Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференцированные нормативно-правовые акты




Дифференцированные акты аграрного законодательства -юридический источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которых лежит дифференциация (разделение, расчленение целого на различные части) регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствовании рынка.

К подобным актам аграрного законодательства относятся, в частности, Закон РФ от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации», Закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Закон РФ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью, а также Закон РБ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской ССР» от 21 марта 1991 г., «Об аренде в Башкирской ССР» от 18 июня 1991 г., «О плате за землю» от 28 февраля 1992 г., а также ряд других Указов Президента РБ и Постановлений Кабинета Министров РБ.

Указ Президента Республики Башкортостан от 7 декабря 1995 года №УП-756 «О передаче гражданам в собственность земельных участков для веления личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного

строительства».

Формирование новой системы аграрных отношений, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствовании в условиях рынка, порождает дифференциацию аграрного законодательства.

Нормативно-правовые акты аграрного законодательства по способу их формирования допустимо делить на акты делегированного правотворчества и санкционированного правотворчества. Большинство основных источников аграрного права, как и любой другой отрасли права, является результатом государственного правотворчества, то есть нормативными актами, принятыми государственными законодательными или исполнительными органами, или муниципальными органами. Однако специфика аграрного права заключается в том, что в нем значительную роль играют акты делегированного и санкционированного правотворчества. Такое разделение осуществляется в зависимости от того, какого рода субъекты

принимают нормативные акты.

Делегированное правотворчество означает, что государство поручает или иным образом дает полномочия на принятие нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, сельскохозяйственным организациям и предприятиям, и органам крестьянского самоуправления. Наиболее известным примером источников аграрного права, созданных на основании делегированных государством полномочий, служит Примерный

Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденный Съездом колхозников России 13 февраля 1992 года. К числу актов делегированного правотворчества относятся разного рода локальные нормативные правовые акты, такие, как правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, коллективном подряде и т.д.

Санкционированное правотворчество выражается в том, что государство придает юридическую силу, одобряя, утверждая в установленном порядке уже принятые негосударственными организациями и предприятиями нормативные акты. Наиболее распространенным видом санкционированного правотворчества является утверждение государственными органами уставов сельскохозяйственных организаций и предприятий, осуществляемое в процессе государственной регистрации последних.

Определенная часть нормативных предписаний, регулирующих аграрные отношения, закреплена в комплексных актах, являющихся источниками права ряда отраслей. Как правило, это законы Российской Федерации и ее субъектов. Нормативной базой правотворчества всех видов выступает Конституция Российской Федерации, которая характеризуется верховенством в системе законодательства, демократической и гуманистической направленностью, стабильностью конституционных предписаний, единством нормативных и программных начал.

В последнее время значительно возросла роль текущих законов в регулировании аграрных отношений. Особо следует выделить законы, обеспечивающие функционирование многообразия форм собственности, разгосударствление и приватизацию, равные правовые и экономические условия частных, кооперативных, государственных сельскохозяйственных предприятий и объединений.

Большая часть аграрного законодательства состоит из подзаконных актов.

Особое внимание следует уделить изучению Указов Президента Российской Федерации, которыми определен правовой механизм реализации земельной и аграрной реформы.

Видное место занимают Постановления Кабинета Министров и Правительства, объектом которых являются различные виды аграрных отношений в области развития и взаимодействия частной, государственной, муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций. На основе правительственных постановлений обеспечивается финансовое, валютное, кредитное, налоговое, ценовое регулирование сельского хозяйства.

В системе источников аграрного права многочисленные нормативные акты министерств и ведомств, в том числе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, комитетов по земельным ресурсам

и землеустройству Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Студентам основное внимание надо уделить анализу рекомендаций Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ по реорганизации колхозов и совхозов, которые закрепляют основные принципы аграрной реформы, определяют основные направления реорганизации колхозов и совхозов. Особого изучения требует проблема применения актов бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации. В данном случае следует иметь в виду, что применение законов бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации допустимо, если законы и нормативные акты бывшего Союза ССР приняты в пределах полномочий, переданных союзным органам Российской Федерации, если они ратифицированы или подтверждены соответствующими органами государственной власти и управления РФ, если соответствующие общественные отношения не урегулированы законами РФ.

В аграрном праве широко применяются такие нормативные акты, как примерные уставы, типовые положения, примерные правила, типовые договоры, рекомендации и другие источники. Они довольно широко используются в сельскохозяйственном кооперативном законодательстве, которое в настоящее время выступает важной составной частью аграрного законодательства.

В связи с реализацией аграрной политики, направленной на поддержку частных и коллективных сельскохозяйственных предприятий, особо должен быть выделен вопрос о правовой природе Примерного Устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), который определяет экономические, социальные, организационные и правовые основы деятельности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов). В настоящее время действует Примерный Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятый съездом колхозников России 13 февраля 1992 г. Его нормы применялись с учетом Рекомендаций по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, в соответствии с действующим законодательством. Они утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 января 1993 г.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы широко практикуют издание нормативных актов, за которыми государство признает силу источников права. К ним относятся: устав конкретного сельскохозяйственного производственного кооператива, правила внутреннего распорядка сельскохозяйственного производственного кооператива, положения об оплате труда, внутрихозяйственном расчете, коллективном подряде, аренде, другие внутрикооперативные акты. Студент обязан понять сущность и природу санкционированного правотворчества государства, делегированного правотворчества сельскохозяйственных производственных

кооперативов, уяснить порядок принятия локальных нормативных актов, определить условия их деятельности.

Виды локальных правовых актов, входящих в норматив, которые принимаются сельскохозяйственными товариществами, обществами, в том числе и акционерными обществами, государственными

сельскохозяйственными товариществами, обществами, в том числе и акционерными обществами, государственными сельскохозяйственными предприятиями, регламентированы ГК РФ и общими и специальными законами, определяющими правовой статус каждого вида предприятий. При изучении темы «Источники аграрного права» следует изучить руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

ТЕМА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Для успеха земельной реформы (и экономической реформы в целом) необходимо правовое закрепление режима собственности на землю, которое, опираясь и на опыт других стран, и на опыт самой России, должно способствовать установлению таких земельных отношений, которые решали бы многие современные проблемы и исключали бы негативные последствия в будущем.

Важнейший аспект экономической системы общества -государственное вмешательство в экономику, в данном случае - право частной собственности на землю. Осознавая необходимость существования частной собственности для нормальной экономической деятельности, так же, как и то, что частная собственность, в том числе на землю, относится к естественным правам человека, трудно не согласиться с идеей Ш. Монтескье: «Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных, и какую часть оставлять им».'

Сложившаяся за годы Советской власти структура государственных и кооперативных предприятий в агропромышленном комплексе была не приспособлена к рыночным отношениям, а изначально ориентирована на государственные закупки, снабжение, регулируемые цены и т.п.

Одной из задач аграрной реформы стало создание иной структуры, больше отвечающей требованиям рыночной экономики, базирующейся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия. Основными путями формирования производственной структуры стали приватизация земли и реорганизация колхозов и совхозов. В

' Монтескье IIJ. Избранные произведения. М, 1955. С. 337.

 

результате этих процессов создается система мобильных, ориентированных на рынок частных (базирующихся как на индивидуальной, так и на коллективной собственности) производителей сельскохозяйственной продукции. Они кооперируют в снабжении, сбыте и переработке своей продукции, агросервисе. Также создается система частных и смешанных предприятий агробизнеса, обеспечивающих обслуживание сельского хозяйства, переработку и доведение его продукции до конечного потребителя.

С начала реальных экономических преобразований в России и Башкортостане начались реорганизация и приватизация

сельскохозяйственных предприятий.

Реорганизация - это процесс разделения предприятий на более мелкие предприятия, слияние с другими предприятиями или преобразование их в иную организационно-правовую форму.

В настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике, реорганизация сельскохозяйственного предприятия (колхоза, совхоза и т.п.) представляет собой переход прав и обязанностей к другим лицам, продолжающим его деятельность. ГК РФ и различает пять видов реорганизации:

1. Слияние (два или более юридических лиц превращаются в одно);

2. Присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому);

3. Преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида);

4. Разделение (юридическое лицо делится на два и более юридических лиц);

5. Выделение (из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать).

Особым случаем выделения из юридического лица является создание крестьянских хозяйств. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает свободный выход члена сельскохозяйственного предприятия с наделением его землей для организации крестьянского хозяйства, за исключением отдельных видов предприятий, перечень которых оговаривается законом (учебно-опытные, опытно-производственные и т.п.). При этом никакой орган сельскохозяйственной организации или уполномоченный государственный орган не вправе препятствовать организуемому крестьянскому хозяйству праву обратиться с иском в суд, решение которого является окончательным и подлежит исполнению.

Организация сельскохозяйственного предприятия считается совершенной и влечет соответствующие последствия с момента

государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (кроме варианта присоединения, ст. 57 ГК РФ).

Приватизация представляет собой процесс получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных фондов безвозмездно или в виде выкупа. В колхозах и совхозах и земля подлежит приватизации. В результате приватизации земли и средств производства в ЛПК сложатся: земельный, финансовый, продовольственный рынки, а также рынок средств производства для сельского хозяйства и рынок труда в АПК. Правовые основы земельного рынка в АПК определены постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса», законами «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г., Земельным кодексом РСФСР, указами Президента России «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г., «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 25 марта 1992 г. Происходящие за последние годы в стране изменения в государственном и политическом устройстве, социально-экономическом развитии вызвали глубокие перемены в аграрном секторе народного хозяйства и в Республике Башкортостан. Верховный Совет Республики Башкортостан, его постоянная Комиссия по аграрным вопросам и продовольствию уделяли серьезное внимание созданию законодательной основы аграрной реформы, формированию многоукладного сельского хозяйства, созданию фермерских хозяйств.

Фактически за два года Верховный Совет сумел создать правовую основу для осуществления земельной реформы на данном этапе ее проведения. Известные Земельный кодекс Башкирской ССР, законы «О земельной реформе в Башкирской ССР», «Об аренде в Башкирской ССР», «Об ответственности за нарушение земельного законодательства», Постановление Президиума Верховного Совета республики «Об образовании специального земельного фонда местных Советов народных депутатов» и другие важнейшие документы, принятые в 1991 - 1992 г., позволили проводить реформу АПК без значительных осложнений.

В настоящее время очень важную работу проводит преемник аграрного комитета Верховного Совета Башкортостана - Комитет Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан по аграрным вопросам, продовольствию, экологии^ природным ресурсам и природопользованию.

По законодательству Российской Федерации гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных

предприятий, а также при расширении и дополнительном строительстве объектов этих предприятий, наряду с арендой земельных участков, дано право приобретать их в собственность. Продажа земельных участков в собственность осуществляется уполномоченными органами по цене не ниже нормативной.

Земельные участки, предоставленные гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, по их желанию ■ также могут продаваться им в собственность, порядок продажи указанных земельных участков установлен Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г.

Однако краеугольным камнем современной политики и дальнейшего реформирования земельных отношений становятся вопросы собственности на землю и взаимоотношения по этому вопросу федерального центра и субъектов федерации, согласно Конституции РФ и субъектов РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к вопросам совместного ведения. В то же время Конституция РБ, отнеся землю к достоянию (собственности) многонационального народа Башкортостана, относит вопросы владения, пользования, распоряжение землей к ведению республики, регулируемому законодательством РБ. В определенной степени проблемы снимаются Договором РФ и РБ от 3 августа 1994 г., который в статье 3 отнес этот вопрос к ведению республики с оговоркой, что по этим вопросам должны быть соглашения с федеральными органами власти.

Частная собственность на землю в Башкирской ССР не допускается. Проходивший 17 декабря 1995 г. референдум в Республике Башкортостан в соответствии с требованиями Закона РБ от 20 июня 1991г. «О референдуме Республики Башкортостан» в условиях широкой гласности, при свободном волеизъявлении граждан вынес на всенародное голосование главный вопрос: о купле-продаже земли, 84% из голосовавших сказали «нет» неограниченной купле-продаже земли. Потребности рыночной экономики потребовали наконец-то принять институт частной собственности на землю на региональном уровне. В связи с этим можно назвать ряд нормативно-правовых актов принятых законодателями Республики Башкортостан, в том числе Земельный кодекс РБ, Указ Президента РБ «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного строительства». Особенно среди них можно выделить статью 10 Конституции РБ (новая редакция с поправками от 3 ноября 2000 года № 94-з Законом Республики Башкортостан),1 где «земля и

Конституция Республики Башкортостан. - Уфа. 2000. - С. 15.

другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». В то же время в указанных нормативно-правовых актах республики, как впрочем и в федеральных законах, содержится правовой механизм, который позволяет ограничивать куплю-продажу земли, предназначенной для производства сельскохозяйственных продуктов, то есть сельскохозяйственного назначения. В позитивном смысле можно отметить и тот факт, что созданные Указом Президента РБ комиссии из числа ведущих юристов, представителей властных структур и интеллектуальной силы Башкортостана подвергали экспертизе республиканского законодательства, а также Конституции РБ. В результате было внесено 200 поправок к Конституции и 50 поправок к различным нормативно-правовым актам.

Таким образом, процесс приведения в соответствие законов республики в соответствии с федеральными законами продолжается. Следует отметить также и то, что депутатами Госсобрания правовой службой Администрации Президента, ведущими юристами вносится ряд поправок и с учетом федеральных законов. Правовые основы рынка капиталов (финансов, акций и других ценных бумаг) закреплены ГК РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и другими нормативно-правовыми актами. В агропромышленном комплексе правовые основы функционирования акций и других ценных бумаг конкретизируются в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в Указе Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлении правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991г. и другими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, и в Башкортостане, поэтапно, с учетом региональных и национально-культурных факторов подходят к принятию института частной собственности на землю, что создает единое экономическое и правовое пространство для проведения реформ в аграрном секторе экономики по всей России.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности сельскохозяйственного предприятия без права правопреемства, т.е. с момента ликвидации к субъектам не переходит право продолжения деятельности.

Ликвидация может быть добровольной или принудительной (по решению суда).

Лица, выступившие инициаторами ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию. В случаях, когда ликвидация осуществляется в судебном порядке, суд может возложить соответствующие обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на самих учредителей (участников), либо на орган, который уполномочен на проведение ликвидации учредительными документами.

Согласно ст. 62 ГК РФ к ликвидационной комиссии переходят полномочия по укреплению делами сельскохозяйственного предприятия. В этой связи, в частности, от имени ликвидируемого предприятия ликвидационная комиссия выступает в суде.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Если имеющиеся у ликвидируемого предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений процессуальным законодательством.

Сельскохозяйственное предприятие считается прекратившим свое существование после внесения записи об этом в данный государственный реестр юридических лиц.

Рынок продовольствия в Российской Федерации формируется многопланово: через систему государственных продовольственных фондов и конкретный порядок закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия, с помощью биржевого механизма через системы свободных контрактов, через частные торговые предприятия и организации потребительской кооперации. Правовые основы рынка продовольствия были ранее закреплены Указом Президента РФ «О формировании государственных продовольственных фондов на 1992 год» от 4 января 1992г., распоряжением Правительства РФ от 14 января 1992 г., Положением о контрактной системе закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия в государственные ресурсы в 1992г., утвержденным Министерством сельского хозяйства и Министерством торговли и материальных ресурсов Российской Федерации от 16 марта 1992 г., Законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992г., Уставом потребительской кооперации.

Централизованное установление объема закупок

сельскохозяйственной продукции и продовольствия по количеству и групповому ассортименту (культурам) в государственные ресурсы как обязательное основание для заключения контракта между производителем и потребителем с 1994 года предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. Крестьяне (фермеры) и сельскохозяйственные предприятия вправе распоряжаться произведенной продукцией по своему усмотрению. Они могут реализовать сельскохозяйственную продукцию и продовольствие путем заключения свободных контрактов, используя биржевой механизм, частные торговые предприятия, организации потребительской кооперации и колхозные рынки.

Правовые основы рынка средств производства для предприятий агропромышленного комплекса определены в настоящее время

постановлением Верховного Совета РФ «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материальными техническими ресурсами» от 26 июня 1991 г. и постановлением Правительства РФ о применении данного закона. Министерству сельского хозяйства РФ предложено всемерно содействовать созданию новых рыночных структур и форм снабжения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами товарных бирж, торговых домов, коммерческо-информационных центров, лизинговых фирм, брокерских контор, акционерных предприятий по снабжению и других. Особое внимание уделяется развитию товаропроизводящей сети, учитывающей специфику крестьянских (фермерских) хозяйств, созданию частных или государственных магазинов непосредственно в селах и поселках для продажи необходимой фермеру продукции.

Обеспечение АПК материально-техническими ресурсами на период перехода к рыночным отношениям осуществляется на основе: государственного заказа на продукцию производственного назначения по важнейшей номенклатуре; поставок в соответствии с заключенными союзными и межреспубликанскими договорами и соглашениями; свободного приобретения на рынке средств производства; закупок за рубежом.

Предприятия-производители продукции АПК заключают договора и обеспечивают поставку продукции, исходя из ее нормативной потребности (как продукции, на которую установлен государственный заказ, так и свободно реализуемой). Государственный заказ на поставку АПК продукции производственно-технического назначения устанавливается правительством Российской Федерации и обязателен для исполнения всеми предприятиями и организациями, расположенными на территории России.

Обеспечение материально-техническими ресурсами колхозов, совхозов и других предприятий и организаций агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе горизонтальных хозяйственных связей с предприятиями-поставщиками и взаимодействия с организациями оптово-посреднической сети Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства торговли и материальных ресурсов РФ.

Рынок труда в сельском хозяйстве формируется на основе законодательства о занятости населения и мерах социальной защиты безработных. В частности, законы «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г., «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г., «О повышении социальных гарантий» от 19 апреля 1991 г. предусматривают также право работников на переподготовку и переквалификацию, в случае изменений условий занятости с сохранением средней заработной платы, а также материальное обеспечение в период временной незанятости с учетом

прожиточного минимума. Кабинет Министров, Федерация товаропроизводителей, Совет Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, исходя из необходимости стабилизации и подъема экономики и обеспечения действенной социальной защиты трудящихся в соответствии с Законом РБ «О коллективных договорах и соглашениях в РБ» заключают генеральные соглашения на отдельные годы, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, а также дополнительные трудовые и социальные гарантии, являющиеся основой для заключения отраслевых (тарифных), специальных соглашений, коллективных договоров.

ТЕМА 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК

Прежде чем приступить к раскрытию данной темы, мы должны констатировать, что в АПК страны в условиях государственной собственности на землю и других средств производства в течение длительного периода не был реализован такой важнейший фактор эффективности и стабильности производства, как многообразие форм предпринимательства и форм собственности. В стране полвека монопольно господствовали колхозы и совхозы, где нельзя было и думать о личной выгоде, предпринимательстве. Обе эти формы по сути были схожи, так как функционировали в условиях государственной собственности на землю. Их социально-экономическое развитие шло на основе доведенных государством планов, госзаказов, социалистических обязательств на реализацию продукции, лимитов на поставляемые продукты (технику, ГСМ, удобрения и т.д.)'

В условиях всеобщей уравниловки в материальном стимулировании труда сводились на нет такие важные качества человека, как предприимчивость и творческое начало.

Реформирование колхозной и совхозной форм организации сельскохозяйственного производства стало неизбежным при переходе Российской Федерации к рыночной экономике. Широкомасштабная реорганизация колхозов и совхозов началась с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и пакета рекомендаций министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Принятие конституционных основ для развития

предпринимательства, принятие Гражданского Кодекса РФ и других нормативно-правовых актов позволили значительно расширить сферу и

предпринимательской деятельности на селе на основе различных форм собственности.

Индивидуальные предприниматели. Согласно действующему законодательству любой дееспособный гражданин имеет право заниматься на селе предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. гУго право осуществляется путем регистрации своей деятельности в качестве индивидуального предпринимательства в органах местной администрации. В этом случае гражданин должен был зарегистрировать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Деятельность индивидуального предпринимателя регулируется правилами Гражданского кодекса РФ, относящимся к коммерческим организациям. Индивидуальный сельский собственник, как всякий предприниматель, имеет право:

приобретать имущество или имущественное право (землю, скот, технику и др.);

использовать имущество физических и юридических лиц по соответствующему соглашению, например, арендовать земельные участки, технику, брать какие-либо средства на прокат и т.д.

нанимать или увольнять работников,

открывать счета в банке и получать кредиты,

самостоятельно распределять полученную прибыль и т.д.

Индивидуальная предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве может осуществляться как с предоставлением, так и без предоставления земли. Без наделения землей предприниматель может заниматься, например, выделкой шкурок пушных зверей и пошивом шапок, ремонтом автомобилей, ветеринарным обслуживанием животных, принадлежащих населению, и другими видами услуг.

В том случае, когда для ведения сельскохозяйственного производства индивидуального предпринимателя предоставляется земля, может быть создано крестьянское (фермерское) хозяйство с соответствующими правами и обязанностями, согласно Закону РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство' не является самостоятельным субъектом имущественных отношений. Оно представляет собой совокупность физических лиц (граждан), действующих на базе общего имущества. Оно не становится юридическим лицом, так как не обособляет «свое» имущество от имущества участников. В связи с этим признание его юридическим лицом в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ошибочно. Однако

Далее «крестьянское хозяйство»

статья 259 ГК не исключает возможности создания на базе крестьянского хозяйства юридического лица - коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или производственного кооператива.

Глава крестьянского хозяйства без доверенности действует от имени хозяйства, представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.