Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории информационных ресурсов по доступу к ним пользователей




Информационные ресурсы как объект общенационального достояния

 

Это еще одна правовая проблема, которая нуждается в дальнейшем исследовании и нормативном урегулирова­нии. Действующий Закон об информации не содержит ста­тьи по этой теме, которая имелась в прежнем законе.

Само по себе вычленение по определенным признакам наиболее ценных массивов информационных ресурсов в особую группу и установление режима ее использования как национального достояния сомнений не вызывает. Слож­ности возникают из-за неоднозначности терминологии, ко­торая применяется в области отнесения наиболее ценных объектов исторического, культурного характера, к которым относятся и массивы документов, и отдельные документы, хранящиеся в библиотеках, музеях, архивах. В зависимо­сти от места и порядка хранения и отнесения к исключи­тельным категориям, эти объекты могут определяться как культурные ценности, национальное достояние, историче­ские ценности и т.п. Предстоит работа по гармонизации законодательства в области библиотечного, архивного, музейного дела, культуры в целом. Необходимо гармони­зировать нормы дефинитивного характера в федеральных законах от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Рос­сийской Федерации и музеях в Российской Федерации»; от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, переме­щенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; Осно­вах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1; и др.

Наиболее сложными вопросами при отборе объектов информационных ресурсов, которые можно отнести к об­щероссийскому национальному достоянию, является уста­новление критериев отбора этих объектов, организация экспертных структур при отборе, квалификация ресурса как национального достояния и установление режима со­хранности, с одной стороны, и режима открытого доступа к ним — с другой.

 

В основе решения этой проблемы лежат такие принципы правового регулирования отношений в информационной сфере, как открытость и гласность информации при свобо­де ее поиска, получения и использования с учетом соблю­дения законности, с одной стороны, и обеспечение требова­ний к информационной безопасности государства, граждан и иных физических лиц и общества в целом — с другой.

В соответствии с российским законодательством вся информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную, а также на информа­цию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Последняя также неоднородна по своему режиму доступа и делится на ин­формацию (сведения), отнесенную к государственной тай­не, и конфиденциальную информацию. Федерального зако­на, в котором систематично и полно были бы перечислены все категории информации, отнесенные к ограниченному доступу, нет. Федеральные законы регулируют конкретные категории информации. Отнесение информации к госу­дарственной тайне осуществляется в соответствии с Кон­ституцией на основе Федерального закона от 21.07.1993 № 5485—1 «О государственной тайне» (далее — Закон о го­сударственной тайне).

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, эко­номической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст. 5 Закона о государственной тайне приво­дится перечень сведений, составляющих государственную тайну в военной сфере, в области экономики, науки и тех­ники, внешней политики и экономики, в области разведыва­тельной, контрразведывателыюй и оперативно-розыскной деятельности, включая: сведения об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансиро­вании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, пра­вительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной, связи, о шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анали­за шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специально­го назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите государствен­ной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Россий­ской Федерации; о подготовке кадров; раскрывающие ме­роприятия, проводимые В целях безопасности государства, и др. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в Указе Президента РФ от 24.01.1998 № 61.

Закон о государственной тайне регулирует правила проставления грифа секретности на документах и других реквизитах для носителей сведений, составляющих госу­дарственную тайну (ст. 12); правила допуска и доступа к го­сударственной тайне и ряд других проблем, которые рас­сматриваются в главе об информационной безопасности. Порядок работы со сведениями той или иной категории тай­ны регулируется и подзаконными актами. Например, поста­новлением Правительства РФ от 31.07.2007 № 491 утверж­дено Положение о ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются све­дения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну. Ведение реестра осуществляется уполномоченными органами на федеральном, региональном и местном уровнях с применением государственной инфор­мационной системы с соблюдением норм и требований за­конодательства РФ о защите государственной тайны.

За период действия Закона о государственной тайне проделана большая работа по созданию механизмов его ре­ализации. Издано около 1000 нормативных правовых актов по вопросам защиты государственной тайны, в том числе почти 50 указов Президента РФ, более 80 постановлений Правительства РФ1.

Конфиденциальной является такая информация, доступ к которой регулируется на основе специального законода­тельства. Перечень сведений конфиденциального характера содержится в Указе Президента РФ от 06.03.1997 N° 188. Вопрос о видах конфиденциальной информации иссле­дован в работах В. Н. Лопатина, который выявил более 30 названий такой информации и предложил методику их структуризации. Некоторые исследователи насчитывают до 40 видов конфиденциальной информации.

ГК РФ определял признаки коммерческой тайны до при­нятия специального Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее - Закон о ком­мерческой тайне). Отдельные нормы о конфиденциально­сти тех или иных сведений содержатся в НК РФ, законах о банках, о недрах и др.

К информационным ресурсам ограниченного доступа относится и информация, которая квалифицирована как «информация о гражданах» или «персональные данные». Принят и Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Его подробная характеристика будет дана в специальной главе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.