КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории информационных ресурсов по доступу к ним пользователей
Информационные ресурсы как объект общенационального достояния
Это еще одна правовая проблема, которая нуждается в дальнейшем исследовании и нормативном урегулировании. Действующий Закон об информации не содержит статьи по этой теме, которая имелась в прежнем законе. Само по себе вычленение по определенным признакам наиболее ценных массивов информационных ресурсов в особую группу и установление режима ее использования как национального достояния сомнений не вызывает. Сложности возникают из-за неоднозначности терминологии, которая применяется в области отнесения наиболее ценных объектов исторического, культурного характера, к которым относятся и массивы документов, и отдельные документы, хранящиеся в библиотеках, музеях, архивах. В зависимости от места и порядка хранения и отнесения к исключительным категориям, эти объекты могут определяться как культурные ценности, национальное достояние, исторические ценности и т.п. Предстоит работа по гармонизации законодательства в области библиотечного, архивного, музейного дела, культуры в целом. Необходимо гармонизировать нормы дефинитивного характера в федеральных законах от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»; от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1; и др. Наиболее сложными вопросами при отборе объектов информационных ресурсов, которые можно отнести к общероссийскому национальному достоянию, является установление критериев отбора этих объектов, организация экспертных структур при отборе, квалификация ресурса как национального достояния и установление режима сохранности, с одной стороны, и режима открытого доступа к ним — с другой.
В основе решения этой проблемы лежат такие принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, как открытость и гласность информации при свободе ее поиска, получения и использования с учетом соблюдения законности, с одной стороны, и обеспечение требований к информационной безопасности государства, граждан и иных физических лиц и общества в целом — с другой. В соответствии с российским законодательством вся информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Последняя также неоднородна по своему режиму доступа и делится на информацию (сведения), отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию. Федерального закона, в котором систематично и полно были бы перечислены все категории информации, отнесенные к ограниченному доступу, нет. Федеральные законы регулируют конкретные категории информации. Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Конституцией на основе Федерального закона от 21.07.1993 № 5485—1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне). Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст. 5 Закона о государственной тайне приводится перечень сведений, составляющих государственную тайну в военной сфере, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывателыюй и оперативно-розыскной деятельности, включая: сведения об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной, связи, о шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров; раскрывающие мероприятия, проводимые В целях безопасности государства, и др. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в Указе Президента РФ от 24.01.1998 № 61.
Закон о государственной тайне регулирует правила проставления грифа секретности на документах и других реквизитах для носителей сведений, составляющих государственную тайну (ст. 12); правила допуска и доступа к государственной тайне и ряд других проблем, которые рассматриваются в главе об информационной безопасности. Порядок работы со сведениями той или иной категории тайны регулируется и подзаконными актами. Например, постановлением Правительства РФ от 31.07.2007 № 491 утверждено Положение о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну. Ведение реестра осуществляется уполномоченными органами на федеральном, региональном и местном уровнях с применением государственной информационной системы с соблюдением норм и требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
За период действия Закона о государственной тайне проделана большая работа по созданию механизмов его реализации. Издано около 1000 нормативных правовых актов по вопросам защиты государственной тайны, в том числе почти 50 указов Президента РФ, более 80 постановлений Правительства РФ1. Конфиденциальной является такая информация, доступ к которой регулируется на основе специального законодательства. Перечень сведений конфиденциального характера содержится в Указе Президента РФ от 06.03.1997 N° 188. Вопрос о видах конфиденциальной информации исследован в работах В. Н. Лопатина, который выявил более 30 названий такой информации и предложил методику их структуризации. Некоторые исследователи насчитывают до 40 видов конфиденциальной информации. ГК РФ определял признаки коммерческой тайны до принятия специального Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о коммерческой тайне). Отдельные нормы о конфиденциальности тех или иных сведений содержатся в НК РФ, законах о банках, о недрах и др. К информационным ресурсам ограниченного доступа относится и информация, которая квалифицирована как «информация о гражданах» или «персональные данные». Принят и Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Его подробная характеристика будет дана в специальной главе.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |