Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие методические указания. Направление подготовки (специальность)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по курсу

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ» (Общая часть)

 

Направление подготовки (специальность)

030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения – заочная

 

Нижний Новгород

Одобрено и рекомендовано к печати кафедрой

Уголовного права юридического факультета

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

 

Утверждено решением Ученого совета

юридического факультета

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

(протокол № __ от ____________г.)

 

 

«УГОЛОВНОЕ ПРАВО РОССИИ» (Общая часть)

 

Методические рекомендации и планы семинарских и практических занятий для студентов, обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция», квалификация выпускника бакалавр

 

Разработаны и подготовлены к.ю.н., ст. преподавателем кафедры Киселевой И. А.

 

Рецензент: заведующий кафедрой, д.ю.н., профессор Петрова Г. О.

 

 

Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского, 2013

 

 


Настоящее методическое издание включает в себя тематический план лекций и семинарских занятий, планы семинарских и практических занятий и методические рекомендации по подготовке к ним, а также задания для выполнения контрольной работы, необходимые для повышения эффективности изучения студентами курса «Уголовное право России. Общая часть».

Планы семинарских и практических занятий отражают примерный перечень наиболее важных вопросов, подлежащих обсуждению на семинаре. Об усвоении заданного материала свидетельствует его четкое изложение на семинарском занятии. От студентов требуются развернутые, аргументированные ответы на поставленные вопросы со ссылками на действующий уголовный закон, а при необходимости и иные нормативно-правовые акты.

Студенты должны научиться свободно ориентироваться в уголовном законодательстве, понимать его содержание, идейный контекст. При этом механически запоминать нумерацию статей УК РФ, имеющих отношение к теме семинарского занятия, не следует. Вместе с тем, суть отдельных ключевых, особенно важных предписаний уголовного закона, отмеченных преподавателем на лекции, необходимо знать четко. При анализе любых положений, содержащихся в указанных учебниках, необходимо помнить, что они являются образцами доктринального толкования, отражающими те или иные установки и взгляды конкретных авторов, в связи с чем, не имеют обязательной силы.

Знание уголовного права складывается из трех составляющих: знание закона, знание теории вопроса, знание практики его применения. Поскольку формулировки, данные в УК РФ, к сожалению, часто позволяют трактовать текст закона по-разному, что порождает среди теоретиков и практических работников диаметрально противоположное толкование. Поэтому студент должен уметь четко разделять эти три составляющие: закон-теория-практика и в то же время понимать, что они неразрывно связаны. Закон в этом триединстве играет главенствующую роль - и теория и практика существуют только на его основе. Знание закона предполагает не просто заучивание наизусть его текста, а умение правильно истолковать те положения, которые в законе закреплены. Но чтобы уяснить смысл многих положений закона, увидеть взаимосвязь уголовно-правовых норм, и в то же время, особенности каждого отдельного состава преступления, необходимо обращаться к науке уголовного права. При этом следует не забывать, что любой ученый имеет право на свое собственное мнение по видению той или иной проблемы, а иногда, в целях совершенствования законодательства, может предлагать что-то изменить в формулировке, или в понимании той или иной нормы. Поэтому следует видеть и отграничивать рекомендации по развитию нормы (института) и разъяснения действующего законодательства. Следствием этого является то, что важное значение в правовой системе государства приобретает практика применения закона. Сложившаяся практика означает, что закон, изначально предполагавший разные варианты толкования, фактически должен применяться единообразно, что создает стабильность правовой системы. В конечном итоге деятельность всех трех составляющих: законодателя, правоприменителя и теоретиков в идеале должна стремиться к тому, чтобы закон применялся одинаково во всех случаях.

Освоение курса обеспечивается различными формами занятий, которыми являются: лекции, семинарские и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов.

На лекциях рассматриваются основные положения уголовного права. Цель лекции - дать студентам представление об основном содержании учебной дисциплины, помочь вникнуть в предмет, показать его практическую значимость, пробудить творческий интерес к дальнейшему самостоятельному изучению теории уголовного права, действующего уголовного законодательства и практики его применения, правильно организовать систематическую работу над курсом в течение всего времени изучения данного предмета.

На семинарских и практических занятиях (которые у студентов заочного обучения проводятся в рамках общего занятия) разбираются наиболее важные и сложные вопросы теории уголовного права и судебной практики по изучаемой теме. Практические занятия, как наиболее активная форма обучения, имеют своей целью закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и семинарах, привить умения и навыки применения уголовного законодательства. При этом студентам предлагаются для самостоятельного анализа конкретные ситуации, смоделированные с учетом правоприменительной практики.

При самостоятельной подготовке Общую часть уголовного права рекомендуется изучать по следующей схеме:

I - анализ закона – начать следует с того, что статью УК РФ следует прочитать (а потом и выучить), следует обращать внимание на изменения, происходящие в УК РФ.

II - изучение учебной литературы (материалы лекций, учебники, комментарии к УК РФ, учебные пособия, схемы, таблицы и т.п.) – следующий шаг в освоении курса Общей части. Предлагается именно такая последовательность в изучении материала, поскольку именно в учебной литературе толкование уголовного закона дается исключительно в позитивном ключе: как следует понимать действующий закон и какова существующая практика его применения. Учебник обычно не содержит полемики и излагает, как правило, точку зрения принятую большинством ученых. При изучении учебной литературы (равно как монографий, научных статей и т.п.) необходимо соотносить учебный и научный материал с текстом закона в последней редакции. В том случае, если учебный материал не соответствует тексту закона, необходимо ориентироваться на материал лекционного курса, а также обращаться к преподавателю за разъяснением сложных вопросов.

Рекомендуемая учебная литература по курсу

Гилинский Я. И. Уголовное право: реалии и перспективы. - М.: Проспект, 2011.

Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ.-2-е изд.-М.:Проспект,2013.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный по состоянию на 1 октября 2012 года) / под ред. Рождествиной А.А., Смушкина А.Б., Федорук Е. - М.: КноРус, 2012.

Комментарий к УК РФ (постатейный).-4-е изд. / под ред. Есаков Г.А., Грачева Ю.В. [и др.]. - М.: Проспект, 2013.

Комментарий к УК РФ.-9-е изд. /Отв. ред. Рарог А.И. -М.:Проспект,2013.

Комиссаров В. С., Иногамова-Хегай Л.В., РарогА И.: Российское уголовное право. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. - М.: Проспект, 2011.

Кругликов Л.Л. Уголовная право России. Часть Особенная. – М.: Проспект, 2013.

Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 3-х томах. – М.:ВолтерсКлувер, 2011.

Сверчков В. В. Уголовное право. Общая и Особенная части. – М.: Юрайт-Издат, 2013.

Уголовное право. Общая часть. /под ред. Чучаева А. И. – М.: Проспект, 2013.

Уголовное право России. Части Общая и Особенная. Уч. для бакалавров / отв. Рарог А.И. - М.: Проспект, 2013.

- Уголовное право России. Общая часть: Учебник/ Отв.ред. А. Э.Жалинский. – М.: Городец, 2011;

III – изучение практики применения закона предполагает как изучение постановлений Пленума Верховного Суда РФ (в части, не противоречащей действующему закону), так и решений по конкретным уголовным делам. Этот материал можно найти в Бюллетене Верховного Суда (в том числе на сайте www.supcourt.ru/), в специализированных сборниках судебной практики, а также в справочно-информационных системах, в частности, КонсультантПлюс. Кроме того, любой суд России имеет свой сайт в Интернете, поэтому материалы практики могут пополняться и этими приговорами. Постановления Пленума Верховного Суда по каждой теме должны анализироваться, может быть конспектироваться, для того, чтобы у студента сформировалось представление о положениях в нем закрепленных. На основе примера конкретного уголовного дела формируется наглядный образец толкования нормы, что улучшает запоминание теоретического материала, вырабатывается навык критического мышления, опыт практического применения научных знаний, выявления ошибок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.