Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по изучению конкретных тем учебной дисциплины




Методические указания для студентов

Интернет-ресурсы

http://www.duma.gov.ru – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

http://www.pravo.gov.ru – Официальный (бесплатный) интернет-портал правовой информации – «Государственная система правовой информации – ГСПИ.»

Справочно-правовая система «Консультант плюс»

Справочно-правовая система «Гарант»

.

________________

* отмечена литература, имеющаяся в библиотеке института.

РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «Экологическое право» изучается студентами всех сроков обучения.

Студенту необходимо знать, что дисциплина «Экологическое право» хотя и взаимодействует с другими отраслевыми дисциплинами, но имеет свои особенности по правовой природе, структуре, объекту охраны, заложенные в ст.ст. 41, 42, 72 Конституции РФ и природоохранном законодательстве. Данная учебная дисциплина не дополняет и не подменяет другие учебные курсы и отрасли права. Эта дисциплина объясняет сложившуюся, устойчиво реализующуюся самостоятельную отрасль права - экологическое право России.

Самостоятельность и автономность дисциплины «Экологическое право» в учебном плане определяют методологию и методику её изучения. Успешному усвоению дисциплины, наряду с теоретическим материалом, способствует изучение нормативной правовой базы и материалов правоприменительной практики, получаемых студентами в рамках их фактической жизнедеятельности в определенной окружающей среде и на конкретной территории. Все правовые категории (понятия и определения), содержащиеся в источниках экологического права, имеют универсальный характер и активно используются в законодательной, правоприменительной и судебной практике.

Важнейшей базой являются знания, усвоенные при изучении других отраслевых юридических дисциплин (конституционное, земельное, гражданское, административное, финансовое, налоговое, уголовное право). Большую помощь, в усвоении законодательного и теоретического материала, может оказать также обращение к фактическим данным, содержащихся в ежегодных Государственных докладах о состоянии охраны окружающей среды в субъектах РФ и в целом во всей Российской Федерации. Статистический материал как нельзя лучше помогает увидеть и понять состояние, структуру и факторы развития охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Любая теория отражает определённую общественную практику, подчинена её потребностям. С этой точки зрения, особенно важно использовать факты эколого-правовой жизни российского государства и общества. Поэтому, необходимо постоянно обращаться к текстам различных нормативно-правовых актов (Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, законам субъектов РФ и правоприменительной практике). Без анализа конкретного правового материала невозможно сформировать объективное представление о структуре экологического права, о предмете и методе правового регулирования, о путях взаимодействия с другими отраслями права, о принципах экологического права, об экономическом механизме ООС, о причинах негативного воздействия на объекты ООС, о существующих формах и видах социальной и юридической ответственности сферы охраны окружающей среды. Студент должен продемонстрировать свое умение находить, работать с природоохранными законами и иными нормативными правовыми актами.

В УМК предложены варианты практических заданий по каждой теме дисциплины, которые студент должен обязательно выполнить. Ответы на приведенные задания способствуют закреплению навыков и умений по применению теоретических знаний в практической деятельности, а также влияют на способности самостоятельно определять уровень свой подготовленности к различным видам рубежного контроля (зачет, экзамен, интернет-тестирование) по дисциплине «Экологическое право».

Самостоятельная работастудентов является основным видом их работы и включает в себя изучение учебников и учебных пособий, работ наиболее известных юристов, лекционного материала, нормативных правовых актов, подготовку докладов, рефератов, выполнение различных рекомендаций преподавателя.

Самостоятельная работа по дисциплине «Экологическое право» начинается с изучения УМК дисциплины, который содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся, программу курса. Затем следует ознакомиться с отдельными темами, приведенными заданиями и рекомендованной литературой, в порядке, предусмотренной программой курса. Получив представление об основах дисциплины и содержании конкретной темы, необходимо приступить к сбору и изучению нормативно-правового материала и специального учебника по экологическому праву. Студенту полезно ознакомиться с первоисточниками, т.е. основными федеральными законами регулирующие экологические правоотношения Для сохранения получаемой информации следует делать выписки или выжимки или составлять краткий конспект (дайджест) прочитанному.

При изучении дисциплины «Экологическое право» используются следующие виды самостоятельной работы:

предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;

изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;

ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

работа с дополнительной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;

решение практических заданий, предложенных преподавателем;

подготовка рефератов, тезисов докладов для выступлений на практических занятиях;

подготовка докладов на студенческих научных кружках и конференциях;

написание эссе по проблемным вопросам курса;

подбор литературы по заданной теме;

сравнительный анализ научных публикаций по заданной теме;

подготовка презентаций Power Point;

составление схем, таблиц, юридических кроссвордов;

Основными видами аудиторной работы являются лекции и практические занятия.

Лекция ( от лат.lectio – «чтение») – это одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное и модульное изложение преподавателем основ учебной дисциплины. Лекции для студентов заочной формы обучения носят обобщающий характер. Это означает, что они охватывают не отдельные вопросы учебной программы, а лишь системообразующие узловые темы. Относительно других, не раскрытых в лекции тем, преподавателем даются методические рекомендации по их самостоятельному изучению, на основе изложенной им лекции.

Цель лекции – создание основы для понимания правовой природы дисциплины и последующего самостоятельного освоения студентами учебного материала. Значение лекционных занятий особенно возрастает в настоящее время при изобилии учебной литературы, отражающей огромное разнообразие мнений, точек зрения существующих в юридической среде по одним и тем же вопросам. Поэтому усвоение единого лекционного курса, основанного на общей методологической базе, является необходимым для студентов.

На практических занятияхосуществляется последующее углубленное освоение юридического материала. Цель практических занятий заключается в углублении, расширении, детализации полученных на лекции знаний, выработке профессионально значимых умений и навыков. Практические занятия способствуют развитию профессионального мышления и культуры речи студентов, включая владения юридической терминологией, позволяют проверить усвоенные знания, выступают как средство оперативной обратной связи.

Подготовка студента к практическому занятию включает в себя следующее:

изучить конспекты лекций, соответствующие разделы учебников и учебных пособий;

изучить содержание Конституции Российской и иных рекомендованных по теме нормативных правовых актов;

законспектировать первоисточники, выписать основные термины и выучить их;

изучить дополнительную литературу по теме занятия, делая при этом необходимые выписки, которые понадобятся при обсуждении, подготовить реферат (доклад, эссе) по изучаемой теме;

постараться сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументированно его обосновать;

записать возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературы вопросы, чтобы затем на практическом занятии получить на них ответы;

составить план выступления по каждому вопросу практического занятия. Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана (8-10 мин.) и к участию в обсуждении и дополнении докладов, рефератов (3-5 мин.).

Работа студента на самом практическом занятии состоит в следующем:

выступление с докладом, рефератом по вопросам плана занятия;

выступление с обзором научной литературы по изучаемой теме;

приведение примеров из практики для иллюстрации высказанных теоретических положений;

решение практических заданий, с использованием нормативных правовых актов;

написание и представление дайджеста по новым законам, научным работам и статьям опубликованных в журналах;

презентация обсуждаемой темы или отдельного вопроса путем составления схем и таблиц или мультимедийного оформления;

решение тестовых и иных заданий, проводимых в целях проверки знаний студентов;

Студент должен знать, в чем отличие между рефератом, докладом и дайджестом. Приведем краткие пояснения основных результатов практических- занятий:

Реферат (от лат. referre – «сообщать») – краткое изложение в письменном виде научного материала по определенной теме (изложение книги, статьи и т.п.). Цель написания реферата – осмысленное систематическое изложение крупной научной проблемы, темы, приобретение навыка «сжатия» информации, выделения в теме главного, а также освоение приемов работы с научной и учебной литературой, приобретение практики правильного оформления текстов научно-информационного характера. Объем реферата до 10 страниц.

Доклад – это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично. Доклад как разновидность учебной и научной работы студентов применяется на практических занятиях и на студенческих конференциях. В качестве тем для доклада предлагается материал учебного курса, выносимый на самостоятельное изучение студентами. В форме доклада материал излагается более полно, обстоятельно, чем в реферате. Объем доклада не должен превышать 15 страниц. Тезисы доклада готовятся в объеме 1-2 страниц.

Дайджест – краткое изложение содержания конкретного нормативного правового акта, отдельной монографии, автореферата, статьи и т.п.

Тематика рефератов, докладов и дайджестов приведена в данном УМК (См.:п. 2.2 раздела 2 «Методические указания по изучению отдельных тем дисциплины»).

Изучение учебной дисциплины «Экологическое право» завершается экзаменом. На экзамене, в устной форме, не требуется точное воспроизведение лекционного материала или положений учебника. Но в любом случае, студент должен свободно владеть терминологией, знать содержание основных источников экологического права, понимать присущие эколого-правовой системе закономерности для того, чтобы чётко и последовательно ответить на поставленные вопросы. Экзамены могут проходить и в форме тестирования в компьютерном классе, по результатам которого выставляются экзаменационные оценки.

При прохождении рубежного контроля студенту необходимо обратить внимание на знание понятийного аппарата экологического права, закономерностей возникновения, функционирования и развития экологических правоотношений; основных проблем современных отношений системы «природа – общество -государство и право»; умение грамотно, аргументировано, логично выражать и обосновывать свою точку зрения по по всем правовым институтам экологического права. Ответы на экзамене, как и на семинарском занятии, необходимо увязывать с эколого-правовой действительностью. Подготовка к экзамену проводится по вопросам, представленным в данном УМК.

Практика приёма экзаменов по экологическому праву показывает, что отдельные студенты не понимают правовой природы, системности и структуры экологического права, не знакомы с содержанием основных источников этой отрасли права и недостаточно усвоили такие вопросы, как: экологические правоотношения (формы, виды и структура); природа разграничения и взаимодействия природоохранных, административных и природоресурсных норм права; система и структура государственных исполнительных органов власти в сфере охраны окружающей среды; субъекты и объекты отношений охраны окружающей среды; система и структура источников экологического права; экономический механизм охраны окружающей среды; юридическая ответственность за экологические правонарушения. Студентам необходимо обратить серьезное внимание на указанные пробелы и кроме того следует изучить темы представленные в особенной части дисциплины «Экологическое право».

Следует также учитывать, что интересы обеспечения права на благоприятную окружающую среду распространяются на каждую отрасль российского права и потому в содержании дисциплин выносимых на итоговую государственную аттестацию всегда содержатся вопросы и ответы по экологическому праву. В связи с этим, важно на текущем этапе обучения, необходимо закрепить, систематизировать и углубить знания по экологическому праву, предполагая и выбор соответствующей темы для написания дипломной работы.

Для самостоятельной подготовки к сдаче экзаменов студентам надлежит использовать сайт www. fepo.ru, с помощью которого можно пройти пробное компьютерное тестирование по дисциплине «Экологическое право».

Полное методологическое и методическое обеспечение по организации всех видов и форм самостоятельной работы студентов приведены в учебно-методическом пособии профессора Н.Т. Разгельдеева: «Практикум по экологическому праву». Саратов, 2009.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.