Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема II. Источники римского частного права




 

1.Приступая к изучению данной темы следует выяснить понятие источника права вообще как оно сформулировано наукой теории права. Затем используя общие критерии источников права следует составить классификацию источников правового регулирования римского права.

 

2.Приступая к рассмотрению вопроса об обычаях и законах как источниках римского частного права следует уяснить для себя, что в Древнем Риме не существовало понятия "обычай" как некоей всеобщей для государства абстрактной категории. Можно выделить обычаи римской патриархальной общины, обычаи делового и торгового оборота, местные обычаи, каждый из которых необходимо охарактеризовать и показать их значение. Рассматривая вопрос о законах как источниках римского частного права, студент должен остановить свое внимание на законах периода Римской республики, на сенатусконсультах периода принципата и конституциях императоров.

 

3. Среди источников римского частного права необходимо выделить эдикты магистратов - выборных, а иногда и назначаемых должностных лиц, обладавших imperium - публичными полномочиями, которые позволяли им издавать общеобязательтельные распоряжения.

Эдикты первоначально были средством судебной защиты и инструментом применения цивильного права и поэтому необходимо уяснить для себя механизм становления эдикта как формы правообразования.

 

4.Вопрос о деятельности римских юристов необходимо рассматривать в контексте исторической периодизации развития римского частного права: доклассическая, классическая и постклассическая юриспруденция. Необходимо учитывать, что в доклассический период деятельность юристов носила главным образом правоприменительный характер и сводилась к трем основным направлениям: cavere, agere, respondere. Охарактеризовать эти направления можно путем перевода соответствующих глагольных форм древнего латинского языка.

Сavere (от глагола "составлять", "записывать") – составление текстов юридических документов, ведение записей, имеющих юридическое значение; agere (сложная глагольная форма, от "ager" - поле, здесь достаточно вспомнить, что в древних правовых системах судебный поединок обозначался термином "поле") - участие в суде в качестве адвокатов- защитников, судебных ораторов, представителей сторон; respondere (от глагола "отвечать") - консультации граждан по вопросам применения права.

В классический период деятельность юристов становится формой правообразования. Это обьяснялось тем, что в классический период судьи как правило не обладали юридическими образованием, а позитивное право в силу его казуистичного характера развито было слабо. И поэтому судьи часто использовали при рассмотрении и разрешении споров мнения известных и авторитетных юристов. Студенту необходимо знать те формы юридической деятельности, которые непосредственно участвовали в правообразовании: институции (institutiones), дигесты (digestes). Учитывая, что данная форма правообразования качественно развивалась посредством контроверз(наличие разных мнений, точек зрения, позиций по одному и тому же вопросу) студент должен знать о наличии двух юридических школ - сабинианцев и прокулианцев, уметь правильно проводить между ними казуистические и догматические различия между ними.

В постклассический период с установлением абсолютной монархии – домината качественно меняется характер юриспруденции. Роль "знатоков права" сводится к роли чиновников имперских канцелярий, но по прежнему сохраняют свое значение труды классических юристов в качестве источников правоприменения. Уясняя для себя особенности юридической деятельности в доклассический период студент должен знать значение совместного эдикта Валентиниана III и Феодосия II "О цитировании", изданного в 426 г н.э.

Приступая к изучению вопроса о систематизации римского частного права студент должен знать общие положения о систематизации права выработанные теорией права, показать их значение и основные виды - инкорпорацию и кодификацию.

Как историческую основу византийской кодификации(проторецепции) студент должен знать ранние систематизации: кодексы Григориана, Гермогениана и Феодосия.

Изучая кодификацию императора Юстиниана, следует уяснить задачи кодификации, ее назначение, а также содержание трех составляющих ее сборников: 1) Кодекс Юстиниана; 2) Дигесты Юстиниана; 3) Институции Юстиниана.

Кодификация была дополнена в дальнейшем сборником конституций самого Юстиниана под общим названием- Новеллы. В своей совокупности кодификация получила название "Свод гражданского права"(Corpus juris civilis).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.