Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления. Особенности философского мышления




Особенности философского мышления

Ключевые понятия

Тема 1. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Атман — душа, вечная и неизменная сущность индивида.

Брахма н — высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.

Майя — мировая иллюзия, пелена, заслоняющая под­линный мир.

Ахимса — принцип непричинения зла всему живому.

Дхарма — космический порядок, совокупность обязан­ностей человека, его долг.

Нирвана — идеальное состояние отрешенности, характе­ризующееся утратой чувства "я", которое растворяется в Аб­солюте (Брахмане).

Рита — космический миропорядок, закон.

 

1. Тесная связь с мифологическими и религиозными пред­ставлениями.

2. Преимущественный интерес к духовному миру.

3. Интровертный характер философского умозрения.

4. Нравственная направленность философских исканий.

5. Слабая связь философских идей с научным знанием.

 

Становление философской традиции в Древней Индии связывают с Ведами (II—I тыс. до н.э.) — первым литератур­ным памятником индийского народа. Собственно предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) как генетическом и субстанциальном начале все­го сущего. В подобном же русле развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-кос­мическом бытии.

На основе Вед в Древней Индии сформировались орто­доксальные (признающие авторитет этого источника) фило­софские школы — веданта, йога, вайшешика и др.

Веданта — одна из первых систем древнеиндийской фи­лософии. В ней несистематизированные ранее предфилософские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Осно­ву мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, — Брахмане. Мир феноменов же счита­ли иллюзией (майя), за которой скрывается все тот же Брах­ман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает завесу майи, он обнаруживает, что Брахман и Атман — одно и то же. Данное тождество наш­ло свое адекватное выражение в формуле "тат твам Аси" ("ты есть Он"). На этой основе возник один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма — принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.

Йога — философско-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала взаимосвязан­ные аспекты: самоограничение (аскетизм) и медитацию (вхож­дение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания).

Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: 1) яма — воздержание; 2) нияма — этиче­ская культура; 3) асана — положение тела; 4) пранаяма — контроль за дыханием; 5) пратьяхара — выключение чувств; 6) дхарана — внимание; 7) дьяна — созерцание; 8) самадхи — сосредоточение.

Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу достичь состояния экстаза, чтобы полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности.

Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI-V вв. до н.э.). Согласно данной фи­лософии, мир состоит из качественно разнородных и различ­ных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообраз­ный изменяющийся мир вещей.

Неортодоксальные школыбуддизм, чарвака — вклю­чают в свои философские построения те или иные положе­ния Вед.

Буддизм (VI-V вв. до н.э.) — другая великая философско-этическая система Древней Индии. Основатель — ин­дийский царевич Сиддхарта Гаутама(556-476 до н.э.), прозванный впослед­ствии Буддой (Просветленным).

Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм — явля­ется краеугольным камнем буддизма. Комбинация их со­ставляет то, что принято считать телом, ощущениями, ду­шой. Отсюда следовал вывод о том, что душа и тело не со­ставляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как пра­вило, не осознает.

В основу нравственного учения Будды положены, четыре «благородные истины»:

"истина страдания" (универсальное свойство челове­ческой жизни, им проникнуты все ее стороны);

"истина причины " (основа происхождения страдания, корень которого в страстях человека);

"истина освобождения " (отказ человека от желаний и подавление собственных страстей);

"истина пути" (освобождение от страданий и достиже­ние нирваны).

Путь, ведущий к освобождению от страданий, достиже­нию нирваны, восьмеричен. Его ступенями являются: пра­вильная вера; правильная решимость; правильная речь; пра­вильное действие; правильное усилие; правильный образ жизни; правильное направление мысли; правильное сосре­доточение.

Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было породить нравственное очищение человека в свете истины.

Локаята (VIII-VII вв. до н.э.) — неортодоксальное мате­риалистическое направление, отвергавшее идею потусторонего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака (чар -четыре, вака - слово). Чарваки учили, что в основе мира ле­жат четыре материальных элемента - земля, вода, воздух и огонь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.