Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индустриально-развитых странах




Экономику и хозяйственную деятельность в

Опыт государственно-правового воздействия на

Государственно-правовое воздействие на экономику и хозяй­ственную деятельность присуще любому государственно-организо­ванному обществу, поскольку управление общественными делами является объективно необходимым условием его существования. Ни один процесс комбинированного общественного труда, порожда­емый его кооперацией, немыслим без управления. Управлениеэто функция любой организованной системы, обеспечивающая ее целостность, сохранение структуры и поддержание опреде­ленного режима ее деятельности для решения стоящих перед этой системой задач и достижения заранее установленных целей. Поэтому в современных условиях практически в любой стране с любой моделью экономики существует объективная необ­ходимость государственного руководства общественным производ­ством и распределением материальных благ в соответствии с до­стигнутым уровнем экономического и социального развития.

Первые шаги государственного руководства и непосредственно­го регулирования экономики на макроуровне в странах с устоявши­мися рыночными отношениями были сделаны в 30-е годы XX сто­летия под влиянием разразившегося экономического кризиса. Этот кризис, охвативший практически все области производственной и хозяйственной деятельности, заставил искать приемлемые пути выхода из сложившейся ситуации, что подтолкнуло государства к использованию правовых актов не только в качестве инструмента регулирования хозяйственной деятельности, но и в качестве рыча­гов непосредственного государственного воздействия на глобальные экономические и производственно-хозяйственные процессы. Во многих странах с рыночной экономикой стали создаваться общего­сударственные органы, в задачи которых входила разработка опти­мальных форм, методов и рычагов государственного воздействия на экономику, включая как производственно-хозяйственную деятель­ность субъектов общественного производства, так и разнообразные макроэкономические процессы. В первую очередь для этого были использованы прогнозирование развития экономических отношений, среднее и долгосрочное планирование, финансово-бюджетное и де­нежно-кредитное регулирование, программирование и др.

Начиная с 70-х годов прошлого века практически во всех запад­ных странах намечается постепенный переход к государственно-регулируемой планово развивающейся экономике на основе широкой структурной и функциональной реорганизации государственного механизма управления экономическими процессами и формирования правительственного аппарата, непосредственно осуществляющего государственное руководство различными отраслями экономики. При этом сложились несколько моделей системы государствен­ного регулирования экономики, среди которых могут быть выделе­ны европейская, азиатская и американская, имеющие как общие (интегративные), так и специфические, отличительные друг от друга черты. Это обстоятельство обусловливает наличие весьма существенного своеобразия указанных моделей, изучение которых может представлять существенный интерес для формирования украинской национальной модели экономики.

Причем, наибольшего внимания в этом отношении заслуживает опыт формирования модели регулирования экономики Великобри­тании, которая начала складываться в 70-е годы прошлого столе­тия, поскольку отличительной чертой этой модели было наличие государственного сектора, оказывающего существенное влияние на развитие экономики в целом. Представляется, что указанная осо­бенность чрезвычайно важна для экономики переходного периода, когда роль государства как общественного института, призванного искать компромиссы между различными социальными слоями общества и обеспечивать удовлетворение общенациональных инте­ресов, существенно возрастает. Ведь именно государство, на которое возлагаются задачи по выявлению, согласованию и поиску способов удовлетворения общественных интересов, должно обеспечивать известную справедливость в экономических отношениях с тем, чтобы добиться определенной стабильности общественной жизни и предупредить как превалирование интересов нарождающейся го­сударственно-монополистической буржуазии, обогатившейся за счет номенклатурной приватизации, так и уравнительные и ижди­венческие тенденции среди других слоев населения, которые ведут к спаду экономической активности и провоцируют процессы эко­номической стагнации.

Конечно, в разных странах и на разных этапах развития экономи­ческой истории эти процессы протекают по-разному. Однако суть их заключается в том, что государство всегда так или иначе вмешива­ется в экономическую жизнь и играет решающую роль в ее органи­зации. Что касается Великобритании 70-х годов XX века, то следует подчеркнуть, что решающую роль в регулировании ее экономики в то время играли центральные правительственные органы (кабинет министров и отраслевые министерства), которые были призваны проводить в жизнь финансовые законы и парламентские решения о субсидиях из государственного бюджета, о поощрительных кредитах, о ставках налогообложения, о правилах осуществления торговли и др., что позволяло правительству фактически руководить всей госу­дарственной финансовой системой. Указанное руководство осущест­влялось правительством через сеть полуправительственных органи­заций (советов, комиссий, комитетов), которые выполняли совеща­тельные и консультативные функции и обеспечивали мощное госу­дарственное влияние на все экономические и производственно- хозяйственные процессы. Причем наибольшее государственное влияние оказывалось в первую очередь на экономику государственного сектора, в силу чего Великобритании в этот период принадлежало первое место среди других развитых стран в доле государственной собственности в экономике и числе государственных предприятий среди субъектов хозяйственной деятельности. При этом наиболее распространенными формами государственных организаций в экономике были государ­ственные бюджетные учреждения, государственные предприятия, корпорации и государственные акционерные компании.

Основные методы государственного воздействия на деятельность указанных предприятий и организаций выражались в видоизмене­нии масштабов и форм налогообложения, широком использовании государственного заказа как способа формирования регулируемого рынка товаров и услуг, в государственном финансировании пер­спективных программ промышленного и социально-экономиче­ского развития, в предоставлении региональных субсидий обраба­тывающим и добывающим отраслям промышленности и строи­тельным организациям для покрытия части их инвестиционных расходов и др. Описанная система государственного руководства экономикой Великобритании просуществовала около 10 лет.

В 80-е годы XX в. во время правления тогдашнего премьер-ми­нистра Англии Маргарэт Тетчер эта система несколько изменилась. Причем идеологией этой перемены стало признание ограниченных возможностей государства в контролировании спонтанных рыноч­ных процессов, которые оказывают определяющее воздействие на воспроизводство и организацию хозяйственной деятельности в обще­национальном масштабе. Главная роль стала отводиться государству не в области подавления рыночной стихии, а в сфере разумного ограничения и стимулирования развития регулируемого рынка. Такой подход позволил Великобритании в относительно короткий по историческим меркам срок существенно изменить механизм го­сударственно-правового воздействия на экономику страны. Измени­лись пропорции между государственным и частным сектором в экономике, сформировалась новая система налогообложения и суб­сидирования, в ряде отраслей экономики была проведена денацио­нализация с одновременным сокращением сферы государственной регламентации хозяйственной жизни. Ряд законодательных и пра­вительственных актов, принятых в это период, обеспечили либера­лизацию государственного руководства экономики, и повлекли за собой изменение политики занятости и социального регулирования. Все это способствовало оживлению конкуренции и повышению адап­тивности хозяйствующих субъектов к изменяющимся условиям производственной и хозяйственной деятельности, содействовало их большей восприимчивости к новым возможностям повышения про­изводительности труда. В целом экономика Великобритании получила довольно мощный импульс для своего интенсивного раз­вития и стала более эффективной и конкурентоспособной.

Весьма интересный опыт государственного регулирования эко­номики сложился во Франции. По сравнению с другими европей­скими странами государственное регулирование экономики в этой стране можно считать наиболее развитым. Причем своеобразие этого регулирования состоит в том, что в качестве рычагов государ­ственно-правового воздействия используются такие общегосудар­ственные властные регуляторы, как планирование, координация, использование налоговой системы и кредита, контроль за оплатой труда и ценообразованием и др. В частности, текущим и перспек­тивным планированием занимается во Франции Генеральный ко­миссариат по плану, который подчиняется непосредственно пре­мьер-министру. Он осуществляет многоаспектный анализ хозяй­ственных процессов внутри страны и за рубежом, получает и использует для этого всю необходимую информацию от государ­ственных и частных предприятий, собирает и обрабатывает про­гнозные данные о будущем развитии производства, которые предо­ставляются предприятиями, заинтересованными в получении го­сударственных заказов и кредитных льгот.

Управление ценами государство осуществляет путем изучения рынка товаров и услуг, определения их социальной значимости и поддержания конкурентоспособности тех из них, которые необхо­димы обществу. При этом осуществляется контроль над информа­ционными процессами в данной области на основе отслеживания их динамики.

Существенную роль в государственном регулировании экономики Франции играет также система налогообложения, которая базиру­ется на основе прогрессивной налоговой политики. Она учитывает не только экономическую эффективность и темпы развития производ­ства в конкретных отраслях экономики, но и экономическое поло­жение регионов, уровень информации, наличие и динамику безра­ботицы, место страны в системе ЕС и другие факторы, определяющие развитие экономики на макроуровне. Это предполагает необходи­мость осуществления налоговой системой не только фискальных, но и стимулирующих функций, которые выражаются в широком ис­пользовании механизма налоговых льгот и прогрессивного налого­обложения.

В качестве основных налогов во Франции определены, в част­ности, прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость, а также налоги акцизного Характера (на нефтепродукты, табак, алкогольные напитки и т.п.). В то же время широко используются разнообразные налоговые льготы и привилегии, с помощью которых государство содействует Ускорению развития научно-технического прогресса, росту перспективных предприятий, увеличению занятости населения, а также расширению экспорта и решению других важных экономических проблем.

Особый интерес представляют, в частности, льготы и привилегии, которые предоставляются вновь созданным предприятиям и акци­онерным обществам, которые заняты производством товаров и услуг, пользующихся повышенным спросом. Так, например, вновь образо­ванные акционерные общества и предприятия в течение первых двух лет полностью освобождаются от уплаты налогов, на третий год они облагаются в объеме 25% их дохода, на четвертый — 50%, на пятый — 75%, а на шестой и последующие годы налогообложению подлежат все 100% их дохода.

С целью усиления заинтересованности хозяйствующих субъек­тов в направлении части прибыли на развитие и техническое пере­вооружение производства, устанавливаются пониженные ставки на доходы, которые направляются на развитие производства, внедрение достижений науки, подготовку современных инженер­но-технических кадров и др.

Для обеспечения стимулирования экспорта производимых в стране товаров и услуг, установлена налоговая льгота для предпри­ятий и фирм, которые создают свои филиалы за границей.

Таким образом, основные элементы налоговой системы Франции устроены так, чтобы наиболее полно учитывать факторы, стимули­рующие развитие экономики страны как на уровне предприятий и фирм, так и на региональном и общенациональном уровне. Кроме того, по сравнению с другими странами налоговая система Франции отличается довольно высоким уровнем организации взимания на­логов, что обеспечивается применением эффективных современных методов сбора и обработки налоговой информации, а также при­менением единых принципов в учете издержек производства и вы­явлении финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

Важными формами государственного регулирования экономики во Франции являются также контроль за оплатой труда и содействие развитию конкуренции. В первом случае контроль осуществляется по трем направлениям: а) через налоговую систему; б) путем ис­пользования законодательства и соглашений по труду; в) на основе установления зависимости роста фонда оплаты труда от динамики инфляции. Что же касается государственного содействия развитию конкуренции, то здесь роль государства проявляется, прежде всего, в поощрении создания малых предприятий и оказании им помощи в получении долгосрочных и краткосрочных займов, представлении налоговых льгот и гарантий страхования кредитов, с тем, чтобы предупредить их банкротство на этапе первоначального становления и развития. Этой же цели служит и выделение начинающим фирмам производственных площадей, частично финансируемых государством, и предоставление им в пользование за небольшую плату обо­рудования, а также централизация бухгалтерских и других услуг, предоставляемых этим предприятиям в рамках так называемых «инкубаторов», которые содействуют развитию малого бизнеса, ко­ординируют деятельность малых предприятий и оказывают им по­мощь в повышении квалификации их управленческого персонала.

Таким образом, используя механизмы стимулирования развития перспективных фирм и малых предприятий, поощряя конкуренцию и гибкую систему налогообложения, регулируя порядок оплаты труда и контролируя цены, государственные органы Франции по­лучают возможность реально влиять на глобальные социально-эко­номические процессы, обеспечивать поступательное и планомерное развитие экономического потенциала страны.

Не менее интересным в плане возможного использования в нашей стране является также опыт государственного регулирования эконо­мики в Швеции. Этот опыт, получивший наименование «шведской модели» является одним из ярких примеров высокоразвитой, эффек­тивной и социально-ориентированной экономики, которая характе­ризуется высокими темпами экономического роста на фоне относи* тельной социальной стабильности. Отличительной чертой экономи­ки, именуемой «шведской моделью» является рациональное сочета­ние рыночных механизмов с государственным регулированием глобальных социально-экономических процессов, направленных на обеспечение быстрого экономического роста за счет развития здоро­вой конкуренции, достижения приемлемой стабильности цен, под­держания высокой и стабильной занятости населения с выравнива­нием его доходов и гарантированием обеспеченности и удовлетворен­ности работой, поддержания регионального экономического равно­весия, а также обеспечения охраны окружающей среды и оказания помощи развивающимся странам.

В основу указанной экономической политики положен государ­ственный курс на устранение дефицита государственного бюджета и платежного баланса, сдерживание инфляционных процессов, а также принятие мер по совершенствованию социальной политики. Причем социальная политика и меры по ее реализации находятся в центре внимания государственных органов, которые призваны обеспечивать равные возможности достижения благосостояния для различных слоев населения, предоставлять им необходимые соци­альные гарантии, а также принимать меры к достижению полной занятости трудоспособного населения. Именно поэтому в Швеции существует самое мощное по сравнению с другими странами даль­него зарубежья профсоюзное движение и самый низкий уровень безработицы. Принятый в 70-е годы XX века курс государства на ликвидацию безработицы в стране привел к строгому регламенти­рованию порядка найма и увольнения работников как на государ­ственных, так и на частных предприятиях. Под контролем и с согласил профсоюзов был сформирован единый в масштабах всей страны банк данных о наличии вакантных мест с указанием условий предлагаемой работы, предусмотрена выплата пособий по безрабо­тице. Причем, эти меры получили закрепление на законодательном уровне путем принятия специального «Закона надежности».

Важным аспектом социальной политики Швеции является также пенсионное обеспечение. Оно построено на принципе равенства и имеет три компонента, включающие: а) «народную пенсию»; б) «тру­довую составляющую»; в) «особую дополнительную пенсию».

«Народная пенсия» является базовой и исчисляется на основе прожиточного минимума. Она ежегодно пересчитывается в соот­ветствии с изменением цен на основные товары. Причем для пенси­онеров, не имеющих других источников доходов, к базовой пенсии доплачивается пособие в размере 48% от основной суммы указанной пенсии. С базовой пенсии не взимаются налоги, и, кроме того, ли­цам, получающим такую пенсию, муниципалитеты полностью компенсируют арендную плату за квартиру.

Второй вид пенсии предполагает определение размера пенсион­ного обеспечения с учетом такого его компонента как «трудовая составляющая».. Этот компонент обусловливает зависимость реаль­ного размера назначаемой лицу пенсии от его трудового стажа, т.е. предполагает соответствующие доплаты к минимальной пенсии, за счет отчислений работодателя.

Третий вид пенсии представлен «особой дополнительной пенси­ей», размеры которой устанавливаются по соглашению между проф­союзами и работодателями, и достигает до 90-95% среднего зара­ботка. Таким образом, пенсионное обеспечение в Швеции не только строго дифференцировано в зависимости от трудового стажа и ха­рактера ранее выполняемой работы пенсионеров, но и учитывает динамику прожиточного минимума, которая определяется колеба­нием цен на основные товары и услуги.

Серьезное влияние на организацию государственного регулиро­вания экономики Швеции оказывает также налоговая система. Шведская налоговая система чрезвычайно разветвлена и предпо­лагает взимание многочисленных прямых и косвенных налогов и сборов. Она характеризуется весьма высоким уровнем налогообло­жения, достигающим половины величины валового национального продукта. Среди налогов и сборов могут быть выделены такие важ­нейшие как национальный имущественный налог, налог на добав­ленную стоимость, подоходный налог, обязательные выплаты предпринимателей на социальное обеспечение и др. Вместе с тем налоговая политика государства строится таким образом, чтобы обеспечить ее гибкое и адекватное реагирование на изменяющиеся социально-экономические процессы на основе содействия развитию научно-технического процесса, поддержания эффективности децентрализованной рыночной системы производства, а также соблюде­ния принципа невмешательства государства в оперативную произ­водственно-хозяйственную деятельность предприятий, компаний и фирм.

Благодаря рациональному сочетанию частной собственности с государственным присутствием во многих отраслях производствен­ной и хозяйственной деятельности шведская экономика является одной из наиболее развитых в мире. Она открыта, ориентирована на связь с другими странами и характеризуется высоким уровнем научно-технического процесса. По объему финансирования, вы­деляемого на выполнение научно-технических разработок, Швеция уступает лишь США и Японии. Это, безусловно, сказывается на технической организации общественного производства и качестве производимой продукции. Не случайно поэтому более половины промышленной продукции этой страны экспортируется.

Достаточно высоким уровнем развития характеризуется и сельско­хозяйственное производство Швеции. По данным экономистов в сель­скохозяйственном производстве Швеции занято всего лишь 3,8 % активного трудоспособного населения страны. Однако при этом оно полностью, а по некоторым видам сельскохозяйственной продукции даже с избытком удовлетворяет потребности общества в ней.' В целом в результате предпринятых в последние годы мер по совершенство­ванию государственных регуляторов экономики Швеции, ослабле­нию прямого государственного вмешательство в перераспределитель­ные процессы, а также снижению налогового давления наметился рост промышленного и сельскохозяйственного производства, воз­росли доходы государственного бюджета, повысилась конкуренто­способность шведских товаров на мировом рынке. Это лишний раз подтверждает, что разумное сочетание государственного руководства экономикой с развитием рыночных механизмов может стать реша­ющим условием быстрого и эффективного роста экономической конъюнктуры страны, существенного увеличения ее национального продукта.

Такой вывод, безусловно, подтверждается и опытом государ­ственного регулирования экономики в США. Здесь для государ­ственного регулирования экономических процессов характерны, в общем-то, те же традиционные инструменты, которые используют­ся и в других развитых странах, а именно: применение прогнози­рования и стратегического планирования, использование рацио­нальной системы налогообложения и кредитной системы, осущест­вление контроля за ценообразованием и др.

При этом стратегическое планирование и прогнозирование раз­вития экономики в США осуществляется в рамках трехуровневойсистемы, включающей государственное регулирование, внутрифир­менное планирование и коммерческое прогнозирование. Причем, на уровне государственного регулирования в качестве субъектов данного вида деятельности выделяют, во-первых, федеральные органы как ведущее звено государственного регулирования и, во-вторых, штаты и местные органы власти, осуществляющие регио­нальное прогнозирование и планирование. Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредото­чены в Совете экономических консультантов, в Совете управляющих федеральной резервной системы и в Административном бюджетном управлении. На этих трех организациях лежит ответственность за осуществление всей процедуры прогнозирования с постоянной кор­ректировкой имеющихся прогнозов по мере поступления новой или дополнительной информации. Что же касается содержания госу­дарственного регулирования, то оно заключается, прежде всего, в утверждении федерального бюджета, применении рычагов налого­вой системы и механизма кредитно-денежной политики, использо­вании аппарата административно-правового регулирования дея­тельности различных отраслей экономики.

Бюджетно-налоговое регулирование используется государством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического раз­вития. Последнее обстоятельство является особенно важным, по­скольку США стремятся усилить роль государства в области на­учно-технического перевооружения производства и обеспечение создания экономики, базирующейся на современных достижениях науки. С этой целью они наращивают расходы в области новейших технологий, оказывают финансовую помощь ученым и инженерам, постоянно увеличивают бюджетные расходы, направленные на раз­витие фундаментальной и прикладной науки. С этой же целью осуществляется содействие правительства процессам распростра­нения в стране технических знаний и новой техники с упором на увеличение персонала предприятий и фирм, занятых поиском новых технических идей и применением инновационных технологий, по­скольку именно прорывы в области технологий с использованием новейших изобретений и открытий способны привести к подъему в экономике.

Важную роль в обеспечении экономического развития США игра­ют также налоговая и кредитная системы. Налоговая система в США предполагает взимание как прямых, так и косвенных налогов (акци­зов). Причем по степени пропорциональности и облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные, взимаемые на всех уровнях, включая штаты и местные органы управления. По содер­жанию они делятся на индивидуальные подоходные налоги, налоги на наследство и дарение, акцизы и таможенные пошлины. Кроме того, штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. С целью стимулирования развития отдельных отраслей экономики и хозяйственной деятельности применяется также льготное налого­обложение.

Такую же стимулирующую роль играет и кредитная система США, основным компонентом которой является федеральная ре­зервная система (ФРС). ФРС выполняет функцию центрального национального банка США и в связи с этим осуществляет денежно-кредитную политику государства. Эта политика предполагает це­ленаправленное государственное воздействие на экономику через организацию научно-обоснованного кредитования и денежного об­ращения с тем, чтобы обеспечить контроль государства за экономи­ческим развитием конкретных отраслей производства и эффектив­но регулировать ценообразование на рынке важнейших товаров и услуг. Ряд отраслей экономики США, особенно имеющие общена­циональное значение (например, гражданская авиация и железные дороги, автомобильный грузовой транспорт и связь, некоторые от­расли машиностроения и добывающей промышленности) испыты­вают довольно серьезное регулирующее воздействие государства в области производства продукции, предоставления услуг и опреде­ления параметров ценообразования. Вместе с тем с целью исключе­ния излишнего давления государства на развитие рыночных меха­низмов регулирования экономических процессов в последние годы в США достаточно широко применяются также методы «дерегули­рования», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую дея­тельность, особенно осуществляемую малыми предприятиями и фирмами, которые стремятся освоить новейшие изобретения и от­крытия с тем, чтобы обеспечить внедрение прогрессивных техноло­гий производства.

Особый интерес для анализа сущности государственного воздей­ствия на экономику представляет также опыт регулирования эко­номики в Японии. Этот интерес определяется тем, что в качестве главного инструмента государственного регулирования в этой стра­не используются системы социально-экономических планов и на­учно-технических программ. Указанные планы и программы не являются законом, но носят индикативный характер, позволяющий ориентировать различные звенья экономики на достижение обще­национальных целей. Их назначение заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентиров­ку и рекомендации по руководству экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны с тем, чтобы они имели четкое представление, во-первых, о наиболее вероятных путях развития национальной экономики; во-вторых, о характере проблем, с которыми они могут столкнуться как внутри страны так и за ее пределами; и, в-третьих, о методах и средствах решения этих проблем. Планы-прогнозы и научно-технические программы разрабаты­вают специальные государственные органы, к числу которых от­носятся: Экономический Совет, образованный при правительстве Японии, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности и Управление по науке и технологии. Эти органы работают совместно с Министерством фи­нансов, которое участвует в разработке стратегии развития нацио­нальной экономики и осуществляет контроль за выполнением го­сударственного бюджета. При этом детальные планы для всех от­раслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Оно изучает конкурентоспособность продукции, производимой предприятиями различных отраслей, собирает информацию о предложениях и спросе на нее на рынке и на основе этой информации делает детальный анализ и прогноз по каждой отрасли и по экономике страны в целом.

Важной особенностью государственного регулирования эконо­мики в Японии является также определение основных направлений технологического развития конкретных отраслей промышленности в зависимости от конкурентоспособности производимой ими про­дукции на мировом рынке. С этой целью правительство путем ис­пользования налоговых льгот и иных экономических рычагов и стимулов всячески поощряет научные исследования в этой области, стимулирует использование лучших мировых технологических достижений, а также содействует становлению собственных про­грессивных технологий для производства на этой основе высоко­качественной и конкурентоспособной продукции.

Специальное Управление по науке и технологии разрабатывает и ежегодно обновляет перечень тематики исследований в области технологии и определяет номенклатуру новых изделий и услуг, в отношении которых правительством предоставляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности, предприятиям, внедрившим прогрессивные технологии и выпускающим новую продукцию, предоставляются льготы, которые могут достигать от 25 до 50 % суммы налоговых отчислений. Кроме того, для поощре­ния производства особо важных видов продукции и изделий раз­решается увеличивать (до 25 % от объема продаж) амортизационные отчисления и применять иные специальные налоговые льготы.

Специфической фирмой государственной поддержки научных исследований и разработок в области технологий является также бюджетное субсидирование государственных институтов и частных компаний, которые осуществляют совместные исследования. С этой целью Министерство образования, Министерство внешней торговли и промышленности, а также Управление по науке и технологии ежегодно тратят до 500 млн. долларов, оказывая содействие 185 центрам развития технологий, разбросанным по всей стране Причем распорядителем наиболее крупных квот бюджетных ассигно­ваний является Министерство образования Японии, которое коор­динирует наиболее важные исследования в этой области.

Для поддержки рискованных инновационных проектов и обе­спечения ускоренного технологического обновления производства широко применяется также льготное кредитование. В ряде случаев оно выступает в качестве основного источника финансовых ресурсов, направляемых на эти цели. Причем гарантии государственной под­держки распространяются иногда на 80 % общей суммы займа фирмы, которая реализует инновационный проект, что, как прави­ло, обеспечивает достижение успеха.

Таким образом, умелое, научно обоснованное использование Японией социально-экономических планов и научно-технических программ, а также постоянное технологическое развитие, ориенти­рованное на отраслевую структуру промышленности и учитывающее конъюнктуру мирового рынка товаров и услуг, гарантирует ей до­статочно высокие темпы экономического роста и позволяет удер­живать лидирующее положение среди развитых стран с рыночной экономикой. Темпы экономического роста в Японии достигают, как правило, 6-10 % в год, что свидетельствует об эффективности ее экономической политики и умении научно обоснованно сочетать государственное руководство экономикой с эффективным исполь­зованием рыночных механизмов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте определение государственно-правовому и управляюще­му воздействию на экономику и хозяйственную деятельность.

2. В чем состоит содержание государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в современных усло­виях развития общества?

3. Какова структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики?

4. Каким образом дифференцируется государственное управля­ющее воздействие на деятельность хозяйственных организации различных форм собственности?

5. Назовите методы государственного воздействия на хозяй­ственную деятельность.

6. Что такое формы государственного воздействия на хозяй­ственную деятельность?

7. Дайте общую характеристику средств государственно- правового воздействия на экономику и хозяйственную деятель­ность в индустриально-развитых странах

 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.