КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Соотношение экологического права с другими отраслями права. Классификация экологических правоотношенийКлассификация экологических правоотношений Субъекты и объекты экологических правоотношений
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Следовательно, одним из участников экологических правоотношений (субъектом) выступает государство в лице своего компетентного органа. Другим субъектом экологических отношений является юридическое или физическое лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны. К таким субъектам относятся граждане, в том числе иностранные, и хозяйствующие субъекты. Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, а также граждане, занятые предпринимательской деятельностью, или граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование. Государственные органы применительно к экологическому правоотношению выступают в качестве постелей полномочий но управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды. Они определяют порядок и условия использования и охраны окружающей природной среды, ее отдельных объектов. Хозяйствующие субъекты, граждане, в том числе иностранные юридические и физические лица, обязаны выполнять экологические предписания. Объектами экологических правоотношений называются объекты охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и другой деятельности. К таким объектам относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, которые не подвергались антропогенному воздействию. Характер объекта правоотношения, его особенности обуславливают права и обязанности, которыми наделяется субъект правоотношений. При наличии, скажем, такого объекта правоотношения, как природные заповедники, в составе правоотношений преобладают запретительные нормы; при хозяйственном использовании земель приоритет получают предупредительные, разрешительные меры.
Экологические правоотношения целесообразно классифицировать по видам экологических общественных отношений. 1. Экологические правоотношения в сфере государственного регулирования природопользования -самая обширная группа, куда входят: • экологические правоотношения в области учета природных ресурсов. Правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга - земельного (ст. 67 Земельного кодекса РФ), лесного (ст. 69 Лесного кодекса РФ), водных объектов (ст. 78 Водного кодекса РФ), а также кадастров, например, кадастра объектов животного мира (ст. 14 Закона "О животном мире"), и др.; • экологические правоотношения в области разрешительной системы природопользования. Они касаются регистрации прав на природные объекты (ст. 131 ГК) и сделок с ними (ст. 164 ГК); регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере природопользования (статьи 23, 51 ГК); лицензирования водопользования (ст. 48 ВК), лесопользования (ст. 31 ЛК) и др.; • экологические правоотношения в области контроля за природо пользованием. Помимо общего экологического контроля выделяют правоотношения по осуществлению специальных видов контроля (земельного, водного, лесного и др.); • экологические правоотношения в области охраны государством режима экологического благополучия. Они предусматривают применение судебной или административной защиты прав не только природопользователей, но и государства, его органов. Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие и них, в качестве одного из субъектов, государства и его органов, координирующих обеспечение экологического благополучия в стране. 2. Экологические правоотношения в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы: - правоотношения по приобретению природных объектов или элементов этих объектов в собственность; - правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов; - правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект посредством заключения сделок купли-продажи, мены, изъятия и принудительного выкупа нерационально используемых земель. Особенность этих правоотношений в том, что одной из сторон в них всегда выступает собственник земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов. 3. Экологические правоотношения в сфере вещных прав на землю и находящихся на ней природных ресурсов выражаются в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, в праве постоянного (бессрочного) пользования им либо в праве сервитута (права ограниченного пользования) соседним земельным участком (статьи 216, 277 ГК). Данную группу правоотношений, в отличие от экологических правоотношений, складывающихся в сфере осуществления правомочий собственника, нельзя назвать абсолютными правоотношениями. Правомочия землевладельцев и землепользователей в отношении своих земель и расположенных на них природных ресурсов значительно уже правомочий собственника. 4. Независимо от того, в какой сфере формируются экологические правоотношения их подразделяют на материальные и процессуальные. Материальные экологические правоотношения складываются применительно к конкретным материальным объектам, подлежащим эколого-правовой охране. К числу материальных можно отнести, например, экологические правоотношения по проведению противопожарных мероприятий, объектом которых служит лесной массив и противопожарная безопасность в нем. Процессуальные экологические правоотношения предусматривают обеспечение порядка природоохранительной деятельности. Процессуальные экологические правоотношения формируются, например, в ходе обсуждения и согласования лесопользователями и представителями лесхоза планов проведения противопожарных мероприятий. 5. В перечне экологических правоотношений выделяют также регулятивные и охранительные правоотношения. Группу регулятивных - составляют экологические правоотношения, касающиеся непосредственно осуществления природоохранительных мероприятий. Охранительные экологические правоотношения складываются по поводу применения ответственности за невыполнение установленных законом норм и правил, предусматривающих требования по охране окружающей природной среды.
Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы. Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере. Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды. Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования. Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде. Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России. Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного периода. При этом определяющим является такой фактор, как монополия государственной собственности на природные ресурсы. В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципиальных различий в правовом регулировании порядка использования и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обуславливало единство хозяйственного и экологического направлений в пользовании и охране объекта. Ликвидация государственной монополии на землю, появление многообразных форм использования природных ресурсов предопределили денационализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического элемента в земельных отношениях. Земельное право в этой части постепенно сближается с гражданским, хозяйственным, предпринимательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регулируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |