КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, условия и порядок усыновления 8 страница
Жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей), если в жилом помещении, из которого они выбыли, остались проживать другие члены семьи (п. 3 ст. 60 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители) или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста четырнадцати лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста четырнадцати лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. Финансирование расходов на оформление договора передачи в собственность жилого помещения, в котором проживают исключительно несовершеннолетние, осуществляется за счет средств местных бюджетов (п. 5 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в ред. Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ; ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда в РФ).
В ситуации, когда дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в соответствующем воспитательном учреждении, у опекунов или попечителей, они имеют право получить его в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК вне очереди. Закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п. 1 ст. 8), уточняя это правило, устанавливает, что органы исполнительной власти по месту жительства обязаны предоставить таким детям жилое помещение, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В целях обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников (п. 6 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Не исключены случаи, когда дети лишаются в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий не только жилья, но и родителей. Тогда в интересах детей, находящихся под опекой (попечительством), государственные жилищные сертификаты на приобретение жилья могут быть выданы их опекунам, попечителям*. * См.: п. 5 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ 10 июля 1995 г. // БНА РФ. 1995. № 10. Одним из важных прав ребенка, находящегося под опекой (попечительством), является его право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), то есть, по сути, ст. 148 СК повторяет положения п. 2 ст. 56 СК, предусматривающей право каждого ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). Защита прав и законных интересов ребенка в таких случаях осуществляется органом опеки и попечительства или судом. В суд ребенок вправе самостоятельно обратиться после достижения возраста четырнадцати лет. Основанием для принятия органом опеки и попечительства необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного ребенка может быть как заявление (обращение) самого ребенка о фактах злоупотребления со стороны опекуна или попечителя (жестокое обращение с ребенком, расходование средств, выплачиваемых на содержание ребенка, на личные нужды), так и сведения об этом, полученные из иных источников (в том числе сообщений должностных лиц и граждан). Причем при подтверждении фактов злоупотребления со стороны опекуна (попечителя) последний может быть отстранен от исполнения этих обязанностей органом опеки и попечительства.
В соответствии с п. 2 ст. 148 СК ребенок, находящийся под опекой (попечительством), имеет право на общение с родителями, если они не лишены родительских прав, и другими родственниками. Опекуны (попечители) обязаны обеспечить подопечным детям возможность осуществления этого права. Если родители ограничены в родительских правах, то опекун (попечитель) может разрешить ребенку с ними общаться при условии, что такое общение не противоречит интересам ребенка (ст. 75 СК). Подопечный ребенок также вправе выражать свое мнение при решении опекуном (попечителем) любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Причем учет мнения подопечного ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 57 СК). А в некоторых случаях (изменение имени и (или) фамилии ребенка; восстановление родителей в родительских правах; усыновление; передача в приемную семью) органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия подопечного ребенка, если он достиг возраста десяти лет (ст. 59, 72, 132, 154 СК). Федеральным законодательством для детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрен ряд льгот. Так, они в первоочередном порядке принимаются в дошкольные образовательные учреждения*. Такая же льгота предусмотрена для них при приеме в школу-интернат** и в кадетскую школу***.
* См.: п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2694. ** См.: п. 27 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2671. *** См.: п. 24 Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате), утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1427 // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5411. На детей, находящихся под опекой (попечительством), полностью распространяются также льготы, установленные законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: а) бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета (п. 1 ст. 7 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"); б) предоставление бесплатных путевок в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения (при наличии медицинских показаний), бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников (п. 2 ст. 7 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"); в) гарантированное право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса (п. 7 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
г) обеспечение обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов администрацией данных учреждений бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы (п. 10 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"); д) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (помимо полного государственного обеспечения), стипендии, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплата ста процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики (п. 5 ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"); е) выплата (с 1 января 1998 г.) обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов (п. 6. ст. 6 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Кроме того, согласно приложению к Положению о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденному приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г. № 50*, им также предоставлено право на: а) бесплатное посещение кинотеатров, выставок, музеев, спортивных сооружений; б) оплату (по нормам служебных командировок) в период каникул учащимся и студентам вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений суточных расходов за время пребывания в пути к месту жительства семьи, где они ранее воспитывались; в) выплату денежных средств на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, а также единовременного денежного пособия в сумме двух минимальных размеров оплаты труда при трудоустройстве (приложение № 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями); г) освобождение от платы за обучение в спортивных и музыкальных школах, школах искусств. * БНА РФ. 1993.№ 6. Таков примерный перечень прав и льгот, предоставленных федеральным законодательством детям, находящимся под опекой (попечительством). Законами субъектов Российской Федерации положения федерального законодательства о правах детей, утративших родительское попечение и находящихся под опекой (попечительством), могут быть дополнены. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся е воспитательных, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством). Согласно ст. 149 СК дети, утратившие родительское попечение и находящиеся в одном из перечисленных учреждений, имеют право: а) на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, обеспечение их интересов; б) на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты; в) на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения - на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; г) льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде, по окончании пребывания в указанных учреждениях; д) на общение с родителями и другими родственниками, на защиту, на выражение своего мнения (ст. 55-57 СК). Среди этих прав особое значение имеет право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обеспечение их интересов. Это право носит комплексный характер, и его суть раскрывается и конкретизируется в п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где установлено, что воспитанники учреждения имеют гарантированное право на: а) бесплатное содержание; б) получение общего образования (начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; в) защиту своих прав и интересов; г) уважение человеческого достоинства; д) свободу совести и информации; е) удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; ж) защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности; з) развитие своих творческих способностей и интересов; и) получение квалификационной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии; к) отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни. Права воспитанников закрепляются также и уставом конкретного воспитательного учреждения. Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в воспитательном учреждении осуществляется на основе полного государственного обеспечения. Этот важный принцип законодательно закреплен в ст. 147 СК, п. 9 ст. 50 Закона об образовании и в Законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии со ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания. Непосредственно нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и другим необходимым оборудованием, а также расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг на каждого воспитанника воспитательного учреждения (независимо от его типа и ведомственной принадлежности) установлены приложениями №№ 1-3 к постановлению Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями). Организация обучения и воспитания в воспитательном учреждении строится в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. При этом режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Количество общеобразовательных классов в воспитательном учреждении зависит от условий, созданных для образовательного процесса с учетом санитарных норм, и определяется исходя из потребности (численности). При этом в воспитательном учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, наполняемость классов не должна превышать двадцати человек. В воспитательном учреждении могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации. Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг может проводиться только с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями (при наличии лицензии (разрешения) на данный вид деятельности). Трудовое воспитание (также на принципе добровольности) может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников. Не допускаются принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях*. * См.: п. 14-21 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях гармоничного воспитания и для развития своих творческих способностей воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и воспитательным учреждением. Воспитанники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (ст. 1, 7 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Медицинское обслуживание воспитанников включает наблюдение медицинскими работниками за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи; организацию и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работу с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганду санитарно-просветительных знаний*. * См.: п. 32 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация детьми, находящимися в воспитательных учреждениях, своего права на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, во многом зависит от персонала учреждения, от создания им благоприятных условий, приближенных к домашним. Поэтому особое внимание уделяется подбору в воспитательное учреждение работников, способных выполнять обязанности по воспитанию и образованию детей-сирот по уровню своей профессионально-педагогической квалификации. К педагогической деятельности в учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления*. * См.: п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право детей, находящихся в воспитательных учреждениях, на сохранение за ними права собственности на принадлежащее им жилое помещение или права пользования жилым помещением, полностью соответствует по своему содержанию аналогичному праву детей, находящихся под опекой или попечительством. Причем согласно п. 1 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" данное право закрепляется за детьми не только на время нахождения в воспитательном учреждении, но и в последующем - на весь период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, на период военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По окончании срока пребывания в воспитательном учреждении дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленных помещений, вправе получить вне очереди жилье по договору социального найма, равноценное ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению и жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 2 ст. 37 ЖК)*. При этом жилое помещение должно предоставляться детям, утратившим родительское попечение, вне очереди органами исполнительной власти (но только однократно) по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ. При отсутствии необходимого жилого фонда выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может предоставляться безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ (п. 1, 3 ст. 8 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). * См. также: п. 31 Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 24 декабря 1997 г. № 95 // Ведомости Московской городской Думы. 1998. № 2. Перечисленные положения законодательства о жилищных правах детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных и иных учреждениях, не всегда исполняются на практике жилищными органами, органами управления образованием и администрацией этих учреждений*. Далеко не единичным явлением являются и факты противоправного завладения принадлежащего детям-сиротам жилья, в связи с чем защита законных прав детей должна осуществляться прокуратурой, другими государственными органами, а также органами местного самоуправления. Например, в Москве осуществление контроля за выделением жилья детям, оставшимся без попечения родителей, возложено на главу Управы района (лично или через подразделения администрации района)**. * См.: Приказ Министерства образования РФ от 20 июля 1995 г. № 412 "О серьезных недостатках в деятельности органов образования по защите жилищных прав несовершеннолетних" // Вестник образования. 1995. № 8. ** См.: п. 67 Ст. 14 Закона города Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 "О районной Управе в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 1. Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"* особо оговорено право детей-инвалидов, являющихся сиротами или лишенных попечения родителей и проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, на обеспечение жилыми помещениями вне очереди по достижении совершеннолетия (если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни). Обязанность по обеспечению жильем возложена (по выбору детей-инвалидов) на органы местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства**. * СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563. ** См.: п. 10 Ст. 12 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198. За детьми, оставшимися без попечения родителей и находящимися в воспитательных учреждениях, как и за детьми, которым назначен опекун (попечитель), сохраняется право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей, зачисляются на счета воспитательных учреждений, где учитываются отдельно по каждому ребенку (п. 2 ст. 84 СК). Учреждения вправе помещать эти суммы в банки. Пятьдесят процентов доходов от обращения поступивших сумм алиментов используются на содержание всех детей, находящихся в этих учреждениях. При оставлении ребенком учреждения сумма полученных на него алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка Российской Федерации. Причитающаяся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия, установленная для детей, потерявших родителей (в случае отсутствия документов, подтверждающих трудовой стаж родителей), перечисляется на личный счет ребенка (в размере пятидесяти процентов пенсии - детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери и в размере двадцати пяти процентов пенсии - другим детям)*. На период нахождения детей в детских учреждениях на полном государственном обеспечении разница между назначенной и полагающейся к выплате пенсией детям перечисляется на счета этих учреждений**. * См.: Указание Министерства социальной защиты населения РФ от 23 июня 1995 г. № 1-6-У "О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном обеспечении" // БНА РФ. 1995. № 10. ** См.: Cт. 73 Закона о государственных пенсиях в РФ, в ред. Закона РФ oт 6 февраля 1992 г. № 2294-I и Федерального закона or 20 декабря 1995 г №206-ФЗ//Ведомости РФ 1992 №11.Ст. 531; СЗ РФ. 1995. №52. Ст. 5114; Порядок перечисления разницы в пенсии изложен в Разъяснении Министерства труда и социального развития РФ от 18 сентября 1997 г № 7, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 сентября 1997 г. № 46 // БНА. 1997. № 23. Если право на пенсию, пособие у несовершеннолетнего подопечного возникло в период пребывания в воспитательном учреждении (или до устройства ребенка в учреждение пенсия и пособие не были еще назначены), администрация этого учреждения обязана оформить необходимые документы для их назначения. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных и иных учреждениях, обладают в соответствии с п. 2 ст. 149 СК также правом на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК); на защиту своих прав и интересов, в частности, путем самостоятельного обращения в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд (ст. 56 СК); на выражение собственного мнения (ст. 57 СК). Со своей стороны воспитанники соответствующих воспитательных и иных учреждений обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников. В п. 1 ст. 149 СК закреплено право выпускников воспитательных учреждений на льготы при трудоустройстве, предусмотренные законодательством о труде. Под выпускниками учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Статьей 181 КЗоТ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 182-ФЗ)* предусмотрено, что работодатель обязан принимать на работу лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в том числе выпускников детских домов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Важно, что отказ в приеме на работу выпускников детских домов в счет установленной квоты запрещается и может быть обжалован ими в суд. * СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4564. Органы местного самоуправления устанавливают предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности) квоты (минимальное количество рабочих мест) для приема на работу молодежи из числа детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей*. Вопрос об этом решается по согласованию с работодателями на основе договора, заключаемого ежегодно между органами местного самоуправления и работодателями с привлечением территориального органа государственной службы занятости населения. Рабочие места для трудоустройства выпускников воспитательных учреждений создаются за счет средств работодателей, средств Государственного фонда занятости населения РФ, территориального фонда социальной поддержки населения и других источников. Непосредственно трудоустройство лиц данной категории в счет установленной квоты осуществляется по направлению территориального органа государственной службы занятости населения с учетом предложений комиссий по делам несовершеннолетних и органов управления образованием. Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ (п. 3 ст. 9 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |