Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения налоговыми органами проверок по применению контрольно-кассовых машин




Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю

Обязанности должностных лиц органов государственного контроля при проведении проверки

 

В соответствии с Постановлением СМ РФ от 27 мая 1993 г. N 501 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации" должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованных ограничений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

 

60. Какие права имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении государственного контроля (надзора) и как осуществляется их защита?

 

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

 

61. Имеют ли юридические лица и индивидуальные предприниматели право на возмещение убытков, понесенных при проведении проверки?

 

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

 

62. Осуществляется ли государственная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверки?

 

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства Российской Федерации, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

Прокуратура в рамках ст. 24.6 КоАП РФ*(7) осуществляет надзор за соблюдением законодательства РФ об административных правонарушениях при производстве по делам, рассматриваемым исполнительными органами и должностными лицами, а также единолично судьями (мировыми судьями), приносит протесты на вступившие в законную силу постановления о назначении административных наказаний.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Исходя из характера нарушений закона должностным лицом прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в десятидневный срок. О результатах его рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

 

63. Каким образом осуществляется общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверки?

 

Организации, независимо от организационно-правовых форм, имеют право в соответствии с уставными документами осуществлять защиту прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством РФ.

Объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации вправе:

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

обращаться в суд в защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

64. Особенности проведения проверок торговых точек организаций и индивидуальных предпринимателей в связи с вступлением в силу Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"

 

В соответствии с Письмом Департамента Госторгинспекции, внутренней торговли и общественного питания Минэкономразвития РФ*(8) и в целях неукоснительного выполнения требований Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон) впредь до приведения нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом они, включая Положение о Госторгинспекции, утвержденное Постановлением СМ РФ от 27 мая 1993 г. N 501, применяются в части, не противоречащей Закону.

В целях реализации требований Закона необходимо разработать и утвердить бланк распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю, в котором указывается:

номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

фамилия, имя, отчество госинспектора (госинспекторов), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативно-правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Мероприятие по контролю осуществляется только при наличии распоряжения (приказа) или его заверенной печатью копии, которое предъявляется госинспектором руководителю или иному должностному лицу юридического лица, или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. Допускается продление указанного срока еще на один месяц руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т.д.

Следует учитывать, что Законом установлена продолжительность мероприятия по контролю - один месяц (за исключением случаев, указанных в Законе), независимо от того, имеются ли у юридического лица филиалы магазинов (ресторанов, кафе и т.д.), расположенные на территории субъекта Российской Федерации. При этом в распоряжении о проведении мероприятия по контролю указывается наименование юридического лица, номер магазина и его адрес (при наличии такового).

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В целях упорядочения контрольной деятельности и эффективного проведения мероприятий по контролю органы Госторгинспекции должны ежеквартально запрашивать в органах, занимающихся регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, точные реестры - дислокации субъектов торговой деятельности, расположенных на территории муниципального образования.

Внеплановые проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя проводятся по мотивированному решению Госторгинспекции в случаях:

осуществления контроля за исполнением предписания об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений обязательных требований;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

При этом обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Законом установлены ограничения при проведении мероприятий по контролю. В частности, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей и т.д.

Исходя из смысла и содержания ст. 182 Гражданского кодекса РФ под "представителем" следует понимать лицо (физическое или юридическое), которое выступает от имени представляемого и в его интересах в силу полномочий, основанных на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа местного самоуправления. Полномочия также могут явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир) организации, которая оказывает публичные услуги населению (торговые, бытовые, транспортные и т.д.) или совершает определенный круг сделок от имени организации в определенном месте (магазине, ресторане, кафе и т.д.).

По результатам мероприятий по контролю лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В действующие акты Госторгинспекции вносится дополнительная графа с указанием даты и номера распоряжения (приказа) о проведении мероприятий по контролю, а также включаются сведения о лицах, на которые возлагается ответственность за совершение установленных правонарушений.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному предпринимателю (его представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле Госторгинспекции.

В случае выявления в результате проверки административного правонарушения госинспектором на месте составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

По окончании проверки госинспектором делается запись в журнале учета мероприятий по контролю, содержащая сведения:

о дате и времени проведения мероприятия по контролю;

о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю;

о выявленных нарушениях;

о составленных протоколах;

о выданных предписаниях.

Указанные сведения подписываются госинспектором (с расшифровкой подписи).

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.

Законом предусмотрены обязанности и ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая право на возмещение убытков, понесенных ими при проведении государственного контроля, ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение требований Закона. Кроме того, Законом предусмотрена государственная и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

Следует отметить, что среди основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) Закон указывает недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Среди мер, применяемых должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах их компетенции, в случае, если в процессе проведения мероприятий по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, и в целях недопущения причинения вреда Закон предусматривает такие меры, как:

доведение до сведения потребителей информации об опасном товаре (работе, услуге) и способах предотвращения возможного вреда;

приостановление производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыв товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

 

65. Кто может проводить контрольные закупки и каким образом оформляется контрольная закупка?

 

Контрольную закупку могут осуществлять работники органов внутренних дел (в соответствии с возложенными полномочиями) и инспекторы инспекции по торговле. Налоговые органы правом контрольной закупки не наделены!

Контрольная закупка оформляется актом, который прилагается к акту проверки торгового предприятия.

 

 

Проверка правильности применения предприятием контрольно-кассовых машин проводится в присутствии соответствующих должностных лиц проверяемого предприятия и в полном соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и других законодательных и нормативных актов, положений.

Проверки по вопросам соблюдения действующего законодательства по применению контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением и правильности уплаты местных налогов и сборов рекомендуется проводить в следующей последовательности.

На первоначальном этапе проверки устанавливается организационно-правовая форма предприятия (торговой точки), его наименование. Выясняется, осуществляет ли оно реализацию товаров и услуг населению, в том числе реализацию винно-водочных изделий и других подакцизных товаров; проверяется наличие ценников на товары и прейскурантов на услуги, применение при расчетах с населением ККМ, выдача на руки покупателю кассового чека или другого заменяющего его документа, утвержденного в установленном порядке. С согласия покупателей просматриваются выданные им чеки на предмет их четкости и полноты в них соответствующих реквизитов и фирменных знаков. При необходимости в установленном порядке производится контрольная закупка, которая оформляется соответствующим актом.

После этого проверяющие предъявляют руководителю или другому должностному лицу предприятия документы, удостоверяющие их личность и должность; предъявляют поручение налогового органа и приступают к документальной проверке. В частности, проверяются лицензия на право торговли, лицензия на право торговли винно-водочными изделиями и другими подакцизными товарами; документы на право собственности (или аренды) помещения, земельного участка; документы, удостоверяющие личность работников (продавцов), их принадлежность данному предприятию; документы, подтверждающие регистрацию предприятия и постановку его на учет в налоговом органе, и др.

При отсутствии лицензий проверяющие определяют и фиксируют сумму выручки, полученную в результате торговли, для последующего взыскания в установленном порядке в бюджет незаконно полученного дохода.

При документальной проверке применения контрольно-кассовых машин необходимо установить наличие на предприятии ККМ, регистрацию в налоговых органах, наличие технической документации и регистрационных карточек на ККМ. Сверяются данные предприятия, записанные в книге учета ККМ в налоговом органе, с документами, представленными предприятием (номер паспорта завода-изготовителя, номер регистрационной карточки ККМ и др.). Особое внимание обращается на тождественность таких данных, как номер паспорта, заводской номер ККМ, номера счетчиков, место установки ККМ. В случае расхождений в записях проверяющий выясняет их причину; результаты отражаются в акте проверки, руководству предприятия предлагается принять меры по устранению этих нарушений и недостатков.

Проверка правильности эксплуатации производится непосредственно на месте установки ККМ в торговом зале путем осмотра внешнего состояния ККМ (тождественность заводского номера на машине и в документах, наличие пломб на кожухе машины, работа табло на покупателя, качество чека и полнота напечатанных на нем реквизитов и др.). Если в ходе проверки будет установлено, что машина выдает кассовый чек с нечетким шрифтом и не со всеми реквизитами, проверяющий констатирует неисправность ККМ и в доказательство этого прилагает к материалам документальной проверки кассовый чек (в том числе и контрольный), не соответствующий установленным правилам.

После осмотра контрольно-кассовой машины рекомендуется тщательно проверить имеющиеся ленты (особенно в местах обрыва), обращая особое внимание на порядковые номера на ленте. Проверяются дата и время совершения торговой операции, количество гашений счетчиков и все ли они проводились в присутствии представителя налогового органа. Следует иметь в виду, что в некоторых моделях ККМ дата и время продажи вводятся механически, что не исключает возможности злоупотреблений при использовании ККМ. В то же время нумерация чеков на всех машинах, включенных в Государственный реестр, осуществляется автоматически, что позволяет установить допущенные злоупотребления относительно утраты или замены части контрольной ленты.

Следует также проверить нулевые чеки: их количество, время пробития, если такие чеки пробивались в течение смены, выясняется, чем была вызвана эта необходимость.

Выборочно проверяется соответствие цены на товар, указанной в накладной на поступление товаров, цене, указанной на ценнике, а также наличие на ценнике подписи материально ответственного лица, заверенной печатью (штампом) предприятия, и даты составления. Наименование товара, его сортность, марка, указанные на ценнике, должны соответствовать данным накладной.

При выявлении ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе, необходимо убедиться в том, что эта машина не находится в скрытой эксплуатации. С этой целью рекомендуется проверить паспорт на эту машину, документы о ее приобретении, показания суммирующих счетчиков, а также книгу кассира-операциониста и контрольные ленты по указанным ККМ.

В порядке проверки организации на предприятии ремонта и технического обслуживания ККМ рекомендуется проверить наличие договора с региональным техническим центром по ремонту и обслуживанию ККМ (или другой организацией, выполняющей эту работу), а также ведение записей в журнале вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ по форме N 30 Типовых правил по эксплуатации ККМ.

При проверке предприятия, которое действует в соответствии с Постановлением СМ РФ от 30 июля 1993 г. N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ", следует проверить обоснованность применения форм бланков строгой отчетности в качестве документов строгой отчетности (кем утверждены, для каких целей и на какой срок), организацию учета, хранения и выдачи этих бланков. Использование бланков строгой отчетности по формам, не утвержденным Министерством финансов РФ, не освобождает это предприятие от обязанности применять ККМ.

Выявленные проверкой нарушения порядка учета, хранения и выдачи бланков строгой отчетности следует рассматривать как нарушение правил ведения бухгалтерского учета, ответственность за которое наступает в административном порядке.

В случае выявления факта невыдачи клиенту квитанции или другого приравниваемого к чеку документа строгой отчетности или выдачи документа с указанием суммы, менее уплаченной, проверяющий делает соответствующую запись в акте проверки. Ответственность за эти нарушения несет лицо, обязанное выдать эти документы.

При проверке наличия прейскуранта на оказываемые услуги проверяющий обращает внимание на обоснованность этого документа (кем утвержден, когда, для какой отрасли, ведомства, предприятия), внешнее оформление (четкость написания, наличие заверяющей подписи, печати (штампа) и др.), а также на размещение его в доступном для клиента месте.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.