Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные философские школы и направления. Особенности философского мышления




Особенности философского мышления

Ключевые понятия

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тесты

1. Слова: "Раздавите гадину!" принадлежат:

а) Д. Дидро;

б) Ф. Вольтеру;

в) П.А. Гольбаху.

2. Призыв "Назад к природе!" прозвучал в произведении

Ж.Ж. Руссо:

а) "Рассуждение о неравенстве";

б) "Трактат об общественном договоре";

в) "Новая Элоиза";

г) "Эмиль, или О воспитании".

3. Родоначальником концепции географического детерминизма выступает:

а) Ф. Вольтер;

б) Ж.Ж. Руссо;

в) Ш.Л. Монтескье;

г) К.А. Гельвеций.

4. К материалистическому крылу Просвещения можно

отнести:

а) Ж.Ж. Руссо;

б) Ш.Л. Монтескье;

в) Ж.О. Ламетри;

г) К.А. Гельвеция;

д) П.А. Гольбаха.

 

Антиномия (греч. antinomia — противоречие в законе - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Данное понятие ис­пользовано И. Кантом для обоснования тезиса, согласно ко­торому разум не может выйти за пределы чувственного опы­та и познать "вещь в себе", ибо подобного рода попытки ведут к противоречиям.

"Абсолютная идея" — универсальная схема творческой деятельности "мирового духа", которая сближается Г. Геге­лем с понятием бога. В отличие от теистического бога идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренняя закономерная необходимость.

"Вещь в себе" — означает, что все предметы окружающе­го мира, а также сверхприродные сущности (бог, свобода и т.д.) недоступны опыту и непознаваемы.

"Наукоучение" — учение о науке, отождествляющееся с философией вообще как со "знанием знания".

Рассудок и разум — ступени или способы мышления, выделяемые некоторыми представителями немецкой клас­сической философии. Под рассудком они понимали способ­ность правильно рассуждать, умозаключать, последовательно излагать свои мысли, под разумом — находить причины и сущность явлений, рассматривать их всесторонне, вскры­вать единство противоположностей.

1. Критика познания как средство достижения философских выводов.

2. Разработка законов объективной и субъективной диалектики.

3. Историзм в изучении общества.

4. Замена утилитарной этики философскими доказательствами с помощью абстракций.

Начало классический немецкой философии было положено творчеством И. Канта (1724-1804), которое условно разделяют на два периода — докритический (до 1770) и кpитический. В докритический период интересы И. Канта сосредоточивались главным образом на проблемах естественнонаучного и натурфилософского характера. Результатом явился трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором обосновывалась космогоническая гипотеза. Начало критического периода творчества совпадает с написанием труда "О формах и принципах чувственности воспринимаемого и умопостигаемого мира" (1770). Основное произведение И. Канта, относящееся к данному периоду, "Критика чистого разума" (1781).

И. Кант считал правильными суждения эмпириков об опытной природе нашего знания. При этом он отклонял идею "чистой доски", на которой природа пишет свои письмена. Философ выступал также против "врожденных" идей рационалистов, хотя усматривал в этом некоторый плодотворный смысл. Вместо "врожденных" идей И. Кант ввел понятие "априорные формы" чувственности и рассудка, что, по существу, изменило познавательную ситуацию. Доступ к "вещи в себе" оказался невозможным из-за этих форм. Получалось, что человек может знать лишь мир явлений. Bнутреннее же содержание вещей непознаваемо.

На основе результатов критики теоретического разума И. Кант построил свою этику. Данной проблеме был посвящен труд "Критика практического разума" (1788). Ocновной посылкой этики И. Канта было убеждение в том, что всякая личность ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач. Законом своей этики он провозгласил формальное внутреннее повеление — категорический императив.

Таким образом, критическим исследованием разума И.Кант обосновал идею новой метафизики, имеющей в качестве основы морального поведения закон свободы. Философия же в целом должна была отвечать на фундаментальные вопросы: "Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».

Важный шаг в переоценке наследия И. Канта сделал Фихте (1762-1814), указавший на противоречивость по­нятия "вещи в себе" и потребовавший его устранения из кри­тической философии как рецидива догматического мышле­ния Свою философию И. Фихте назвал "наукоучением". Последнее должно было выразить и обосновать фундамен­тальную идею о том, что практически-деятельное отношение к предмету лежит в основе теоретически созерцательного от­ношения.

Тождество противоположностей субъекта и объекта стано­вится отправным пунктом учения Ф. Шеллинга (1775-1854). Задача натурфилософии заключалась, по его мнению, в том, чтобы раскрыть последовательные стадии развития природы от низших к высшим. Мыслитель интерпретировал данное развитие как некий "творческий акт", непостижимый для ра­зума, который может быть раскрыт только интеллектуальной интуицией, представляющей единство сознательного и бес­сознательного. Подобная интуиция — достояние немногих.

Крупнейшим представителем немецкой классической философии был Г. Гегель (1770-1831). Отождествив понятие с сущностью вещей, он представил мировое развитие как развитие духа ("абсолютной идеи").

Разработка диалектического метода явилась подлинной исторической заслугой философа. Г. Гегель развил мысли о движении, переходе количественных изменений в качест­венные и обратно, противоречии как источнике развития, отрицании, развитии от низшего к высшему и т.д. Он разработал и сформулировал основные законы диалектики. Но диалектика Гегеля не была диалектикой объективной действительности. Ее законы и категории философ выводил не из природы и человеческой истории, а навязывал их природе и обществу в качестве законов чистого мышления.

Философия Гегеля стала воплощением классического типа философствования, который в свою очередь имел ряд важных результатов. Он заявил о себе теоретико-методоло­гическим обоснованием революционных преобразований науке, что отчетливо выразилось в создании классической научной парадигмы. Вместе с тем данный тип философствования обнажил бесплодность тенденции, увлекавшей мыслителей к созданию универсальных метафизических систем, Он также поставил проблему диалектического мышления, подготавливая тем самым прорыв к постижению диалектики объективного мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.