КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вещи, находящиеся в обороте
Вещи, находящиеся вне оборота Понятие вещи
Римские юристы относили к вещам то же, что и мы, т. е. всякую телесную вещь (res), обладающую такими привычными качествами- как масса и пространство. Это и земля, и жилище, и продукты питания, и предметы обихода. Они не относили к вещам предметы, недостижимые и неконтролируемые: солнце, луну, воздух или, скажем, тело свободного человека, а тем паче его прах. Вещи, участвуя в обороте, могли выступать как в единственном числе, так и в целом имущественном комплексе (например, дом и надворные постройки). К вещам относили и то, что находится «в нашей власти» непосредственно, и то, что мы даем другим лицам в ссуду или взаймы. Заслуживают упоминания и такие вещи, которые были намеренно брошены собственником, вещи бесхозные (как это может быть сказано о журнале, брошенном в урну или намеренно оставленном в парикмахерской, и пр.). Примечание. В наше время загрязнение окружающей среды, включая воздух, которым мы дышим, приблизило атмосферу к понятию вещи. То же может быть сказано и о фантастических для наших предков притязаниях, связанных с освоением Луны и других космических объектов. Статус Луны уже нашел себе определение в международном космическом праве. В римском праве нашло признание понятие «бестелесных вещей». К ним причисляли права на наследство, которые могут быть не реализованы и так и останутся «правами», как равно и все то, что относится к нереализованному сервитуту, включая узуфрукт. Когда лицо осуществляет право прогона (прохода) скота через чужой участок, речь идет о телесных вещах. Если же право лица ограничено всего лишь «правовым требованием» прогона или прохода и в осуществлении этого права лицо нуждается в содействии собственника служащего земельного участка, мы имеем дело с «бестелесной вещью».
Бестелесная вещь, прибавляет к сказанному Гай, существует в виде «правового представления» о некоем материальном благе, которое может и не обладать телесной сущностью.
К ним относились вещи, принадлежавшие к культу богов, - храмы, статуи, посвященные богам, и вещи, относящиеся к погребальным и заупокойным культам, включая гробницы предков. Святыней считались и опоясывавшие Рим стены, начиная с той, которая была построена при Ромуле (до наших дней не сохранилась). Вне оборота находились реки (и «текучая вода» вообще), дороги, общественные строения, включая получившие особое (в том числе культурное) значение бани, гимнастические залы, принадлежавшие городу. Мы уже имели повод говорить о вещах манципируемых и неманципируемых. С чисто юридической точки зрения различие определялось формой перехода вещей из рук в руки. Но самый выбор вещей, отнесенных к первой категории, вещей манципируемых, был далеко не случаен. В нем отразились особенные черты римской поземельной общины, в той или иной мере сохранявшей еще верховный контроль над средствами производства, и прежде всего землей. К манципируемым вещам римское право относило землю, рабов, рабочий скот, т. е. все то, что доставалось войной, другими словами - всей римской общиной (civitas). Принадлежа к коллективной собственности, распределяемой по жребию между членами римской общины, эти вещи составляли основу производительной деятельности, бывшей по преимуществу сельскохозяйственной. К манципируемым вещам относили также сервитуты, поначалу сельские, а затем и городские. Оставаясь ager publicus, т. е. общественной, земля неоднократно служила предметом передела, и прав К. Маркс, считавший, что с известной точки зрения римскую историю можно свести к борьбе крупного землевладения с мелким, борьбе, добавим от себя, питавшейся в течение нескольких столетий неистребимым убеждением в верховном праве римского народа на распоряжение своим земельным фондом.
Рабы были причислены к res mancipi не только по своему значению и данной социально-экономической формации, но еще и потому, что ими могли быть только иноплеменники (римляне, обращенные в рабство за неоплатный долг или преступления, продавались за границу). Главным источником их пополнения оставался поневоле военный захват (плен).
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |