Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Византия в XII—xv ВВ. Османские завоевания на Балканах 4 страница




Крупнейшим памятником архитектуры ранней Византии был храм Божественной мудрости (св. Софии) в Константинополе, воздвигнутый при Юстиниане I Исидором из Милета и Анфймием из Тралл. Грандиозные размеры храма, залитого светом из сорока окон по окружности гигантского купола, как небосвод венчавшего здание, символизировали могущество и единство христианской империи. Храм сиял внутренним убранством: золотом мозаик, мрамором колонн, красками фресок.

Культура Византии во второй половине IX—XII в. В IX- XII вв. культура Византии стала преимущественно греческой. Борьба с арабами, главную роль в которой играли свободные крестьяне, отразилась в песенном народном творчестве, пронизанном идеей патриотизма. Цикл народных песен о войнах с арабами лег в основу героической эпической поэмы «Дигенис Акрит». Проявились в литературе и демократические тенденции городских кругов, недовольных засильем чиновной аристократии. В сатирическом произведении «Тимарион» (XII в.) под видом путешествия в ад и чудесных встреч с умершими бичуются ханжество и лицемерие, глупость и тщеславие.

Получили распространение апокрифы — тайные книги, полулегенды — полуеретические трактаты, содержавшие острую критику церковных догматов и принципов организации официальной церкви.

Интерес к античности стал еще более глубоким. Даже высшие церковные чины в личной переписке старались блеснуть цитатой, образом, аллегорией из сочинений язычников древности. Предпринимались попытки систематизации знаний, достигнутых в античности. Появились компилятивные медицинские и сельскохозяйственные энциклопедии.

Выдающимся образцом историографии XI в. является «Хроно-графия» Михаила Пселла, философа, историка, ритора, энциклопедически образованного блестящего стилиста. «Хронография» поражает живостью описания, меткостью характеристик, тонким психологизмом, яркостью портретов, но в то же время полным пренебрежением к жизни народа и главным событиям современности.

На смену Мангаврской школе пришел открытый в середине XI в. в столице университет из двух факультетов — философского и юридического.

Возглавлявший философский факультет Пселл пытался совместить изучение античной философии с богословием. Философ Иоанн Итал отдавал в некоторых вопросах предпочтение античному знанию и поэтому был осужден как еретик.

В архитектуре в этот период постепенно утверждались малые формы. На смену обширной базилике пришел крестово-купольный храм средних и малых размеров. Внутренность церквей утратила монументальность. Церковная живопись достигла в Х в. предела стилизации. Аскетические лики икон и фресок были безжизненными аллегориями христианских добродетелей, а не образами реальных людей.

Поздневизантийская культура. Борьба идей, направлений и жанров в византийской философии и литературе приняла наиболее острые формы в поздней Византии. Окончательное оформление классов и сословий феодального общества определило более четкое размежевание интересов. Усилилась облеченная в художественную форму критика существующих порядков со стороны угнетенных. Слагались анонимные басни, исполненные сарказма, остроумия и соленых шуток в адрес господ. В одной из них царь и феодалы изображены в виде «нечистых» хищников, а труженики — в образе «чистых» мирных ж.ивотных. Вечная вражда «чистых» с «нечистыми» — непреложный закон жизни: хищники не способны сохранять мир, ибо питаются кровью мирных животных. Однако в решительной схватке «нечистые» терпят поражение.

В области философской мысли поздней Византии возникли идеи гуманизма и рационализма, и в то же время была создана реакционная мистическая доктрина Григория Паламы (XIV в.), объявившая бездумное созерцание и мистический экстаз единственным средством «спасения» и принятая церковью в качестве официального вероучения.

' Новые идеи были высказаны в XV в. философом Георгием;Гиместом Плефоном (ум. в 1452 г.). Он предлагал отказаться от частной собственности на землю, выдвигал идею протекционизма как необходимого средства подъема отечественного ремеслен-''. ного производства, предрекал крушение христианства. Поэтому он: был отлучен от церкви. Знаток, почитатель и пропагандист античной литературы и философии, Плифон оказал большое влия-^ ние на философов-гуманистов Запада.

В начале XIII в. в результате упадка городов византийское искусство находилось на гораздо более низком уровне, чем в Х-XI вв. Новые тенденции в искусстве наметились лишь в начале XIV в. Мозаики церкви монастыря Хора (ныне Кахрие-Джами) в Константинополе представляли красочные динамичные фигуры, полные реализма и силы, отличающиеся индивидуальностью характеристик, человечностью и лиричностью образов. Но развитие новых тенденций в философии, литературе и искусстве было прервано османским завоеванием.

 

Культура южных и западных славян

Особенности формирования культуры южных славян. Роль славянской письменности. Южнославянская культура впитала в себя наследие древних фракийцев и иллирийцев, испытала сильное воздействие высокоразвитой культуры Византии, поглотила элементы протоболгарской (тюркской в своей основе) культуры, усвоила немало черт (особенно на западе полуострова) западноримской, латинской цивилизации.

Тем не менее культура южных славян сохранила яркую самобытность, свидетельствующую об устойчивых народных культурных традициях еще до расселения на Балканах. Об этом же говорят и черты сходства в культуре южных славян в целом.

Множеством нитей культура южных славян была связана в течение всего средневековья с культурой восточных славян.

В середине IX в. братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий, уроженцы Фессалоники и византийские политические и культурные деятели, создали славянскую азбуку. По словам болгарского писателя Х в. Черноризца Храбра, славяне издавна пользовались для письма «чертами и резами», а также греческими и латинскими буквами. Однако именно изобретение азбуки явилось коренным переломом в развитии культуры славян. Древнейшие тексты написаны глаголицей, которую, вероятно, и создали братья. Глаголица была наиболее распространена в Хорватии, Западной Сербии и Македонии, сохраняясь в некоторых районах до XVIII в. Кириллица, в основу которой был положен греческий алфавит, отличалась большей простотой в написании букв. Она была, очевидно, изобретена учениками братьев. Кириллица распространилась в Болгарии, Восточной и Центральной Сербии и на Руси и составляет основу современных болгарского, сербского, македонского, русского, украинского и белорусского алфавитов.

Изгнанные из Моравии в конце 80-х гг. IX в. ученики Кирилла и Мефодия принесли в Болгарию (а через нее и в другие южнославянские районы) славянскую письменность. Уже в начале Х в. она стала проникать на Русь. В условиях тяжелой борьбы за независимость славянская грамота и богослужение на славянском языке стали средством народного самосознания. 360

Болгарская культура в VII—XIV вв. Болгарский народ несколько опережал в культурном развитии соседние славянские народы в результате более раннего образования государства. Элементы восточной культуры протоболгар скоро почти исчезли.

Славянская грамота утверждалась в Болгарии с помощью государства. С 893 г. богослужение в Болгарии уже велось на славянском языке по славянским книгам. В правление Симеона наступил расцвет («золотой век») древнеболгарской литературы.

В противовес официальной литературе, проповедовавшей заповедь послушания властям и господам, стали распространяться бо-гомильские книги и апокрифы, содержавшие библейские легенды и предания во враждебном церкви истолковании.

В период византийского господства (1018—1185) развитие отечественной культуры замедлилось. Но в XIII—XIV вв. болгарская литература вновь переживала расцвет. Усилилось ее светское направление. В XIV в. Евфимий Тырновский провел реформу орфографии, приблизив нормы церковнославянского к живому языку.

Архитектура и изобразительное искусство получили большое развитие уже в IX-Х вв. В Плиске и Преславе сохранились развалины монументальных дворцов и храмов. Капители колонн были покрыты резьбой, полы — мозаиками, стены — керамическими плитками с многоцветным орнаментом. В XIII—XIV вв. в Болгарии, как и в Византии, преобладал крестово-купольный храм небольших размеров. Великолепными росписями славится Боян-ская церковь близ Софии.

Сербохорватская культура в VII—XV вв. Ранние памятники сербохорватской культуры в целом обнаруживают много общеславянских черт. Борьба за самобытные пути развития культуры была здесь особенно тесно связана с борьбой за славянскую грамоту. Даже на западе, на Далматинском побережье, борьба за глаголическую письменность и славянское богослужение не прекращалось в течение нескольких веков. Лишь с середины XIV в. начался общий переход к латинскому алфавиту в Хорватии и в далматинских городах, где победили традиции католицизма, хотя население здесь было к этому времени полностью славянизировано.

В развитии литературы Сербия опережала Хорватию и Боснию. От XII в. сохранилась в латинском переводе летопись Попа Дуклянина. С конца XII в. крупнейшим центром сербской литературы стал Хиландарский сербский монастырь на Афоне.

Как и в Болгарии, в Сербии и Хорватии были широко распространены апокрифы, носившие следы богомильского влияния. Народное творчество нашло выражение и в героических песнях. Особенно богат патриотический цикл песен о борьбе с османской агрессией.

Монументальное строительство стало быстро развиваться в

XII—XIII вв. Церковь Богородицы в Студенице (конец XII в.), отличавшаяся строгой гармоничностью пропорций, положила начало самостоятельному архитектурному стилю в Центральной Сербии.

Высокого совершенства достигла в XIII—XIV вв. живопись. С большой выразительностью передавались тонкие душевные движения. Реалистическая струя ярко проявилась в портретной живописи. Подъем сербского искусства, как и искусства других южнославянских народов, был прерван османским нашествием.

Тесные связи русской и южнославянской культуры не прерывались в течение всего средневековья и продолжались в новое время.

Культура западных славян. Западные славяне создали самобытную культуру, стоявшую на уровне культурных достижений других европейских народов. В результате распространения христианства с Запада официальным церковным и государственным языком стала латынь, что отрицательно сказалось на просвещении и развитии национальной культуры западнославянских народов. Только с XIII в. у чехов и поляков начала распространяться письменность на родном языке.

В Чешском государстве уже в начале XII в. появилось собственное летописание. Козьма Пражский написал «Хронику земли Чешской», оказавшую большое влияние на последующее развитие чешской историографии. Первое историческое сочинение на чешском языке — рифмованная хроника Далимила — относится к началу XIV в. В XIII—XIV вв. сложилась чешская литература и появился театр. На городских подмостках показывались не только мистерии на религиозные сюжеты, но и комедийно-сатирические сочинения — фарсы.

В XI—XII вв. в чешской архитектуре господствовал романский стиль. В XIII в. преобладающим стал готический стиль, воплотивший в себе и некоторые самобытные черты чешского зодчества. Чешская готика достигла своей вершины в XIV в. Ее выдающимся представителем являлся пражский зодчий и скульптор Петр Парлерж. Лучшими образцами считаются собор св. Витта в Праге и собор св. Варвары в Кутной Горе.

Большой подъем чешской культуры наблюдался в XIV—XV вв. в связи с гуситской Реформацией и освободительной борьбой чешского народа. Развивалась письменность на чешском языке. В трактате «О чешской орфографии» Ян Гус выступал за чистоту чешского языка и настаивал на реформе чешского правописания. Широкие массы населения получили доступ к образованию. В XV в. появились сатирические сочинения, в которых высмеивались враги Гуса — невежественные католические иерархи, порицалась порочная жизнь духовенства и разоблачались индульгенции. С 1468 г. в Чехии начали печатать книги.

Развивалась музыкальная культура. Сочинялись песни и гимны, с которыми гуситы шли в бой с врагами.

Польская культура. Первые памятники письменности на польском языке — проповеди, церковные песни — появились уже в XIII в. Однако в школах (кафедральных и приходских) преподавание велось на латинском языке. В начале XII в. появилась первая польская хроника, написанная Галлом Анонимом на латинском языке. Важной вехой в развитии образования и науки в Польше было открытие в 1364 г. Краковского университета, из стен которого вышло много ученых разных областей знаний. В конце XV в. он стал центром польского гуманизма.

Выдающимся польским историком был Ян Длугош (1415- 1480). В его 12-томной «Истории Польши» излагаются важнейшие события из жизни польского народа с древнейших времен до 1480 г. Особое место отводится героическим страницам — Грюн-вальдской битве и др. В мировоззрении Длугоша заметны уже некоторые черты гуманизма.

XV век ознаменовался большими достижениями в области архитектуры, скульптуры и живописи. Выдающимися памятниками польской готики являются Вавельский и Мариацкий костелы в Кракове и костел св. Марии в Гданьске. Крупнейшим польским скульптором был Вит Ствош, создавший непревзойденный шедевр средневекового искусства — деревянный алтарь в Мариацком костеле. Его творчество проникнуто духом гуманизма и реализма.

 

ГЛАВА 26

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ (XIV—XV вв.)

 

Предпосылки Возрождения. В Италии в XIV—XV вв. бурно развивались города, расцветала промышленность, возникала капиталистическая мануфактура. Многие города были крупными торговыми центрами, связывавшими Италию со странами Европы и Востока. В городах находились банки, которые вели кредитные операции международного значения. Именно потому, что ранне-капиталистические отношения раньше всего зародились в Италии, в этой стране начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения.

Для ранней буржуазии и широкого круга пополанов были неприемлемы средневековый идеал аскетизма, идея греховности человека, представления о пассивной покорности судьбе. В этой социальной среде формировались новые идеи и ценности, насыщавшие культуру и придававшие ей светский, гуманистический характер.

Характер культуры Возрождения. Термин «Возрождение» (франц. — «Ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. В итальянском обществе пробудился глубокий интерес к античной культуре с ее радостным восприятием окружающего мира и гармоническим сочетанием умственных и физических способностей человека. Отсюда попытка воскресить ушедшую

культуру, достойную вечного подражания. Деятели Возрождения старались в своих трудах возродить стиль латинских писателей «золотого века» римской литературы, особенно Цицерона. С этим было связано возрождение классической латыни, которая подвергалась искажениям и варваризации в период средневековья. Гуманисты разыскивали старинные рукописи античных писателей. Так были найдены сочинения Цицерона, Тита Ливия и др. Появился интерес к греческой литературе и греческому языку. Леонардо Бруни (1374—1444), канцлер Флорентийской республики, перевел на латинский язык сочинения греческих писателей и философов — Платона, Аристотеля, Плутарха и др. В это время во Флоренцию из Византии было вывезено много греческих рукописей. Джованни Боккаччо был первым итальянским гуманистом, который мог читать Гомера по-гречески.

Но культура Возрождения не простое копирование античности. Гуманисты перерабатывали и творчески усваивали античное наследие. Итальянская культура Возрождения создала свой самобытный стиль.

Советская историография рассматривает культуру Возрождения как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшегося в недрах феодальной формации нового, капиталистического уклада. В создании этой культуры принимали участие широкие общественные круги-от зарождающейся буржуазии до передовой части дворянства. Все это придало ей широкий общечеловеческий характер. Сама зарождавшаяся буржуазия была тогда передовым классом, поэтому в борьбе с феодальным мировоззрением она выступала в качестве представителя «...всего остального общества... не какого-либо отдельного класса, а всего страждущего человечества»'. Мировоззрение деятелей новой культуры, которое выражалось в их философских, политических, научных и литературных взглядах, обычно обозначают термином «гуманизм» (от humanus — «человеческий»). Деятели Возрождения ставили в центре внимания человека, а не божество. Человека рассматривали теперь как кузнеца своего счастья, творца всех ценностей, идущего вперед наперекор судьбе и добивающегося успеха силой своего разума, твердостью духа, активностью, оптимизмом. Человек должен наслаждаться природой, любовью, искусством, наукой, он стоит в центре мироздания, считали гуманисты. Представителям новой идеологии была чужда идея греховности человека, в частности его тела; наоборот, становится признанной гармония человеческой души и тела.

Гуманисты не выступали против религии. Но они подвергали резкой критике и осмеянию пороки и невежество духовенства. Богу они отводили роль творца, приведшего мир в движение, но не вмешивающегося в жизнь людей. Отказ от церковно-рели-гиозного и аскетического мировоззрения, критика католического

'Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке — Маркс К Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 190.

духовенства расшатывали основы религиозной морали и этики;

гуманистическая культура была культурой светской. Один из гуманистов-Лоренцо Валла (1407—1457) в своем трактате «О подложности Константинова дара» опроверг легенду о том, что император Константин передал папе светскую власть в Риме и на всем западе империи. Он доказал, что грамота была сфабрикована в папской канцелярии в VIII в. Это подрывало теократические притязания папы.

Одной из важнейших черт новой идеологии был индивидуализм. Гуманисты утверждали, что не родовитость, не знатное происхождение, а личные качества отдельного Человека, его ум, ловкость, смелость, предприимчивость и энергия обеспечивают успех в жизни. В трактате «О благородстве» Поджо Браччо-лини пишет: «Благородство есть как бы сияние, исходящее из добродетели; оно придает блеск своим обладателям, какого происхождения они бы ни были... Слава и благородство измеряются не чужими, а собственными заслугами...»

I Данте Алигьери. В этом новом великом интеллектуальном [движении принимала участие плеяда выдающихся поэтов, писате-

Цяей, ученых и деятелей различных областей искусства. Крупней-шей фигурой, стоявшей на грани средневековья и времени гуманизма, был флорентиец Данте Алигьери (1265—1321). Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, отразила мировоззрение переходного периода от средних веков

|; к Возрождению. «Божественная комедия» была написана на итальянском языке (тосканское наречие) и представляла собой энциклопедию знаний средневековья. В ней выпукло отражена жизнь современной Данте Флоренции.

Данте обладал исключительной силой изображения, и его поэ-

| ма, особенно ее первая часть (ад), производит потрясающее впечатление. Поэт спускается в ад и проходит все его девять кругов, руководимый Вергилием, которого Данте называет своим учителем, хотя он и язычник. В аду Данте наблюдает мучения грешников. В первом круге нет мучений — там философы и ученые древности; они язычники и в рай попасть не могут, но они и не заслуживают наказания. Во втором круге мучаются те, кто изведал преступную любовь, но Данте сочувствует им. В третьем круге мучения купцов и ростовщиков; в четвертый круг Данте, как истинный католик, поместил еретиков; в девятый — предателей Брута, Кассия, Иуду. Для клириков, купивших за деньги свои должности, в том числе и для пап, уготованы огненные ямы.

Политические страсти кипят в аду так же, как и на улицах Флоренции. Данте дал правдивое и глубокое изображение человеческих судеб, переживаний и стремлений. Потрясающее впечатление производит рассказ о политическом противнике Данте гибеллине Фаринато дельи Уберти, который спас Флоренцию от разрушения, и хотя Данте поместил его в ад, но тем не менее изо-

бразил его и в аду гордым, сильным и мужественным человеком. Героем Данте является страдающий от адских мук Улисс (Одиссей), всегда стремившийся к «новизне и истине».

Данте написал трактат «О монархии», где он ратовал за объединение Италии, которая должна была стать центром возрожденной Римской империи.

Франческо Петрарка. Первым гуманистом Италии был Петрарка (1304—1374). Он родился в г. Ареццо (Средняя Италия), в молодости жил некоторое время в Авиньоне, где занимался в полном уединении поэтическим творчеством, потом переехал в Италию. Вместе с Боккаччо Петрарка был создателем итальянского литературного языка. На этом языке он написал получившие мировое признание сонеты о своей возлюбленной Лауре, в которых звучит глубокое и прекрасное чувство к любимой женщине. Сонеты Петрарки не потеряли своего значения и в наши дни.

Петрарка резко отрицательно относился к римской курии, называя ее «средоточием невежества»: «Поток скорбей, обитель злобы дикой, храм ересей и школа заблуждений». Его, как и Данте, тревожила мысль о раздробленности Италии, из-за чего она подвергалась насилиям со стороны могущественных соседей. Скорбь о бедственном положении его прекрасной родины звучит в канцоне «Италия моя».

Как философ, мыслитель, Петрарка противопоставлял средневековой схоластике науку о человеке, о познании его внутреннего мира. Выше всего он ценил личные качества человека независимо от его происхождения. У всех людей, по его словам, кровь одинакового красного цвета. Но этому первому гуманисту еще были свойственны душевные смятения, разлад между традиционной и новой системой воззрения. Петрарка при жизни достиг величайшего признания и славы. Римский сенат увенчал его лавровым венком; Венецианский сенат признал его величайшим поэтом своего времени.

Джованни Боккаччо. Современником Петрарки был Джованни Боккаччо (1313—1375), убежденный республиканец, жизнерадостная, эмоциональная натура. Его гуманистическое мировоззрение отражено в «Декамероне», сборнике 100 новелл, написанных на итальянском языке, в которых подчеркивается право человека на счастье, на чувственные радости, на любовь, которая не знает социальных перегородок. Красной нитью проходит мысль, что настоящее благородство определяется не знатностью, а доблестью. Сюжеты своих новелл, написанных реалистически и с юмором, он брал из городской жизни Флоренции. Боккаччо высмеивал и даже клеймил пороки католического духовенства, священников и монахов, показывая их невежество, лицемерие.

Церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов, за острую сатиру. Его сочинения были включены в «список запрещенных книг». Боккаччо принадлежит сочинение «О славных женщинах» и «Жизнеописание Данте». Произведения Бок—366

каччо отражают демократическую, народную струю в раннем итальянском Возрождении. Творчество Петрарки и Боккаччо получило широкое признание не только в Италии, переводы их произведений появлялись во всех странах Западной Европы.

Большой интерес вызывала у деятелей гуманизма история, и в частности история своего народа. Они дали новую периодизацию истории. Флавио Бьондо (XV в.) написал большую работу:

«История от упадка Римской империи», где дал периодизацию всемирной истории: античность, средние века, новое время. Много внимания гуманисты Флоренции уделяли истории своего города, его возвышению и превращению в республику. Леонардо Бруни написал «Историю Флоренции» в 12 книгах. Движущей силой исторического процесса он считал самого человека.

Гуманисты придавали истории большое воспитательное значение. Вот что писал о значении истории итальянский гуманист Марсилио Фичино: «...посредством изучения истории то, что само по себе смертно, становится бессмертным, то, что отсутствует, становится явным».

Этические учения итальянских гуманистов. Основные принципы этических учений итальянских гуманистов XV в. тесно связаны с новым пониманием науки не только как воплощения знаний, но как средства воспитания человеческой личности. Это относилось с их точки зрения только к гуманитарным наукам: риторике, философии, особенно этике, истории, литературе.

Колюччо Салютати (гуманист и канцлер Флорентийской республики) (1331—1406) призывал к активной борьбе со злом и пороками для того, чтобы создать царство добра, милосердия и счастья на земле. Он подчеркивал значение свободы воли.

С именем другого канцлера Флоренции — Леонардо Бруни связана теория «гражданского гуманизма». В своих работах он утверждал, что демократия и свобода — естественная форма человеческой общности (имея в виду пополанскую демократию). Служение обществу, родине, республике он считал важнейшим нравственным долгом человека и утверждал, что высшее счастье — это деятельность на благо того общества, в котором человек живет. Леонардо Бруни был ярким выразителем идей гражданского гуманизма, но, помимо этого, он был теоретиком гуманистической педагогики, сторонником женского образования, пропагандистом античной философии.

Педагогические идеи гуманистов развил в своих трудах Верд-жерио. Он подчеркивал большую воспитательную роль истории и философии, а также грамматики, поэтики, музыки, арифметики и геометрии, естествознания, медицины, права и теологии. Цель воспитания — создание человека, разносторонне образованного, творчески активного и добродетельного.

Искусство Раннего Возрождения. Искусство Раннего итальянского Возрождения было представлено новой живописью, скульптурой и архитектурой.

Первыми крупнейшими мастерами живописи были Джотто (1266—1337) и Мазаччо (1401—1428) -флорентийские художники. Они писали на церковно-религиозные сюжеты (фресковая живопись-роспись стен внутри храмов), но придавали своим изображениям реалистические черты. Джотто был первым художником, освободившим итальянскую живопись от влияния византийской иконописи. На фресках Джотто предстают живые люди, двигающиеся, жестикулирующие, то радостные, то печальные. Фрески Мазаччо знаменуют дальнейшее развитие живописи нового типа. Он применил открытые в XV в. законы перспективы, что позволило делать изображаемые фигуры объемными и помещать их в трехмерном пространстве.

Крупным скульптором этого периода был Донателло (1386- 1466). Он основательно изучал классические античные образцы скульптуры, стараясь понять принципы их творения. Ему принадлежат скульптуры портретного типа (он был художником-портретистом), такие, как конная статуя кондотьера Гаттемалаты; реалистической фигурой является статуя Давида, убившего Голиафа, причем в статуе впервые представлено обнаженное тело.

Крупнейшим архитектором Раннего Возрождения был Брунел-лески (1377—1445). Сочетая элементы древнеримской архитектуры с романской и готической традицией, он создал свой самостоятельный архитектурный стиль. При помощи точных расчетов Брунеллески разрешил трудную задачу возведения купола на знаменитом соборе Флоренции (Марии дель Фьоре). Его архитектурным сооружениям присущи легкость, гармония и соразмерность частей (капелла Пацци во Флоренции). Брунеллески строил не только храмы и капеллы, но и здания гражданского назначения, такие, как воспитательный дом во Флоренции, поражающий своим изяществом и гармонией; палаццо Питти — новый тип дворца вместо замков средневековья. Брунеллески также, подобно другим архитекторам, строил укрепления и плотины. Аль-берти, другой крупный архитектор Возрождения, написал «Десять книг об архитектуре», где изложил научную теорию новой архитектуры, созданной им под влиянием изучения античных памятников. В другой своей работе — «О живописи» он сформулировал теорию искусства живописи, также опираясь на наследие античных художников.

Гуманистическое движение и его центры. В XV в. гуманистическое движение распространилось по всей Италии. Главным центром его оставалась Флоренция, но, кроме Флоренции, кружки гуманистов появились в Риме, Неаполе, Венеции и Милане. Правители Флоренции украшали свой город прекрасными зданиями, в библиотеках они собирали редкие книги и рукописи. Наибольшим блеском отличалось правление Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Он собирал в «Садах Медичи» картины, статуи, книги; привлекал к своему двору писателей, поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, ученых. Гуманисты были в Италии в

 

большом почете, их приглашали папы, магистраты и государи итальянских городов-государств на работу в качестве канцлеров, секретарей, посланников, давали заказы на картины, статуи. Большой славой пользовались гуманисты-писатели. Недаром Боккаччо говорил: «Не имена великих полководцев дают славу писателям, наоборот, имена королей переходят к потомству только благодаря писателям».

 

 

ГЛАВА 27




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-23; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.