Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И другие рассказы 10 страница




 

он сразу припомнил, что какой-то довольно странный молодой иеродьякон из Омской епархии, по описаниям похожий на Ав­густина, действительно жил в лавре месяца три на­зад. Отец Онуфрий пригласил своего помощника иеромонаха Даниила (он сейчас архиепископ в Ар­хангельске), и мы подробно расспросили его. Он-то как раз и опекал тогда омского гостя.

Отец Даниил рассказал, что в начале лета в лавру приехал никому не известный, совсем молоденький иеродьякон из Омской епархии. Он назвался от­цом Владимиром. По дороге его обокрали, поэтому у него не было ни документов, ни денег, а из обла­чения — лишь подрясник. Сердобольные лаврские монахи сжалились над собратом. Его отвели в мона­стырскую рухольную, где быстро подобрали подхо­дящие клобук, рясу и мантию. Так что спустя пол­часа гость предстал перед наместником лавры уже в полном монашеском облачении. Ему благослови­ли пожить в лавре, пока он будет восстанавливать документы.

Отец Даниил говорил, что это был обычный молодой монах, но с некоторыми странностями. Впрочем, как многие молодые провинциалы, кото­рых архиереи рукополагают в столь юном возрасте. У него, к примеру, был орден князя Владимира — очень высокая награда, которой нечасто удостаива­ются и маститые протоиереи. На недоуменный во­прос по этому поводу он ответил, что его наградили орденом за восстановление храма в Омской епар­хии. «Совсем молодой, а уже успел такое большое дело сделать!» — восхищались монахи. Но более всего удивляло отца Даниила то, что иеродьякон совсем не участвовал в богослужениях, а скромно стоял где-то в уголочке. А когда предлагали послу­жить, отказывался, ссылаясь на недомогание или на свое недостоинство предстоять перед престолом. В конце концов лаврские монахи, заботясь о духов­ной жизни юного собрата, решительно настояли, чтобы он служил воскресную литургию.

— И он служил?! — в один голос спросили мы с от­цом благочинным.

— Служил,— отвечал отец Даниил,— правда, не у нас в лавре, а в соседнем приходском храме. Но что это была за служба?.. Вот уж действительно ар­хиереи в епархиях рукополагают совсем не обучен­ных кандидатов. Ну ничегошеньки не знал! Ни как облачение надеть, ни как на ектенью выйти. Все пришлось делать вместе с ним. У нас в семинарии с такой подготовкой не то что до рукоположения, до экзаменов бы не допустили!

Тут уж мне стало совсем не по себе. Служить, причащаться священническим чином, не будучи рукоположенным... Это просто не вмещалось в со­знании.

— А куда он потом делся? — спросил отец Онуф­рий.

— С документами у него как-то не получалось. Жа­ловался, что затягивают омские бюрократы. Спра­шивал, нельзя ли как-то сделать документы здесь, в Загорске, и даже кого-то нашел. Но ничего в конце концов не вышло. Прожил он в городе около меся­ца, снимал угол у каких-то бабушек. Я подружился с ним, помогал чем мог. А потом он уехал в Абха­зию, в горы. Очень он интересовался жизнью пус­тынников, все время о них расспрашивал. Кстати, около месяца назад я получил от него открытку. Он сообщает, что благополучно добрался до Сухуми,

но в конце довольно странная приписка: «А теперь у меня новая кличка — Августин».

 

* * *

Итак, ситуация, с помощью Божией, становилась все более понятной. Некий человек, предысторию которого мы не знаем, появляется в Омске. Там выдает себя за сироту и восемь месяцев живет при храме. Затем совершает ограбление, после чего приезжает в Троице-Сергиеву лавру, где представ­ляется иеродьяконом Владимиром. Пытается как-то добыть себе документы, а когда это не получается, отправляется в Сухуми. Жизнь горных монахов, вне советского официоза и, что особо важно и прин­ципиально, безо всяких документов, по-видимому, очень заинтересовывает его. Но, побывав среди от­шельников, он быстро понимает, что долго в таких аскетических условиях (да еще и при полном от­сутствии мороженого) не выдержит. И тогда, услы­шав о действительно произошедшей трагической истории монаха Августина, он решает выдать себя за него. А еще ему становится известно, что намест­ник Псково-Печерского монастыря архимандрит Гавриил, несмотря на свою репутацию жесткого деспота, не только заботливо принял спустившего­ся с гор больного монаха-старика, но и, обойдя все препоны, оформил для него паспорт.

Он выезжает в Печоры. Там вначале все идет как по маслу — монахи верят в его легенду и горячо берутся ему помогать. Но тут происходит осечка: единственным человеком, который сразу же его раскусил — «Какой это монах? Это жулик! В мили­цию его!» — оказывается тот самый «недуховный», «зверь» и «деспот» архимандрит Гавриил. Как потом объяснил мне отец Иоанн (Крестьянкин), Матерь Божия, Небесная Покровительница Псково-Печер­ской обители, духовно открыла отцу Гавриилу, как Своему наместнику, что это за человек. Между тем добрые иноки, возмущенные жестокостью мракобеса-наместника, спасают «Августина» из его когтей и спешно отправляют в Москву. А дальше мы всё уже знаем.

Но конечно же далеко не всё! Нам неизвестно главное — кто такой Августин на самом деле? Что он делал до того, как оказался в Омске? И на что решится, когда поймет, что нам открыта правда о нем? А вдруг у него есть оружие? А что если, когда мы разоблачим его, он схватит ребенка — например, четырехлетнюю Настю, дочку Володи, — приставит к ней пистолет или нож и скажет:

 

 

 

«Ну, ребята, по­играли, а теперь будете делать то, что я скажу!»

Но, несмотря на неопровержимые доводы, я до конца так и не верил, что наш отец Августин — лжец и преступник! Отец Августин, которого мы успе­ли полюбить, с которым вместе молились, пили чай, спорили, обсуждали духовные вопросы? Быть может, это какое-то страшное наваждение? Все­го лишь череда поразительных совпадений, и я, грешник, осуждаю чистого, неповинного человека? Эти сомнения ни на мгновение не оставляли мою несчастную голову. Наконец я пришел к твердому решению, что не могу обвинять его ни в чем до тех пор, пока сам полностью не буду во всем убежден. Как это случится? Но, если уж Господь открыл то, что стало известно за последние два дня, Он откро­ет и остальное!

Вечером нас ждал поезд в Тбилиси, а в Издатель­ском отделе лежало письмо от Владыки Питирима патриарху Илие, где архиепископ просил оказать мне помощь в съемках фильма «Евхаристия».

Я обзвонил своих друзей, которые принимали участие в судьбе отца Августина, и попросил их со­браться у Володи Вигилянского сегодня вечером, чтобы в последний раз все обсудить перед поездкой.

Я уже знал, что буду делать. Когда мы вместе с Ав­густином, соберемся и рассядемся за столом, я со­общу, что только что прибыл из Омска. А сам буду внимательно следить за реакцией отца Августина. Потом я предложу послушать историю о том, как в Омске десять месяцев назад появился молодой че­ловек, как он пришел в церковь и назвался сиротой. Расскажу, как над ним сжалились, помогли с жильем и работой, как он вошел в доверие к настоятелю и старосте, и как потом безжалостно обокрал храм, унес утварь, собранные прихожанами деньги и даже взял крест, и не откуда-нибудь, а со святого престо­ла! Все начнут охать и ахать, выражать негодование по поводу такого кощунственного поступка. А я про­должу.

— Вот еще одна история, — скажу я. — Один чело­век приезжает в Троице-Сергиеву лавру и выдает себя за иеродьякона, не будучи рукоположенным. Больше того, он дерзает служить литургию!

Здесь, конечно, все будут просто потрясены! А я снова продолжу, по-прежнему наблюдая за Ав­густином:

— А вот еще история. Один человек приехал в горы, туда же, где и ты подвизался, отец Авгус­тин. И, узнав немало подробностей о жизни ино­ков, стал выдавать себя за горного монаха, чтобы замести следы своей прошлой жизни и попытаться получить документы на чужое имя. И, представьте, героем всех этих историй является один и тот же человек!

Кто-то обязательно воскликнет, скорее всего Олеся или Лена Чавчавадзе:

— Так кто же это?

А я обращусь к Августину:

— Отец Августин, как ты думаешь, кто же это?

Здесь уж не выдать себя будет невозможно!

— Кто?.. — еле шевеля губами, переспросит Авгу­стин.

И тут я отвечу, как следователь Порфирий Пет­рович в «Преступлении и наказании» у моего люби­мого Достоевского:

— Как кто? Да это ты, отец Августин! Больше и некому!

Здесь уж, по его реакции, все сразу должно стать понятным, скрыть свои чувства будет просто невоз­можно!

До сбора приглашенных друзей оставалось два часа. Войдя в квартиру Вигилянских, я сразу пред­ложил отцу Августину съездить со мной на такси в Издательский отдел за письмом к патриарху Илие. Тот с радостью согласился прокатиться на машине и заодно посмотреть издательство.

Тут мне пришла в голову мысль, что после разоб­лачения ему, возможно, удаться сбежать и он снова будет совершать преступления в Церкви. Поэтому я предложил:

— Отец Августин, давай сфотографируемся! И Оле­се с Володей оставим фотографию на память.

Он, подумав, нехотя согласился. А я взял и зачем- то брякнул:

— Да и если милиция нас задержит, не надо будет пленку тратить — сразу снимемся в профиль и анфас.

Сказал и тут же пожалел об этом. Августин взгля­нул так недобро, что мне стало не по себе. Как мог, я перевел слова своего глупого тщеславия на шут­ку. К счастью, это удалось. Августин разрешил нам сфотографироваться с ним, хотя время от времени недоверчиво поглядывал на меня. Он явно начинал тревожиться.

Улучив минуту, пока он собирался, я отвел Во­лодю на кухню и, закрыв за собой дверь, шепотом сказал:

— Августин, скорее всего, не тот человек, за ко­торого себя выдает! Вполне возможно, он какой-то страшный преступник! Я не шучу. Мы с ним сейчас уедем, а ты срочно обыщи его вещи, вдруг там ору­жие или что-то такое.

Володя вытаращил на меня глаза и с минуту не мог произнести ни слова. Потом он открыл рот:

— Ты соображаешь, что говоришь?! Ты сумасшед­ший? Как ты вообще представляешь, чтобы я — и обы­скивал чужие вещи?

— Слушай! — сказал я. — Брось свои интеллигент­ские заморочки! Все слишком серьезно. Речь может идти о жизни твоих детей.

Наконец Володя начал что-то понимать. Не го­воря больше ни слова, я прихватил отца Августина и уехал с ним на такси в Издательский отдел.

По дороге мы о чем-то болтали, потом поели мо­роженого — я хотел дать Володе побольше времени. А когда вернулись, хозяин квартиры предстал перед нами белый как мел. Я быстрее пово­лок его на кухню, а Августину крикнул, чтобы он встре­чал гостей.

На кухне Володя еле прошептал:

— Там докумен­ты на имя како- го-то Сергея (Володя на­звал фа­милию), крест

 

 

напрестольный, деньги — две с половиной тысячи рублей, орден князя Владимира... Что вообще про­исходит?!

— Оружие есть? — спросил я.

— Оружия нет.

В прихожей раздался звонок. Это приехал игумен Димитрий из Троице-Сергиевой лавры. Мы слыша­ли, как его встретил Августин и как они прошли в гостиную.

Но даже несмотря на новые находки, мне все равно до конца не верилось в реальность происхо­дящего. Это было поразительно! Я поделился сво­ими ощущениями с Володей. Он, который своими глазами только что видел и документы, и крупную сумму денег, тоже не в состоянии был поверить, что Августин не тот человек, за которого себя выдает.

Приехали Зураб и Лена Чавчавадзе.

Когда мы с Володей вошли в гостиную, все были в сборе. Детей мы отправили гулять.

— Ну и что ты нас собрал? — недовольно спросил игумен Димитрий. Ему пришлось ехать из лавры.

Я взглянул на отца Августина. И сразу понял: он обо всем догадался и все — на самом деле правда! И еще я понял, что если сейчас начну свою историю со следователем Порфирием Петровичем, то ситу­ация будет разворачиваться именно так, как я и на­мечал, вплоть до «Да это ты, отец Августин! Больше и некому!» С соответствующей реакцией и Августи­на, и остальных присутствующих. И вдруг мне стало его по-настоящему жалко. Хотя, признаться, было и еще одно чувство — торжество. Торжество охот­ника, который видит, что еще мгновение — и добы­ча у него в руках. Но это чувство было явно не хри­стианским.

Поэтому я, отбросив все задуманное и так тща­тельно отрепетированное, обратился к нему с од­ним лишь словом:

— Сережа!

Он смертельно побледнел.

Что тут началось!.. Все вскочили на ноги, и все кричали:

— Какой Сережа?! Что тут происходит?! Вы, оба — немедленно всё объясните!!!

Только мы с ним сидели и молча смотрели друг на друга. Когда наконец все немного успокоились, я обратился к нему:

— Сегодня утром я вернулся из Омска. Там я полу­чил последние, недостающие факты из твоей исто­рии. Самое правильное, что я должен сейчас сделать, это набрать номер 02 — и через пять минут здесь будет милиция. Но все же мы даем тебе последний шанс. Ты видел, как искренно мы старались тебе помочь. Если ты сейчас расскажешь всю правду, — с самого начала и до конца — мы, может быть, решим снова тебе помочь. Но если ты солжешь хоть одним сло­вом, я тут же снимаю трубку и звоню в милицию. Мне не надо объяснять, что в этом случае тебя ждет. Сей­час все зависит только от тебя.

Сергей молчал долго. Мои друзья тоже молчали и изумленно смотрели на него, своего любимого «горного монаха», «ангела-маугли»... А я с замирани­ем сердца в этой полной тишине ждал его решения.

Потом он сказал:

— Хорошо, я все расскажу. Но с одним условием: если вы гарантируете, что не сдадите меня в милицию.

— Гарантия у тебя, Сергей, теперь только одна — твоя абсолютная честность. Как только я увижу, что ты врешь, сюда приедет милиция.

Он опять надолго задумался. Видно было, что он лихорадочно высчитывает, можно ли ему как-то выкрутиться или хоть что-то выиграть. Наблюдать за этим было настолько неприятно, что улетучива­лись последние остатки жалости к нему.

— С чего начать? — наконец спросил он, вопроси­тельно взглянув на меня.

В вопросе был явный подвох. Он хотел прощу­пать, что я действительно знаю.

— С чего хочешь. Можешь — с того же Омска. Можешь — с Сухуми. А можешь — и с твоих похож­дений в лавре. Но лучше давай с самого-самого на­чала!

По тому, как он с досадой опустил голову, я с об­легчением понял, что попал в цель. Хотя и послед­ними патронами — больше ведь у меня в запасе ниче­го не было.

И Сергей стал рассказывать.

Он был преступником, мошенником, вором. Во­ровал с детства, а в восемнадцать лет укрылся от неминуемой тюрьмы, попав под призыв в армию. Но там его сразу заприметил бойкий начальник полкового склада, и они вместе стали с усердием распродавать армейское имущество. Среди их кли­ентов был, между прочим, и соседний батюшка, за­нимавшийся ремонтом полуразвалившегося храма. В те годы купить на нужды церкви стройматериа­лы без особой санкции уполномоченного Совета по делам религий было невозможно, и батюшка, по обыденным советским привычкам того времени, закупал у Сергея и кирпич, и цемент, и доски. Сер­гей иногда приходил к священнику домой и был по- настоящему тронут его искренней добротой и уча­стием, отцовской заботой о «солдатике». А еще его

 

 

удивляло, что батюшка трудится не для себя — жил он бедно, — а для храма, для веры.

Но однажды в полк нагрянула ревизия. Очень быстро Сергей сообразил, что друг-начальник, что­бы уцелеть, сдаст его с потрохами. И, недолго думая, он прихватил выручку, сел на первый попавшийся поезд и поехал куда подальше. Поезд привез его в Омск. Идти было некуда, и вдруг он вспомнил о добром батюшке. Сергей разыскал храм и, назвав­шись сиротой, обрел сытое и надежное пристанище на долгие месяцы. Бабушки нарадоваться на него не могли. А сам Сергей понемногу входил в церковный быт, узнавал новые для него слова и выражения, удивлялся неведомым ему добрым и доверчивым от­ношениям между людьми.

Но все же по весне, истомившийся среди омско­го пожилого церковного люда, Сергей замечтал о воле. А тут еще старуха-староста, которая называ­ла его внучком, в знак полного доверия поручила оплатить ежегодный взнос... Он украл деньги, хотя

уже знал, что это с огромным трудом, по копеечке, собранная дань для Советского фонда мира. Захва­тил из храма все, что ему понравилось. И пустился на свободу.

Погуляв от души несколько дней, он чуть не уго­дил в милицию и со страху снова бросился к веру­ющим, к этим чудакам, доверчивым и странным людям, которых ничего не стоило обвести вокруг пальца.

Он приехал в древнюю Троице-Сергиеву лав­ру, назвался иеродьяконом Владимиром и сам уди­вился, как быстро оказался в полном монашеском облачении, да еще окруженный приятной, хотя и несколько утомительной, дружеской заботой. Однако его надежды достать здесь новый паспорт не оправдывались. Более того, жить в просматрива­емом насквозь милицией и КГБ Загорске станови­лось все опаснее.

— Но как же ты дерзнул служить литургию? — спросил я.

Мне это действительно хотелось понять. И к то­му же, полезно было показать ему, что я знаю даже такие детали.

— Ну, а что мне было делать? — уныло прогово­рил Сергей. — Монахи все настаивали: «Как же так, ты иеродьякон, и не служишь?» Ну и я...

— Ужас! — воскликнула Олеся.

Сергей вздохнул и продолжил свой рассказ.

Узнав, что в нашей стране есть место, где живут безо всяких документов, где тепло и вольно, он по­ехал в Сухуми. За полтора месяца пребывания на Кав­казе он обошел немало горных келий и скитов. Его, назвавшегося иеродьяконом Владимиром и при­везшим весточки и поклоны от лаврских монахов,

провели туда, куда не допускали многих, рассказали о том, о чем мало кому рассказывали. Но оставаться в горах Сергей, конечно, даже и не думал. Зато здесь он узнал о том, что печерский наместник помог од­ному из монахов, спустившемуся по болезни с гор, оформить документы. Узнал он и о трагедии монаха Августина...

Все остальное нам было известно.

Когда Сергей закончил свою историю, я отпра­вил его в «келью». А мы остались. И вновь перед нами встал вопрос, тот же, над которым мы мучи­лись последние две недели: что нам с ним делать? Только теперь уже исходя из совершенно новых об­стоятельств.

Когда в начале нашей сегодняшней беседы я ска­зал Сергею, что в любой момент могу вызвать ми­лицию, я говорил неправду. Сдавать его в милицию было нельзя ни в коем случае! И не только потому, что Сергей в дальнейшем мог рассказать следовате­лю, как мы более чем серьезно решали вопрос о по­купке для него фальшивого паспорта. Это мелочь. Главная опасность заключалась в том, что этот че­ловек, побывав в горах, узнал все основные пути перехода от легального положения в Церкви к неле­гальному. Он был знаком с матушкой Ольгой и дья­коном Григорием из Сухуми и знал об их связях почти со всеми тайными кельями. Побывал в гор­ных приютах, разузнал пути к старцам, прожившим в горах многие десятилетия. Правоохранительные органы немало бы посулили ему за такую информа­цию. Но и отпустить его сейчас просто так, с глаз долой — из сердца вон, было тоже невозможно: он наверняка снова отправится промышлять по хра­мам-монастырям.

На следующий день мы поехали в лавру просить совета у самых авторитетных духовников. Отцы приходили в ужас от нашего рассказа, поражались путям Промысла Божия, но конкретного решения так и не предлагали.

Положение становилось все более тупиковым. А тут еще и наш герой, почувствовав, что мы на­ходимся в нерешительности, понемногу освоился, почувствовал себя увереннее, снова стал посылать детей за мороженым. Тем более что для них и при них он по-прежнему был отцом Августином.

И вот через некоторое время для нас стало оче­видным, что из всей этой истории все же есть вы­ход. Причем один-единственный. Заключался он в том, что Сергей должен был сам измениться. При­нести перед Богом покаяние и прийти в милицию с повинной. И шансы, что все может произойти именно так, были, как это ни странно, немалые.

Сергея глубоко поразил Промысл Божий в исто­рии с его разоблачением. Он понял, что на пути жизни перед ним предстала всемогущая, непости­жимая сила Божия. И в ней ему явился любящий и спасающий Христос. Мы видели, что, несмотря на все свои проблемы, Сергей переживал настоя­щее духовное потрясение. Да и почти год жизни в православной среде, подчас очень наивной и до­верчивой, но все же ни с чем не сравнимой, тоже оказал на него влияние.

Он всерьез задумался. И вот, после долгих бесед, после исповеди в лавре у архимандрита Наума, чему мы были несказанно рады, он решил принять нака­зание за свои грехи.

Но и решив, он, помнится, все тянул. Мы с Зу­рабом уехали снимать наш злополучный фильм

в Грузию, потом вернулись, а он все так и жил у Вигилянских. Когда все же собрался с духом, долго и совсем уж трогательно прощался с детьми и в кон­це концов уехал, прихватив, не спрашивая разумеет­ся, пару духовных книг и старинный Молитвослов. По новопечатным книгам, как он говорил, ему тяже­ло молиться. Еще через неделю позвонил и сказал, что идет сдаваться.

Спустя месяц в Москву приехал следователь во­енной прокуратуры. Поскольку все украденное Авгу­стином хранилось у меня, следователь и жил в моей квартире, чтобы не тратиться на гостиницу. Это был старший лейтенант примерно моего возраста. По его просьбе я провел его по всем главным московским магазинам, где он накупил на свою лейтенантскую зарплату подарков для жены, набил две авоськи коп­ченой колбасой, растворимым кофе и блоками сига­рет «Мальборо». Конечно же он рассказал про Авгус­тина, то есть про Сергея. Оказалось, что тот ведет себя в следственном изоляторе «чудно»: не материт­ся, не играет в карты. Молится. Поэтому уголовники дали ему кличку Святой. Она так и сохранилась за ним все годы заключения. Со следствием Сергей со­трудничал и вины своей не скрывал.

Вскоре состоялся суд, и его по совокупности соде­янного осудили на восемь лет общего режима. Все годы заключения Олеся и Володя помогали Сергею. Посы­лали деньги, книги, продукты. Даже, по его просьбе, выпуски «Журнала Московской Патриархии».

 

* * *

А через восемь лет Сергей снова появился в Мо­скве. Мы с радостью приняли его и долго вспомина­ли о прошедшем.

Перед нами был другой человек — как гадарин- ский бесноватый, когда Господь изгнал из него ле­гион бесов! Бесы вошли в свиней, свиньи ринулись со скалы в море, и все прежнее — обманы, преступ­ления, коварство — все было потоплено в глубокой пучине, все забыто...

Он снова жил у Вигилянских. Дети — Николай, Александра и Настя — подросли и уже знали ис­тинную историю своего чудесного друга, «горного монаха» отца Августина. Хотя горькая правда и вы­звала у детей настоящее потрясение — они долго плакали, — но случившееся в конце концов только укрепило их веру. Они сказали, что любят Сережу так же, как любили когда-то отца Августина.

Через год Сергей неожиданно сообщил, что принял монашеский постриг с именем Владимир в архиерейском доме одной из провинциальных епархий. Вскоре его рукоположили во иеродьяко­на, затем во иеромонаха и поручили восстанавли­вать приход.

Признаться, мы воспринимали происходящее с ним не без тревоги. С одной стороны, мы, конеч­но, были рады за него, а с другой — иногда к этой радости примешивался настоящий страх. Я к тому времени был уже иеромонахом Донского монасты­ря. Как-то отец Владимир, приехав в Москву, зашел ко мне в гости. В столицу он прибыл на дорогой по тем временам иностранной машине, как сам пояс­нил, «по делу к спонсору».

Я решился серьезно поговорить с ним. Разго­вор был непростой и долгий, но мне показалось, что он меня услышал. Я напомнил ему о том, как Сам Господь Иисус Христос Своим особым Про­мыслом открыл ему новое познание мира. Как

заботливо вел ко спасению, учил живой, не книж­ной вере. Говорил, что сейчас, когда он стал на­стоящим монахом и священником, есть огромная опасность ложной успокоенности, пагубного са­модовольства, когда внешнее благополучие мо­жет стать причиной большой беды и даже гибели. «Когда скажут вам: “мир и безопасность”, тогда внезапно придет на вас пагуба» — предупреждает всех нас Христос.

Ведь с принятием монашества и священного сана в нашей жизни изменяется очень многое, но не все. Гнездящееся внутри древнее зло всегда будет пре­следовать нас и никогда не оставит попыток снова вкрасться и овладеть своей главной целью — нашей душой. И лишь мужественная борьба со злом ради удивительной и для многих непонятной цели — чи­стоты нашего сердца — оправдывает нас перед Бо­гом. Но если этой борьбы Христос не видит, то Он отходит от такого священника, монаха, мирянина и оставляет его наедине с тем, что тот сам упорно избирает для себя. А выбор этот всегда один и тот же — никогда не насыщаемая гордыня и стремление к удовольствиям мира сего. Проходит время, и рано или поздно эти страсти оборачиваются к оставив­шему Бога человеку своей истинной, ужасающей стороной.

Тогда вздымается Геннисаретское озеро, и из пучины на берег начинают вылезать давно утонув­шие, полные ярости свиньи и кидаются на несчаст­ного, который сам сделал выбор между ними и Бо­гом. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, при­дя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

Так, к несчастью, произошло и с Августином- Сергеем-Владимиром. В 2001 году мы прочитали в газетах, что иеромонах Владимир, который слу­жил в одном из провинциальных городов и был тес­но связан с местной преступной разгульной, совер­шенно невозможной для монаха компанией, найден зверски убитым в своем доме.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего уби­енного иеромонаха Владимира!

 

 

 

 

Что такое случайность? Почему кирпич па­дает на голову именно этому прохожему — одному из тысяч? Подобного рода глубо­комысленные размышления волнуют человечество тысячелетиями.

Однажды троице-сергиевский благочинный архимандрит Онуфрий и духовник лавры архи­мандрит Кирилл поручили мне помочь перевести на Кавказ в горы, туда, где уже многие годы на не­легальном положении подвизаются монахи-отшельники, одного из иноков лавры, иеродьякона Рафа­ила (Берестова). Это был монах совсем маленького, детского росточка, без бороды, с тоненьким голо­сом и простодушный, воистину как ребенок.

Заговорщическим шепотом отец Рафаильчик поведал мне, что по благословению отца Кирил­ла вынужден бежать в горы, потому что в оди­ночку борется с экуменизмом. На косяке дверей своей кельи в лавре он прибил листовку с над­писью:

«ПОЗОР ЭКУМЕНИСТАМ!!!»

Я тоже никакого расположения к экуменизму не испытывал и потому взялся ему помочь, хотя и сильно сомневался в реальности нависшей над от­цом иеродьяконом чрезвычайной угрозы. Да еще такой, что надо было бежать из монастыря.

— За мной наверняка устроят отчаянную погоню, чтобы заточить в каземат! — страшным шепотом по­ведал мне Рафаил. Он изъяснялся горячо, образно и весьма высоким стилем.

В «каземат» я, честно говоря, тоже не очень по­верил. Кому нужен маленький иеродьякон?

Отец Рафаил был еще и художником. Кроме личных вещей, он собирался взять с собой в горы принадлежности для иконописи, мольберт, краски, а также запас иконных досок. Я понял, что одному мне не справиться, и решил позвать с собой друга, Сашу Швецова, который в это время был на побыв­ке у родителей в Москве. По благословению отца Кирилла к нам присоединился еще один молодой человек — выпускник Московской духовной акаде­мии Константин. Теперь его зовут игумен Никита, и служит он в Брянской епархии.

На железнодорожном вокзале в Сухуми нас встретили дьякон Григорий, угрюмого вида лохма­тый человек, и его супруга матушка Ольга — полная ему противоположность, очень заботливая и при­ветливая. Мы остановились в их доме на улице Казбеге. Как оказалось, здесь часто находили приют те, кто тайком направлялся в горы к монахам.

Отцу Рафаилу не терпелось побыстрее добрать­ся до горных келий, но все оказалось не так просто. Матушке Ольге позвонили из Загорска и предупре­дили, что по городу уже ходят слухи, что иеро­дьякон Рафаил отбыл в Сухуми и готовится уйти

в горы, где живут вольно от советской власти, без всяких паспортов, прописок и регистраций. А если об этом говорили в Загорске, то, значит, скоро ста­нет известно и местным властям. Так оно и случи­лось. Православные в Сухуми трудились на разных постах, поэтому на следующий же день мы узнали, что в сухумскую милицию поступила установка за­держать опасного преступника иеродьякона Рафа­ила (Берестова), который намеревается перейти на нелегальное положение, может заниматься анти­советской деятельностью и ведет образ жизни туне­ядца.

Я весьма удивился, что тревожные предчувствия маленького отца Рафаила оправдывались. А сам он, хотя вроде и готовился к такому повороту событий, узнав об открытой на него охоте, так перепугался, что уж совсем как ребенок в страхе забился под кро­вать и никак не хотел вылезать. Мы со смехом пыта­лись его оттуда вытащить. В общем, роль грозного злодея и страшного государственного преступника, на которого объявлена целая милицейская облава, отцу Рафаильчику совершенно не подходила.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.