Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации преподавателю. Подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе

направления 050400 "Социально-экономическое образование"

профиль подготовки 050403 "Юриспруденция"

 

№ п/п Название темы Количество часов по видам занятий  
    Лек Сем Сам.раб. КСРС  
1. Понятие, предмет и метод семейного права          
2. История развития семейного права России          
3. Семейные правоотношения          
4. Брак и правовое регулирование его заключения. Прекращение брака          
65. Личные права и обязанности супругов.          
6. Имущественные отношения супругов.          
7. Семейные правоотношения между родителями и детьми          
8. Алиментные обязательства          
9. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей          
10. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства          
  КСРС          
  ИТОГО: 108          

 

 

Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные (в том числе интерактивные) технологии:

· организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий;

· проведение занятий с элементами дискуссии;

· обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами – опорными конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;

· использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода;

· использование методов, основанных на изучении практики;

· проведение мастер-классов по практико-ориентированной тематике с приглашением специалистов в области правового регулирования профессиональной деятельности.

При проведении первых лекции необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен чётко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить контрольные работы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ указания студентам

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины являются лекции и семинарские занятия. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачёту или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по политико-правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих рекомендациях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными по отдельным политико-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставлять текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Семейное право» является самостоятельная работа. Для студентов очной формы обучения на самостоятельную работу отводится практически 50 % общего времени дисциплины, поэтому правильная организация самостоятельной работы является залогом успешного изучения дисциплины. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, - необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного изучения материала следующей лекции.

Самостоятельная работы должна носить творческий и планомерный характер. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачёту или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов является низким, а главное недолговечным.

Семинарские занятия проводятся с целью оказания студентам по­мощи в глубоком усвоении наиболее сложных вопросов курса «Семейное право», выработки навыков работы с нормативными правовыми ак­тами, правильного применения действующего конституционного законо­дательства к конкретным жизненным ситуациям.

При подготовке к семинарским занятиям студент должен внима­тельно изучить литературу, рекомендуемую по данной теме, соответс­твующий нормативный материал и подготовить план ответа на каждый вопрос, вынесенный на обсуждение на семинаре.

Основой для глубокого усвоения курса «Семейное право» в целом и непременным требованием подготовки к каждому семинарскому занятию является тщательное изучение реко­мендованной в программе и планах занятий литературы и нормативных правовых актов.

 

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД СЕМЕЙНОГО ПРАВА

1. Понятие и предмет семейного права как отрасли права.

2. Метод регулирования семейно-правовых отношений. Императивные и диспозитивные нормы регулирования семейных правоотношений, их особенности и виды.

3. Принципы и функции семейного права.

4. Источники семейного права. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

5. Тенденции развития семейного права на современном этапе.

Вопросы и задания

1. Определите понятие и содержание предмета семейного права.

2. Каково соотношение личных (неимущественных) и имущественных отношений в семейном праве?

3. Определите метод семейного права. Обозначьте характерные особенности метода семейно-правового регулирования.

4. Каково соотношение императивных и диспозитивных начал правового регулирования семейных отношений?

5. Дайте определения следующим способам регулирования семейных отношений: «запрет», «дозволение», «правила-разъяснения», «предписание».

6. Определите роль семейного права для профессиональной подготовки учителя и юриста.

Тема 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РОССИИ

1. Семейное право России до Петра I.

2. Семейное право России периода Империи.

3. Семейное право России с 1917 по 1926 годы.

4. Семейное право России с 1926 по 1969 годы.

5. Семейное право России с 1969 по 1995 годы.

6. Современный этап развития семейного законодательства в РФ. Семейный кодекс РФ 1995 года.

 

Вопросы и задания

1. Определите характерные особенности семейного права Российской Империи.

2. Обозначьте характерные черты семейного права России периода 1917 – 1926 годов.

3. Каковы основные новеллы Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года?

4. Проведите сравнительный анализ основных положений Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 года и Кодекса о браке и семье 1969 года.

5. Каковы основные положения Семейного кодекса РФ 1995 года.

 

Рекомендуемая литература

Кодекс законов об Актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве // СУ РСФСР. 1918. № 76 – 77. Ст. 818.

Декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18.12.17 // СУ РСФСР. 1917. № 11. Ст. 160.

Декрет ВЦИК СНК РСФСР «О расторжении брака» от 19.12.17 // СУ РСФСР. 1917. № 10. Ст. 152.

Постановление ЦИК и СНК СССР от 27.06.36 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным…» // СЗ СССР. 1936. № 34. С. 309.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.44 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» // ВВС СССР. 1944. №. 37.

Кодекс о браке и семье РСФСР // ВВС РСФСР. 1969. № 326. Ст. 1086.

Закон СССР от 22 мая 1990 года «О внесении изменений и дополнений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства // ВВС СССР. 1990. № 23. Ст. 422.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон от 22 декабря 1994 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3653.

Федеральный закон от 7 марта 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административный правонарушениях» // СЗ РФ. 1995. № 11. Ст. 939.

Конвенция ООН «О правах ребенка» // ВВС СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года //СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16. (с изм. и доп. от 15.11.97 № 140-ФЗ, от 27.06.98 № 94-ФЗ).

Цатурова М.К. Русское семейное право 16-17 вв. М.: Юридическая литература, 1991.

 

Тема 3. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

1. Понятие семьи в социологическом и юридическом смысле.

2. Понятие семейных правоотношений, их характерные особенности. Элементы семейных правоотношений.

3. Виды семейных правоотношений, их классификация.

4. Правоспособность и дееспособность в семейном праве.

5. Юридические факты в семейном праве, их специфические признаки, классификация.

6. Родство и супружество как длящиеся юридические факты-состояния. Родство и свойство, их юридическое значение.

7. Осуществление семейных прав и исполнение обязанностей. Меры защиты и ответственности в семейном праве.

8. Сроки исковой давности и другие сроки в семейном праве

 

Вопросы и задания

1. Каким образом зафиксирована ценность семьи как социального института в Конституции РФ?

2. Назовите основные специфические черты семейных правоотношений.

3. Ряд исследователей предлагает классификацию семейных правоотношений по следующим основаниям: по содержанию; по субъектному составу; по характеру защиты субъективных прав. Раскройте смысл данных оснований. Можете ли Вы дополнить классификацию видов семейных правоотношений своими предложениями?

4. Сформулируйте определение правоспособности и дееспособности, руководствуясь Гражданским кодексом РФ. Дайте определение семейной правоспособности и семейной дееспособности.

5. Каким образом и при каких обстоятельствах возможно наступление полной дееспособности до 18 лет? Что обозначается в семейном праве как «частичная семейная дееспособность»?

6. В каких случаях гражданин может быть ограничен в правоспособности и дееспособности?

7. В каких случаях, на Ваш взгляд, применяются императивные нормы права при защите семейных прав, а в каких – диспозитивные? Приведите примеры.

8. Как действующим законодательством РФ обеспечивается возможность судебной защиты семейных прав?

9. Дайте определение понятию «ответственность». В чем заключается специфичность ответственности в семейном праве?

10. Что является основанием применения мер ответственности в семейном праве? Дайте определение понятиям «противоправность» и «виновность».

11. Перечислите известные Вам классификации семейно-правовых сроков.

12. Что есть «исковая давность»? Каково значение института исковой давности в семейном праве?

 

Тема 4. БРАК И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА

 

1. Понятие брака в семейном праве. Юридические признаки брака.

2. Регистрация брака и ее значение.

3. Прекращение брака.

4. Недействительность брака.

 

Вопросы и задания

1. Брак и семья как социальные институты являются объектом изучения различных наук. На Ваш взгляд, какие стороны, свойства, признаки брака и семьи изучаются философией, социологией, правом, медициной, психологией и другими? Какие стороны жизнедеятельности семьи представляют интерес для юридических наук?

2. Семейный кодекс РФ не содержит определения брака. Вместе с тем в теории семейного права предпринимаются попытки дать такое определение. Перечислите известные вам теоретические подходы к определению брака. Какой правовой смысл вы вкладываете в понятие «брак»?

3. Какое правовое значение имеют религиозный обряд брака (венчание) и брак, заключенный по местным (национальным) обрядам? Влекут ли они возникновение взаимных прав и обязанностей супругов?

4. Учитывая, что церковные венчания сегодня представляют собой не единичные факты, а достаточно распространенное явление, то следует дать ему правовую оценку. Какова ваша точка зрения по поводу признания правовой силы за церковными обрядами?

5. Что является основанием для государственной регистрации заключения брака?

6. В каких случаях возможно уменьшение срока регистрации брака? Увеличение срока регистрации брака?

7. Каким образом семейным законодательством РФ предусмотрена возможность снижения брачного возраста?

8. Каковы основания для административного порядка развода и для судебного порядка развода?

9. Как учитываются интересы несовершеннолетних детей в случае расторжения брака в судебном порядке?

10. Перечислите основания для признания брака недействительным. Какие нарушения установленных законом условий заключения брака вы выделяете? Наличие каких обстоятельств, препятствующих заключения брака вы выделяете?

11. Что есть «фиктивный брак»? Как отличить фиктивный брак от брака, заключенного из корыстных побуждений?

12. Каким образом признание брака недействительным влияет на права детей, рожденных в этом браке?

13. В один из органов загса г.Тулы обратилась гражданка Тимофеева с заявлением о регистрации брака с гражданином Роговым, проживающим в г.Норильске. В связи с тем, что Рогов не имеет возможности выехать в г.Тулу для подачи совместного заявления, Тимофеева предоставила в орган загса составленное Роговым заявление, заверенное руководителем предприятия, где работает Рогов. Однако работник загса отказал Тимофеевой в принятии данного заявления.

Прав ли работник загса? Необходимо ли личное присутствие лиц, вступающих в брак, при подаче заявления о регистрации брака в орган загса? Какие разъяснения работнику загса Вы бы дали?

14. Д.М.Соловьев, состоявший во втором браке с Н.П.Медведевой, расторг и этот брак. После этого Медведева узнала, что Соловьев до женитьбы на ней состоял в зарегистрированном браке с Л.Т.Никулиной и не расторгал его. Медведева обратилась в юридическую консультацию и просила разъяснить ей, что может измениться в результате установления этого факта.

Какой ответ должен дать работник юридической консультации?

15. Волкова предъявил иск Волкову о расторжении брака. Судья отказал ей в принятии заявления, мотивируя это тем, что в семье имеется ребенок в возрасте до одного года и развод до того времени, когда ребенку исполнится один год, невозможен.

Прав ли судья? Изменилось бы решение, если бы иск подал Волков?

 

Тема 5. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

1. Понятие личных (неимущественных) прав и обязанностей.

2. Личные права супругов, их виды.

3. Личные обязанности супругов.

 

Вопросы и задания

1. Как вы считаете, почему лишь две статьи Семейного кодекса РФ посвящены личным (неимущественным) правам, а имущественные отношения супругов регулируются 17 статьями?

2. «Личные права и обязанности супругов, регулируемые семейным правом, основываются на общеконституционных правах человека, составляющих государственно-правовой статус личности в РФ».[1] Бесспорно ли данное утверждение? Обоснуйте свою позицию.

 

Тема 7. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ СУПРУГОВ

 

1. Общая характеристика имущественных отношений супругов.

2. Законный режим имущества супругов.

2.1. Совместное имущество супругов.

2.2. Собственность каждого из супругов.

2.3. Раздел общего имущества супругов.

3. Договорный режим имущества супругов.

4. Ответственность супругов по обязательствам.

 

Вопросы и задания

1. В чем отличие личных отношений супругов от имущественных?

2. Чем обусловлена необходимость правового регулирования имущественных отношений супругов?

3. Как осуществляется правовое регулирование общей совместной собственности супругов?

4. Какой имущество относится к категории собственности каждого из супругов?

5. Известно, что предметы индивидуального пользования, приобретенные за счет общих средств в период брака, признаются в качестве имущества каждого из супругов, то есть относятся к раздельному имуществу. Относятся ли к категории раздельного имущества следующие предметы: обувь, драгоценности, компьютер (если им пользуется один из супругов), автомобиль (если им пользуется один из супругов), музыкальный инструмент (если им пользуется один из супругов), косметические средства?

6. В 90-х годах большое распространение получила приватизация жилья. Обладают ли правом собственности помимо супругов, приватизировавших жилье, несовершеннолетние дети?

7. В каких случаях возможен раздел общего имущества супругов? Требуется ли для осуществления данной операции расторжение брака?

8. Каким образом реализуется императивное и диспозитивное регулирование отношений супругов по поводу имущества в семейном законодательстве РФ?

9. Объясните, чем обусловлена необходимость утверждения договорного режима имущества супругов.

 

Тема 7. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

1. Основания для возникновения родительских правоотношений.

2. Добровольное установление отцовства и установление отцовства в судебном порядке.

3. Установление отцовства и материнства при применении искусственных методов репродукции человека.

4. Оспаривание отцовства и материнства.

5. Личные права несовершеннолетних детей.

6. Имущественные права несовершеннолетних детей.

7. Защита прав детей.

8. Общая характеристика родительских прав и обязанностей.

9. Осуществление родительских прав.

10. Содержание родительских прав.

11. Лишение родительских прав.

12. Ограничение родительских прав.

 

Вопросы и задания

1. Чем обусловлено появление концепций социального отцовства и материнства?

2. Какой из сторон вопроса установления отцовства: соображениям биологического характера (т.е. биологического происхождения ребенка) или социального вы отдаете предпочтение?

3. Какие документы удостоверяют происхождение ребенка? Что является основанием для государственной регистрации рождения ребенка?

4. Как осуществляется запись родителей ребенка в книге записи рождений?

5. В чем особенность установления происхождения ребенка от матери и установление происхождения ребенка от отца?

6. В чем заключается сущность презумпции отцовства?

7. В каких случаях органами загса производится добровольное установление отцовства?

8. Какие ограничения в плане установления отцовства действуют в отношении недееспособных лиц, ограниченно дееспособных и несовершеннолетних лиц?

9. Какие лица вправе требовать установления отцовства в судебном порядке?

10. Каким образом в семейном законодательстве регулируется вопрос о перечне доказательств, принимаемых во внимание судом при установлении отцовства в судебном порядке?

11. Какие проблемы с записью о родителях могут возникнуть при применении современных технологий репродуцирования человека? При применении суррогатного материнства?

12. В чем сущность проблемы оспаривания записи отцовства (материнства)?

13. Назовите основные положения Конвенции ООН “О правах ребенка”.

14. Каковы правовые последствия присоединения СССР в 1990 году к Конвенции о правах ребенка?

15. Какими личными правами обладает ребенок в соответствии с Конвенцией ООН “О правах ребенка” и Семейным кодексом РФ?

16. Назовите основные имущественные права ребенка.

17. Как осуществляется защита прав и законных интересов ребенка в соответствии с семейным законодательством РФ?

18. Какими определенными особенностями обладают родительские права и обязанности?

19. Какие права детей, предусмотренные семейным законодательством, можно отнести к категории абсолютных, а какие к категории относительных?

20. Если ребенок родился в незарегистрированном браке, равными ли правами и обязанностями обладают родители по отношению к этому ребенку?

21. Каковы способы разрешения разногласий родителей по вопросам воспитания детей?

22. В каких случаях возможны ограничения при осуществлении родительских прав?

23. Каковы основания для лишения родительских прав?

24. Приведите примеры злоупотребления родительскими правами.

25. Дайте определение понятию “жестокое обращение с ребенком”.

26. В чем сущность индивидуального характера лишения родительских прав?

27. Какие категории лиц не могут быть лишены родительских прав?

28. Какие основания ограничения родительских прав вам известны?

29. Каков административный порядок отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится?

 

Тема 8. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

1. Общие положения об алиментных обязательствах.

2. Обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей.

3. Обязанность родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей.

4. Обязанности детей по содержанию своих родителей.

5. Отношения родителей и детей по поводу участия в дополнительных расходах.

6. Алиментные обязательства супругов.

7. Алиментные обязательства бывших супругов.

8. Алиментные обязанности братьев и сестер.

9. Алиментные обязанности бабушки и дедушки. Обязанность внуков содержать бабушку и дедушку.

10. Обязанности пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи.

11. Соглашения об уплате алиментов.

12. Порядок уплаты и взыскания алиментов.

 

Вопросы и задания

1. Каков порядок уплаты алиментов, предусмотренный семейным законодательством РФ?

2. Дайте определение понятию «алиментное обязательство».

3. Назовите основания возникновения алиментных правоотношений.

4. Каким образом осуществляется выплата алиментов несовершеннолетнему ребенку в случае приобретения им полной дееспособности в результате эмансипации или вступления в брак?

5. Прекращаются ли алиментные обязательства бывших супругов в случае вступления супруга, получающего алименты, в новый брак?

6. Назовите основания прекращения алиментных правоотношений.

7. Какие гарантии стабильности алиментных соглашений вам известны?

8. Перечислите возможных субъектов алиментных соглашений?

9. Как определяется способ и порядок уплаты алиментов, их размер?

10. Какие основания для изменения алиментного соглашения вам известны?

11. «Алиментное соглашение как притворная сделка». В чем суть данной ситуации?

12. Какие события, факты являются основанием для возникновения алиментной обязанности родителей в отношении несовершеннолетних детей?

13. Как в нормальной семье регулируется вопрос о содержании несовершеннолетнего ребенка? Какая часть семейного бюджета должна тратиться на ребенка?

14. Каковы верхний и нижний пределы размера алиментов, уплачиваемых по соглашению между родителями?

15. Каким образом семейное законодательство РФ регулирует вопрос о заключении алиментного соглашения 14-летним ребенком? 14-18-летним ребенком?

16. Какова процедура принудительного взыскания алиментов на несовершеннолетних детей?

17. Какие виды заработка (дохода) учитываются при долевом определении размера алиментов?

18. Как проявляется зависимость между материальным положением лица, выплачивающего алименты, и долью заработка, выплачиваемого им в качестве алиментов?

19. При определении размера алиментных выплат учитывается ли материальное и семейное положение обеих сторон (ребенка и лица, выплачивающего алименты)? Или при определении размера алиментов необходимо учитывать только материальное положение ответчика?

20. Основания возникновения алиментной обязанности родителей в отношении совершеннолетних нетрудоспособных детей?

21. Наличие каких юридических фактов служит основанием для возникновения алиментных обязательств между родителями и совершеннолетними детьми?

22. Возможно ли заключение соглашения об уплате алиментов с несовершеннолетними детьми? эмансипированными детьми?

23. При каких обстоятельствах возможно освобождение детей от обязанности по содержанию родителей?

24. Каким образом в нормальных семьях реализуется обязанность супругов материально поддерживать друг друга?

25. Наличие каких юридических фактов необходимо для взыскания алиментов с одного из супругов в судебном порядке?

26. Приведите примеры, когда обращение в суд одного из супругов с целью взыскания алиментов является обоснованным.

27. Как определяется размер алиментов, предоставляемых нетрудоспособному нуждающемуся супругу?

28. Какие категории граждан имеют право требовать предоставления алиментов от одного супруга в судебном порядке?

29. Какие существуют основания для отказа от взыскания алиментов или ограничения обязанности по предоставлению содержания определенным сроком?

30. Какие категории граждан имеют право на получение алиментов от бывшего супруга?

31. Ваше отношение к проблеме, касающейся регулирования алиментных обязанностей бывших супругов?

32. В каких случаях возможно освобождение супруга от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга?

33. Каков перечень «других членов семьи», на которых может быть возложена обязанность по уплате алиментов?

34. В теории семейного права алиментные обязательства других членов семьи отнесены к обязательствам «второй очереди». Прокомментируйте данное положение. Алиментные обязательства какой группы родственников относятся к разряду «первой очереди»?

35. Привлекаются ли к исполнению алиментной обязанности неполнородные братья и сестры?

36. Возможно ли возложение на несовершеннолетних братьев и сестер обязанности выплачивать алименты? на совершеннолетних нетрудоспособных?

37. Возможно ли наложение алиментной обязанности в отношении своих внуков на нетрудоспособных дедушку и бабушку?

38. В каких случаях семейное законодательство освобождает воспитанников от обязанности по содержанию фактических воспитателей?

39. Семейное законодательство предусматривает возможность наложения обязанности на пасынков и падчериц по содержанию отчима и мачехи. В каких случаях это возможно? Предусматривает ли семейное законодательство обязанности отчима и мачехи выплачивать содержание своим пасынкам и падчерицам?

40. Как определяется размер алиментов, взыскиваемых на других членов семьи в судебном порядке?

41. Правомочным ли является требование лица, имеющего право на алименты, о выплате алиментов за прошлое время, то есть за время до момента обращения в суд?

42. Каков порядок решения вопроса о назначении временного содержания получателю алиментов до вынесения судом решения?

43. Какова процедура процесса взыскания алиментов? В чем сложность решения практической задачи взыскания присужденных алиментов?

 

Тема 9. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Выявление детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Понятие и значение усыновления.

3. История усыновления в России.

4. Понятие опеки и попечительства, порядок их установления.

5. История опеки и попечительства.

6. История патроната, детских домов семейного типа. Появление института приемной семьи.

7. Понятие приемной семьи. Договор как правовое основание возникновения приемной семьи.

 

Вопросы и задания

1. В силу каких обстоятельств несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения?

2. Определите основные функции органов опеки и попечительства.

3. Какие основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, вам известны?

4. Какая связь прослеживается между проблемами усыновления, социального отцовства и материнства, биологического отцовства и материнства?

5. В отношении детей какого возраста допускается усыновление?

6. Перечислите основные требования, предъявляемые к усыновителям?

7. Ваше отношение к проблеме усыновления ребенка лицами, не состоящими между собой в браке?

8. Чем, на ваш взгляд, обосновано решение российского законодательства о приоритетности усыновления детей российскими гражданами, а не иностранными? Какие правовые проблемы вы видите в случае усыновления российского ребенка гражданином иной страны?

9. В каких случаях возможна отмена усыновления?

10. Возможно ли предъявление самим ребенком иска об отмене усыновления? Если возможно, то каковы основания отмены усыновления в данном случае?

11. В апреле 1996 года родители Сергея Колганова, 1990 г.р., уехали на заработки и оставили ребенка с бабушкой. Первое время родители присылали деньги на содержание сына и оставляли информацию о своем местонахождении. Но со второй половины 1998 года сообщения поступать перестали. В декабре 1998 года бабушка умерла, и Сергей остался проживать один. Заботу о нем проявляли соседи, которые кормили мальчика, покупали ему некоторую одежду, одновременно пытаясь установить связь с родителями. Однако сделать этого им не удалось. В феврале 1999 года на основании сообщения соседей орган опеки и попечительства направил соответствующие сведения в областной департамент образования, который включил Сергея в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В течение февраля – апреля 1999 года предпринимались попытки устроить Сергея на воспитание в семью, однако положительного результата добиться не удалось. Поэтому в мае 1999 года информация о Колганове Сергее была направлена в Министерство образования РФ для постановка на федеральный учет и оказания содействия в последующем устройстве на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Дайте оценку действиям органа опеки и попечительства и областного департамента образования в этой ситуации. Какие сроки выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в РФ?

12. Супруги Лавриковы взяли в детском доме ребенка и усыновили его. Позже выяснилось, что ребенка сдала в детский дом мать. В момент передачи ребенка в детский дом мать не подала заявления о согласии на усыновление ее сына. Такого заявления не было ей предоставлено в течение всего периода пребывания ребенка в детском доме. Кроме того от матери не поступало никаких известий в течении шести лет.

Законно ли усыновление супругами Лавриковыми ребенка?

13. Гражданин Сергеев обратился в суд с требованием отменить усыновление им четырехлетнего Алексея Фролова. По словам Сергеева, женившись на гражданке Фроловой – матери Алексея Фролова, которому было в то время два года, он через некоторое время усыновил ребенка по настоянию жены. При этом усыновление ставилось в качестве условия сохранения брака. Однако вскоре после усыновления жена Сергеева подала на развод с истцом, развод состоялся и Сергеева вторично вышла замуж за другого. Все это время Сергеев исправно платил алименты.

Будет ли удовлетворен иск Сергеева?

14. Известно, что институт опеки и попечительства является комплексным, так как отношения по опеке и попечительству регулируются нормами административного, гражданского и семейного права. Разграничьте сферы влияния названных отраслей права в вопросах опеки и попечительства.

15. Чем различаются опека и попечительство? Каковы цели опеки и попечительства?

16. Каковы функции органов опеки и попечительства?

17. Какими личными правами обладает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством)?

18. Какими имущественными правами обладает несовершеннолетний, находящийся под опекой (попечительством)?

19. Как Семейный кодекс РФ определяет права детей, находящихся на государственном попечении? Какие дополнительные права предусмотрены для воспитанников детских домов?

20. Перечислите основные права и обязанности опекунов и попечителей. Совпадают или не совпадают данные права и обязанности с правами и обязанностями родителей в отношении своих несовершеннолетних детей?

21. Какие основания предполагают прекращение опеки и попечительства?

22. Какие способы устройства ребенка в семью вам известны из истории России?

23. Какие категории несовершеннолетних могут быть переданы на воспитание в приемную семью?

24. Какие требования предъявляются к лицам, изъявившим желание стать приемными родителями?

25. Перечислите личные права приемных детей? имущественные права приемных детей? права и обязанности приемных родителей?

26. Какие виды социальных льгот предоставлены приемным семьям законами субъектов РФ?

27. Родители десятилетнего Егора Боброва погибли в автомобильной катастрофе. Дальний родственник мальчика гражданин Полетаев обратился в орган опеки и попечительства с просьбой о назначении его опекуном. При рассмотрении его просьбы выяснилось, что Полетаев ранее был судим и несколько лет тому назад болел туберкулезом. Будет ли удовлетворена просьба Полетаева?

28. После смерти родителей несовершеннолетнего Олега Круглова его родственниками обсуждался вопрос о дальнейшем воспитании мальчика. Большинство родственников высказало мнение, что самым приемлемым будет усыновление его дядей П.И.Шаталовым (родным братом матери мальчика). Однако Шаталов пояснил родственникам, что не может усыновить мальчика, так как против этого возражает его жена, а он не готов к конфликту с супругой. Тогда бабушка мальчика М.И.Круглова (мать отца), посчитав доводы Шаталова неубедительными, сама подала заявление в суд об установлении усыновления мальчика П.И.Шаталовым. Правомерно ли поступила М.И.Круглова? Примет ли суд к рассмотрению ее заявление? Расскажите об установленных СК РФ условиях усыновления ребенка.

29. Органом опеки и попечительства и супругами Елизаровыми был заключен договор о передаче им на воспитание сроком на шесть лет оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних сестер Романовых. В результате была образована приемная семья. Через год Елизаровы обратились в орган опеки и попечительства с просьбой расторгнуть указанный договор, сославшись на плохое поведение детей, причиняющее им многочисленные неприятности. Какое решение может быть принято по заявлению Елизаровых? Какие основания досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью вам известны?

 

Тема 10. ПРИМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

 

1. Общая характеристика источников семейного коллизионного права.

2. Правовое регулирование брачных отношений с участием иностранного элемента по российскому законодательству. Права и обязанности супругов.

3. Установление и оспаривание отцовства (материнства). Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства.

4. Правовое регулирование усыновления (удочерения) детей – граждан РФ иностранными гражданами.

Вопросы и задания

1. Каким образом определяется брачная правоспособность лица, вступающего в брак на территории РФ, если данное лицо имеет двойное гражданство?

2. По каким основаниям брак может быть признан недействительным?

3. Должны ли соблюдаться правила российского законодательства в отношении препятствий к заключению брака, предусмотренных ст. 14 СК РФ, если заключается брак с иностранным гражданином?

4. Возможно ли заключение полигамных браков на территории РФ?

5. Назовите правовые последствия ратификации РФ Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенной в г.Минске в 1993 году.

6. Законодательство какого государства применяется к отношениям родителей и ребенка, если они проживают в разных государствах?

7. Если ребенок, имеющий российское гражданство, усыновляется за границей, то законодательство какой страны регулирует усыновление?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.212 сек.