Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая и ситуационная логика в социальном познании




Проблема свободы от оценочных суждений

В решении данной проблемы Поппер исходит из того, что, хотя истина является ведущей научной ценностью, она не единственная, ибо есть чисто научные ценности и антиценности, как и вненаучные ценности и антиценнос­ти. Поскольку, рассуждает философ, невозможно осво­бодить работу науки от вненаучных приложений и оценок,

1 См.: Поппер К. Нищета историцизма// Вопросы филосо­фии. 1992. № 10. С. 52-53.


__________________________________ Глава X

одной из задач научной критики и научной дискуссии яв­ляется борьба со смешением этих ценностных сфер, а в особенности — за исключение вненаучных оценок из воп­росов об истине.

С точки зрения Поппера, задача изгнания вненаучных ценностей из научной деятельности практически невыпол­нима, ибо «лишить ученого партийности невозможно, не лишив его одновременно человечности» Точно также нельзя запретить ему оценивать или ломать его оценки, не сломав его ранее как человека и как ученого. Вот почему британс­кий философ убежден в том, что объективный и свобод­ный от ценностей ученый не является идеальным ученым. Без страсти вообще ничего не движется и уж тем менее чистая наука.

Дело не в том, констатирует Поппер, что объективность и свобода от ценностей практически недостижимы для от­дельных ученых, а в том, что объективность и свобода от ценностей сами являются ценностями. А так как свобода от ценностей сама представляет собой ценность, то требо­вание безусловной свободы от ценностей парадоксально. По мнению философа, этот парадокс исчезает тогда, ког­да одной из задач научной критики является обнаружение смешения ценностей и различение чисто научных ценнос­тных вопросов об истине, релевантности, простоте и т. д. от вненаучных вопросов1.

Согласно Попперу, в социальном познании — как и в естественнонаучном — применяется (должна применять­ся) общая логика. Последняя есть не что иное как чисто дедуктивная, формальная логика, важная функция кото­рой, как считает британский философ, состоит в том, что­бы стать органоном (орудием) критики, быть «теорией ра­циональной критики».

1 См.: Поппер К. Логика социальных наук//Вопросы филосо­фии. 1992. № 10. С. 71.


Философско-методологические проблемы социального познания

Кроме общей логики, для гуманитарного познания характерна ситуационная логика — «специальная логика познания социальных наук». Эти науки (особенно социо­логия) всегда стоят перед задачей объяснения невольных и часто нежелаемых социальных человеческих действий, которые не могут быть объяснены средствами рациональ­ной (общей) логики.

Основные тезисы Поппера о ситуационной логике:

1. «В социальных науках есть чисто объективный метод, который можно было бы обозначить как метод объективно­го понимания или ситуационной логики. Объективно по­нимающая социальная наука... заключается в том, что в достаточной степени подвергает анализу ситуацию действу­ющего человека, с тем, чтобы объяснить действие из ситу­ации, не прибегая к помощи психологии. Объективное понимание состоит в том, что мы видим, как поведение объективно соответствует ситуации»1, т. е. что это за чело­век, каковы его объективные цели, какими теориями он руководствуется, какой информацией обладает и т. п. Поп-пер согласен с тем, что психология есть социальная наука, но он считает, что невозможно без остатка объяснить об­щество психологически или свести его к психологии.

2. Метод ситуационного анализа является хотя и инди­видуалистическим методом, но не психологическим, по­скольку он принципиально исключает психологические моменты и замещает их объективными ситуационными элементами. Этот метод и есть то, что называется «ситуа­ционной логикой», «специальной логикой познания со­циальных наук».

3. Данная логика в общем считается как с физическим миром, так и с социальным миром, кроме того — с соци­альными институтами (традиции, обычаи, государство, церковь и др.).

1 Поппер К. Логика социальных наук//Вопросы философии. 1992. № 10. С. 74.


__________________________________ Глава X




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.