный план действий в интересах детей, утв. Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942//СЗ РФ. 1995. № 38. Ст. 3669; План действий по улучшению положения детей в РФ на 1998-2000 гг., утв. постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. № 1565//СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5815; постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 839 "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации"//СЗ РФ. 2000. № 45. Ст. 4488).

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей; ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка; поддержку общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. предусматривает право ребенка на защиту. Непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (т.е. усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями), а в прямо предусмотренных СКслучаях - органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений (ст. 147 СК).

В мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития возможно участие по поручению органов опеки и попечительства и иных компетентных органов, педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").

Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (эмансипация), а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту.

Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет - в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69, 73 СК).

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ст. 9) предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования, включающие, в частности:

· создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся и воспитанников;

· обращение обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования) самостоятельно или через своих выборных представителей с ходатайством к администрации образовательных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;

· наделение обучающихся воспитанников образовательного учреждения, несогласных с решением администрации указанного учреждения, правом обращаться через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;

· представление обучающимся воспитанникам образовательных учреждений права проведения во внеучебное время собрания и митинга по вопросам защиты своих нарушенных законных прав и интересов.

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление Семейным Кодексом обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Выявление родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, а также принятие к ним мер в соответствии с законодательством РФ является обязанностью сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых уполномоченных милиции (п. 9.17 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ от 16 сентября 2002 г. № 900).

Родители ребенка (лица, их заменяющие) обязаны ему содействовать в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка. Поскольку несовершеннолетние не обладают гражданской дееспособностью в полном объеме (а несовершеннолетние в возрасте до шести лет абсолютно недееспособны), а значит, и не в состоянии самостоятельно защитить свои права и законные интересы, СК закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и соответственно наделяет их статусом законных представителей своих детей. В соответствии со ст. 64 СК родители как законные представители своих детей наделены полномочиями выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (т.е. без доверенности). Для этого им достаточно предъявить документ, подтверждающий факт происхождения детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка). Исходя из закрепленного законом принципа равенства прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК), функции по защите прав и интересов детей могут осуществляться как отцом, так и матерью ребенка, а равно - ими обоими одновременно. Предметом защиты являются права и интересы детей, предусмотренные как семейным законодательством (ст. 54-58, 60 СК), так и другими отраслями законодательства (гражданское, жилищное, трудовое и др.). Формы и способы защиты родителями прав и интересов несовершеннолетних детей зависят от различных факторов: содержание самого права, возраст ребенка, характер совершенного правонарушения и т.д. Так, родители вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда (ст. 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка не взыскивается государственная пошлина.

На родителей возложена защита прав и интересов несовершеннолетних детей за пределами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

На практике родители чаще всего осуществляют полномочия законных представителей своих детей в делах, вытекающих из гражданских и семейных правоотношений, а также при рассмотрении совершенных детьми административных и уголовных правонарушений. Соответственно содержание этих полномочий определяется нормами гражданского, семейного, гражданского процессуального, административного права, уголовного процесса.

Так, полномочия родителей по защите прав несовершеннолетних детей в гражданских правоотношениях определяются нормами гражданского законодательства о представительстве (ст. 26, 28, 37, 182 ГК).

Как известно, гражданским законодательством несовершеннолетним предоставляются лишь ограниченные полномочия по распоряжению принадлежащим им имуществом, различающиеся в зависимости от достигнутого детьми возраста - от шести до четырнадцати лет или от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 26, 28 ГК). Поэтому родители выступают в гражданских правоотношениях как законные представители своих детей, не достигших возраста четырнадцати лет, т.е. совершают от их имени и в их интересах те сделки, которые дети не вправе заключать самостоятельно. Что касается несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, то родители не заключают сделок от их имени, а дают письменное согласие на совершение детьми тех сделок, которые они не могут совершать самостоятельно. При совершении несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сделки без согласия родителей, когда это согласие в силу закона (ст. 26 ГК) было необходимо, родители вправе в судебном порядке оспорить такую сделку и требовать признания ее недействительной (ст. 175 ГК). Предъявляя иск о признании сделки недействительной, родители исполняют свою обязанность по защите прав и интересов своих несовершеннолетних детей.

Права и интересы несовершеннолетних защищаются в суде их законными представителями - родителями. Однако при этом суд обязан привлечь к участию в деле самих несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 37 ГПК). ГПК наделяет законных представителей правом совершать от имени представляемых все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом (ч. 3 ст. 52 ГПК). Например, законные представители вправе предъявить иск о взыскании алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей (ст. 107 СК) или о возмещении ущерба, причиненного имуществу или личности детей (ст. 1064 ГК), отказаться от иска, признать иск, заключить мировое соглашение и др. Родители представляют интересы детей, являющихся также и ответчиками по гражданскому делу (например, по спору о разделе наследственного имущества). В тех случаях, когда несовершеннолетние могут самостоятельно выступать в суде в защиту своих прав (споры, вытекающие из трудовых, семейных правоотношений, из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, и др.), суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, вправе привлечь к участию в деле родителей для оказания несовершеннолетним помощи. При необходимости допрос в суде несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет (а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет) по гражданскому делу может быть произведен с участием родителей, которые имеют право с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно содержания данных им показаний (ст. 179 ГПК).

В соответствии со ст. 25.3 КоАП РФ полномочия законного представителя осуществляются родителями при защите прав и законных интересов своих детей, как привлекаемых к административной ответственности, так и являющихся потерпевшими по делам об административных правонарушениях. Присутствие родителей при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном их несовершеннолетним ребенком, может быть признано обязательным судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим данное дело (п. 5 ст. 25.3 КоАП).

Если несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности, то их родители как законные представители допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При этом они вправе: а) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; б) присутствовать при предъявлении ему обвинения; в) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника; г) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных им записей; д) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решение дознавателя, следователя, прокурора; е) представлять доказательства; ж) по окончании предварительного следствия знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме (ст. 426 УПК). В судебном заседании родители несовершеннолетнего подсудимого вправе участвовать в исследовании доказательств на судебном следствии, давать показания, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в прениях сторон, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, участвовать в заседании суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Они присутствуют в зале судебного заседания в течение всего судебного разбирательства. Кроме того, вызов несовершеннолетнего к следователю, прокурору или в суд производится через его законных представителей (п. 4 ст. 188, ст. 424 УПК). Законные представители могут также участвовать при допросе своих несовершеннолетних детей в качестве свидетелей или потерпевших (ст. 191 УПК).

При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. По результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях исполнение родителями полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным неимущественным правам ребенка. В этой связи СК запрещает родителям при подобных обстоятельствах представлять интересы своих детей, а к обязанности органа опеки и попечительства в случае разногласий между родителями и детьми отнесено назначение представителя для защиты прав и интересов детей. В отдельных случаях законодательством предусматривается возможность отстранения родителей от защиты прав и интересов их детей и без участия органа опеки и попечительства - по постановлению прокурора, следователя, дознавателя, а также по определению или постановлению суда. В частности, законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого (п. 4 ст. 426, п. 2 ст. 428 УПК).

Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или ограниченные в родительских правах (ст. 74 СК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.