КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовой статус органов управления в информационной сфереМинистерство по информационным технологиям и связи РФ до 2008 г., являясь органом исполнительной власти, действовало преимущественно в области информационных технологий и связи. В ведомственных рамках складывалась ситуация и с правовым статусом Федерального агентства по информационным технологиям РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Значительный поворот в уточнении правового статуса министерства произошел в связи с изменением профиля его деятельности. Это министерство в настоящее время называется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Правовой статус этих структур государственной власти сочетает административно-правовые функции общего характера, свойственные всем органам этого ранга, со спецификой информационной сферы государственного управления. Компетенция и предметная сфера ее реализации предъявляют особые требования к разработке нормативных актов, определяющих правовой статус этих органов. В качестве примера рассмотрим содержание Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 № 679 (далее — Порядок) с точки зрения включенности в информационную тему. Этот документ устанавливает требования к разработке и утверждению федеральными органами исполнительной власти указанных административных регламентов. Ими должен определяться, в том числе, порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти и его должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг. Взаимодействие имеет формы организационного и информационного свойства. Названным Порядком предусматривается регламентация способа фиксации результата выполнения действия, в том числе в электронной форме. Если способ фиксации действия не указан, то действуют правила делопроизводства. Но могут быть установлены правила, предусматривающие наличие электронных документов или документов бумажных. Организация разработки, согласования и утверждения названных регламентов предусматривает больший перечень информационных действий и процедур. К ним относятся: публикация информации о разработке административного регламента, его проекта в сети Интернет, проведение публичных обсуждений проекта, рассмотрение предложений, поступивших от заинтересованных организаций и граждан, проведение опросов получателей соответствующей государственной услуги, а также публикация окончательного текста регламента. Ряд аналогичных действий обязана осуществить и Правительственная комиссия по проведению административной реформы. Однако остаются некоторые вопросы, без ответа на которые будет затруднительно создать названные регламенты. В частности, нет определения понятий «государственные функции» и «государственные услуги», критериев, по которым они разграничиваются. Приведем еще один пример для представления того, как реализуется информационный статус органов исполнительной власти в процессе взаимодействия органов между собой. В целях обеспечения эффективного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной регистрационной службой 8 сентября 2005 г. было заключено Соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене этих федеральных служб. В связи с этим издан соответствующий приказ № 130/САЭ-З— 21/436 об утверждении этого Соглашения, подписанный директором Федеральной регистрационной службы и руководителем Федеральной налоговой службы. Рассмотрим содержание некоторых пунктов этого приказа, касающихся правового статуса участвующих в соглашении субъектов. Стороны взаимодействуют: при выработке согласованной позиции в процессе подготовки проектов законодательных и иных нормативных актов, внутриведомственных и межведомственных документов по вопросам opганизации взаимодействия и координации деятельности; разработке единых требований к нормативно-технической документации и нормативно-справочной информации унификации информации, идентифицирующей объекты недвижимости и их правообладателей; разработке совместных инструктивных методологических документов н области единых требований к построению и развитию системы взаимодействия сторон, принятии решений, направленных на создание информационных ресурсов сторон на основе новых информационных технологий (п. 3). Соглашение предусматривает условия предоставления сведений в установленные сроки, а также по письменным запросам; возможность изменения и дополнения этих условий и обязательность обмена документированной информацией в электронном виде с сопровождением ее электронной подписью; обмен сведениями осуществляется по каналам связи с применением средств криптографической защиты информации или на электронно-цифровых носителях (диски, дискеты и др.) с реестром на бумажных носителях (п. 5). Соглашение предусматривает и правила контроля за его исполнением. Подобные соглашения значительно восполняют пробел в определении информационного статуса органов исполнительной власти, который явно ощущается в содержании положений об органах федеральной исполнительной власти и их подразделений. Между тем есть проблемы с отбором и обработкой входящей информации, ресурса. В связи с этим показательными являются правила, содержащиеся в ряде нормативных актов США, регулирующих порядок работы с информацией в органах власти и компетенцию должностного лица. Например, в конституции штата Иллинойс в статье V «Исполнительная власть» в разделе 1 «Должностные лица» сказано, что в состав исполнительной власти входят губернатор, лейтенант-губернатор, генеральный атторней, секретарь штата, контролер и казначей, избираемые избирателями штата (НО). Указанные лица в течение всего срока нахождения в должности должны обеспечивать хранение официальных документов и постоянно проживать в месте пребывания правительства штата. Постоянные правила Сената США в редакции 1979 г. предусматривают строгий режим конфиденциальности информации по вопросам, предложенным на обсуждение Сената исполнительной властью. Любая информация конфиденциального характера, предоставленная Сенату Президентом, должна сохраняться сенаторами и должностными лицами Сената в тайне; и все договоры, которые могут быть направлены в Сенат, и все выступления, голосования и обсуждения по договорам также должны сохраняться в тайне, если только Сенат не снимет такой запрет. Любой сенатор и должностное лицо Сената, если они разгласили информацию секретного или конфиденциального характера, несут за это ответственность: сенатор исключается из состава палаты, должностное лицо отстраняется от должности и подвергается наказанию за оскорбление Сената (165). Правила административной процедуры США устанавливают перечень видов публичной информации о деятельности органов и должностных лиц, режим правил, заключений, приказов, документов административного агентства, при этом дан ряд определений, предусмотрены условия оглашения, учета случаев оглашения. Здесь четко прописаны правила предоставления пользователям (истцам) информации по установленному перечню, предусмотрено, что документы должны предоставляться бесплатно или за частично оплачиваемый подбор и снятие конин, если они осуществляются в публичных интересах и предоставление информации необходимо для общественности (259). Вместе с тем в этом акте предусмотрены и девять групп документов, которые не относятся к категории открытой информации, и на них распространяются специальные правила создания, хранения, передачи и использования. Особое внимание уделено документам, составленным на лиц, т.е. содержащим персональные данные. Подраздел 552а содержит такие рубрики, как: определения, условия оглашения, учет случаев оглашения, допуск к документам, требования к административным агентствам, правила административного агентства, гражданские средства защиты, права опекуна, уголовные наказания, изъятия специфического характера. Ознакомление с этим актом США. а также с законом Великобритании «О свободе информации», принятом в 2000 г., весьма полезно для служащих РФ, а также для разработки нормативных актов о служебной информации. В Законе об информации Российской Федерации заложены лишь общие основания для определения информационного статуса граждан через проблему доступа к информации. Но в этом Законе ничего не говорится о требованиях к информационному статусу органов государственной власти и местного самоуправления, кроме того, о чем уже было сказано в начале этой главы в связи с определением статуса обладателя информации. Частью 2 ст. 12 этого Закона установлено, что государственные органы РФ, органы субъектов РФ. органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, а также создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации. Часть правового статуса органов государственной власти, касающаяся обеспечения информационной безопасности, рассматривается в главе об информационной безопасности. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что пока не уделено должного внимания проработке той части правового статуса органов государственной власти, который представляет в полном объеме их информационные права и обязанности, условия, обеспечивающие их реализацию. Это же касается и информационного статуса органов местного самоуправления и их служащих. Некоторые положения информационного статуса конкретных субъектов этого ранга затрагиваются в общей форме в федеральных законах об информации, законах и иных нормативных актах о конкретных видах информации, но чаще всего касаются этой проблемы косвенно при определении правового режима отдельных видов и категорий информации. Несколько лучше обстоит дело в обеспечении правового статуса подразделений и служащих других органов государственной власти.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |