Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрывки из философских текстов. Если вернуться к нашей шкале ценностей, то мы должны сказать: в Я не только самое глубокое




Если вернуться к нашей шкале ценностей, то мы должны сказать: в "Я" не только самое глубокое, но и самое высокое может быть бессознательным.

***

Толкование сновидений есть дорога в царские чертоги к познанию бессознательного, самое определенное основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убежденность и свое образование.

***

Мы выработали себе понятие о либидо, как о меняющей­ся количественной силе,

которая может измерять все про­цессы и превращения в области сексуального возбуждения. Это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить в основу душевных процессов, в отношении ее особого происхождения, и этим приписываем ей также особый качественный характер.

***

To, что мы называем "характером" человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбужде­ний и составляется из фиксированных с детства влечений, приобретенных благодаря сублимированию, и из таких кон­струкций, которые имеют своим назначением энергичное по­давление нервозных, признанных недопустимыми душев­ных движений.

3. Фрейд

 

Дело в том, что мы должны различать личное бессозна­тельное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное именно потому, что оно отделено от личного и является абсо­лютно всеобщим...

***

Коллективное бессознательное как оставляемый опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, a priori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. В этом образе с течением времени выкристаллизо­вывались определенные черты, так называемые архетипы, или доминанты. Это господствующие силы, боги, т.е. образы доминирующих законов и принципы общих закономернос­тей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживаемых душой.

***

Психология отдельного человека, однако, соответствует психологии нации. То, что делают нации, то делает и каж­дый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и на­ция...

К. Юнг

 

Для экзистенциалиста человек потому не поддается опре­делению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.

***

 

Экзистенциализм охотно заявит, что человек — это тре­вога. А это означает, что человек, который на что-то решает­ся и сознает, выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с со­бой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности.

***

Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл.

Ж.П. Сартр

 

Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии.

А. Камю

Религия и наука — две неразрывно связанные стороны, или фазы, одного и того же полного акта познания, который только один смог бы охватить прошлое и будущее эволюции, чтобы их рассмотреть, измерить и завершить. Во взаимном усилении этих двух все еще антагонистических сил, в соедине­нии разума и мистики человеческому духу самой природой его развития предназначено найти высшую ступень своей прони­цательности вместе с максимумом своей жизненной силы.

Т. де Шарден

Я делаю утверждения о действительности с различной степенью уверенности. Как проявляется степень увереннос­ти? Каковы ее последствия?

***

Наставление "А является физическим объектом" мы ад­ресуем лишь тому, кто пока еще не понимает — либо того, что означает А, либо — что значит "физический объект". Стало быть, это — наставление об употреблении слов, а "фи­зический объект" — это логическое понятие (подобно цвету, величине…) Вот почему нельзя [корректно] сформулировать такое предложение, как "физические объекты существуют".

***

Словом "достоверный" мы выражаем полную убежден­ность, отсутствие всяких сомнений и тем самым стремимся убедить других. Это субъективная достоверность. А когда можно говорить об объективной достоверности? Когда ошиб­ка невозможна? Но что это за невозможность? Не должна ли ошибка быть логически исключена?

Л. Витгенштейн

 

Я полагаю, что цель науки найти удовлетворительное объяснение всего того, что заявляет о себе как нуждающееся в объяснении.

***

Всякий раз, когда мы приступаем к объяснению некото­рого предположительного закона или теории посредством новой предположительной теории более высокой степени универсальности, мы открываем нечто большее о мире, мы проникаем глубже в его секреты. И всякий раз когда нам удается фальсифицировать теорию этого рода, мы совершаем новое важное научное открытие. Ибо эти фальсификации наи­более важны. Они учат нас неожиданности. И они снова и снова убеждают нас в том, что наши теории, хотя они сотво­рены нами, хотя они наши изобретения, являются, тем не менее, подлинными утверждениями о мире: ведь они сталки­ваются с тем, что никогда нами не создавалось.

К. Поппер

 

Противоречие между догматиками, заявляющими, что мы можем знать, и скептиками, заявляющими, что мы не можем знать или, по крайней мере, не можем знать, что и когда мы можем знать, — основной вопрос эпистемологии.

И. Лакатос

Не только от случая к случаю, но всегда смысл текста превышает авторское понимание. Поэтому понимание явля­ется не только репродуктивным, но всегда также и продук­тивным отношением. Пожалуй, неверно в связи с этим про­дуктивным моментом, заложенным в понимании, говорить о том, что мы понимаем лучше... Достаточно сказать, что мы понимаем иначе — если мы вообще понимаем.

Х.-Г. Гадамер

 

Мое я современного человека сформировалось... в диа­лектическом тупике "прекрасной души", не умеющей раз­глядеть в обличаемом ею хаосе мира причины собственного своего бытия. Но из тупика этого, где дискурс субъекта при­обретает характер бреда, ему предлагается выход. Он может вступить в полноценное общение в рамках общего дела нау­ки и в тех ролях, которые принадлежат ей в мировой циви­лизации; внутри колоссальной объективации, этой наукой обусловленной, общение это будет эффективным и позволит ему забыть о своей субъективности. Он примет деятельное участие в этом общем деле своим повседневным трудом и за­полнит свой досуг всеми щедрыми благами культуры, кото­рые — от детектива до исторических мемуаров, от общеобра­зовательных лекций до ортопедии группового общения — дадут ему все необходимое, чтобы забыть о своем существо­вании и смерти и в мнимом общении пренебречь смыслом своей собственной жизни.

***

То, что я ищу в речи — это ответ другого. То, что консти­туирует меня как субъекта — это мой вопрос. Чтобы полу­чить признание от другого, я говорю о том, что было, лишь ввиду того, что будет. Чтобы найти его, я называю его по имени, которое, отвечая мне, он должен либо принять, либо отвергнуть.

Ж. Лакан

 

Знать — значит говорить так, как нужно, и так, как это предписывает определенный подход ума; говорить — значит знать нечто и руководствоваться тем образцом, который навязан окружающими людьми. Науки - это хорошо органи­зованные языки в той же мере, в какой языки - это еще не разработанные науки.

М.Фуко




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-22; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.