Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Попробуем на примере цветаевского стихотворения «О путях твоих пытать не буду…» рассмотреть понятие «лирический герой» и сопоставить его с собственным «Я» поэтессы




К таким стихам, подобным верленовским, жесткий «аршин» схемы анализа неприменим. Здесь учитель с помощью художественных деталей стихотворения должен разбудить интуицию учеников, затронуть область подсознательного.

11. Лирический герой. Лирический герой — условное литературоведческое понятие; один из способов раскрытия авторского сознания; художественный «двойник» поэта; образ, который возникает в сознании читателя на основе восприятия выраженных чувств, переживаний, размышлений. Интересно, что это понятие впервые было употреблено ученым, писателем Ю. Тыняновым по отношению к лирике А. Блока. Образ лирического героя часто бывает автобиографичным, но его нельзя отождествлять с автором поэтического произведения, даже если в нем поэт выступает в роли повествователя (излагает свои мысли от первого лица) (ГЗЛ).

Понятие «лирический герой» было введено в литературу, чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком.

 

О путях твоих пытать не буду.

Милая! — ведь все сбылось.

Я был бос, а ты меня обула

Ливнями волос —

И — слез.

Не спрошу тебя, какой ценою

Эти куплены масла.

Я был наг, а ты меня волною

Тела — как стеною

Обнесла.

Наготу твою перстами трону

Тише вод и ниже трав…

Я был прям, а ты меня наклону

Нежности наставила, припав.

В волосах своих мне яму вырой,

Спеленай меня без льна.

— Мироносица! К чему мне миро?

Ты меня омыла

Как волна.

 

Это стихотворение из триптиха «Магдалина» наглядно демонстрирует читателю отличие лирического героя от автора.

Начнем с того, что это последнее стихотворение цикла написано от имени Христа. М. Цветаева говорит от имени мужчины. Христос обращается к Марии Магдалине. Однако это стихотворение, замечает И. Бродский, «более любовная лирика, нежели трактовка евангельского сюжета». Читая стихотворение, постигаешь, что М. Цветаева проецирует образ Христа на себя, она отрешается от образа страдающей женщины, т. е. от самой себя.

Между автором, М. Цветаевой, и лирическим героем стихотворения в образе Христа, на первый взгляд, нет связи. Но это на первый взгляд.

Иисус говорит как бы после казни, после того, что свершилось («Ведь все сбылось»). Он благодарит Магдалину за преданность, за любовь и сострадание. Для него человеческое в этот момент больше Божественного. Это стихотворение звучит как последние слова, сказанные Христом в этом мире любящей его женщине. Таким образом, возникает образ Иисуса Христа, главного героя стихотворения.

Есть у стихотворения то, что читается между строк. Это благодарность лирического героя той, которая любила его наперекор всему, забыв о себе, отдав себя любимому, защитив его от враждебного мира, научив его «науке нежности».

Но в стихотворении, как и в любом произведении лирическом, возникает образ автора. Еще Г. Флобер утверждал, что «автор должен незримо присутствовать в своем произведении всюду, как Бог во Вселенной». Рассмотрим образ автора, то есть самой Марины. Что мы можем сказать о сочинителе этих «ошеломляющих, завораживающих» (Бродский) строк? Это М. Цветаева говорит о своем понимании любви. В этом стихотворении раскрыта в полной мере ее сущность: жить, даря себя другим. Если человек бос — обуть его, наг — одеть. Если у тебя нет ничего, чтобы отдать, дари свое тепло: «ты меня волною тела — как стеною обнесла».

Это стихотворение, на наш взгляд, прекрасно поможет старшеклассникам разобраться в понятиях «лирический герой» и «образ автора».

Далее возможно исследование звукового и словесного строения текста. Однако надо все время помнить, что анализ этот ни в коем случае не должен сводиться к простому описанию или классификации тех или иных особенностей стиха. Необходимо помочь ученику увидеть индивидуальное выразительное звучание, конкретную живую содержательность, которую приобретают указанные элементы стиха в конкретном стихотворном произведении.

 

12. Звуковой строй стихотворения

Говоря о звуковом построении стихотворения, необходимо рассматривать фонику (звуковую организацию речи) и ритмику (способ сложения стиха, строение стихотворной строфы, стихотворный размер). Заметим, что учащиеся не обязаны знать названия этих понятий. Они здесь даны лишь для того, чтобы привести знания по теории стихосложения в логическую систему.

 

12. 1. Фоника

Основным элементом фоники является звуковой повтор. Среди звуковых повторов различаются аллитерация (повторы согласных) и ассонансы (повторы гласных).

Примеры аллитерации:

«Знакомым ш умом ш орох их вер ш ин…» (А. Пушкин),

«Я в ольный в етер, я в ечно в ею…» (К. Бальмонт) — имитация звуковых особенностей явлений действительности.

«О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить» (А. Сумароков) — звукоподражание (в данном случае кваканью лягушек),

«Вверху р ычат ге р манские мото р ы: «Мы фю р ера поко рр ные р абы, мы п р ев р ащаем го рр ода в г рр обы, мы сме р ть. Тебя не будет ско рр о» (В. Инбер) — звукоподражание рычанью фашистских самолетов над осажденным городом.

Образцы использования ассонанса:

«Дыш а дух а ми и тум а н а ми, о н а с а дитс я у о кн а …» (А. Блок) — мастерское создание атмосферы женственности, загадочности Незнакомки, плавности ее походки с помощью звука А.

«Ч и новн и к учт и вый дв и ж е тся» (В. Маяковский) — звук И создает представление об угодливости таможенника.

 

12.2. Ритмика

Ритмика изучает строй ритма, способ сложения стиха, строение стихотворной строфы, стихотворный размер. Другими словами, под ритмикой мы понимаем стихосложение, где ритм и рифма являются главными составляющими стихотворного текста.

Ритм стихов И. Бунин называл «строк соразмерным пеньем». Повторение соразмеримых единиц является основным признаком ритма. Близко к стихотворному ритму стоит музыкальный ритм. Вероятно, у них общее происхождение. Стихотворный ритм создается для того, чтобы повысить выразительность слова и произвести на слушателя и читателя эстетическое впечатление.

«Ритм поетичного твору може формуватися розміщенням у віршовому рядку довгих і коротких складів (античне віршування), усталеною кількістю складів (силабічне віршування) або наголосів у вірші (тонічне віршування), принципом поєднання наголошених і ненаголошених складів (силабо-тонічне віршування)» (ГЗЛ).

Л. И. Тимофеев подчеркивает, что «сам по себе стихотворный ритм не имеет какого-либо смыслового значения, так же как его не имеют и другие особенности стихотворной речи: звуковые повторы, порядок и характер рифм, переносы и т. д. Участие ритма в выражении смысла произведения осуществляется благодаря тому, что различное соотношение ритмических единиц — строк: повторение, нарастание, контрасты и т. п. — как бы подчеркивают те или иные существенные в смысловом отношении места, придает им особый выразительный оттенок».

Рассмотрим на примере силлабо-тонической системы стихосложения основные элементы построения стихотворного текста.

В этой системе стихосложения учитывается не только количество слогов в строке, но и число ударений, и место их расположения. Поскольку ударения падают на определенные слоги через один, через два и т. д. слогов, то возникла возможность условно разбить силлабо-тонический стих на стопы. Однако надо заметить, что русский и украинский стих не соблюдает строгого чередования стоп.

Это подчас затрудняет возможность для ученика определить размер стихотворения. Однако повторимся еще раз, математический подход к стихотворному тексту не может быть основой для анализа. Если ученик чувствует стих, его настроение, пафос, если он слышит музыку стихотворения и достаточно умело говорит о форме и содержании произведения, то его неумение определить размер ни в коем случае, на наш взгляд, не должно снижать отметки за анализ стихотворения.

Итак, в силлабо-тонике различают пять основных размеров:

 

Ямб ∪ –

Хорей – ∪

Дактиль – ∪ ∪

Амфибрахий ∪ – ∪

Анапест ∪ ∪ –

 

Ямб и хорей представляют группу двухсложных размеров, дактиль, амфибрахий и анапест — группу трехсложных размеров. Каждая из этих групп обладает своими ритмическими особенностям.

Стихотворение характеризуется также количеством стоп в строке. Так, к примеру, пушкинскую строку «Пора, пора, рога трубят» следует определить как четырехстопный ямб:

∪– ∪– ∪– ∪–

Четырехстопным хореем написаны стихи А. Пушкина «Мчатся тучи, вьются тучи…»:

–∪ –∪ –∪ –∪

 

и т. д.

Изменение количества стоп в строке обусловливает своеобразие ритма стихотворения. Сравним, например, строки «Сказки о мертвой царевне…» А. Пушкина и стихотворение М. Лермонтова «Горные вершины». И то и другое произведение написано хореем. Но как по-разному звучат эти строки:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 1001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.