Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортные преступления непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств




Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 295 УК)

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации коккретных механических транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье потерпевших либо сохранность имущества. Поскольку в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации морского или речного транспорта нередко причиняется вред экологии (загрязнение нефтью, горюче-смазочными веществами русел рек, поверхностей морей, гибель рыбы и другое), можно выделить и факультативный объект. Таковым являются общественные отношения в сфере охраны природной среды. Для правильной квалификации транспортного преступления важно точное определение видов транспорта как предмета преступления. Под железнодорожным транспортом спедует понимать механический рельсовый транспорт независимо от его ведомственной принадлежности (локомотивы, дрезины, вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, краны, поезда метрополитена).

К водному транспорту (морским и речным судам) относятся пассажирские, научно-исследовательские, транспортные, добывающие (рыболовные, краболовные и тому подобные), перерабатывающие (плавбазы и плавзаводы), вспомогательные (буксиры и тому подобные), технические (дноуглубительные, дноочистительные снаряды, кабелеукладочные и тому подобные), спасательные, спортивные суда, в том числе суда на воздушной подушке, подводных крыльях. К предмету знзлизируемого преступления относятся также морские и речные маломерные суда с главным двигателем мощностью менее 75 л.с. и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), парусные суда, гребные лодки грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарки и надувные суда.

К воздушному транспорту относятся суда гражданской авиации (самолеты, вертолеты), а также иные средства воздухоплавания (гидросамолеты, автожиры, аэростаты, дирижабли, планеры и тому подобные).

Объективная сторона данного преступления характеризуется тремя обязательными признаками: а) деянием (действием либо бездействием), заключающимся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или морского транспорта; б) преступными последствиями, указанными в законе; в) причинной связью между указанным деянием (действием либо бездействием) и наступившими последствиями. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность установления в действиях лица состава преступления.

Диспозиция статьи 295 УК РК является бланкетной и для уяснения признаков деяния следует обратиться к установленным на железнодорожном, воздушном или морском транспорте правилам безопасности их движения и эксплуатации. Такой подход законодателя продикгован тем, что лостоянное совершенствование железнодорожного, водного, воздушного и автомототранспорта неизбежно вызывает изменения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта, своевременно не охватываемых регулятивным действием уголовного закона. Поэтому обеспечение эффективной уголовно-правовой охраны данной группы общественных отношений в условиях развития научно-технического прогресса обусловливает существование норм с бланкетными диспозициями.

Наиболее важными из иормативных актов, к которым они отсылают, являются Конституция РК, Закон РК «О транспорте» от 21 сентября 1994 года, Закон РК «О безопасности дорожного движения» от 15 июля 1996 года. К ним также относятся:

а) на железнодорожном транспорте - Устав железных дорог РК, Правила технической эксплуатации железных дорог РК, Инструкция по движению поездов и манев-ровой работе на железных дорогах РК и др.;

б) на водном транспорте - Международные правила предупреждения столкновений судов, Правила технической эксплуатации судов, Кодекс торгового мореплавания РКи др.,

в) на воздушном транспорте - Воздушный кодекс РК, Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям РК, Наставление по производству полетов в гражданской авиации РК, Наставление по технической эксплуатации воздушных судов в гражданской авиации РК и др.

Для квалификации преступления по статье 296 УК РК не имеет значения, кому принадлежит и в чьем ведении находится транспортное средство. При квалификации действий виновного необходимо выяснить, какие именно пункгы правил безопасиости движения или эксплуатации транспорта были им нарушены.

Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в проезде на запрещающий сигнал семафора, превышении дозволенной скорости движения судна на подходах к портам, неподаче соответствующих звуковых сигналов, нарушении порядка расхождения судов, несоблюдении эшелонов высоты и коридоров полета и так далее.

Нарушением правил эксплуатации могут признаваться выпуск в рейс технически неисправного транспорта, перевозка запрещенных предмётов, неправильное крепление груза и тому подобное. Нарушение правил эксплуатации, не связанных с движением транспорта (например, при погрузочно-разгрузочных или ремонтных работах), в случае наступления вредных последствий, указанных в анализируемой статье, влечет ответственность по соответствующим статьям о преступлениях против личности, а в ряде случаев по статье 152 УК РК («Нару-шение лравил охраны труда»).

Дпя привлечения лиц к уголовной ответственности по анализируемой статье необходимо установление причинной связи между этими нарушениями и наступившими общественно опасными последствиями. При этом причинная связь должна устанавливаться не просто с действием или бездействием лица, а именно с нарушением соответствующих правил безопасности, ставшим непосредственной причиной наступления вредных последствий.

Состав преступления сконструирован как материальный, поэтому преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе общественно опасных последствий.

Для определения степени тяжести телесных повреждений необходимо назначение судебно-медицинской экспертизы. Признаки тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека определяются на основании «Правил судебно-медицинской оценки тяжести вреда здоровью» от 4 мая 1998года.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности. В первом случае виновный предвидит, что в результате нарушения конкретных пунктов правил безопасности движения или эксплуатации транспорта могут наступить определенные общественно опасные последствия, но без достаточных на то оснований легкомысленно рассчитывает на их предотвращение. Во втором случае виновный не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий, хотя при должной внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 295 УК РК, может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано сюблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

He могут быть субъектами рассматриваемого преступления частные лица и военнослужащие. В соответст-вующих случаях они несут ответственность по статьям 300, 392, 393 УК РК. В части 2 статьи 395 установлена ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуа-тации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В части 3 статьи 295 УК РК установлена ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 этой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

Как и в основном составе, неосторожность по отношению к гибели людей может быть выражена в преступной самонадеянности или преступной небрежности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.