Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конст-ый суд его место в сис гос-ых органов, правовые основы организ-ци и деят-ти




Возникновение института констит-го контроля и его модели, сущ-ть и знач-ие.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РФ

Порядок принятие (пересмотра) и внесение поправок, изменение устава Иркут-ой обл.

 

Особая правовая охрана Конс-и РФ установлена законод-ом в целях обеспечения неизменности и постоянства основополаг-их принципов орг-ции росси-го общ-ва: верховенства Конс-и как Основного З-на гос-ва, сущности и гарантий прав и свобод человека и гражд-на, полит-го, религ-го и идеолог-го плюрализма, разделения властей, всеобщего избир-го права, федер-го устройства и др демокр-ких принципов. Особен-ти правовой охраны Конст-и РФ-что вся система гос-ных органов РФ, в том числе Президент РФ, Прав-тво РФ, Фед-ое Собрание РФ, а т/ж судебная система РФ, призвана обеспечивать соблюдение конст-ным норм, безусловно, органы местного самоуп-ия т/ж обеспечивают соблюдение конст-ных норм в отд-ых населенных пунктах РФ. Президент РФ яв-ся гарантом Конс-ии РФ, обеспечения и соблюд-я прав и свобод человека и гр-на в РФ, а т/ж суверенитета РФ, ее независ-ти и гос-ной целостности. Федер-ое Собрание РФ принимает федер-ые з-ны во испол-ие Конст-и РФ, заслушивает отчеты Прав-тва РФ об их исполнении и соблюд-и конст-ых норм в РФ, осуще-ет иные полномочия по обеспечению соблюд-я Конст-и РФ всеми субъектами правоотн-ий. Прав-во РФ осуще-яет контроль за

соблюд-ем Конст-ии РФ и конс-ых прав и свобод федер-ми органами испол-ой власти и орг-ми исполн-ой вл-и субъ-ов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ, совместному ведению РФ и ее субъ-в.Особое место в охране конст-ых норм принад-ит Конст-му Суду РФ. за соблюд-ем Конст-ии РФ: 1) издает акты офиц-го толкования конст-ых положе-

ний; 2) проверяет приним-ые з-ны и подзаконные акты различных органов вл-и на соотв-вие их Конст-и РФ; 3) в случае обнаружения несоотв-я нормативных актов федер-х органоввласти и органов власти субъ-в РФ признает этот

акт не соответ-м Конст- РФ и отменяет его действие; 4) проверяет м/ународные договоры РФ на соотв-ие нормам Конст-и РФ и признает их соответ-ми или нет. Правовой охране Конст-и РФ служит особый усложненный порядок ее принятия, внесения в ее текст изменений или поправок.

Все субъекты конст-но-правовых отношений,вкл-я и диплом-кие, и консульские представ-ва иност-ых гос-тв, представ-ва

м/ународных орг-ций, их сотрудников, пользу-хся диплом-ким и консульским иммунитетом,а также иных законно находящихся на росси-ой терр-ии иност-ых гр-ан и лиц без гражданства (апатридов), обязаны соблюдать Конст-ию РФ.

 

 

23. Конституционный контроль контроль соответ-щих органов за констит-стью нормат-ых актов - соотв-вие НА Конст-ии, соотв-вие подзаконных актов закону и непротиворечивость законов.Формы осущ-ния конст-ного контроля: судебный контроль,парламентский контроль, контроль, осуще-мый главой гос-ва; контроль, осущес-мый другими гос. органами, уполном-ми на то Конституцией и др. Суще-ют две основные модели конст-ого контроля - «американская» и «европейская». В нашем гос-ве конст-ый контроль, в современном его понимании, начал вводиться с начала 90-х.. В СССР был образован КомитетКонст-ого надзора, просущ-ий до 1991 г., а затем - в РФ былобразован Конст-ный Суд РФ, деят-ность ~ была приост-лена осенью 1993 г и вновь возобновилась, но уже в соотв-вии с новой Конст-ией РФ, в 1 пол 1995 г.В S-х в составе РФ, также создаются конст-ные и уставные суды, осущес-щие контроль за соотв-ием конституция / уставу принимаемых

в S-х РФ законов и других нормативно-правовых актов.

 

 

25. Дела о констит-ти нормат-ых актов, внутригосуд-ых и м/ународ-х догоров, обща хар-ка

Право на обращение в Конст-ый Суд РФ с запросом о проверке конст-ти указанных в статье 125 (часть 2) Конст-и РФ нормативных актов органов гос-ой власти и договоров м/у ними обладают През-нт РФи, Совет Федер-и, Гос-ая Дума, 1/5 членов (депутатов) Совета Федерации // депутатов Гос-ой Думы, Правит-во РФ, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы законод-ой и испол-ой власти субъ-ов РФ. Допустимость запроса - Запрос в Конст-й Суд о проверке допустимо, если заявитель считает их не подлеж-ми действию из-за неконстит-ти либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению федер-ых органов гос-ой власти, высших гос-ых органов субъ-ов РФ или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответ-ие Конст-ии РФ. Запрос о проверке конст-сти нормат-го акта субъекта РФ допустим, если нормат-ый акт издан по вопросу, относящемуся к ведению органов гос-ой власти РФ /к совместному ведению органов гос-ой власти РФ и органов гос-ой власти субъ-ов РФ. Пределы проверки –Конст-ый Суд устанавливает соотв-вие Конст-ии нормативных актов органов гос-ой власти и договоров м/у ними:1) по содержанию норм;2) по форме нормативного акта /договора;3) по порядку подписания, закл-ия, принятия, опублик-ия;4) с точки зрения установ-го Конст-ей разделения гос-ой власти на законод-ную, исполн-ую и судебную;5) с т.зр. установ-ого Конст-ей разгран-ия компетенции м/у федер-ми органами гос-ой власти;разгран-ия предметов ведения и полномочий м/у органами гос-ной власти РФ и органами гос-й власти субъ-ов РФ, установ-го Конст-ей РФ, Федеративным и др. договорами о разгр-ии предметов ведения и полномочий. Проверка конст-сти НА органов гос-ой власти и договоров м/у ними, принятых до вступления в силу Конст-и РФ, производится Конст-ым Судом РФ т. по содержанию норм. По итогам рассм-ия дела о проверке конст-сти НА органа гос-ой власти // договора м/у органами гос-ой власти Конст-ый Суд РФ принимает одно из следующих решений:1) о признании НА /договора либо отдельных их положений соответ-щими Конст-и РФ;2) о признании не соответ-ми Конст-и РФ.В случае, если в течение 6 мес. после опублик-ия решения Конст-го Суда аналогичный признанному неконст-ым нормат-ый акт не будет отменен //изменен, а действие договора, аналогичного признанному неконст-ым, не будет прекращено полностью // частично, уполном-ые ФЗ гос-ый орган // должностное лицо приносят протест либо обращаются в суд с требованием о признании такого нормативного акта либо договора недей-им. Право на обращение в Конст-ый Суд РФ с запросом о проверке конст-ти не вступившего в силу м/ународного договора РФ обладают През-нт РФ, Совет Федер-и, Гос-ая Дума, 1/5 членов (депутатов) Совета Федер-и// депутатов Гос-ой Думы, Правит-тво РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитр-ый Суд РФ, органы законод-ной и исполн-ной власти субъ-ов РФ. Запрос о проверке конст-сти допустим, если:1) упоминаемый в запросе м/ународный договор РФ подлежит согласно Конст-ии и ФЗ ратификации Гос-ой Думой / утвер-ию иным федер-ым органом гос-ой власти;2) заявитель считает не вступивший в силу м/ународный договор не подлежащим введению в действие и применению в РФ из-за его несоот-ия Конс-ии РФ.По итогам рассм-ия дела о проверке конст-сти не вступившего в силу м/ународ-го договора РФ Конст-ый Суд принимает одно из следующих решений:о признании не вступившего в силу м/ународного дог-ра // отдельных его положений соотв-щими Конст-ии;2) о признании не вступившего в силу м/ународного договора РФ /отдельных его положений не соотв-ми Конст-ии РФ. С момента провозгл-ия постан-ния Конс-го Суда РФ о признании не соот-ими Конст-и не вступившего в силу м/ународного договора / отдельных его положений не подлежит введению в действие и применению, то есть не м/б ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для РФ иным образом.

 

26. Дела констит-ти закона по жалобам граждн и запросов суда.

Правом на обращение в Конст-ый Суд РФ с индив-ной /коллек-ой жалобой на нарушение конст-ых прав и свобод обладают гр-не, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным /подлежащим применению в конкретном деле, и объед-ния гр-ан, а т/ж иные органы и лица, указанные в ФЗ. Жалоба на нарушение законом конст-ых прав и свобод допустима, если:1) закон затрагивает конст-ые права и свободы граждан;2) закон применен / подлежит примен-ю в конкретном деле, рассм-ние кот-го завершено /начато в суде /ином органе, применяющем закон. Последствия принятия жалобы к рассмо-ию- Конст-ый Суд РФ, приняв к рассм-нию жалобу на нарушение законом конст-ых прав и свобод гр-н, уведомляет об этом суд / иной орган, рассм-щий дело, в кот-м применен / подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостан-ия производства по делу. Суд //иной орган, рассмат-щий дело, в кот-м применен / подлежит применению обжалуемый закон, вправе приост-ть произв-во до принятия решения Конст-ым Судом РФ. По итогам рассм-ия жалобы на нарушение законом конст-ых прав и свобод гр-н Конст-ый Суд РФ принимает одно из след-х решений: о признании закона либо отдельных его положений соотв-ми Конс-и РФ;о признании закона не соотв-ми Конст-ии РФ. В случае, если Конст-ый Суд РФ признал закон, примененный в конкретном деле, не соотв-щим Конст-и, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. В случае признания ФЗ закона субъ-а РФ / отд-ных положений указанных законов не соотв-ми Конст-и гр-нам / объед-ям граждан, обратившимся в Конс-ный Суд Российской Федерации в соответствии со статьей 96 Ф конст-го закона о документах (К направляемому в Конст-ый Суд РФ обращению прил-тся: текст акта, подлежащего проверке положения Кон-и РФ, подлежащего толков-ю; довер-сть / др. документ, подтверждающий полномочия предст-ля, за искл-ем случаев, когда предст-тво осущест-ся по должности, а т/ж копии докум-ов, подтвер-их право лица выступать в Конс-ом Суде РФ в качестве предст-ля; документ об уплате гос-й пошлины; перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на др-ом языке.К обращению м/б приложены списки свид-лей и экспертов, кот-ых предлагается вызвать в заседание Конст-го Суда, а т/ж др. документы и материалы.Обращение и прилагаемые документы представляются в Конст-ый Суд с копиями в количестве 30 экзем-в. Граждане представляют необх-ые документы с копиями в кол-ве 3х экземпляров.), за счет средств федер-го бюджета / бюджета соотв-щего субъекта РФ возмещаются в порядке и размерах, устан-ых Прави-ом РФ: уплаченная гос-ная пошлина; расходы на оплату услуг предст-лей; расходы на проезд и проживание заявителей и их предст-ей, понесенные ими в связи с явкой в суд; связанные с рассмот-ем дела почтовые расходы; компенсация за фактическую потерю времени.Суд при рассм-ии дела в любой инстанции, придя к выводу о несоот-ии Конст-ии РФ закона, примененного/подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конст-ый Суд РФ с запросом о проверке конст-ти данного закона. Запрос суда допустим, если закон применен / подлежит, по мнению суда, применению в рассм-ом им конкретном деле. Последствия внесения запроса- В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конст-ый Суд РФ и до принятия постан-ия Конст-о Суда РФ производство по делу / исполнение вынесенного судом по делу решения приостан-ся.Пределы проверки Конст-ым Судом РФ соотв-вия Конс-и РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу: устанавливаются статьями 86 (Конст-й Суд устанавливает соотв-ие Конс-и РФи НА органов гос-й власти и договоров м/у ними: по содержанию норм; по форме НА или договора; по порядку подписания, закл-я, принятия, опубл-ия или введения в действие; с точки зрения устан-го Конст-й РФ разделения гос-ой власти на законод-ую, исполн-ую и судебную; с т.з. установ-го Конст-ей РФ разгран-я компетенции м/у федер-ми органами гос-ой власти;с т.зр. разгран-я предметов ведения и полномочий м/у органами гос-ой власти и органами госу-ой власти субъ-ов РФ, установл-о Конст-ей РФ, Федеративным и др. договорами о разгран-и предметов ведения и полномочий. Проверка конст-ти НА в органов гос-ой власти и договоров м/у ними, принятых до вступления в силу Конс-и РФ, производится Конст-ым Судом т. по содержанию норм.) По итогам рассм-ия жалобы на нарушение законом конст-ых прав и свобод гр-н Конс-й Суд принимает одно из след-х решений: о признании закона либо отд-ых его положений соотв-ми Конст-и РФ; 2) о признании закона не соотв-ми Конст-и РФ.

 

 

27. Дела о толкование Конст-ции по спорам о компит-ции и о соблюд-ти установ-го порядка обвинение Презид-та РФ

 

Правом на обращение в Кон-ый Суд РФ с запросом о толковании Конс-ии РФ обладают През-нт, Совет Федерации, Гос-я Дума, Прав-во РФ, органы законод-ной власти субъ-ов РФ. Обязат-ть Толкование Конс-ии, данное Конс-ым Судом, яв-я оф-ым и обязат-ым для всех представ-х, испол-ых и судебных органов гос-й власти, органов местного самоупр-ия, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объед-ий. Обращение с запросом о даче зак-я о соблюд-и устан-го порядка выдв-ия обвинения През-та РФ в гос-ой измене / совершении иного тяжкого престу-ия направ-ся в Конст-ый Суд РФи Советом Федер-и. Запрос в Конс-ый Суд о даче закл-я о соблюд-и устан-го порядка выдвижения обвинения През-та в гос-ой измене / совершении иного тяжкого преступ-я допустим, если обвинение выдвинуто Госу-ой Думой и имеется закл-ие Верховного Суда о наличии в действиях През-та признаков соотв-го преступления. Порядок направ-я запроса и дачи закл-ия о даче закл-ия о соблюдении устан-го порядка выдвижения обвинения През-та РФ направ-ся в Конс-ый Суд не позднее месяца со дня принятия Гос-й Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Гос-ой Думы о выдвижении обвинения, протокол /стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Гос-ой Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов,а т/ж текст закл-я Верховного Суда. Закл-ие д/б дано Конс-м Судом не позднее 10 дней после регистрации запроса. Закл-е о соблюдении устан-го порядка выдвижения обвинения През-а. По итогам рассмотрения дела Конст-ый Суд РФ дает одно из следующих закл-й:1) о соблюд-и устан-го порядка выдвижения обвинения; 2) о несобл-и установ-го порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конс-ым Судом решения о несобл-и устан-го порядка выдвижения обвинения През-а предусм-ое Конс-ей РФ рассм-ие обвинения прекр-ся.

 

28. Принципы организации и деят-ти Костит-го суда

Независимость - Судьи Конст-го Суда РФ независимы и руковод-ся при осущ-нии своих полномочий т. Конс-ей и настоящим Фед-ным конст-ым з-ном.В своей деят-ти судьи Конст-го Суда РФ выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было гос-ых /общественных органов, пол-ких партий и движений, гос-ых, общест-ых, иных предприятий, учреждений и орг-ций, должностных лиц, гос-ых и террит-ых образований, наций, соц-ых групп.Решения и др акты Конст-го Суда выражают соотв-ую Конст-и правовую позицию судей, свободную от пол-ких пристрастий.Судьи Конст-го Суда принимают решения в условиях, искл-щих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предвар-му изучению либо рассмат-мым Конст-м Судом.Какое бы то ни было вмешательство в деят-ть Конст-го Суда РФ не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответ-сть. Коллегиальность- Рассм-ие дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конст-ым Судом РФ коллегиально. Решение принимается только теми судьями, кот-е участвовали в рассм-и дела в судебном заседании.Конст-ый Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее 2/3 от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее 3/4 ее состава.При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмо-и дела, и судьи, полномочия которых приостановлены. Гласность- Рассм-ие дел в заседаниях Конст-го Суда РФ проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусм-ых настоящим Федер-ым конст-ым законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично. Устность разбирательства- Разбир-во в заседаниях Конст-о Суда происходит устно. В ходе рассм-ия дел Конс-ый Суд заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.В заседании Конст-го Суда могут не оглашаться документы, кот-е были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу. Язык конст-го судопроизводства- Производство в Конст-ом Суде ведется на русском языке. Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспеч-ся право давать объяс-я на др. языке и пользоваться услугами переводчика. Непрерывность судебного заседания- Заседание Конст-го Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за искл-ем времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбир-ву, а также для устранения обстоят-в, препятствующих нормальному ходу заседания.Конс-ый Суд до принятия решения по делу, рассм-мому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассм-ть в пленарном заседании др. дела.Палата Конст-го Суда до принятия решения по рассм-му делу или до отложения его слушания не может рассм-ть др. дела, отнесенные настоящим Фед-ым конст-ым законом к компетенции палаты.До принятия решения по делу, рассм-му в пленарном заседании Конс-го Суда, возможно рассм-ие др-их дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассм-му в заседании палаты, возможно рассм-е других дел в пленарном заседании. Состязательность и равноправие сторон -Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязат-ти в заседании Конс-го Суда.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.