КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние вознаграждений на мотивацию
Давайте обсудим такой вопрос: что более побуждает людей к осуществлению определенной деятельности — вознаграждение или наказание? А теперь я предлагаю познакомиться с рядом реальных экспериментальных ситуаций. Давайте разобьемся на три группы. Каждой группе будет дано по одной карточке с описанием эксперимента. Однако там не будет указано самое главное — результат эксперимента. Вам необходимо будет за 30 минут спрогнозировать его результат, а также сформулировать аргументы в защиту своей мысли. Эксперимент 1 (Lepper, Greene, Nisbеtt, 1973; см. Хекхаузен X., 2003. С. 727—728). Для участия в эксперименте были отобраны дошкольники, которые проявляли заметный интерес к рисованию цветными фломастерами. Одним детям из их числа за рисование заведомо обещалось вознаграждение (грамота с печатью, цветная лента), другие вознаграждались неожиданно после рисования, а третьим не давалось ни обещаний, ни вознаграждений. На протяжении двух недель велось скрытое наблюдение за свободной игровой деятельностью детей в детском саду. Как вы думаете, какие дети продолжали рисовать фломастерами, а какие — почти перестали этим заниматься? Обоснуйте ответ. (Правильный ответ: дети в первой группе снизили время, отведенное для рисования.) Эксперимент 2 (Weick, 1964; Хекхаузен X., 1986. С. 246). Ученикам, которые принимали участие в эксперименте на изучение процесса образования понятий ради получения необходимой для них справки, недружелюбным тоном сообщалось, что они этой справки не получат. Второй группе учеников ничего не говорили, и они, как и ожидали, получили свои справки. После созданной таким образом ситуации проводили запланированный эксперимент, во время которого измеряли степень приложенных усилий, уровень достижений, интерес к задачам.
Как вы думаете, в какой группе учеников названные показатели оказались высшими? Обоснуйте ответ. (Правильный ответ: в первой группе.) Эксперимент 3 (Garbarino, 1975; Хекхаузен X., 2003. С. 734). В одной из школ существовала традиция: ученики четвертых и пятых классов помогали в занятиях ученикам первых и вторых классов. Одна группа «наставников» не получала за это никакого вознаграждения, другая же поощрялась билетами в кинотеатр. Между обеими группами наблюдались определенные отличия во взаимодействии со своими «учениками». Как вы думаете, в чем состояли эти отличия? Различалась ли между собой успеваемость «учеников» разных групп «наставников»? Обоснуйте ответ. (Правильный ответ: вторая группа наставников была более жесткой, а их ученики имели более низкий уровень успеваемости.) Каждая подгруппа представляет свою ситуацию, ее решение и объяснение. Обсуждение. Кто из вас не согласен с тем решением, к которому пришли члены группы? А теперь я представлю вам реальные результаты этих экспериментов. Итак, мы выяснили, что вознаграждение и наказание не так уж и важны для мотивации. И при этом они имеют скорее тормозящее, чем усиливающее влияние. Исследователь Р. де Чармс сделал следующие выводы: 1. Если человек вознаграждается за что-то, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение приведет к уменьшению мотивации. 2. Если человек не вознаграждается за неинтересную деятельность, которую он начал делать лишь ради вознаграждения, то мотивация к ней может возрасти. Базовые потребности (Э. Диси, Р. Раян) Классификация Выводы Р. де Чармса говорят нам о том, что происходит с внутренней мотивацией при действии на нее вознаграждений, однако они не показывают, откуда она берется, в чем ее источник. Исследования по этому поводу проводились и проводятся сейчас другими учеными (Э. Диси, Р. Раян и многие другие).
Давайте возвратимся к тем ощущениям, которые сопровождали вашу внутренне мотивированную деятельность. Посмотрим на них еще раз, но с другой точки зрения. Можем ли мы сказать, об удовлетворении какой потребности говориткаждое из записанных чувств? Дело в том, что каждую из названных вами потребностей можно отнести к одной из трех базовых потребностей,выделенных Эдвардом Диси: • потребность в самодетерминации (потребностьощущать самого себя источником собственной активности); • потребность в компетентности (потребность ощущать себя компетентным, знающим и умеющим что-либо делать); • потребность в значимых отношениях (потребность быть включенным в значимые отношения с другими людьми в процессе деятельности). Удовлетворение этих потребностей в определенной деятельности и может сделать ее мотивированной внутренне! Как это происходит? Приблизительно вот так (рис. 8).
Рис. 8. Формирование внутренней мотивации деятельности
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |