Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.І. ПАНЧЕНКО 7 страница




Движение мысли в этом новом направлении набрало силу после второй мировой войны на фоне открытого соперничества между коммунизмом и странами с рыночной экономикой. Победа союзников над державами оси создала беспримерное положение: впервые в истории два противоположных экономических режима — основанные один на хозяйственной мо­но­полии государства (точнее, коммунистической партии), другой на свободном предпринимательстве — сошлись в лобовом противостоянии и притом в атмосфере политической вражды*.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Поляризация двух блоков не была совершенной. Коммунисти­ческие страны терпели у себя существование небольшого частного сектора в сельском хозяйстве (в Польше он был больше государст­венного), а также того, что называлось “второй экономикой”, то есть, сказать прямо, черного рынка. Промышленные демократии, в свою очередь, разными способами, главным образом через налогообложение, но также и с помощью антитрестовских законов и других видов регулирования, препятствовали крайнему неравенству в распределении богатств, равно как и необузданной деятельности част­ных предпринимателей. Но при всем том в своем поведении два бло­ка следовали фундаментально разным принципам.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Общественную собственность и частную собственность, которые до тех пор сравнивали между собой теоре­тически, эта конфронтация привела к непосредственному состя­занию. И не подлежит никакому сомнению, что “под за­навес” двадцатого столетия принцип частной собственности восторжествовал повсеместно. Контрасты между Восточной Германией (ГДР) и Федеративной Республикой, между Север­ной Кореей и Южной Кореей, между Тайванем и материковым Китаем каждый год становились все более заметными, причем контрасты как в уровнях экономического развития, так и в области личной безопасности граждан. Развал в 1989–1991 годах Советского Союза и его империи и сделанный пост­коммунистическими правительствами выбор в пользу част­­ного предпринимательства поставили точку в споре, на­чало которому было положено в древней Греции.

По мере того как чаша весов стала склоняться в сторону частного предпринимательства, некоторые экономисты обра­тили внимание на его основу — частную собственность, тра­диционно бывшую предметом изучения философов и политических теоретиков. Они выдвинули новаторскую тео­рию “экономики прав собственности”, рассматривающую собст­вен­ность как решающий фактор экономического роста. По мне­­нию одного из представителей этой школы, частная собственность возникает“ввиду необходимости быть эффективным в процессе, сходном с естественным отбором”200.

Специалисты по экономической истории Дуглас Норт и Р. П. Томас рассмотрели под этим углом зрения опыт прош­ло­го и пришли к выводу, что наибольшая вероятность успешного экономического развития существует в обществах, которые гарантируют права собственности. По их мнению, для экономического роста решающее значение имеют правовые институты, которые обеспечивают предприимчивым людям получение плодов от их усилий.

• Эффективная организация экономики — это ключ к рос­­ту: причиной подъема Запада стало эффективное уст­рой­ст­во экономики в Западной Европе.

Эффективная организация предполагает внедрение институциональных основ и прав собственности, побуждаю­щих при­лагать личные хозяйственные усилия к тем видам деятель­ности, которые сближают норму личной выгоды с нормой общественной выгоды201.

Таким образом, гарантии прав собственности критически важны: “экономический рост будет иметь место в том случае, когда права собственности оправдывают усилия, предприни­маемые в области общественно производительной деятель­нос­ти”202. В частности, Норт показал, как в Англии введение патентных прав побудило изобретателей выносить на публику сведения о своих новаторских достижениях и тем самым стимулировало промышленную революцию203.

На закате двадцатого века благотворное значение частной собственности как для свободы, так и для экономического процветания получает такое признание, какого не было в те­чение почти двух столетий. если сбросить со счетов несколько оазисов самовоспроизводящейся нищеты, вроде Северной Кореи и Кубы, где коммунистам удается сохранять власть, и если не считать определенным образом настроенные акаде­ми­ческие умы, число которых пока значительно, но сокраща­ется, идеал общественной собственности угасает повсеместно. Начиная с 1980-х “приватизация”, постоянно набирая темп, развернулась по всему миру.

Так Аристотель взял верх над Платоном.

 

 

* * *

 

 

ГЛАВА 1: Идея собственности

 

1 Lewis Mumford, The Story of Utopias (New York, 1922), 13–14.

2 Kennet R. Minogue in Nomos, No. 22 (1980), 3.

3 Rigobert Gьnter and Reimar Mьller, Das Goldene Zeitalter (Stutt­gart, 1988), 19–20; Arnold Kьnzli, Mein und Dein: Zur Idee der Eigen­tums­feindshaft (Kцln, 1986), 65; Frank E. Manuel and Fritzie P. Manuel, Utopian Thought in the Western World (Cambridge, Mass., 1979), 66–70. себя Гесиод тоже считал жертвой насилия: его огра­бил, а именно лишил доли в наследстве, брат.

4 The Dialogues of Plato, ed. B. Jowett, III (Oxford, 1892), 156–57. [Платон, Г осударство, 462. с., перев. А. Егунова, Сочинения в трех томах, т. 3, часть 1 (Москва, 1971), стр. 260.]

5Ibid., 159. [Там же, стр. 263]

6 Plato’s Republic, ed. and trans. I. A. Richards (Cambridge, 1966, Book VIII, Nos. 550–51, p. 146. [Платон, Г осударство, 550, перев. А. Егунова, Сочинения в трех томах, т. 3, часть 1 (Москва, 1971), стр. 364.]

7 Dialogues of Plato, V, 121–22. [Платон, Законы, 739/b, c, d, перев. А. Егунова, Сочинения в трех томах, т. 3, часть 2 (Москва, 1972), стр. 213.]

8 Aristotle, Politics, 1266a and 1266b. The Student’s Oxford Aris­totle, ed. And trans. W. D. Ross, VI (London etc., 1942). [Аристотель, Сочине­ния, т. 4. (Москва, 1984), стр. 418–420.]

9 Richard McKeon in Ethics 18, No. 3 (April 1938), 304–12.

10 Aristotle, Politics, 1328a. [Аристотель, Сочинения, т. 4. стр. 603.]

11 Ibid., 1263 a/40. [Там же, стр. 410.]

12 Ibid., 1266 b/29–30. [Там же, стр. 420.]

13 Ibid., 1263 b/13. [Там же, стр. 411.]

14 Ibid., 1295 b/35–36, 41. [Там же, стр. 508.]

15 Aristotle, Nicomachean Ethics, 1134–35 [Аристотель, Сочинения, т. 4. стр. 160]; cf. Frederick Pollock, Essays in the Law (London etc., 1922), 32–33.

16 G. H. Sabine and Stanley B. Smith, Introduction to Cicero’s On the Commonwealth (Columbus, Ohio, 1929), 22.

17 Richard Shlatter, Private Property: The History of an Idea (New Brunswick, N. J., 1951), 11.

18 Virgil, Georgics, I/126–29, trans. L. P. Wilkinson (Harmonds­worth, 1982), 61. [Вергилий, Георгики, I/125–128, перев. С. Шервинского в кн.: Публий Вергилий Марон, Буколики. Георгики, Энеида (Москва, 1971), стр. 68.]

19 Ovid, Metamorphoses, I/134–36, trans. David R. Slavitt (Balti­more and London, 1944), 4. [Овидий, Метаморфозы, перев. С. Шервинского (Москва, 1977), стр. 35.]

20Seneca, Ad Lucilium Epistulae Morales, Loeb Classical Library, I (London and New York, 1917), 19; see also 111, 123, 145 etc.[Луций Ан­ней Сенека, Нравственные письма к Луцилию (Москва, 1977), стр. 9.]

21 Цит. в: Max Beer, A History of British Socialism, I (London, 1919), 4.

22 R. Besnier in Annales d’histoire й conomique et sociale, no. 46 (July 31, 1937), 328.

23 См. об этом: Vittorio Scialoja, Teoria della proprietа nel diritto romano, 2 vols. (Roma, 1928–31).

24 James Bryce, Studies in History and Jurisprudence, II (New York, 1901), 585.

25 Shlatter, Private Property, 26–32.

26 Cicero, De Officiis, Loeb Classical Library, II (New York, 1913), 20–23.

27 Mark [Марк] 10: 25. См. также: Matthew [Матф.] 10: 9–10 и 19: 21–24; Mark [Марк] 6: 8–9 и 10:21.

28 Martin Hengel, Property and Riches in the Early Church ­(Lon­don, 1974), 26–28; Otto Schilling, Reichtum und Eigentum in der alt­kirk­lichen Literatur (Tьbingen und Freiburg, 1908), 17–18.

29 R. W. and A. J. Carlyle, A History of Medieval Political Theory in the West, I (Edinburgh and London, 1927), 132; Hengel, Property and Riches, 84.

30 Ibid., 62.

31 Bede Jarret, Social Theories of the Middle Ages, 1200–1500 (West­minster, Md., 1942), 122.

32 Цит. в: Alfons Heilmann, ed., Texte der Kirchenvдter, II (Mьn­chen, 1964), 208.

33 Edward L. Surtz in Thomas More, Utopia, ed., Robert B. Adams (New York and London, 1992), 170–1.

34 Hengel, Property and Riches, 20–1.

35 Ibid., 17

36 Deuteronomy [Второзаконие] 26: 12.

37 B. W. Dempsey in St. Thomas Aquinas, Summa Theologica, III (New York, 1948), p. 3357.

38 Summa Theologica, II, Question 66, Articles 1 and 2 (New York, 1947), pp. 1476–77.

39 Ibid., Article 1.

40 Carlyle and Carlyle, Medieval Political Theory, V (Edinburgh and London, 1928), 145–46. См. oб этом также: Schilling, Reichtum und Eigentum, passim.

41 Alexander Gray, The Socialist Tradition: From Moses to Lenin (London etc., 1963), 42–60.

42 Gordon Leff, Heresy in the Later Middle Ages, I (Manchester and New York, 1967), 9.

43 Ibid., I, 51–166, особенно 164–66.

44 Henry Lepage, Porquoi la propriйtй (Paris, 1985), 54–55.

45 S. Brandt, ed., Der grosse Bauernkrieg (Jena, 1925), 265.

46 Troeltsch, Social Teaching, II, 641–50.

47 Shlatter, Private Property, 64–65; McKeon in Ethics, 329–30.

48 Shlatter, Private Property, 65–67; McKeon in Ethics, 330–32; Carlyle and Carlyle, Medieval Political Theory, V, 420–25.

49 Tractatus de potestate regia et papali, написано около 1303 года, цит. McKeon в: Ethics, 331.

50 Arturo Graf, Mitti, Leggende e Supersticioni del Medio Evo, I ­(Bo­logna, 1965).

51 Manuel and Manuel, Utopian Thought, 59.

52 Cecil Jane, ed., Select Documents Illustrating the Four Voyages of Columbus, I (London, 1930), 8.

53 Ibid., 14.

54 Gilbert Chinard, L’Amйrique et larкve exotique (Paris, 1934), 431. Список источников, которыми мог пользоваться Руссо, приво­дит Karl-Heinz Kohl в Entzauberter Blick (Berlin, 1981), 283, n. 233. О Руссо
см. ниже, стр. 60 данного издания.

55 The First Four Voyages of Amerigo Vespucci (London, 1893), 7–11.

56 Edward Arber, ed., The First Three English Books on America (Birmingham, 1885), 78.

57 Lewis Hanke, The Spanish Struggle for Justice in the Conquest of America (Philadelphia, 1949), 122.

58 Tomas Ortiz, цит. в: Lewis Hanke, The First social Experiments in America (Cambridge, Mass., 1935), 51–52.

59 Kohl, Entzauberter Blick, 48–50.

60 Manuel and Manuel, Utopian Thought, 427.

61 Howard Mumford Jones, O Strange New World (New York, 1964), 50–61.

62 Louis de Bougainville, A Voyage Round the World (Amsterdam and New York, 1967), 252–53.

63 Supplйment au voyage de Bougainville (1796), ed. Gibert Chi­nard (Paris etc., 1935).

64 Kohl, Entzauberter Blick, 224.

65 Robert B. Adams in Sir Thomas More, Utopia, ed., Robert B. Adams (New York and London, 1992), viii.

66 R. W. Chambers in ibid., 145.

67 Edward Surtz and J. H. Hexter, eds., The Complete Works of St. Thomas More, IV. (New Haven and London, 1965), 241, 243. [Томас Мор, Утопия (Москва, 1978), стр. 276–277.]

68 “The City of the Sun” in Ideal Empires and Republics (New York and London, 1901), 213–317.

69 Richard Pipes, Russia under the Bolshevik Regime (New York, 1994), 314.

70 Cited in Hans Baron, In Search of Florentine Civic Humanism, I (Princeton, 1988), 232. В книге Барона (том I) много внимания уделено столкновению идеалов богатства и бедности в эпоху Ренессанса.

71 Werner Sombart, Der Bourgeois (Mьnchen und Leipzig, 1913), 283.

72 Spinoza, Ethics, Part iv, Proposition xx. [ Этика, IV, Теорема 20, перев. Н. Иванцова в кн.: Бенедикт Спиноза, Об усовершенствова­нии разума (Москва, 1998), стр. 766.]

73 Bryce, Studies, II, 593–97; Pollock, Essays, 40.

74 Bryce, Studies, II, 597.

75 Renйe Neu Watkins, The Family in Renaissance Florence (Co­lum­bia, S. C., 1969), 12–14.

76 Ibid., 148.

77 Jean Bodin, The Six Bookes of a Commonweale, English trans. of 1606, reprinted by Harvard University Press, Cambridge, Mass., in 1962.

78 Ibid., 85.

79 Ibid., 110. Источник этой фразы — Seneca’s On benefits, Book VII, Chapter iv: Ad reges potestas omnium pertinet, ad singulos proprietas ”.

80 Six Bookes, II.

81 McKeon in Ethics, 342.

82 Six Bookes, 653. Cf. Quentin skinner, the foundations of mo­dern political thought, ii (Cambridge, 1978), 293–94.

83 Лучшее английское издание — J. Barbeyrac, The Rights of War and Peace (London, 1738).

84 Hugo Grotius, The Jurisprudence of Holland, 2 vols., ed. and trans. R. W. Lee (Oxford, 1926–1936).

85 Richard Tuck, Natural Rights Theories (Cambridge, 1979), 73.

86 Grotius, Rights of War and Peace, 136. [Гуго Гроций, О праве войны и мира, перев. А. Саккетти (Москва, 1956), стр 193.]

87 Grotius, The Jurisprudence of Holland, I.

88 Grotius, Rights of War and Peace, II.

89 Roger Lockyer, ed., The Trial of Charles I (London, 1959), 135.

90 Karl Olivecrona in Archiv fьr Rechts- und Sozialphilosophie 61, No. 1 (1975), 109–15; Journal of the History of Ideas 35, No. 2 (1974), 211–30.

91 B. W. Dempsey in St. Thomas Aquinas, Summa Theologica, iii (New York, 1948), p. 3357. О том, какой смысл это имело у Плато­на, см.: Antony Flew in Colin Kolbert, ed., The Idea of Property (Glas­gow, 1997), 124; о представлениях Цицерона см.: Giorgio del Vec­chio, Die Gerechtigkeit (Basel, 1958), 79–80, n. 27.

92 Hobbes’s Leviathan (Oxford, 1943), 110 (Part I, Chapter XV); cf. Karl Olivecrona in Archiv fьr Rechts- und Sozialphilosophie 61, No. 1 (1975), 113; Tuck, Natural Rights, 29 and passim.

93 Grotius, Jurisprudence of Holland, I, 71, 73.

94 J. W. Allen, English Political Thought, 1603–1660 (Lon­don, 1938), 27.

95 Ibid., 18.

96 Thomas Edwards, C. H. Firth, ed., The Clarke Papers, I (Lon­don, 1891), lx–lxii.

97 Tuck, Natural Rights Theories, 150; Howard Nenner in J. R. Jo­nes, ed., Liberty Secured? Britain Before and After 1688 (Stanford, Calif., 1992), 94–94.

98 De Cive, in Sir William Molesworth, ed., The English Works of Thomas Hobbes, II (London, 1841), vi–vii.

99 Hobbes, Leviathan, 165 (Part II, Chapter xxi). [Томас Гоббс, Левиафан, перев. А. Гутермана, Сочинения в двух томах, т. 2 (Моск­ва, 1991), стр. 67.]

100 James Harrington, The Commonwealth of Oceana; and a System of Politics, ed. J. G. A. Pocock (Cambridge, 1992), Chapter II, Article 10.

101 Ibid., Chapter II, Article 8.

102 Ibid., 271–72.

103 C. B. Macpherson, The Political Theory of Possesive Individua­lism: Hobbes to Locke (Oxford, 1962), 165.

104 Paschal Larkin, Property in the Eighteenth Century (Lon­don, 1930), 56.

105 Edited by Caroline Robbins in Two English Republican Tracts (Cambridge, 1969).

106 Diayr (sic!) of Thomas Burton, Esq., III (London, 1828), 133.

107 Robbins, Two English Republican Tracts, 89–90.

108 Ibid., 271–72.

109 Ibid., 271–72.

110 H. F. Russell Smith, Harrington and His Oceania (Cambridge, 1914), 141–68.

111 Locke, Two Treatises of Government, ed. Peter Laslett (Camb­ridge, 1960), 401, 368. [Джон Локк, Два трактата об управлении, Сочинения в трех томах, т. 3 (Москва, 1988), стр. 376, 343.]

112 Peter Laslett in Locke, Two Treaties, 99–100.

113 Locke, Two treatises, 286. [Локк, Два трактата об управлении, стр. 263.]

114 Ibid., 368–69. [Там же, стр. 343.]

115 О том, какие антикапиталистические выводы подсказывает лок­ковская теория собственности, см.: M(ax) Beer, A History of Bri­­tish Socia­lism, I (London, 1953), 102–3, 107, and passim и C. H. Dri­ver in F. J. H. Hearnshaw, ed., The Social and Political Ideas of Some English Thinkers of the Augustan Age, A. D. 1650–1750 (London, 1928), 91.

116 Jeremy Waldron, The Right to Private Property (Oxford, 1988), 137.

117 Beer, British Socialism, I, 65–71.

118 Manuel and Manuel, Utopian Thought, 349–55, 574.

119 Firth, ed., Clarke Papers, I, lxix–lxx.

120 Цит. в: H. T. Dickinson, Liberty and Property (New York, 1977)

121 См. главу 2.

122 David Hume, Essays Moral, Political, and Literary, II, “Concer­ning the Principles of Morals: iii. Of Justice”, in The Phi­losophical Works, IV (London, 1882), 191. [Дэвид Юм, Исследо­вание о принципах морали, перев. В. Швырева, Сочинения в двух томах, т. 2 (Москва, 1965), стр. 240.]

123 Adam Smith, The Wealth of Nations, ed. Edwin Cannan, Mo­dern Library (New York, 1994), 418 (Book III, Chapter ii). [Адам Смит, О природе и причинах богатства народов (Москва, 1962), стр. 286.]

124 На эту тему см. также две работы Жильбера Шинара (Gilbert Chinard): L’exotisme amйricain dans la littйrature fran з aise au XVI siиcle (Paris, 1911) и L’Аmйrique.

126 Boswell on the Grand Tour: Germany and Switzerland, 1764 (New York etc., 1953), 223–24.

127 Morelly, Code de la Nature (Paris, 1910), 15–16. [Морелли, Ко­декс природы в кн.: Утопический социализм, (Москва, 1982), стр. 156.]

128 Ibid., 85. [Там же, стр. 160.]

129 Ibid., 9.

130 Jean-Jacques Rousseau, Discourse on the Origin of Inequality (Indianapolis, 1992), 17.

131 Jean-Jacques Rousseau, On the Social Contract, ed., Donald Cress(Indianapolis, 1983), 179. [Жан-Жак Руссо, О политической экономии, перев. А. Хаютина и В. Алексеева-Попова, в кн. Трактаты (Москва, 1969), стр. 128.]

132 Ibid., 29 (Book I, Chapter 9). [Жан-Жак Руссо, Об общест­венном договоре, или Принципы политического права, перев. А. Хаю­тина и В. Алексеева-Попова, в кн. Трактаты (Москва, 1969), стр. 167.]

133 Edward L. Walter in Introduction to Jean-Jacques Rousseau, the Social Contract (New York, 1906), xlviii.

134 Franco Ventury, Utopia and Reform in the Enlightenment (cam­bridge, 1971), 97–98.

135 Jean Touchard, Histoire des idйes politiques, II (Paris, 1959), 411.

136Charle Gide et Charle Rist, Histoire des doctrines йconomiques, I (Paris, 1947), 27.

137 Touchard, Histoire, II, 412.

138 Larkin, Property, 217.

139 Ibid., 216.

140 Code civil, Articles 544 and 545.

141 Guido de Ruggiero, The History of European Liberalism (Bos­ton, 1959), 27–28.

142 Pierre Joseph Proudhon, What is Property? (New York, 1966), 66.

143 Beer, British Socialism, I, 100.

144 Larkin, Property, 217.

145 Pierre Gaxotte, The French Revolution (London and New York, 1932), Chapter XII.

146 Manuel and Manuel, Utopian Thought, 557.

147 Filippo Buonarroti, Conspiration pour l’йgalitй dite de Babeuf (Paris, 1957). В английском переводе: Bronterre, ed., Buonarroti’s His­tory of Babeuf’s Conspiracy for Equality (London, 1836).

148 Gaxotte, French Revolution, 292.

149 Babeuf’s Conspiracy, 314–15.

150 Locke, Two treaties, 286. [Локк, Два трактата об управлении, Сочинения в трех томах, т. 3. стр. 374.]

151 В кн.: William Godwin, Political and Philosophical Writings, ed. Marc Philp, III. (London, 1993).

152 Ibid., 464.

153 Их мастерски разбирает Грэй (Gray) в своей Socialist Tradi­tion, Chapters VI through X.

154 Pierre-Josef Proudhon, Qu’est-ce la propriйtй (Paris, 1840).

155 Alan Macfarlane, The Origins of English Individualism (Cam­bridge, 1979), 39.

156 Georg Hanssen, Agrarhistorische Abhandlungen, I (Leipzig, 1880), 1–76.

157 August von Haxthausen, Studien ьber die inneren Zustдnde, das Volksleben und insbesondere die lдndlichen Einrichtungen Russ­lands, 3 Bдnde (Hanover, 1847–1852).

158 Karl Dickopf, Georg Ludwig von Maurer (Kallmьnz, 1960), 160–6.

159 Sumner Maine, Lectures on the Early History of Institutions (Lon­don, 1975), 1–2.

160 Josef Kulischer, Allgemeine Wirtschaftgeschichte, I (Mьnchen und Berlin, 1928), 29–30.

161 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 4 (Москва, 1955), стр. 438.

162 Shlomo Avineri, The Social and Political Thought of Karl Marx (Cambridge, 1968), 109.

163 Karl Marx and Friedrich Engels, The German Ideology (New York, 1947), 9–11. [К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3 (Моск­ва, 1955), стр. 21.]

164 Ibid., 11–13. [Там же, стр. 22.]

165 Marx and. Engels, The Holy Family. [К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 2 (Москва, 1955), стр. 38–39.]

166 Marx, Capital, I. [К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 23 (Моск­­ва, 1960), стр. 498.]

167 Marx and Engels, German Ideology, 53. [К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 3 (Москва, 1955), стр. 32.]

168 Gray, Socialist Tradition, 327.

169 Борис Чичерин, Опыты по истории русского права (Моск­ва, 1858), стр. 1–58.

 

170 Denman W. Ross, The Early History of Land-holding among the Germans (boston, 1883), 39.

171 Fustel de Coulanges, The Origin of Property in Land (London, 1891); впервые напечатано в Revue des Questions Historiques, No. 45 (1889), 349–439.

172 Coulanges, Origin of Property in Land, 17.

173 Ibid., 150.

174 John Stuart Mill, Principles of Political Economy, ed. Sir Wil­liam Ashley (London, 1909), Book II, Chapters I and II, pp. 199–237. [Джон Стюарт Милль, Основы политической экономии, т. I, ­книга II, перев. А. Калинина, Р. Столпера (Москва, 1980), стр. 337–398.]

175 Ibid., 208. [Там же, стр. 349.]

176 Ibid., 227–28. [Там же, стр. 375.]

177 Ibid., 231, 233. [Там же, стр. 385.]

178 P. S. Atiyah, The Rise and Fall of Freedom of Contract (Oxford, 1979), 628–29.

179 Lйon Duguit (1905), цит. в Lepage, Porquoi la propriйtй, 436.

180 Carl N. Degler, In Search of Human Nature (New York, 1991), 32–34. См. также ниже главу 2.

181 Charles Letourneau, Property: Its Origin and Development (Lon­don, 1892), x, 365.

182 Margaret Mead and Ruth L. Buzel, eds., The Golden Age of Ame­­rican Anthropology (New York, 1960), 8.

183 C. R. Carpenter, цит. у Edmund Leach в New York Review of Books 11, No. 6, (October 10, 1968), 24.

184 Theodosius Dobzhansky, цитирует Roger D. Masters в Social Science Information 14, No. 2 (1975), 14, 24.

185 A. Irving Hallowell in Quaterly Review of Biology, No. 31 (1956), 91.

186 John Rawls, A Theory of Justice (Cambridge, Mass., 1971).

187 Ibid., 3.

188 Ibid., 62.

189 Ibid., 305. Г. Хардин называет эту книгу “одной длинной сноской к Марксу”. [Garrett Hardin and John Baden, eds., Managing the Commons (San Francisco, 1977), 7.]

190 Ibid., 73–74.

191 Ibid., 84.

192 Ibid., 106–7.

193 Ibid., 107, 101, 530–41.

194 См., например: John Christman, The Myth of Property: Toward an Egalitarian Theory of Ownership (New York and Oxford, 1994).

195 Erich Fromm, To Have or to Be? (New York, 1976). [Э. Фромм, Иметь или быть? (М., 1986).]

196 Ibid., 16. [Там же, стр. 45.]

197 Ibid., 170. [Там же, стр. 192.]

198 Alfred Marshall, Principles of Economics, 8th ed. (New York, 1948), 48.

199 Manuel and Manuel, Utopian Thought, 159.

200 Alan Ryan, Property (Stony Stratford, England, 1987), 55.

201 Douglass North and R. P. Thomas, The Rise of the Western World (Cambridge, 1973), I. Теоретическое развитие этих соображений см. в книге Норта Structure and Change in Economic History (New York and London, 1981).

202 North and Thomas, Rise of the Western World, 2–3, 8.

203 North, Structure and Change, 158–66. Об этом см. также: Tom Bethell, The Noblest Triumph (New York, 1998).

 


 

2. Институт собственности

 

 

Вопрос, вокруг которого разворачивалось обсуждение собственности на протяжении всей истории западной философской и политической мысли — относится собственность к “природе” людей или является плодом их соглашения, — этот вопрос, очевидно, не может быть решен ни так, как предлагал Руссо, то есть на основе “воображения” и сознательного пренебрежения фактами с заменой их на “гипотетические” и “условные” допущения, ни посредством “догадок” в духе того образа мысли, который отстаивал Уильям Годвин, усматривая его познавательную силу в “полной независимости и от истинного, и от ложного”. Ответ должен основываться на доказательных сведениях. Те, кто утверждает, что собст­венность есть всего лишь обычай, который появляется в обществе на определенном рубеже развития человечества, должны быть в состоянии показать, что приобретательские наклонности отсутствуют у детей и что существуют общест­ва, с собственностью не знакомые.

Рассмотрение этого предмета сопряжено с огромными трудностями ввиду великого разнообразия форм, которые спо­собна принимать собственность. Просто невозможно уста­новить, когда в мировой истории впервые возникла част­ная собственность на землю — основной до недавнего време­ни вид собственности. Попытки таких исследований предпринимались в конце девятнадцатого века (например, Эмилем де Лавейе1), но, опиравшиеся на впечатления путешественников и изыскания первых антропологов, сегодня они воспринимаются лишь как занимательные исторические рассказы2. Главное препятствие, с которым сталкивается в этой области исследователь, — отсутствие письменных свидетельств,

ибо в большинстве стран собственность принимала форму владения по праву, основанному не на документальном его подтверждении, а на длительности срока пребывания имущества в руках держателя, что обычаем признавалось как доказатель­ство его права собственника. Английский историк Л. Т. Хоб­хауз в отчаянии отверг самую возможность написать общую историю собственности даже для страны с такой богатой документацией прошлого, как Англия, ввиду скудости данных и из-за трудностей, возникающих при попытке разграничить правовые нормы и действительность3.

В этой главе мы будем отстаивать тезис о том, что тяга к присвоению и обладанию присуща всем, как людям, так и жи­вотным, и что она означает гораздо большее, нежели жела­ние обладать физически осязаемыми объектами, поскольку она накрепко связана с личностью человека и развивает в нем чувство собственного достоинства и веру в свои силы. Мир “естественного человека”, где нет места собственности, это мираж, нечто “небесное”, если воспользоваться сравнением, пред­ложенным Льюисом Мамфордом.

 

 

1. Собственнические начала в мире животных

 

Основными объектами приобретательских устремлений животных являются территория и пространство, откуда и появились предметы изучения двух новых научных дисциплин с не­уклюжими названиями “территорология” и “проксемика”*.

 

Этология, изучающая поведение диких животных, — нау­ка новая. Возникла она в конце девятнадцатого века, но ин­тен­сивные полевые исследования, начатые Конрадом Лоренцом и Николаасом Тинбергеном, развернулись в межвоенное вре­мя. После второй мировой войны этология сильно рванулась вперед и вызвала к жизни социобиологию, которая пытается толковать поведение животных и, как подразумевается, чело­века в биологических понятиях, тесно увязанных с теорией эволюции.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

* “Проксемика” (“proxemics”), название которой придумано Эд­вардом Т. Холлом, изучает, среди прочего, дистанции, на которых люди — и по расширению животные — держатся относительно других особей своего или чужого вида. [Edward T. Hall, The Hidden Dimension (Garden City, N. Y., 1966).]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.