Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронное правительство» — рычаг реализации задач административной реформы и информатизации деятельности органов публичной власти




Главным полигоном, на котором должно происходить обеспечение взаимодействия федеральной и региональной информатизации, является сегодня вся область организа­ции деятельности системы органов исполнительной власти и местного самоуправления. Здесь проверяется рациональ­ность и действенность результативного использования всех возможностей ИКТ страны. Иными словами, на данном эта­пе преобразования управления должна обеспечиваться связь административной реформы и программ информатизации. Именно на этом участке осуществляется взаимодействие конституционно определенных органов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти, со структурами, организующими воплощение в жизнь стра­тегий и программ информатизации всего общества.

Следует иметь в виду, что координацию деятельности по формированию ЭП в Российской Федерации осущест­вляет Правительственная комиссия по проведению админи­стративной реформы. Заметим, что в настоящее время состав и задачи этой комиссии уточняются. На уровне субъектов РФ вопросы координации формирования ЭП возлагаются на региональную комиссию по административной реформе. А за реализацию программы по формированию ЭП отвеча­ет один из заместителей главы субъекта РФ. Но при этом технологические проблемы регулируются федеральным ор­ганом исполнительной власти в области связи и массовых коммуникаций. С точки зрения этого органа можно предста­вить задачу ЭП как формирование и обеспечение единого полиструктурного процессора, системно объединяющего все сетевые средства связи, информационные системы разных уровней и обеспечивающего технологии их взаимодействия.

В технологическом плане это субъект обработки инфор­мационных ресурсов, который специалистами информати­ки назван объектом аналитической обработки информации.

Соединение же содержания, т.е. контента, с электронными, телекоммуникационными и иными технологиями передачи информации также является задачей ЭП. Но решается она при участии структур властных, управленческих. Именно в их поле ответственности находятся вопросы создания разнообразных информационных систем и обеспечение их использования административными, корпоративными, частными и индивидуальными потребителями. Вот на этих участках и необходим функционально-целевой контакт технического и организационного объединения ресурсов ЭП и системы управленческого характера. И в этой обла­сти еще предстоит совершенствование организационного и правового регулирования.

В предыдущих главах учебника уже говорилось о раз­личных направлениях деятельности в области информати­зации. Сегодня основным правопреемником задач по ФЦП «Электронная Россия» является институт «электронного правительства». С учетом Стратегии развития информа­ционного общества и иных руководящих документов пред­стоит большая работа по реальному включению потенциала ИКТ в процессы, которые сегодня обозначены как иннова­ции на основе информационных технологий. О проблемах перевода бумажного документооборота в электронный уже было сказано. Отметим, однако, что именно на этом участке особенно заметно влияние субъективного фактора.

Решаются вопросы оснащения органов государственной власти компьютерной техникой, создания информационных систем, даже проявляется активность в обеспечении госу­дарственных услуг для граждан и организаций. Уже освоен ряд электронных услуг и проектируется работа по их умно­жению. Но совершенно ясно, что от желания до реальности не один шаг. И главный из них состоит в том, что предсто­ит столкнуться с эволюционными изменениями институтов государственной управленческой деятельности. Меняется операционная система работы, порядок контактов разных подразделений органа между собой, сокращается доку­ментооборот (с одним документом сразу могут работать несколько исполнителей), возникает большая открытость работы связанных между собой подразделений и органов. Изменяются и институты контроля и надзора. Об этом уже было сказано. И все же мы стоим на такой точке движения, когда назрела необходимость применения императивных мер введения обязанности для служащих государственного аппарата овладеть навыками работы с компьютером и Ин­тернетом. Именно такие требования поставлены Президен­том РФ перед всеми структурами государственной граж­данской службы.

Новшества касаются и российского парламента. Наме­чена большая программа по переоснащению электронных средств в Государственной Думе. Сенсорные мониторы в залах заседаний позволят вести редакционную и иную работу непосредственно в зале. Обновляется и система го­лосования. До сих пор многие депутаты не научились рабо­тать с электронным документом на мониторе и бумажный вал документов перед каждым заседанием не убавляется. Контрольные функции парламента также могут быть в зна­чительной мере переведены в электронную форму. Пока же контрольная деятельность парламента осуществляется под напором и по инициативе партийных фракций.

Для того чтобы перевести деятельность органов испол­нительной власти преимущественно в электронный режим, предстоит изменить и правила работы в их структурных подразделениях на всех уровнях, создать специальные программы для информационных систем, которые бы по­зволяли большинство операций по закрепленным за ними функциям выполнять в электронной форме. Сделать это непросто, учитывая, что страна вступила в полосу глубоких преобразований не только в технологическом, но и в поли­тическом плане. Президент РФ обращает внимание на со­вершенствование деятельности всех структур системы го­сударственного управления. И в данном контексте можно фиксировать расширение информационного пространства под влиянием тех факторов, которые мы отмечали в связи с анализом состояния и развития российского гражданско­го общества. Главный редактор журнала «Политический класс» В. Третьяков указывает на изменения в структуре публичной власти, которые позволяют говорить о шести ее ветвях. Кроме трех классических ветвей он отмечает СМИ (но при этом выделяет роль телерадиовещания), партии, па­латы экспертов — Государственный Совет и Общественная палата. Упоминает он и православную церковь. Но, кроме того, обращает внимание и на такие «ветви», как «власть лоббистская» и «нелегальный институт организованной преступности». Именно в этом широком пространстве гражданского общества должно действовать современное государство, и учитывать это постоянно пульсирующее в своем развитии общество должна та система, которая се­годня представляет «электронное правительство». Напом­ним, что эта позиция о структурах гражданского общества совпадает с концепцией по этому вопросу, предложенной ИГП РАН.

Данные обстоятельства обязывают постоянно отслежи­вать состояние структур и институтов ЭП. К наиболее зна­чимым из них необходимо отнести:

• создание отечественного программного и иного тех­нологического продукта;

• массовое распространение информационных техноло­гий и обеспечение их безопасности;

• поддержание в рабочем состоянии всех видов инфор­мационных коммуникаций и обеспечение их совме­стимости в информационном пространстве России и Интернете;

• обеспечение адекватности информационных ресурсов потребностям всех видов пользователей;

• формирование информационных систем в соответ­ствии с задачами всех институтов гражданского обще­ства, включая обеспечение приоритета потребностей граждан и иных физических лиц и организаций;

• обеспечение механизмов взаимодействия информаци­онных систем по горизонтали и вертикали при фор­мировании интеграционных информационных систем и органов управления их деятельностью;

• развитие и внедрение культуры использования элек­тронных документов, документооборота;

• максимальный охват электронными формами испол­нения функций органов публичной власти, государ­ственных и муниципальных услуг;

• развитие механизмов трансграничного обмена офици­альной и документированной информацией.

Умелое сочетание государственной политики по основ­ным направлениям развития экономики, социальной сферы и других условий жизни общества с полноценным исполь­зованием потенциала ИКТ позволило Азербайджану лаже в условиях кризиса сохранить хорошие показатели разви­тия и обеспечить рост ВВП более чем на 9%. Для успеш­ной интеграции страны в глобальную информационно-коммуникационную систему в рамках Государственной программы «Электронный Азербайджан» реализовано вне­дрение передовых технологий, использование потенциала «электронного правительства», «электронной торговли», обеспечен обмен информационными потоками. Вместе с тем, но словам министра экономического развития Азер­байджана, создана инфраструктура космической промыш­ленности и запущен первый телекоммуникационный спут­ник Азербайджана.

 

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете определение и роль «электронного прави­тельства»? Приведите примеры его деятельности. Дайте его определение.

2. В чем проявляется связь «электронного правительства» с из­менениями в структуре гражданского общества и институтов государственной власти?

3. Каковы основные институты «электронного правительства»?

 

Литература

1. Бачило, И. Л. Организационно-правовые институты граж­данского общества в информационной среде / И. Л. Ба­чило // Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики: кол. мон. — М.: Юрайт, 2009. — С. 200-229.

2. Приходько, Л. В. Канадский проект электронного прави­тельства/Л. В. Приходько//Труды Института государ­ства и права РАН. - 2009. - № 5. - С. 173-184.

3. Семилетов, С. И. Правовые проблемы инфокоммуника-ций в России / С. И. Семилетов // Труды Института го­сударства и права РАН. - 2009. — № 5. - С. 53-63.


 

Глава 22 Развитие информационного законодательства




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.