Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовой статус органов управления в информационной сфере




Министерство по информационным технологиям и свя­зи РФ до 2008 г., являясь органом исполнительной власти, действовало преимущественно в области информацион­ных технологий и связи. В ведомственных рамках скла­дывалась ситуация и с правовым статусом Федерального агентства по информационным технологиям РФ, Феде­рального агентства по печати и массовым коммуникаци­ям. Значительный поворот в уточнении правового статуса министерства произошел в связи с изменением профиля его деятельности. Это министерство в настоящее время на­зывается Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Правовой статус этих структур го­сударственной власти сочетает административно-правовые функции общего характера, свойственные всем органам этого ранга, со спецификой информационной сферы госу­дарственного управления. Компетенция и предметная сфе­ра ее реализации предъявляют особые требования к разра­ботке нормативных актов, определяющих правовой статус этих органов.

В качестве примера рассмотрим содержание Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 (далее — Порядок) с точки зрения включенности в информационную тему. Этот документ устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти указанных административных регламентов. Ими должен определяться, в том числе, порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального ор­гана исполнительной власти и его должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными ор­ганами исполнительной власти и организациями при ис­полнении государственных функций или предоставлении государственных услуг. Взаимодействие имеет формы ор­ганизационного и информационного свойства. Названным Порядком предусматривается регламентация способа фик­сации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме. Если способ фиксации действия не указан, то действуют правила делопроизводства. Но могут быть установлены правила, предусматривающие наличие элек­тронных документов или документов бумажных.

Организация разработки, согласования и утверждения названных регламентов предусматривает больший перечень информационных действий и процедур. К ним относятся: публикация информации о разработке административного регламента, его проекта в сети Интернет, проведение пуб­личных обсуждений проекта, рассмотрение предложений, поступивших от заинтересованных организаций и граждан, проведение опросов получателей соответствующей госу­дарственной услуги, а также публикация окончательного текста регламента. Ряд аналогичных действий обязана осу­ществить и Правительственная комиссия по проведению административной реформы.

Однако остаются некоторые вопросы, без ответа на ко­торые будет затруднительно создать названные регламенты. В частности, нет определения понятий «государственные функции» и «государственные услуги», критериев, по ко­торым они разграничиваются.

Приведем еще один пример для представления того, как реализуется информационный статус органов исполни­тельной власти в процессе взаимодействия органов между собой. В целях обеспечения эффективного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной регистрационной службой 8 сентября 2005 г. было за­ключено Соглашение о взаимодействии и взаимном ин­формационном обмене этих федеральных служб. В связи с этим издан соответствующий приказ № 130/САЭ-З— 21/436 об утверждении этого Соглашения, подписанный директором Федеральной регистрационной службы и ру­ководителем Федеральной налоговой службы. Рассмотрим содержание некоторых пунктов этого приказа, касающихся правового статуса участвующих в соглашении субъектов. Стороны взаимодействуют: при выработке согласованной позиции в процессе подготовки проектов законодательных и иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных документов по вопросам opганизации взаимодействия и координации деятельности; разработке единых требований к нормативно-технической документации и нормативно-справочной информации унификации информации, идентифицирующей объекты недвижимости и их правообладателей; разработке совместных инструктивных методологических документов н области единых требований к построению и развитию системы взаимодействия сторон, принятии решений, на­правленных на создание информационных ресурсов сторон на основе новых информационных технологий (п. 3).

Соглашение предусматривает условия предоставления сведений в установленные сроки, а также по письменным запросам; возможность изменения и дополнения этих усло­вий и обязательность обмена документированной информа­цией в электронном виде с сопровождением ее электронной подписью; обмен сведениями осуществляется по каналам связи с применением средств криптографической защи­ты информации или на электронно-цифровых носителях (диски, дискеты и др.) с реестром на бумажных носителях (п. 5). Соглашение предусматривает и правила контроля за его исполнением.

Подобные соглашения значительно восполняют пробел в определении информационного статуса органов исполни­тельной власти, который явно ощущается в содержании по­ложений об органах федеральной исполнительной власти и их подразделений.

Между тем есть проблемы с отбором и обработкой вхо­дящей информации, ресурса.

В связи с этим показательными являются правила, содер­жащиеся в ряде нормативных актов США, регулирующих порядок работы с информацией в органах власти и компе­тенцию должностного лица. Например, в конституции штата Иллинойс в статье V «Исполнительная власть» в разделе 1 «Должностные лица» сказано, что в состав исполнительной власти входят губернатор, лейтенант-губернатор, генераль­ный атторней, секретарь штата, контролер и казначей, изби­раемые избирателями штата (НО). Указанные лица в течение всего срока нахождения в должности должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно прожи­вать в месте пребывания правительства штата. Постоянные правила Сената США в редакции 1979 г. предусматривают строгий режим конфиденциальности информации по вопро­сам, предложенным на обсуждение Сената исполнительной властью. Любая информация конфиденциального характера, предоставленная Сенату Президентом, должна сохраняться сенаторами и должностными лицами Сената в тайне; и все договоры, которые могут быть направлены в Сенат, и все вы­ступления, голосования и обсуждения по договорам также должны сохраняться в тайне, если только Сенат не снимет такой запрет. Любой сенатор и должностное лицо Сената, если они разгласили информацию секретного или конфиден­циального характера, несут за это ответственность: сенатор исключается из состава палаты, должностное лицо отстраня­ется от должности и подвергается наказанию за оскорбление Сената (165). Правила административной процедуры США устанавливают перечень видов публичной информации о де­ятельности органов и должностных лиц, режим правил, за­ключений, приказов, документов административного агент­ства, при этом дан ряд определений, предусмотрены условия оглашения, учета случаев оглашения. Здесь четко прописаны правила предоставления пользователям (истцам) информа­ции по установленному перечню, предусмотрено, что доку­менты должны предоставляться бесплатно или за частично оплачиваемый подбор и снятие конин, если они осуществля­ются в публичных интересах и предоставление информации необходимо для общественности (259). Вместе с тем в этом акте предусмотрены и девять групп документов, которые не относятся к категории открытой информации, и на них распространяются специальные правила создания, хране­ния, передачи и использования. Особое внимание уделено документам, составленным на лиц, т.е. содержащим персо­нальные данные. Подраздел 552а содержит такие рубрики, как: определения, условия оглашения, учет случаев оглаше­ния, допуск к документам, требования к административным агентствам, правила административного агентства, граждан­ские средства защиты, права опекуна, уголовные наказания, изъятия специфического характера. Ознакомление с этим актом США. а также с законом Великобритании «О свобо­де информации», принятом в 2000 г., весьма полезно для служащих РФ, а также для разработки нормативных актов о служебной информации.

В Законе об информации Российской Федерации зало­жены лишь общие основания для определения информаци­онного статуса граждан через проблему доступа к информа­ции. Но в этом Законе ничего не говорится о требованиях к информационному статусу органов государственной вла­сти и местного самоуправления, кроме того, о чем уже было сказано в начале этой главы в связи с определением статуса обладателя информации.

Частью 2 ст. 12 этого Закона установлено, что государ­ственные органы РФ, органы субъектов РФ. органы местно­го самоуправления в соответствии со своими полномочия­ми участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, а также создают информационные системы и обеспечивают доступ к содер­жащейся в них информации на русском языке и государ­ственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Часть правового статуса органов государственной власти, касающаяся обеспечения информационной безопасности, рассматривается в главе об информационной безопасности.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что пока не уделено должного внимания проработке той части пра­вового статуса органов государственной власти, который представляет в полном объеме их информационные права и обязанности, условия, обеспечивающие их реализацию. Это же касается и информационного статуса органов мест­ного самоуправления и их служащих. Некоторые положе­ния информационного статуса конкретных субъектов этого ранга затрагиваются в общей форме в федеральных законах об информации, законах и иных нормативных актах о кон­кретных видах информации, но чаще всего касаются этой проблемы косвенно при определении правового режима от­дельных видов и категорий информации. Несколько лучше обстоит дело в обеспечении правового статуса подразделе­ний и служащих других органов государственной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.