Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христос Вседержитель. Мозаика. XII в




Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбул).

Христос. Мозаика. XII в.

Собор Снятой Софии в Константинополе (Стамбул).

Мозаика. IX в.

Богоматерь с Младенцем.

Собор в Чефалу'. Остров Сицилия.

этом тип лица Богоматери далёк от классического, он соответствует восточному идеалу, с его большими глазами и изогнутыми очертания­ми изящного носа. Именно соче­тание восточной духовности с ан­тичной гармонией породило столь пленительный образ возвышенной и одухотворённой красоты.

А в образе Иоанна Предтечи яв­ственно видны черты, которые ис­кусствоведы называют линейной стилизацией. Лик аскета-пустынни­ка покрыт глубокими морщинами, которые, прихотливо извиваясь, об­разуют графический узор, самодостаточный в своей орнаментальной красоте. Такая манера особенно пришлась по душе мастерам про­винции, где античные традиции чув­ствовались слабее и человеческое тело воспринималось не как уни­кальное творение природы (или Бога), а как одна из составляющих мироздания, подчиняющаяся об­щим законам.

Отвечает новым веяниям и деко­ративное искусство. Любимым его видом становятся перегородчатые эмали, изобретённые ещё в VIII в. и достигшие расцвета в XI—XII вв. По внешнему виду эмаль напоминает

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Одним из лучших образцов константи­нопольской церковной живописи нача­ла XII в. была Богоматерь с Младенцем Христом. Эту икону привезли на кораб­ле из Константинополя, и уже на Руси она получила название Владимирской. Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее.

От первоначальной живописи пос­ле неоднократных реставраций со­хранились лишь лики Богоматери и Христа. Богоматерь изображена в ико­нографическом типе Умиления, когда Младенец своей щекой прижимается в щеке Матери. Изумительное по своей одухотворённости лицо Богоматери, проникающий в душу взгляд печальных глаз ставят это произведение неизвест­ного византийского мастера в один ряд с лучшими творениями средневековой живописи. Тонкий, слегка изогнутый нос, маленькие бесплотные губы, боль­шие удлинённые глаза, несмотря на ус­ловность изображения, замечательно передают глубину переживаний Бого­матери, предчувствующей судьбу Сы­на. Порывисто, будто ища зашиты, прижимается к Марии Младенец Хри­стос. Живописное, мягкое письмо пе­редаёт рельеф ликов, сообщая им осо­бое духовное благородство. Образ Богоматери с Младенцем Христом впоследствии получил особое распро­странение на Руси.

мозаику: она также делается из стек­ловидной массы, но не отлитой в ви­де кубиков, а расплавленной прямо на поверхности изделия. Чтобы эма­ли разного цвета не смешивались, по контурам рисунка припаивали тонкие золотые перегородки. В каж­дую из образовавшихся ячеек засы­пали порошок нужного минераль­ного красителя с кварцевым песком и нагревали до высокой температу­ры. Порошки расплавлялись, и все ячейки оказывались заполненными ярким блестящим стекловидным ве­ществом, похожим на драгоценные камни.

Византийские ювелиры тщатель­но шлифовали поверхность эмалей, пока она не становилась ровной. На золотом фоне сверкали чистые, соч­ные краски, с лёгкостью передаю­щие и лица, и одежды, и орнаменты. Золотые перегородки тонкими ли­ниями пронизывали всё изображе­ние, уподобляясь лучам Божественного света. В технике эмали изготов­ляли иконы и ларцы для священных реликвий, женские украшения и царские короны. Такую корону Кон­стантин Мономах послал венгер­скому королю Эндре, тогдашнему союзнику Византии. Эта корона со­стоит из семи скреплённых вместе золотых пластин с закруглённым верхом. На центральной пластине изображён сам византийский василевс, по сторонам от него стоят им­ператрица Зоя и её сестра Феодора. Крайние пластины заняты аллегори­ями Правосудия и Смирения, а на промежуточных художник поместил обольстительных девушек, грациоз­но изгибающихся в танце. Похожие на исламских гурий — фантастиче­ских дев, услаждающих по Корану праведников в раю, они прославля­ют победоносного императора.

Портреты венценосцев очень напоминают их изображения на софийских мозаиках: лица условны,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.