КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индустриально-развитых странах
Экономику и хозяйственную деятельность в Опыт государственно-правового воздействия на Государственно-правовое воздействие на экономику и хозяйственную деятельность присуще любому государственно-организованному обществу, поскольку управление общественными делами является объективно необходимым условием его существования. Ни один процесс комбинированного общественного труда, порождаемый его кооперацией, немыслим без управления. Управление — это функция любой организованной системы, обеспечивающая ее целостность, сохранение структуры и поддержание определенного режима ее деятельности для решения стоящих перед этой системой задач и достижения заранее установленных целей. Поэтому в современных условиях практически в любой стране с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного руководства общественным производством и распределением материальных благ в соответствии с достигнутым уровнем экономического и социального развития. Первые шаги государственного руководства и непосредственного регулирования экономики на макроуровне в странах с устоявшимися рыночными отношениями были сделаны в 30-е годы XX столетия под влиянием разразившегося экономического кризиса. Этот кризис, охвативший практически все области производственной и хозяйственной деятельности, заставил искать приемлемые пути выхода из сложившейся ситуации, что подтолкнуло государства к использованию правовых актов не только в качестве инструмента регулирования хозяйственной деятельности, но и в качестве рычагов непосредственного государственного воздействия на глобальные экономические и производственно-хозяйственные процессы. Во многих странах с рыночной экономикой стали создаваться общегосударственные органы, в задачи которых входила разработка оптимальных форм, методов и рычагов государственного воздействия на экономику, включая как производственно-хозяйственную деятельность субъектов общественного производства, так и разнообразные макроэкономические процессы. В первую очередь для этого были использованы прогнозирование развития экономических отношений, среднее и долгосрочное планирование, финансово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование, программирование и др.
Начиная с 70-х годов прошлого века практически во всех западных странах намечается постепенный переход к государственно-регулируемой планово развивающейся экономике на основе широкой структурной и функциональной реорганизации государственного механизма управления экономическими процессами и формирования правительственного аппарата, непосредственно осуществляющего государственное руководство различными отраслями экономики. При этом сложились несколько моделей системы государственного регулирования экономики, среди которых могут быть выделены европейская, азиатская и американская, имеющие как общие (интегративные), так и специфические, отличительные друг от друга черты. Это обстоятельство обусловливает наличие весьма существенного своеобразия указанных моделей, изучение которых может представлять существенный интерес для формирования украинской национальной модели экономики. Причем, наибольшего внимания в этом отношении заслуживает опыт формирования модели регулирования экономики Великобритании, которая начала складываться в 70-е годы прошлого столетия, поскольку отличительной чертой этой модели было наличие государственного сектора, оказывающего существенное влияние на развитие экономики в целом. Представляется, что указанная особенность чрезвычайно важна для экономики переходного периода, когда роль государства как общественного института, призванного искать компромиссы между различными социальными слоями общества и обеспечивать удовлетворение общенациональных интересов, существенно возрастает. Ведь именно государство, на которое возлагаются задачи по выявлению, согласованию и поиску способов удовлетворения общественных интересов, должно обеспечивать известную справедливость в экономических отношениях с тем, чтобы добиться определенной стабильности общественной жизни и предупредить как превалирование интересов нарождающейся государственно-монополистической буржуазии, обогатившейся за счет номенклатурной приватизации, так и уравнительные и иждивенческие тенденции среди других слоев населения, которые ведут к спаду экономической активности и провоцируют процессы экономической стагнации.
Конечно, в разных странах и на разных этапах развития экономической истории эти процессы протекают по-разному. Однако суть их заключается в том, что государство всегда так или иначе вмешивается в экономическую жизнь и играет решающую роль в ее организации. Что касается Великобритании 70-х годов XX века, то следует подчеркнуть, что решающую роль в регулировании ее экономики в то время играли центральные правительственные органы (кабинет министров и отраслевые министерства), которые были призваны проводить в жизнь финансовые законы и парламентские решения о субсидиях из государственного бюджета, о поощрительных кредитах, о ставках налогообложения, о правилах осуществления торговли и др., что позволяло правительству фактически руководить всей государственной финансовой системой. Указанное руководство осуществлялось правительством через сеть полуправительственных организаций (советов, комиссий, комитетов), которые выполняли совещательные и консультативные функции и обеспечивали мощное государственное влияние на все экономические и производственно- хозяйственные процессы. Причем наибольшее государственное влияние оказывалось в первую очередь на экономику государственного сектора, в силу чего Великобритании в этот период принадлежало первое место среди других развитых стран в доле государственной собственности в экономике и числе государственных предприятий среди субъектов хозяйственной деятельности. При этом наиболее распространенными формами государственных организаций в экономике были государственные бюджетные учреждения, государственные предприятия, корпорации и государственные акционерные компании.
Основные методы государственного воздействия на деятельность указанных предприятий и организаций выражались в видоизменении масштабов и форм налогообложения, широком использовании государственного заказа как способа формирования регулируемого рынка товаров и услуг, в государственном финансировании перспективных программ промышленного и социально-экономического развития, в предоставлении региональных субсидий обрабатывающим и добывающим отраслям промышленности и строительным организациям для покрытия части их инвестиционных расходов и др. Описанная система государственного руководства экономикой Великобритании просуществовала около 10 лет. В 80-е годы XX в. во время правления тогдашнего премьер-министра Англии Маргарэт Тетчер эта система несколько изменилась. Причем идеологией этой перемены стало признание ограниченных возможностей государства в контролировании спонтанных рыночных процессов, которые оказывают определяющее воздействие на воспроизводство и организацию хозяйственной деятельности в общенациональном масштабе. Главная роль стала отводиться государству не в области подавления рыночной стихии, а в сфере разумного ограничения и стимулирования развития регулируемого рынка. Такой подход позволил Великобритании в относительно короткий по историческим меркам срок существенно изменить механизм государственно-правового воздействия на экономику страны. Изменились пропорции между государственным и частным сектором в экономике, сформировалась новая система налогообложения и субсидирования, в ряде отраслей экономики была проведена денационализация с одновременным сокращением сферы государственной регламентации хозяйственной жизни. Ряд законодательных и правительственных актов, принятых в это период, обеспечили либерализацию государственного руководства экономики, и повлекли за собой изменение политики занятости и социального регулирования. Все это способствовало оживлению конкуренции и повышению адаптивности хозяйствующих субъектов к изменяющимся условиям производственной и хозяйственной деятельности, содействовало их большей восприимчивости к новым возможностям повышения производительности труда. В целом экономика Великобритании получила довольно мощный импульс для своего интенсивного развития и стала более эффективной и конкурентоспособной.
Весьма интересный опыт государственного регулирования экономики сложился во Франции. По сравнению с другими европейскими странами государственное регулирование экономики в этой стране можно считать наиболее развитым. Причем своеобразие этого регулирования состоит в том, что в качестве рычагов государственно-правового воздействия используются такие общегосударственные властные регуляторы, как планирование, координация, использование налоговой системы и кредита, контроль за оплатой труда и ценообразованием и др. В частности, текущим и перспективным планированием занимается во Франции Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется непосредственно премьер-министру. Он осуществляет многоаспектный анализ хозяйственных процессов внутри страны и за рубежом, получает и использует для этого всю необходимую информацию от государственных и частных предприятий, собирает и обрабатывает прогнозные данные о будущем развитии производства, которые предоставляются предприятиями, заинтересованными в получении государственных заказов и кредитных льгот. Управление ценами государство осуществляет путем изучения рынка товаров и услуг, определения их социальной значимости и поддержания конкурентоспособности тех из них, которые необходимы обществу. При этом осуществляется контроль над информационными процессами в данной области на основе отслеживания их динамики. Существенную роль в государственном регулировании экономики Франции играет также система налогообложения, которая базируется на основе прогрессивной налоговой политики. Она учитывает не только экономическую эффективность и темпы развития производства в конкретных отраслях экономики, но и экономическое положение регионов, уровень информации, наличие и динамику безработицы, место страны в системе ЕС и другие факторы, определяющие развитие экономики на макроуровне. Это предполагает необходимость осуществления налоговой системой не только фискальных, но и стимулирующих функций, которые выражаются в широком использовании механизма налоговых льгот и прогрессивного налогообложения. В качестве основных налогов во Франции определены, в частности, прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость, а также налоги акцизного Характера (на нефтепродукты, табак, алкогольные напитки и т.п.). В то же время широко используются разнообразные налоговые льготы и привилегии, с помощью которых государство содействует Ускорению развития научно-технического прогресса, росту перспективных предприятий, увеличению занятости населения, а также расширению экспорта и решению других важных экономических проблем. Особый интерес представляют, в частности, льготы и привилегии, которые предоставляются вновь созданным предприятиям и акционерным обществам, которые заняты производством товаров и услуг, пользующихся повышенным спросом. Так, например, вновь образованные акционерные общества и предприятия в течение первых двух лет полностью освобождаются от уплаты налогов, на третий год они облагаются в объеме 25% их дохода, на четвертый — 50%, на пятый — 75%, а на шестой и последующие годы налогообложению подлежат все 100% их дохода. С целью усиления заинтересованности хозяйствующих субъектов в направлении части прибыли на развитие и техническое перевооружение производства, устанавливаются пониженные ставки на доходы, которые направляются на развитие производства, внедрение достижений науки, подготовку современных инженерно-технических кадров и др. Для обеспечения стимулирования экспорта производимых в стране товаров и услуг, установлена налоговая льгота для предприятий и фирм, которые создают свои филиалы за границей. Таким образом, основные элементы налоговой системы Франции устроены так, чтобы наиболее полно учитывать факторы, стимулирующие развитие экономики страны как на уровне предприятий и фирм, так и на региональном и общенациональном уровне. Кроме того, по сравнению с другими странами налоговая система Франции отличается довольно высоким уровнем организации взимания налогов, что обеспечивается применением эффективных современных методов сбора и обработки налоговой информации, а также применением единых принципов в учете издержек производства и выявлении финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Важными формами государственного регулирования экономики во Франции являются также контроль за оплатой труда и содействие развитию конкуренции. В первом случае контроль осуществляется по трем направлениям: а) через налоговую систему; б) путем использования законодательства и соглашений по труду; в) на основе установления зависимости роста фонда оплаты труда от динамики инфляции. Что же касается государственного содействия развитию конкуренции, то здесь роль государства проявляется, прежде всего, в поощрении создания малых предприятий и оказании им помощи в получении долгосрочных и краткосрочных займов, представлении налоговых льгот и гарантий страхования кредитов, с тем, чтобы предупредить их банкротство на этапе первоначального становления и развития. Этой же цели служит и выделение начинающим фирмам производственных площадей, частично финансируемых государством, и предоставление им в пользование за небольшую плату оборудования, а также централизация бухгалтерских и других услуг, предоставляемых этим предприятиям в рамках так называемых «инкубаторов», которые содействуют развитию малого бизнеса, координируют деятельность малых предприятий и оказывают им помощь в повышении квалификации их управленческого персонала. Таким образом, используя механизмы стимулирования развития перспективных фирм и малых предприятий, поощряя конкуренцию и гибкую систему налогообложения, регулируя порядок оплаты труда и контролируя цены, государственные органы Франции получают возможность реально влиять на глобальные социально-экономические процессы, обеспечивать поступательное и планомерное развитие экономического потенциала страны. Не менее интересным в плане возможного использования в нашей стране является также опыт государственного регулирования экономики в Швеции. Этот опыт, получивший наименование «шведской модели» является одним из ярких примеров высокоразвитой, эффективной и социально-ориентированной экономики, которая характеризуется высокими темпами экономического роста на фоне относи* тельной социальной стабильности. Отличительной чертой экономики, именуемой «шведской моделью» является рациональное сочетание рыночных механизмов с государственным регулированием глобальных социально-экономических процессов, направленных на обеспечение быстрого экономического роста за счет развития здоровой конкуренции, достижения приемлемой стабильности цен, поддержания высокой и стабильной занятости населения с выравниванием его доходов и гарантированием обеспеченности и удовлетворенности работой, поддержания регионального экономического равновесия, а также обеспечения охраны окружающей среды и оказания помощи развивающимся странам. В основу указанной экономической политики положен государственный курс на устранение дефицита государственного бюджета и платежного баланса, сдерживание инфляционных процессов, а также принятие мер по совершенствованию социальной политики. Причем социальная политика и меры по ее реализации находятся в центре внимания государственных органов, которые призваны обеспечивать равные возможности достижения благосостояния для различных слоев населения, предоставлять им необходимые социальные гарантии, а также принимать меры к достижению полной занятости трудоспособного населения. Именно поэтому в Швеции существует самое мощное по сравнению с другими странами дальнего зарубежья профсоюзное движение и самый низкий уровень безработицы. Принятый в 70-е годы XX века курс государства на ликвидацию безработицы в стране привел к строгому регламентированию порядка найма и увольнения работников как на государственных, так и на частных предприятиях. Под контролем и с согласил профсоюзов был сформирован единый в масштабах всей страны банк данных о наличии вакантных мест с указанием условий предлагаемой работы, предусмотрена выплата пособий по безработице. Причем, эти меры получили закрепление на законодательном уровне путем принятия специального «Закона надежности». Важным аспектом социальной политики Швеции является также пенсионное обеспечение. Оно построено на принципе равенства и имеет три компонента, включающие: а) «народную пенсию»; б) «трудовую составляющую»; в) «особую дополнительную пенсию». «Народная пенсия» является базовой и исчисляется на основе прожиточного минимума. Она ежегодно пересчитывается в соответствии с изменением цен на основные товары. Причем для пенсионеров, не имеющих других источников доходов, к базовой пенсии доплачивается пособие в размере 48% от основной суммы указанной пенсии. С базовой пенсии не взимаются налоги, и, кроме того, лицам, получающим такую пенсию, муниципалитеты полностью компенсируют арендную плату за квартиру. Второй вид пенсии предполагает определение размера пенсионного обеспечения с учетом такого его компонента как «трудовая составляющая».. Этот компонент обусловливает зависимость реального размера назначаемой лицу пенсии от его трудового стажа, т.е. предполагает соответствующие доплаты к минимальной пенсии, за счет отчислений работодателя. Третий вид пенсии представлен «особой дополнительной пенсией», размеры которой устанавливаются по соглашению между профсоюзами и работодателями, и достигает до 90-95% среднего заработка. Таким образом, пенсионное обеспечение в Швеции не только строго дифференцировано в зависимости от трудового стажа и характера ранее выполняемой работы пенсионеров, но и учитывает динамику прожиточного минимума, которая определяется колебанием цен на основные товары и услуги. Серьезное влияние на организацию государственного регулирования экономики Швеции оказывает также налоговая система. Шведская налоговая система чрезвычайно разветвлена и предполагает взимание многочисленных прямых и косвенных налогов и сборов. Она характеризуется весьма высоким уровнем налогообложения, достигающим половины величины валового национального продукта. Среди налогов и сборов могут быть выделены такие важнейшие как национальный имущественный налог, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, обязательные выплаты предпринимателей на социальное обеспечение и др. Вместе с тем налоговая политика государства строится таким образом, чтобы обеспечить ее гибкое и адекватное реагирование на изменяющиеся социально-экономические процессы на основе содействия развитию научно-технического процесса, поддержания эффективности децентрализованной рыночной системы производства, а также соблюдения принципа невмешательства государства в оперативную производственно-хозяйственную деятельность предприятий, компаний и фирм. Благодаря рациональному сочетанию частной собственности с государственным присутствием во многих отраслях производственной и хозяйственной деятельности шведская экономика является одной из наиболее развитых в мире. Она открыта, ориентирована на связь с другими странами и характеризуется высоким уровнем научно-технического процесса. По объему финансирования, выделяемого на выполнение научно-технических разработок, Швеция уступает лишь США и Японии. Это, безусловно, сказывается на технической организации общественного производства и качестве производимой продукции. Не случайно поэтому более половины промышленной продукции этой страны экспортируется. Достаточно высоким уровнем развития характеризуется и сельскохозяйственное производство Швеции. По данным экономистов в сельскохозяйственном производстве Швеции занято всего лишь 3,8 % активного трудоспособного населения страны. Однако при этом оно полностью, а по некоторым видам сельскохозяйственной продукции даже с избытком удовлетворяет потребности общества в ней.' В целом в результате предпринятых в последние годы мер по совершенствованию государственных регуляторов экономики Швеции, ослаблению прямого государственного вмешательство в перераспределительные процессы, а также снижению налогового давления наметился рост промышленного и сельскохозяйственного производства, возросли доходы государственного бюджета, повысилась конкурентоспособность шведских товаров на мировом рынке. Это лишний раз подтверждает, что разумное сочетание государственного руководства экономикой с развитием рыночных механизмов может стать решающим условием быстрого и эффективного роста экономической конъюнктуры страны, существенного увеличения ее национального продукта. Такой вывод, безусловно, подтверждается и опытом государственного регулирования экономики в США. Здесь для государственного регулирования экономических процессов характерны, в общем-то, те же традиционные инструменты, которые используются и в других развитых странах, а именно: применение прогнозирования и стратегического планирования, использование рациональной системы налогообложения и кредитной системы, осуществление контроля за ценообразованием и др. При этом стратегическое планирование и прогнозирование развития экономики в США осуществляется в рамках трехуровневойсистемы, включающей государственное регулирование, внутрифирменное планирование и коммерческое прогнозирование. Причем, на уровне государственного регулирования в качестве субъектов данного вида деятельности выделяют, во-первых, федеральные органы как ведущее звено государственного регулирования и, во-вторых, штаты и местные органы власти, осуществляющие региональное прогнозирование и планирование. Главные прогнозные разработки федерального правительства на макроуровне сосредоточены в Совете экономических консультантов, в Совете управляющих федеральной резервной системы и в Административном бюджетном управлении. На этих трех организациях лежит ответственность за осуществление всей процедуры прогнозирования с постоянной корректировкой имеющихся прогнозов по мере поступления новой или дополнительной информации. Что же касается содержания государственного регулирования, то оно заключается, прежде всего, в утверждении федерального бюджета, применении рычагов налоговой системы и механизма кредитно-денежной политики, использовании аппарата административно-правового регулирования деятельности различных отраслей экономики. Бюджетно-налоговое регулирование используется государством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического развития. Последнее обстоятельство является особенно важным, поскольку США стремятся усилить роль государства в области научно-технического перевооружения производства и обеспечение создания экономики, базирующейся на современных достижениях науки. С этой целью они наращивают расходы в области новейших технологий, оказывают финансовую помощь ученым и инженерам, постоянно увеличивают бюджетные расходы, направленные на развитие фундаментальной и прикладной науки. С этой же целью осуществляется содействие правительства процессам распространения в стране технических знаний и новой техники с упором на увеличение персонала предприятий и фирм, занятых поиском новых технических идей и применением инновационных технологий, поскольку именно прорывы в области технологий с использованием новейших изобретений и открытий способны привести к подъему в экономике. Важную роль в обеспечении экономического развития США играют также налоговая и кредитная системы. Налоговая система в США предполагает взимание как прямых, так и косвенных налогов (акцизов). Причем по степени пропорциональности и облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные, взимаемые на всех уровнях, включая штаты и местные органы управления. По содержанию они делятся на индивидуальные подоходные налоги, налоги на наследство и дарение, акцизы и таможенные пошлины. Кроме того, штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. С целью стимулирования развития отдельных отраслей экономики и хозяйственной деятельности применяется также льготное налогообложение. Такую же стимулирующую роль играет и кредитная система США, основным компонентом которой является федеральная резервная система (ФРС). ФРС выполняет функцию центрального национального банка США и в связи с этим осуществляет денежно-кредитную политику государства. Эта политика предполагает целенаправленное государственное воздействие на экономику через организацию научно-обоснованного кредитования и денежного обращения с тем, чтобы обеспечить контроль государства за экономическим развитием конкретных отраслей производства и эффективно регулировать ценообразование на рынке важнейших товаров и услуг. Ряд отраслей экономики США, особенно имеющие общенациональное значение (например, гражданская авиация и железные дороги, автомобильный грузовой транспорт и связь, некоторые отрасли машиностроения и добывающей промышленности) испытывают довольно серьезное регулирующее воздействие государства в области производства продукции, предоставления услуг и определения параметров ценообразования. Вместе с тем с целью исключения излишнего давления государства на развитие рыночных механизмов регулирования экономических процессов в последние годы в США достаточно широко применяются также методы «дерегулирования», т.е. снятие ограничений на предпринимательскую деятельность, особенно осуществляемую малыми предприятиями и фирмами, которые стремятся освоить новейшие изобретения и открытия с тем, чтобы обеспечить внедрение прогрессивных технологий производства. Особый интерес для анализа сущности государственного воздействия на экономику представляет также опыт регулирования экономики в Японии. Этот интерес определяется тем, что в качестве главного инструмента государственного регулирования в этой стране используются системы социально-экономических планов и научно-технических программ. Указанные планы и программы не являются законом, но носят индикативный характер, позволяющий ориентировать различные звенья экономики на достижение общенациональных целей. Их назначение заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку и рекомендации по руководству экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны с тем, чтобы они имели четкое представление, во-первых, о наиболее вероятных путях развития национальной экономики; во-вторых, о характере проблем, с которыми они могут столкнуться как внутри страны так и за ее пределами; и, в-третьих, о методах и средствах решения этих проблем. Планы-прогнозы и научно-технические программы разрабатывают специальные государственные органы, к числу которых относятся: Экономический Совет, образованный при правительстве Японии, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности и Управление по науке и технологии. Эти органы работают совместно с Министерством финансов, которое участвует в разработке стратегии развития национальной экономики и осуществляет контроль за выполнением государственного бюджета. При этом детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Оно изучает конкурентоспособность продукции, производимой предприятиями различных отраслей, собирает информацию о предложениях и спросе на нее на рынке и на основе этой информации делает детальный анализ и прогноз по каждой отрасли и по экономике страны в целом. Важной особенностью государственного регулирования экономики в Японии является также определение основных направлений технологического развития конкретных отраслей промышленности в зависимости от конкурентоспособности производимой ими продукции на мировом рынке. С этой целью правительство путем использования налоговых льгот и иных экономических рычагов и стимулов всячески поощряет научные исследования в этой области, стимулирует использование лучших мировых технологических достижений, а также содействует становлению собственных прогрессивных технологий для производства на этой основе высококачественной и конкурентоспособной продукции. Специальное Управление по науке и технологии разрабатывает и ежегодно обновляет перечень тематики исследований в области технологии и определяет номенклатуру новых изделий и услуг, в отношении которых правительством предоставляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности, предприятиям, внедрившим прогрессивные технологии и выпускающим новую продукцию, предоставляются льготы, которые могут достигать от 25 до 50 % суммы налоговых отчислений. Кроме того, для поощрения производства особо важных видов продукции и изделий разрешается увеличивать (до 25 % от объема продаж) амортизационные отчисления и применять иные специальные налоговые льготы. Специфической фирмой государственной поддержки научных исследований и разработок в области технологий является также бюджетное субсидирование государственных институтов и частных компаний, которые осуществляют совместные исследования. С этой целью Министерство образования, Министерство внешней торговли и промышленности, а также Управление по науке и технологии ежегодно тратят до 500 млн. долларов, оказывая содействие 185 центрам развития технологий, разбросанным по всей стране Причем распорядителем наиболее крупных квот бюджетных ассигнований является Министерство образования Японии, которое координирует наиболее важные исследования в этой области. Для поддержки рискованных инновационных проектов и обеспечения ускоренного технологического обновления производства широко применяется также льготное кредитование. В ряде случаев оно выступает в качестве основного источника финансовых ресурсов, направляемых на эти цели. Причем гарантии государственной поддержки распространяются иногда на 80 % общей суммы займа фирмы, которая реализует инновационный проект, что, как правило, обеспечивает достижение успеха. Таким образом, умелое, научно обоснованное использование Японией социально-экономических планов и научно-технических программ, а также постоянное технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности и учитывающее конъюнктуру мирового рынка товаров и услуг, гарантирует ей достаточно высокие темпы экономического роста и позволяет удерживать лидирующее положение среди развитых стран с рыночной экономикой. Темпы экономического роста в Японии достигают, как правило, 6-10 % в год, что свидетельствует об эффективности ее экономической политики и умении научно обоснованно сочетать государственное руководство экономикой с эффективным использованием рыночных механизмов. Вопросы для самоконтроля: 1.Дайте определение государственно-правовому и управляющему воздействию на экономику и хозяйственную деятельность. 2. В чем состоит содержание государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в современных условиях развития общества? 3. Какова структура государственного управляющего воздействия на хозяйственную деятельность в конкретных отраслях и сферах экономики? 4. Каким образом дифференцируется государственное управляющее воздействие на деятельность хозяйственных организации различных форм собственности? 5. Назовите методы государственного воздействия на хозяйственную деятельность. 6. Что такое формы государственного воздействия на хозяйственную деятельность? 7. Дайте общую характеристику средств государственно- правового воздействия на экономику и хозяйственную деятельность в индустриально-развитых странах
Глава 3
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |