КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные философские школы и направления. Особенности философского мышления
Особенности философского мышления Ключевые понятия Тема 1. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Атман — душа, вечная и неизменная сущность индивида. Брахма н — высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится. Майя — мировая иллюзия, пелена, заслоняющая подлинный мир. Ахимса — принцип непричинения зла всему живому. Дхарма — космический порядок, совокупность обязанностей человека, его долг. Нирвана — идеальное состояние отрешенности, характеризующееся утратой чувства "я", которое растворяется в Абсолюте (Брахмане). Рита — космический миропорядок, закон.
1. Тесная связь с мифологическими и религиозными представлениями. 2. Преимущественный интерес к духовному миру. 3. Интровертный характер философского умозрения. 4. Нравственная направленность философских исканий. 5. Слабая связь философских идей с научным знанием.
Становление философской традиции в Древней Индии связывают с Ведами (II—I тыс. до н.э.) — первым литературным памятником индийского народа. Собственно предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) как генетическом и субстанциальном начале всего сущего. В подобном же русле развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-космическом бытии. На основе Вед в Древней Индии сформировались ортодоксальные (признающие авторитет этого источника) философские школы — веданта, йога, вайшешика и др. Веданта — одна из первых систем древнеиндийской философии. В ней несистематизированные ранее предфилософские идеи предстали уже в виде теоретической системы. Основу мира ведантисты видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, — Брахмане. Мир феноменов же считали иллюзией (майя), за которой скрывается все тот же Брахман. По мере того, как человек, совершенствуясь духовно и интеллектуально, прорывает завесу майи, он обнаруживает, что Брахман и Атман — одно и то же. Данное тождество нашло свое адекватное выражение в формуле "тат твам Аси" ("ты есть Он"). На этой основе возник один из фундаментальных нравственных принципов ведантизма — принцип ахимсы, требующий непричинения зла всему живому в мире.
Йога — философско-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала взаимосвязанные аспекты: самоограничение (аскетизм) и медитацию (вхождение в состояние глубокого внутреннего самосозерцания). Для просветления ума (читты) были разработаны восемь ступеней йоги: 1) яма — воздержание; 2) нияма — этическая культура; 3) асана — положение тела; 4) пранаяма — контроль за дыханием; 5) пратьяхара — выключение чувств; 6) дхарана — внимание; 7) дьяна — созерцание; 8) самадхи — сосредоточение. Считалось, что последовательное применение этих средств позволяет йогу достичь состояния экстаза, чтобы полностью войти в объект постижения и отчетливо познать его во всей полноте и ясности. Своего расцвета древнеиндийский материализм достиг в системе вайшешики (VI-V вв. до н.э.). Согласно данной философии, мир состоит из качественно разнородных и различных по размерам и форме мельчайших частиц — ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает многообразный изменяющийся мир вещей. Неортодоксальные школы — буддизм, чарвака — включают в свои философские построения те или иные положения Вед. Буддизм (VI-V вв. до н.э.) — другая великая философско-этическая система Древней Индии. Основатель — индийский царевич Сиддхарта Гаутама(556-476 до н.э.), прозванный впоследствии Буддой (Просветленным).
Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм — является краеугольным камнем буддизма. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следовал вывод о том, что душа и тело не составляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает. В основу нравственного учения Будды положены, четыре «благородные истины»: ♦ "истина страдания" (универсальное свойство человеческой жизни, им проникнуты все ее стороны); ♦ "истина причины " (основа происхождения страдания, корень которого в страстях человека); ♦ "истина освобождения " (отказ человека от желаний и подавление собственных страстей); ♦ "истина пути" (освобождение от страданий и достижение нирваны). Путь, ведущий к освобождению от страданий, достижению нирваны, восьмеричен. Его ступенями являются: правильная вера; правильная решимость; правильная речь; правильное действие; правильное усилие; правильный образ жизни; правильное направление мысли; правильное сосредоточение. Восьмеричный путь Будды предполагал собой целостный образ жизни, в котором единство знания, нравственности и поведения должно было породить нравственное очищение человека в свете истины. Локаята (VIII-VII вв. до н.э.) — неортодоксальное материалистическое направление, отвергавшее идею потусторонего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака (чар -четыре, вака - слово). Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента - земля, вода, воздух и огонь.
Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |