Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема определения основных понятий. Проблемы глобальной экологии




Программная лекция 1 по модулю 1 «Введение. Общие вопросы экологии» и по модулю 2 «Проблема определения основных понятий. Проблемы глобальной экологии»

Основная цель модулей 1 и 2 —освоение структуры учебного курса в соответствии с программой, знание данной программы, умение изложить цели и задачи курса, актуализация ранее усвоенных основных понятий и дальнейшее развитие знаний по понятийно-терминологическому аппарату, а также знакомство с проблемами глобальной экологии.

В результате освоения материалов модулей формируются следующие знания и умения:

1. Структура курса «Основы общей экологии и неоэкологии».

2. Цели и задачи курса. Основные особенности усвоения курса. Значение и роль программ­ных, проблемных лекций и консультативных занятий. Роль и значе­ние тестового контроля по модулям программы.

3. Знания, умения и навыки, которые формируются в процессе изуче­ния курса.

4. Определение понятия «экология» по Э. Геккелю, В. Д. Федорову и Т. Г. Гильманову, Г. В. Стадницкому и А. Н. Родионову, Н. Ф. Реймерсу и др. Автор и время первого определения понятия «экология».

5. Причины эволюции понятия. Выявление причин, обусловивших коренное изменение содержания экологии.

6. Экологические исследования. Автор и время первого экологического исследования. Методы экологических исследований.

7. Определение понятия «геоэкология». Автор и время первого определения.

8. Определение понятий «аутэкология», «демэкология», «синэкология». Время их выделения.

9. Определение понятия «система». Основные признаки системы.

10. Определение понятий «биоценоз, «экосистема», «геосистема».

10.1. Степень взаимосвязи и принципиальные различия между ними.

10.2. Структура экосистемы.

10.3. Определение понятия «экологическая пирамида». Трофические цепи. Продуценты, консументы, редуценты.

10.4. Отличие экосистем от технических систем.

10.5. Иерархия геосистем.

11. Определение понятия «биосфера». Автор и время первого опреде­ления. Границы биосферы. Особенности биосферы.

12. Соотношение понятий «охрана окружающей среды» и «охрана при­роды».

Понятие «природопользование». Соотношение понятий «рациональное природопользование» и «охрана природы».

13. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

 

14. Понятие «неоэкология». Структура неоэкологии. Необходимость возникновения неоэкологии как новой науки. Какими факторами вызвана потребность во введении понятия «неоэкология».

15. Элементы глобальной экологии и неоэкологии.

16. Биосфера. Структура биосферы.

17. Атмосфера. Основные составные части, их роль в экологических процессах.

17.1.Гидросфера. Составляющие мирового запаса воды.

17.2.Почвы. Роль почв в развитии живого вещества.

17.3.Живые организмы. Энергетическая пирамида. Автотрофные рас­тения — единственный источник энергии, который поддержива­ет жизнедеятельность всех видов животных.

18. Глобальные экологические проблемы состояния биосферы.

18.1.Основные глобальные проблемы. Перечень.

18.2.Неконтролируемое размножение человечества. Экологические последствия.

18.3.Расточительность в жизнедеятельности. Последствия.

18.4.Уничтожение и отравление всего, что делает жизнь возможной. Примеры. Последствия.

18.5.Проблема уничтожения лесов (фактические данные). Основные социальные и экологические последствия сокращения площади лесов. Проблема тропических лесов (фактические данные).

18.6.Проблема воды. Нерациональное потребление (примеры, данные). Проблема хлорирования и отдаленные биологические эффекты.

18.7.Проблема теплового загрязнения.

18.8.Основные загрязнители биосферы.

18.9.Десять главных поллютантов биосферы (назвать). Основные ис­точники каждого из загрязнителей. Экологические последствия влияния каждого загрязнителя из приведенной «десятки».

18.10. Экологический императив.

Литература

1. Программа учебного курса «Основы общей экологии и неоэкологии».

2. Некое В. Е. Основы общей экологии и неоэкологии: Учеб. пособие /В 2-х ч. -— Харьков, 1998. — Ч. I.

3. Федоров В. Д., Гильманов Т. Г. Экология. — М., 1980.

4. М’якушко В. К., Вольвач Ф. В. Екологія. — Київ, 1984.

5. Стадницкий Г. В., Родионов А. И. Экология: Учеб. пособие—- М., 1988.

6. Боков В. А. и др. Геоэкология. Научно-методическая книга по эколо­гии.— Симферополь, 1996.

7. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М., 1990.

8. Дедю И. И. Экологический энциклопедический словарь. —Кишинев, 1990.

9. Довідник з охорони природи /А. Л. Андрієнко та ін. — Київ, 1985.

10. СытникК. М. и др. Биосфера, экология и охрана природы. Спра- вочн. пособие. — Киев, 1987.

11. Гродзинсъкий М. Д. Основи ландшафтної екології. — Київ, 1993.

12. Сочава В. В. Введение в учение о геосистемах. — М., 1978.

13. Будыко М. И. Глобальная экология. — М., 1977.

14. Плотников В. В. На перекрестках экологии. — М., 1985.

15. Моисеев Н. И. Экология человечества глазами математика.— М., 1988.

16. Топчиев А. Г. Геоэкология: географические основы природопользо­вания. — Одесса, 1996.

1. Эдберг Р., Яблоков А. Трудный путь к воскресению (Диалог на по­роге третьего тысячелетия). — М., 1988.

Приведенный перечень вопросов, подлежащих изучению, свиде­тельствует о том, что основная задача данного модуля — с одной сторо­ны, возобновление (восстановление) знаний по понятийно-терминоло- гическому аппарату экологии, усвоенных ранее, с другой — освоение новых понятий. Это крайне необходимо, так как последующий матери­ал может быть успешно усвоен только при условии свободного владе­ния этими основополагающими знаниями.

Вместе с тем это только «капля в море» определений одного толь­ко понятия «экология». Поэтому необходимо не только восстановление ранее приобретенных знаний, но и пополнение базы понятийно-терми­нологического аппарата. В этом и состоит основная цель проблемной лекции по данному модулю.

Проблемная лекция 1 по модулю 1 «Введение. Общие вопросы экологии» и по модулю 2 «Проблема определения основных понятий. Проблемы глобальной экологии»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. МЕТОДЫ.

СИСТЕМЫ. БИОСФЕРА

Учитывая дискуссионность понятия «проблемная лекция», следует заострить внимание студентов на том, что именно является проблемным в предложенных вопросах, есть ли необходимость их разрешения и ка­кие пути предлагаются для самоопределения в этих проблемах.

Соответственно обстоит дело и с определениями понятий. Разве это не информационное противоречие (основной признак проблемности), когда только центральное понятие «экология» имеет более десятка опре­делений? Разве нет противоречий в определении понятия «экология», данном ее основоположником Э. Геккелем в 1866 году, и дефинициями этого же понятия на современном этапе? Студенту необходимо усвоить

существующие противоречия путем максимальной интенсификации по­знавательной деятельности, проанализировать сложившуюся ситуацию и определиться в решении этой нелегкой проблемы.

В связи с этим приведем некоторые определения для того, чтобы проследить за их многообразием еще на стадии развития экологии как традиционной биологической науки, не говоря уже о современной эко­логии, которая коренным образом отличается от традиционной и давно является самостоятельной междисциплинарной отраслью знаний. Нач­нем с того, что в украинской и русской научной литературе геккелевское определение приводится крайне некорректно. Одни авторы приводят определение, предложенное Э. Геккелем в 1866 году, другие — относя­щееся к 1868 году, третьи — излагают общее содержание определения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-24; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.