Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории лидерства




Взаимоотношения между неофициальным лидером и руководителем могут способствовать эффективной совместной деятельности, но могут приобретать и конфликтный характер. Многое здесь зависит от их совместимости и сработанности, от морального и социально-психологического климата в коллективе. В лучшем положении оказываются коллективы, в которых официально назначенные или выбранные руководители являются в то же время и наиболее референтными лицами (то есть руководители в то же время являются и лидерами).

Формальной властью, властными полномочиями наделяются руководители формальных организаций. Реальная власть присуща лидерам неформальных групп, возникающих в результате нерегламентированной, спонтанной активности людей, вступающих в регулярные взаимоотношения. Если формальные группы создаются по воле руководства, то неформальные являются продуктом стихийного взаимодействия людей в ходе их повседневной жизни и деятельности. Если формальные организации создаются по заранее выработанному плану, то неформальные организации (группы) являются своеобразной реакцией людей на их неудовлетворенные индивидуальные потребности, в частности, потребности в общении, в поддержке, в защите и т. п. (А. В. Карпов, 25, с. 496).

Принято различать власть формальную и реальную.

Руководство и лидерство

Теории лидерства и стили руководства

Назовите и дайте характеристику пяти основным стилям реализации управленческих решений.

Дайте краткую характеристику двум основным видам типологии К. Юнга, существенно влияющим на индивидуальные различия в принятии управленческих решений.

7. Назовите типы стилевых различий в выработке управленческих решений. Каково содержание формул: А<< К; А < К; А = К; А > К; А» К? Здесь: А - формулировка гипотез и альтернатив; К - анализ, коррекция, контроль.

При рассмотрении вопроса о руководстве и лидерстве прежде всего следует обратиться к институту власти. Власть представляет собой возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп посредством воли, авторитета, права или насилия. Власть руководителя означает право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле. Эта власть порождается задачами, стоящими перед организацией или ее структурными подразделениями.

Формальная власть — это власть конкретного должностного лица, занимающего официальное место в организации. Реальная же власть — это власть влияния, авторитета, обусловленная местом человека в неформальной системе отношений, имеющих место в организации.

Таким образом, следует четко разграничивать понятия «лидер» и «руководитель». Руководитель — это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организацией. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива (группы) перед избравшей или назначившей его инстанцией. Руководитель располагает строго определенными возможностями санкционирования (поощрения и наказания подчиненных) для воздействия на их производственную, научную, творческую и др. активность. Лидер же выделяется из группы как наиболее референтное лицо, за которым члены группы признают право принимать решения в значимых для группы ситуациях. Лидер может быть руководителем группы, но может и не быть им. Если руководитель на­значается официально, то лидер выдвигается стихийно. «Неформальных лидеров, — отмечает В. В. Новиков, — группа начинает выделять уже в период своего становления. Иногда бывает так, что в группе людей, приступающих к той или иной деятельности, необычной для них, при общем замешательстве появляются некоторые лица, которые проявляют более высокую активность, большую осведомленность и заинтересованность. Их охотно выслушивают, обращаются к ним за советом, относятся к ним с особым уважением. Эти люди и являются потенциальными неформальными лидерами»*.

Руководителю предоставляются законом определенные права и обязанности, лидер же может их и не иметь. Руководитель обладает определенной системой официально установленных санкций, лидер этих санкций не имеет. Эти различия в понятиях «руководитель» и «лидер» исследовались Б. Д. Парыгиным, который выявил, что в отличие от лидера, активность которого ограничена в основном внутригрупповыми отношениями, руководитель представляет свою группу во внешних организациях и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями с другими коллективами и организациями.

Для того чтобы более четко разграничить понятия «лидер» и «руководитель», приведем основные положения, высказанные А. В. Карповым

• лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой официальной организации;

• лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой является группа); руководство — элемент макросреды, то есть оно связано со всей системой общественных отношений;

• лидерство возникает стихийно; руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

• явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;

• руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

• процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

• сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он является лидером; сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.

Таким образом, из рассмотренных выше положений можно определить, что лидер обладает влиянием — способностью оказывать воздействие на отдельные личности или даже группы силою своего авторитета. Руководитель же оказывает влияние на своих подчиненных (сотрудников), используя систему принудительных полномочий официально-правового, властного характера. Ниже приводятся основные понятия применительно к явлениям лидерства и руководства.

К настоящему времени сформировалось несколько подходов к изучению теорий лидерства. Основными из них являются теория черт, поведенческий подход (теории на основе поведенческого подхода), ситуационная теория и адаптивный подход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.