Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Откровение Иоанна Богослова 21:1, 2, 5, 9, 10 63 страница




От Господа в наши души втекают любовь, мудрость и служение — три как одно целое, или триада. Любовь и мудрость, однако, проявляются лишь как понятия, поскольку они не выходят за пределы склонностей и мыслей, заключённых в уме. Но они обретают существование в служении, поскольку соединяются при этом в действии и работе тела. Там, где они осуществляются на деле, они продолжают существовать. Поскольку любовь и мудрость проявляются и затем существуют в служении, то именно служение для нас привлекательно. Служение же состоит в преданном, честном и старательном исполнении обязанностей по своему роду занятий. Любовь к служению, а значит, и усердие в служении, делает ум сосредоточенным и не даёт ему бесцельно блуждать, впитывая всевозможные страсти, проникающие из тела и из мира через чувства и обольщающие его, отчего все истины религии и нравственности пускаются по ветру вместе с любым добром, от них происходящим. Но усердное посвящение своего ума служению собирает эти истины вместе и связывает их между собой, располагая ум к принятию мудрости, которую они дают, и в то же время изгоняет из ума обманы и глупость всякой лжи и суеты. Однако вам ещё многое скажут на эту тему те мудрецы нашего общества, которых я пошлю к вам сегодня во второй половине дня».

С этими словами правитель встал из-за стола вместе со всеми сотрапезниками, которым он пожелал мира, и сказал ангелу, сопровождавшему гостей, чтобы тот проводил их обратно в покои и оказал им всё должное гостеприимство. Он также велел ему пригласить к ним учтивых и любезных людей, чтобы те развлекали их беседами о разнообразных радостях этого общества.

745. Когда они вернулись в свои комнаты, всё было готово. Из города пришли те люди, которых пригласили развлечь гостей разговорами о различных радостях этого общества. После приветствий они стали вести изысканную беседу, прогуливаясь вместе. Ангел, сопровождавший гостей, рассказал, что эти десять человек приглашены в их небеса посмотреть на их радости, чтобы у них сложилось новое представление о вечном счастье. Он попросил рассказать им что-нибудь о тех радостях, которые касаются телесных чувств. «А позже придут мудрецы, которые будут говорить о том, что превращает эти радости в блаженство и счастье», — сказал он.

В ответ на просьбу люди, приглашённые из города, рассказали следующее: «Здесь у нас бывают праздники, объявляемые правителем для умственного отдыха тех, кого утомила страсть к соревнованию. В эти дни на площадях устраиваются музыкальные и певческие концерты, а за городом — игры и представления. В это время на площадях строят хоры, огороженные перилами из переплетённых виноградных лоз, с которых свисают гроздья винограда. На них в три яруса располагаются места, на которых сидят музыканты со струнными и духовыми инструментами, низкими и высокими по тону, как с мощным, так и с нежным звучанием; а с обеих сторон от них — певцы и певицы. Они развлекают горожан самыми приятными гимнами и песнями, как хоровыми, так и сольными, время от времени меняя стиль. По праздникам такие концерты продолжаются с утра и до полудня, а затем весь день до вечера.

Кроме того, каждое утро можно слышать доносящееся из домов вокруг площадей сладкозвучное пение девушек и девочек, которому вторит весь город. Каждый день песня посвящена какой-либо одной из склонностей духовной любви. То есть склонность эта слышится в переливах и колебаниях поющих голосов и ощущается в пении, будто она и вправду присутствует в нём. Она проникает слушателям в душу и вызывает в них соответствующие чувства. Таково небесное пение. Поющие говорят, что звук их песен словно воодушевляет и увлекает их внутренне, пробуждая в них радость по мере того, как их принимают слушатели. Когда пение оканчивается, окна и двери домов на площадях и улицах закрываются, и весь город погружается в тишину, так что не слышно ни звука и не видно ни одного праздного прохожего. Все приступают тогда к своим повседневным занятиям.

Но в полдень двери открываются, а где и окна — после полудня. На улицах играют мальчики и девочки под присмотром нянь и воспитателей, сидящих у дверей домов.

У окраин города есть поля для разнообразных игр мальчиков и девочек. Там устраиваются бега наперегонки и игры с мячом. Есть также игры, называемые теннисом, в которых мячиком бьют в стенку и отбивают его. Кроме того, мальчики соревнуются между собой, кто сильнее и кто слабее в слове, действии и сообразительности. Сильнейший получает в награду лавровые листья. Есть ещё много других игр, предназначенных для развития скрытых способностей у детей.

Ко всему прочему бывают ещё и представления, разыгрываемые актёрами на сценах за городом. В них изображаются разнообразные преимущества и достоинства нравственной жизни. Некоторые роли в этих представлениях предназначены для сравнения». «Почему для сравнения?» — спросил один из десятерых гостей. «Ни одну добродетель, — ответили ему, — нельзя живо изобразить во всём достоинстве и всей привлекательности её без сравнения степеней этой добродетели от высшей до низшей. Такие роли показывают низшую добродетель, вплоть до её отсутствия. Вместе с тем строго соблюдается правило, чтобы не изображать чего-либо противоположного, то есть нечестивого или неподобающего, разве только иносказательно и отдалённо. Такой закон установлен по той причине, что никакая добродетель в своём достоинстве и добре не может опуститься до недостойного и злого, но лишь до своего низшего проявления или отсутствия; и лишь когда она обращается в ничто, начинается противоположное. Поэтому небеса, где всё достойно и хорошо, не имеют ничего общего с адом, где всё недостойно и плохо».

746. Во время их беседы прибежал слуга и объявил, что по приказу правителя прибыли восемь мудрецов и желают войти. Услышав это, ангел вышел, чтобы встретить их и принять. Затем, после положенного знакомства и взаимных приветствий, мудрецы начали с того, что рассказали о том, с чего мудрость начинается и как она растёт. Между прочим они уделили большое внимание её развитию, заметив, что у ангелов мудрость не имеет предела и никогда не исчерпывается, но возрастает и умножается бесконечно.

При этих словах ангел, возглавлявший гостей, сказал: «Наш правитель за столом говорил с этими людьми о том, что мудрость заключается в служении. Не угодно ли и вам сказать об этом?» «Человек, как он был создан, — отвечали они, — наделён мудростью и любовью к мудрости, но не ради него самого, а для того, чтобы он делился ею с другими. Посему написано в изречениях мудрецов, что никто не мудр для себя, или никто не живёт для себя, но и для других тоже. В этом начало общества, а иначе оно не могло бы существовать. Жить для других — значит служить. Служение — вот на чем держится общество, и для него есть столько же путей, сколько способов делать добро; служения неисчислимы. Бывают служения духовные, которые относятся к любви к Богу и любви к ближнему. Бывают служения нравственные и гражданские, которые относятся к любви к обществу и стране, в которых живёт человек, к собратьям и соотечественникам, с которыми он живёт. Бывают природные служения, которые относятся к мирской любви и её потребностям. И бывают телесные служения, то есть собственные нужды, ради того, чтобы быть в состоянии исполнять служения более высокие.

Все эти служения заложены в человеке, в должном порядке следуя друг за другом. Одновременно присутствуя в нём, они заключены одно в другом. Кто предан первым служениям, духовным, тот пребывает и в остальных, и тот мудр. Но кто не предан первым служениям, а остаётся во вторых и последующих, тот не мудр, а только кажется таковым по внешней видимости нравственности и гражданственности. Тот, кто не предан ни первому, ни второму роду служения, а лишь третьему и четвёртому, далёк от мудрости, потому что он — сатана, любящий одно мирское и себя ради мирского. Тот же, кто предан одному четвёртому виду служения, в мудрости — ничтожнейший из всех, ибо он — дьявол, живущий только для себя, а если и делает что-либо для других, то только ради себя самого.

Кроме того, у каждой любви есть свои удовольствия, ибо они составляют её жизнь; удовольствие же любви к служению есть небесное удовольствие, которое входит во все удовольствия, следующие за ним по порядку, и в соответствии с порядком, в котором они следуют одно за другим, они возвышаются и становятся вечными». Затем они перечислили некоторые небесные наслаждения, происходящие от любви к служению, заметив, что их мириады и что ими обладает всякий, кто входит в небеса. Так, в мудрых беседах о любви к служению они провели остаток дня.

А к вечеру явился гонец в льняной одежде, чтобы пригласить десятерых гостей вместе с ангелом на свадьбу, которая должна была состояться на следующий день. Гости очень обрадовались, что смогут увидеть и свадьбу на небесах. Затем их пригласили на ужин к одному из личных советников. Вернувшись после ужина, они разошлись по своим спальням и уснули до утра.

Проснувшись поутру, они услышали пение девушек и девочек, о котором им говорили и которое доносилось теперь из домов на городской площади. Та склонность, что слышалась в песне в этот раз, была супружеской любовью. Нежность этого пения глубоко тронула и взволновала их. Они почувствовали, как прежние радости их наполняет блаженное очарование, несущее восторг и свежесть. Когда пришёл срок, ангел объявил: «Оденьтесь в те небесные одежды, что послал вам наш правитель». Одевшись, они увидели, что их наряды сияют словно пламенным светом. «Отчего это?» — спросили они у ангела. «От того, что вы идете на свадьбу, — ответил ангел, — в таких случаях в нашем обществе одежды светятся и превращаются в свадебные».

747. Затем ангел повел их в дом, где происходило бракосочетание, и привратник распахнул перед ними дверь. Как только они ступили за порог, их приветствовал ангел, посланный женихом. Их отвели в дом и показали приготовленные для них места. Затем их пригласили в преддверие брачного покоя, посреди которого стоял стол и на нём — семисвечие с золотыми ветвями и чашами. По стенам были развешены серебряные светильники, светом своим придававшие комнате золотистый отблеск. По бокам семисвечия находились два стола, на которых были разложены в три ряда хлебы, а по углам комнаты располагались столики с хрустальными бокалами.

Пока они осматривали всё это, дверь в следующую комнату отворилась, и из неё появились шесть девушек, за которыми следовали жених с невестой. Держась за руки, они повели друг друга к своим местам, устроенным прямо напротив семисвечия, и заняли их. Жених сел слева, а невеста — справа от него. Девушки стали за сидением невесты. Жених был одет в блестящую пурпурную накидку и белоснежную льняную блузу с ефодом, украшенным золотой пластиной с бриллиантами по кругу. На пластине был изображен орлёнок, свадебная эмблема этого небесного общества. Голову жениха украшала митра. Невеста была одета в ярко-красную мантию и вышитое платье, спадавшее от шеи до самого пола и прихваченное под грудью золотым поясом; голову её венчала золотая с рубинами корона.

Когда они сели рядом на свои места, жених повернулся к невесте и надел ей на палец золотое кольцо. Затем он достал браслеты и жемчужное ожерелье и застегнул браслеты у неё на запястьях, а ожерелье — вокруг шеи, со словами: «Прими это в залог». Отдав ей всё это, он поцеловал её, сказав: «Теперь ты моя», — и назвал её женой.

При этом все гости воскликнули: «Благословенны будьте!» — сначала каждый в отдельности, а затем все вместе. И посланник от правителя тоже сказал это. В этот момент всё помещение наполнилось ароматным дымом благовоний, что означало благословение с небес. Затем слуги взяли хлеб с двух столов рядом с семисвечием и бокалы, которые теперь были наполнены вином, со столов в углах и подали каждому из гостей по хлебу и по бокалу. Гости стали есть и пить. Потом муж и его жена встали и, сопровождаемые шестью девушками с серебряными светильниками в руках, теперь зажжёнными, до порога брачного покоя, вошли в него; дверь за четой новобрачных закрылась.

748. Далее ангел, сопровождавший десятерых прибывших с ним, рассказал о том, что ему было поручено привести их в это общество, и он показал им великолепие дворца правителя вместе со всей его чудесной обстановкой, а также о том, как они присутствовали у правителя на обеде и говорили с мудрецами этого общества. Он попросил гостей позволить им поучаствовать в беседе. Тогда они собрались вместе и стали разговаривать.

Один из мудрецов, бывших на свадьбе, спросил: «Понимаете ли вы, что означает увиденное вами?» Они ответили, что понимают немногое, и спросили его, почему жених, который теперь стал мужем, был так одет. Мудрец ответил: «Жених, а теперь муж, изображал собой Господа, а невеста, теперь жена, изображала собой церковь, по той причине, что в небесах бракосочетание символизирует супружество Господа с церковью. Вот почему на голове его была митра, и сам он был одет в накидку, блузу и ефод, подобно Аарону, а невеста, теперь жена, была в короне и в мантии, как царица. Завтра они будут одеты иначе, поскольку такая символическая одежда остаётся только на сегодня».

Ему задали другой вопрос: «Раз он изображал Господа, а она — церковь, то почему она сидела справа?» Мудрец ответил: «Потому что супружество Господа и церкви образуется любовью и мудростью; Господь есть любовь, а церковь — мудрость. Мудрость же справа от любви, поскольку член церкви обладает мудростью словно бы от себя самого, а насколько он мудр, настолько он принимает любовь от Господа. Кроме того, правая рука означает силу, а любовь приобретает силу через мудрость. Однако, как я сказал, после свадьбы символы изменятся, ибо тогда уже муж будет изображать мудрость, а жена — любовь к этой мудрости. Но это не первичная, а вторичная любовь, которую жена получает от Господа через мудрость мужа. Любовь Господня, то есть первичная любовь, это любовь мужа быть мудрым. Итак, после свадьбы муж и жена вместе изображают церковь».

Следующий вопрос был: «Почему рядом с женихом, теперь мужем, не стояли вы, мужчины, тогда как рядом с невестой, теперь женой, стояли шесть девушек?» «Причина тому, — сказал мудрец, — что сегодня мы тоже причислены к девушкам, а число шесть означает всех, или нечто полное». «Почему?» — спросили его. «Девушки означают церковь, а церковь состоит из обоих полов. Мы, таким образом, относительно церкви тоже девушки. Это явствует, например, из Откровения:

Это те, которые не осквернились с замужними женщинами, ибо они девы, и они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл.

Откр. 14:4

 

Именно потому, что девы означают церковь, Господь уподобил её десяти девам, или девственницам, приглашённым на свадьбу (Матф. 25:1сл.). Именно потому, что Израиль, Сион и Иерусалим означают церковь, в Слове так часто говорится о деве или дочери Израиля, Сиона или Иерусалима. Господь изображает Своё супружество с церковью также в следующих словах псалма Давидова:

Царица по правую руку от Тебя в лучшем Офирском золоте. Одежда её шита золотом; в вышитой одежде ведут её к царю; за нею и девы, подруги её, войдут в царский дворец.

Пс. 44:10—16».

 

В завершение они спросили: «Не нужно ли было пригласить священника для совершения свадебного обряда?» «Это необходимо на земле, — сказал мудрец, — но не в небесах, поскольку здесь изображаются Сам Господь и церковь. Об этом не известно на земле. У нас же священник ведёт помолвку: выслушивает, принимает, подтверждает и освящает согласие жениха и невесты. Согласие — это главная составляющая бракосочетания, а все остальные обряды, следующие затем, являются лишь церемониями».

749. Вслед за тем сопровождающий ангел обратился к тем шестерым девушкам, рассказав и им о своих спутниках, с просьбой любезно уделить им немного времени. Девушки направились к ним, однако, подойдя ближе, вдруг повернули назад и ушли в женские комнаты к своим подругам. Видя это, ангел последовал за ними и спросил, почему они так неожиданно ушли, не сказав ничего гостям. «Мы не могли подойти ближе», — ответили они. «Но почему?» — спросил он. «Мы не знаем, — сказали они в ответ, — но мы почувствовали, как что-то нас отталкивает и тянет назад. Простите нас, пожалуйста».

Ангел вернулся к своим спутникам и передал им ответ, добавив: «Полагаю, что ваше влечение к противоположному полу не целомудренно. Мы в небесах любим девушек за их красоту и изящность в обращении; мы любим их очень сильно, но непорочно». Спутники его рассмеялись, сказав: «Твоё предположение правильно: кто же может видеть рядом такую красоту и не ощутить при этом никакого желания?»

750. По окончании свадебного торжества все приглашенные стали расходиться, и вместе с ними наши десятеро гостей с ангелом, поскольку был уже поздний вечер и пора было спать. На заре они услышали возвещёние: «Сегодня суббота!» Встав, они спросили у ангела, что это значит. «Так у нас созывают на богослужения, — ответил тот, — которые назначаются священниками в определённые дни. Они проводятся в наших храмах и длятся около двух часов. Если вам угодно, пойдёмте, я возьму вас с собой».

Они оделись и вместе с ангелом пришли в храм. Храм оказался обширным, вмещающим около трёх тысяч человек, полукруглым, со скамьями или рядами сидений, изогнутыми по форме здания. Напротив них находилась кафедра, отодвинутая немного вглубь. Налево позади кафедры была дверь. Десятеро гостей вошли вместе с сопровождавшим их ангелом, который указал им, где сесть, пояснив: «Каждый приходящий в храм знает своё место; оно известно ему по внутреннему наитию, и никто не может сидеть где-то ещё. Если он сядет в другом месте, он ничего не сможет слышать и воспринимать и, кроме того, нарушит порядок, а от этого у священника не будет вдохновения».

751. Когда все собрались, священник взошел на кафедру и прочитал проповедь, проникнутую духом мудрости. Проповедь была посвящена святости Священного Писания и тому, как посредством него Господь соединяется с духовным и природным мирами. Будучи в озарении, он доказал со всей полнотой, что эта святая книга продиктована Господом Иеговой, и потому Он присутствует в ней до той степени, что Сам является истиной, в ней заключённой. Но истина, которая есть Сам Господь в Слове, скрывается под буквальным смыслом, и недоступна никому, кроме обладающих истинами учения и живущих при этом доброй жизнью, которые в Господе, и Господь в них. Он закончил свою проповедь искренней молитвой, после чего сошёл с кафедры.

Пока паства расходилась, ангел попросил священника сказать несколько напутственных слов своим спутникам. Он присоединился к ним, и они проговорили около получаса. Священник беседовал с ними о Божественной Троице, говоря, что она — в Иисусе Христе, в Котором вся полнота Божества пребывает телесно, как сказал апостол Павел. Затем он говорил о союзе милосердия и истины, поскольку вера есть истина.

752. Поблагодарив его, они вернулись домой. Там ангел сказал им: «Уже третий день, как вы взошли в это небесное общество, а Господь приготовил вас, чтобы вы могли оставаться здесь три дня. Нам пора расставаться. Снимите одежды, данные вам правителем, и оденьтесь в свои собственные». Одевшись в своё, они почувствовали желание уйти. Они стали спускаться вместе с ангелом, проводившим их до самого места собрания. И там они воздали благодарение Господу за то, что Он соизволил наградить их знанием, а значит, и разумением о небесных радостях и вечном счастье.

 

Глава 14

Конец века, пришествие Господа, новые небеса
и новая церковь

 

 

I

Конец века — это последнее время,

или конец церкви

753. Эта земля видела много церквей, и все они с течением времени приходили к своему концу, вслед за чем возникали новые, и так далее, до наших дней. Церковь приходит к своему концу, когда в ней не остаётся уже никакой Божественной истины, но лишь искажённая и отвергнутая истина. Где нет подлинной истины, там не может быть и никакого подлинного добра, поскольку любое качество добра образуется истинами; ибо добро является сущностью истины, а истина — формой добра, и никакое качество не может существовать без формы. Добро и истина могут быть разделены не более, чем воля и разум, или, что то же самое, чем склонность любви и мысль, которой она дает начало. Следовательно, когда истина в церкви истощается, то же самое происходит и с её добром. При этом церковь прекращает своё существование, то есть приходит к своему концу.

754. Церковь приходит к своему концу по-разному. В основном из-за таких обстоятельств, в которых ложь начинает казаться истиной; если же ложь принимают за истину, то добро, если это добро по сущности, называемое духовным добром, не может далее существовать. Всё, что затем считается добром, является лишь добром природным, происходящим от нравст­венной жизни. Главной причиной истощения истины, а вместе с нею и добра, служат два природных вида любви, полностью противоположные двум духовным видам любви. Они называются любовью к себе и любовью к миру. Когда любовь к себе господствует, она противоположна любви к Богу; когда любовь к миру господствует, она противоположна любви к ближнему. Любовь к себе — это желание добра одному себе, а если другому, то только ради себя; подобно тому — и любовь к миру. Как только эти виды любви берут власть, они распространяются по телу как гангрена, разрушающая постепенно все его части. Что такая любовь овладевала церквями прошлого, ясно из описания Вавилона (Бытие 11:1—9; Исаия, главы 13, 14 и 47; Иерем. гл. 50; Дан. 2:31—47; 3:1—7 сл.; гл. 5; 6:8 и до конца; 7:1—14; и в Откровении, гл. 17 и 18, от начала до конца). В своём конце Вавилон так вознёсся, что не только присвоил Божественную власть Господа, но и сделал всё возможное, чтобы захватить все сокровища мира.

По некоторым признакам и далеко не обманчивым наблюдениям можно заключить, что не только в Вавилоне у многих руководителей церкви могли бы обнаружиться такие виды любви, если бы их власть не обуздывалась и, вследствие того, не ограничивалась. Чего ещё можно ожидать от подобных людей, кроме того, что они будут считать себя богом, мир — небесами и извратят всю истину в церкви? Ибо подлинную истину, которая истинна по сути, не может познать и признать человек чисто природный; и Бог не может наделить его этой истиной, потому что она станет тогда своей противоположностью и превратится в ложь. Наряду с этими двумя видами любви есть ещё много причин, по которым истина и добро истощаются, отчего настает конец церкви; но всё это — вторичные причины, подчиняющиеся двум первым.

755. Что конец века — это последнее время церкви, ясно из тех мест в Слове, где о нём говорится. Например:

Я слышал о конце и истреблении, определённом от Иеговы для всей земли.

Исаия 28:22

Истребление неизбежно, правда одолела; ибо Господь Иегова Саваоф совершает истребление и определяет конец всей земле.

Исаия 10:22, 23

Огнем ревности Иеговы будет пожрана вся земля, ибо внезапное истребление совершит Он над всеми жителями земли.

Соф. 1:18

 

Земля во всех этих отрывках означает церковь, поскольку имеется в виду земля Ханаанская, в которой была церковь. То, что земля, или страна, означает церковь, было подтверждено многими примерами из Слова в «Апокалипсисе открытом» (285, 902).

Наконец, на птице мерзостей запустение, до самого конца и истребления, прольётся капля за каплей на опустошённое.

Дан. 9:27

 

Здесь у Даниила говорится о конце нынешней христианской церкви (см. также Матф. 24:15).

Вся земля будет опустошена, но истребления ещё не сделаю.

Иерем. 4:27

Беззаконие Аморреев ещё не окончилось.

Бытие 15:16

 

Иегова сказал: сойду и посмотрю, закончено ли у них так, как достиг Меня вопль, восходящий ко Мне, или нет. Бытие 18:21. Это сказано о Содоме.

Последнее время нынешней христианской церкви подразумевалось также Господом под концом века в следующих местах:

Ученики спросили Иисуса: какой признак Твоего пришествия и конца века?

Матф. 24:3

Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы, чтобы сжечь их. Пшеницу уберите в житницы. Так будет в конце века.

Матф. 13:30, 39, 40

Так будет в конце века: выйдут ангелы и отделят злых от праведных.

Матф 13:49

Иисус сказал ученикам: вот, Я с вами до самого конца века.

Матф. 28:20

 

Необходимо знать, что опустошение, запустение и истребление имеют одно и то же значение: конец. Однако запустение означает конец истины, опустошение — конец добра, а истребление — окончательное истощение того и другого. Полнота времени, при которой Господь пришёл в мир и при которой Он снова придёт, — это тоже конец.

756. В природном мире имеется множество примеров для понимания конца века. Ибо здесь, на земле, все стареет и всему приходит конец, в череде последовательных состояний, которая называется круговоротом. Время тоже идёт по кругу, как в общем, так и в частности. В общем — год протекает от весны к лету и через осень к своему концу, то есть зиме, и далее снова к весне. Это тепловой круг. В частности — день проходит от утра через полдень к вечеру и заканчивается ночью, за которой возвращается снова к утру. Это световой круг. Каждый человек тоже проходит через свой природный круг жизни, начиная с ­детства, вступая затем в юность и зрелость, старея и умирая. То же самое и любая птица небесная, и любой зверь земной. И всякое дерево тоже, начинаясь с ростка, вырастает до своей полной высоты, а затем постепенно увядает и погибает. То же самое происходит с любым кустом и любой травой, и даже с любым листом и цветком, да и с самой землёй, которая с течением времени становится бесплодной. То же и стоячие водоёмы, которые мало-помалу загнивают. Всё это показывает, как повторяется конец предметов природных и временных, которые затем постоянно возобновляются. Ибо когда одно проходит от своего начала до своего конца, появляется подобное ему другое. Таким образом, всё рождается и умирает, и рождается вновь, отчего и возможно сохранение творения. Все сказанное относится и к церкви, поскольку церковь — это люди, которые в общем смысле все составляют церковь. Одно поколение сменяет другое, и нравы постоянно меняются. Раз укоренившись, порок передается следующим поколениям, как предрасположенность к пороку, и не может быть искоренен иначе, как возрождением, которое может осуществить только Господь.

 

 

II

Настоящее время — последнее время христианской церкви,
предречённое и описанное Господом

в Евангелиях и в Откровении

757. В предыдущем разделе было показано, что конец века означает последнее время церкви. Из этого ясно, что подразумевается под концом века, о котором говорил Господь в Евангелиях (Матф., глава 24; Марк, глава 13; Лука, глава 21). Ибо написано:

Когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики наедине и спросили: какой признак Твоего пришествия и конца века?

Матф. 24:3

 

Тогда Господь стал предсказывать и описывать конец, который должен постепенно настать к Его приходу, и как Он придёт на облаках небесных с силой и славой и соберёт вместе Своих избранных, и многое другое (стихи 30, 31); однако ничего такого не произошло, когда был разрушен Иерусалим. Господь, описывая всё это, говорил пророческим языком, в котором любое слово наполнено глубоким смыслом. Смысл этих описаний подробно разъяснен в «Небесных тайнах» (3353—3356, 3486—3489, 3650—3655, 3751—3757, 3897—3901, 4056—4060, 4229—4231, 4332—4335, 4422—4424).

758. Все, о чём говорил Господь с учениками, относилось к последнему времени христианской церкви. Это хорошо видно из Откровения, где имеются такие же предсказания о конце века и пришествии Господа. Все они были подробно разъяснены в «Апокалипсисе открытом» (изданном в 1766 году). Итак, поскольку то, о чём говорил Господь Своим ученикам, совпадает с тем, что явлено Им на эту тему через Иоанна в Откровении, совершенно ясно, что Он имел в виду конец именно христианской церкви наших дней. Кроме того, о конце этой церкви было пророчество у Даниила, почему и сказал Господь:

Когда увидите мерзость запустения, предречённую через пророка Даниила, стоящую на святом месте (заметь себе хорошенько всякий читающий)...

Матф. 24:15, Дан. 9:27

 

Подобные замечания есть и у других пророков.

Такая мерзость запустения и настала теперь в христианской церк­ви, что будет более ясно из Дополнения, где показано, что в этой церкви не осталось ни одной подлинной истины и что, если не будет образована новая церковь взамен нынешней, никакая плоть не может спастись, как сказал Господь у Матфея (24:22). Те люди на земле, которые убедили себя в своих ложных верованиях, не могут видеть, что христианская церковь, как она есть на сегодняшний день, до такой степени истощена и опустошена. Это объясняется тем, что подтверждать ложь — значит отрицать истины. Такое отрицание становится как бы завесой перед разумом, которая загораживает путь в него всему, что могло бы выдернуть те веревки и колья, на которых основано и возведено, подобно прочному шатру, его мировоззрение. Вместе с тем природная способность к рассуждению может доказать всё что угодно, и ложное, и истинное. И то, и другое, будучи доказанным, представляется в одинаковом свете, и никак нельзя уже распознать, тот ли это обманчивый свет, какой бывает во сне, или истинный свет, подобный дневному. Но совсем другое — духовная способность к рассуждению, которой обладают взирающие на Господа и от Него любящие истину.

759. По этим причинам все церкви, состоящие из людей, видящих только то, что сами себе доказали, кажутся себе единственными обладателями света, а всех остальных, не согласных с ними, считают пребывающими во тьме. Ибо все видящие только то, что сами себе доказали, подобны совам, которые видят свет во мраке ночи, а днём видят солнце и его лучи, как густую тьму. Таковы были и есть все ­церкви, чьи ложные учения основали те их руководители, которые считали себя исключительно остроглазыми и своё собственное разумение сделали утренним светом, а Слово — вечерним. Разве иудейская церковь в состоянии своего полного опустошения, то есть во время пришествия в мир Господа нашего, не кричала во весь голос устами книжников и законников, что она одна в небесном свете, поскольку обладает Словом? И тем не менее именно иудеи распяли Мессию, то есть Христа, который и есть само Слово и всё, что только есть в нём. О чем кричала церковь, подразумеваемая под Вавилоном у пророков и в Откровении, если не о том, что она царица и мать всех церквей, а те, что отделились от неё, — незаконнорождённое потомство, которое должно быть отлучено? И это несмотря на то, что она скинула Господа Спасителя с Его престола и алтаря и сама воссела вместо Него.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.