КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внешние факторы укрепления информатизации общества
О подходе к выявлению факторов в сфере информатизации и правового регулирования их взаимодействия Методологии выявления и учета факторов, содействующих и препятствующих развитию информационного гражданского общества, пока нет. Однако некоторые основы для этого закладываются. Российские специалисты, выделяя главные компоненты цифрового неравенства, называют: доступ к ИКТ, готовность к их использованию, информационно-функциональное наполнение национальных информационно-коммуникативных ресурсов. Для сравления приведем сведения о том, что эксперты США выделяют три фактора, важных для снятия информационного неравенства: экономических, образовательный, рассовый. Методология выявления факторов для каждой институции гражданского общества, по нашему мнению, требует учета четырех параметров. К ним отнесем: 1) перечень наблюдаемых структур гражданского общества – «субъектов гражданского общества» по терминологии ООН; 2) наиболее важные факторы; 3) функциональную область воздействия; 4)правовую реакцию на наличие о содержание фактора.
Задача освещения формирования международных механизмов по развитию информационного общества рассмотрена авторами книги «Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества». Специальная глава «Международное сотрудничество и интеграция России в глобальное информационное общество» посвящена основным формам и структурам ООН, действующим в этой области. Ключевые международные организации, работающие в глобальном масштабе по вопросам информационного общества, включают: 1) рабочую (целевую) группу ООН по информационно-коммуникационным технологиям (образована в 2001 г.); 2) экспертную группу по информационно-коммуникационным технологиям; 3) глобальный альянс по информационно-коммуникационным технологиям и развитию, который заменил исчерпавшую свой мандат группу ООН по информационно-коммуникационным технологиям в 2005 г. Главные задачи целевой группы ООН были следующими: а) содействие в использовании потенциала ИКТ для продвижения согласованных в международном масштабе целей развития, изложенных в Декларации тысячелетия (ИКТ будут служить мостом между различными обществами); б) проведение глобального форума по вопросам объединения ИКТ в программы развития и проведение субрегиональной, региональной и международной политики в интересах прогресса в цифровой сфере для эффективного участия всех стран в решении международных проблем; в) расширение совместных усилий организаций ООН в интересах развивающихся стран с переходной экономикой; г) исследование партнерства общественного, частного, некоммерческого характера, институтов гражданского общества в контексте новых моделей лидерства и сотрудничества с целью преодоления цифровой разрозненности и использования ИКТ для всеобщего развития. Курсивом выделены ключевые слова для уяснения внимания этой структуры ООН к проблемам гражданского общества, жирным шрифтом — указание на новые модели взаимодействия субъектов международного сотрудничества. Эти две позиции имеют большое значение для формирования и понимания сути факторов, которые проявляются в процессах реализации поставленных задач. Авторы работы о государственной политике в области развития информационного общества в России обобщенно определили направления работы этой группы ООН по пяти направлениям: 1) политика и управление в сфере ИКТ (помощь в выработке внутренней политики в разных странах и координация); 2) национальные и региональные электронные стратегии; 3) развитие ресурсов человека; 4) недорогой доступ и подключение к глобальной информационной сети; 5) развитие электронной экономики в развивающихся странах. Россией было инициировано создание в 2002 г. Региональной сети целевой группы ООН для Европы и Центральной Азии. Создано два секретариата структуры по ИКТ (UN ICT NF Eu Cas) в Женеве и Москве (на базе Дирекции Партнерства для развития информационного общества в России). Целевая группа ООН по информационно-коммуникационным технологиям участвовала в подготовке Женевского и Тунисского этапов Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу и провела множество региональных встреч и конференций. В настоящее время Глобальный альянс по информационно-коммуникационным технологиям и развитию ориентирован на ряд направлений работы. Отметим два, затрагивающих проблемы формирования гражданского общества. Первое — «построение единого глобального пространства, благоприятного для ведения открытого диалога среди большого количества заинтересованных участников на уровне согласования политики использования информационно-коммуникационных технологий в целях решения центральных задач: повышения уровня жизни населения и построения многогранного, основанного на человеческом факторе развивающегося информационного общества», и второе — создание таких условий, чтобы «прийти к разработке единой адресной ИКТ-политики и единых решений двух концепций: концепции развития и концепции построения информационного общества — путем упрощения диалога между двумя стратегическими секторами» Этот документ (будем называть его Докладом) примечателен тем, что выделяет исторические этапы развития проблемы гражданского общества в связке с информационными процессами. Начиная с 1940-х гг. он переходит к периоду холодной войны, затем к более спокойным временам 1970— 1980-х гг. и затем к этапу резкого расширения участия неправительственных организаций — десятилетию конференций и текущему времени. Примечательно, что в период холодной войны неправительственные организации «были втянуты в политику холодной войны» и предусматривали «новые процедуры проведения консультаций», было введено требование регулярного представления докладов аккредитованными неправительственными организациями (включая информацию о любых взносах, полученных от правительств), процедуры аннулирования статуса и др. С 1960-х гг. усиливается внимание к правам человека и проблемам окружающей среды. В 1970—1980-е гг. неправительственные организации вносят большой вклад в формирование политики и активизируют обсуждение вопросов развития, расширения функций за счет участия в диалогах с правительствами. В 1994 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали заявил, что неправительственные организации представляют собой одну из основных форм участия населения в жизни сегодняшнего мира. Их участие в деятельности международных организаций является своего рода гарантией их политической законности. Неправительственные организации считаются теперь полноправными участниками международной жизни. Любопытно представлен период конца XX и начала XXI в. Здесь уже отмечены факты участия всех основных институциональных структур: правительств, специализированных учреждений, неправительственных организаций, массовых членских организаций, «мозговых центров», профсоюзов частного сектора, СМИ, парламентариев, религиозных организаций и др. «Эти события выявили неоднозначный характер гражданского общества, но в то же время они продемонстрировали его коллективную способность определять содержание повесток дня... изменять позицию директивных органов и формировать мировое общественное мнение». Подробно обсуждался вопрос о зарождении «глобального гражданского общества» и о его способности выявлять, хотя и не исправлять, недостатки сегодняшнего глобального управления. Благодаря Интернету была снята завеса таинственности, окружавшая эти процессы. Усилилось финансирование гражданского общества в целях развития гражданского потенциала. Конференции и иные формы общения выявили вопросы «глобальных общественных благ», способствовали сокращению разрыва между практическими действиями правительств и риторикой. В документе Конференции ЮНСЕД «Повестка дня на XXI век» закреплено значение гражданского общества, без участия которого устойчивое развитие невозможно. Доклад отмечает некоторые факторы успеха. К ним отнесены: • предоставление современной информации гражданскому обществу о межправительственном процессе; • стремление к обеспечению содержательного взаимодействия и диалога, а не только информационных контактов; • признание разнообразия гражданского общества и понимания выгод, связанных с включением этого разнообразия в процесс принятия решений на межправительственном уровне; • сотрудничество с имеющими самостоятельную организацию механизмами гражданского общества и их уважение; • гибкое толкование правил ООН в отношении участия и обеспечения их лучшего понимания гражданским обществом; • формирование позиции открытости среди персонала Секретариата; • выделение людских и финансовых ресурсов для активизации участия; • стимулирование сотрудников Секретариата и руководителей к непосредственному взаимодействию с гражданским обществом и серьезному учету их идей, опыта и критических замечаний; • оценка участия как расширения межправительственного процесса. Рассматриваемый документ содержит подробное описание взаимоотношений структур ООН с субъектами гражданского общества, перспективы в отношении неправительственных организаций. Выстраивая этот раздел в форме таблицы, мы сможем прийти к выводу о том, какие факторы способствуют или мешают взаимодействию в процессе контактов разных структур (субъектов) гражданского общества (табл. 7). На основе рассмотрения практики сотрудничества с субъектами гражданского общества в документе содержатся рекомендации по учету зафиксированных недостатков и предложений по их устранению. Они касаются и информационных форм контактов и включают: • более четкое реагирование на информацию и материалы, поступающие от гражданского общества; Таблица 6 Проблемы взаимодействия структур гражданского общества с правительством и Секретариатом ООН
Окончание таблицы 7
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |