Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности феноменологии религии Н. Смарта




Профессор Ниниан Смарт, один из основоположников сравнительного религиоведения. Смарт не считает ни одну из религий обладательницей монополии на истину.

Смарт был глубоко озабочен проблемами религиозных, политических, этнических и прочих конфликтов, свидетелем которых он волею судьбы стал, – достаточно упомянуть, что в 1945–1948 гг. он служил в английской армии, вначале в Китае, затем на Цейлоне. В свете коллизий XX в. Смарт придавал большое значение осмыслению будущего религии. Он был убежден, что современный кризис религии во многом обусловлен ограниченностью конфессиональных учений, их стремлением отгородиться от философии, политико-социальных идейных программ и иных мировоззренческих систем. Отход от строгого отделения религий от других духовных образований позволял Смарту наметить пути к поиску общих оснований разных типов мировоззренческих систем и открыть перспективу их взаимополезного диалога.

Смарт предлагает особый вариант феноменологического подхода, направленный на раскрытие тех форм бытия религии, которые даны эмпирически, прежде всего – социально-эмпирически, в практике жизнедеятельности общества. По мнению Смарта, те духовные формации, которые подпадают под определение религий, имеют семь аспектов или измерений. Впервые проблему «измерений» религии Смарт поставил в «Религиозном опыте человечества» (1969), которая потом несколько раз переиздавалась в переработанном виде.

1. Практическое или ритуальное измерение (культовые действия, молитвы, проповеди и т.д.).

2. Эмоциональное или опытное измерение. (Проявления интенсивных переживаний и религиозно насыщенных состояниях психики определяет существование религий.

3. Нарративное или мифическое измерение. (Опыт направляется и выражается посредством священного мифа – повествовательная сторона религии.)

4. Доктринальное или философское измерение. Обоснование религиозных мифов требует упорядоченного изложения их идей и строгости формулировок важнейших мыслей.

5. Этическое или правовое измерение – совокупность предписанных традицией норм поведения и законов.

6. Социальное или институциональное (организационное) измерение – это внешнее воплощение ментальных аспектов религии в системе взаимосвязей и социального поведения людей. (напр., церкви, сангхи, уммы, т.д.)

7. Материальное измерение. Социальное или институциональное измерение неизбежно реализуется в материальные артефакты – здания, искусство и другие творения человеческих рук.

Восьмое измерение – политическое и экономическое, оно образовано многообразием религиозных политических и экономических стратегий, которые в той или иной степени присутствуют во всех традициях. Феноменологически определив важнейшие данности бытия религии, назвав их «измерениями» или «аспектами», Смарт полагает, что этого вполне достаточно для экспликации данного типа мировоззрения: успешно применен не только к выявлению и пониманию религий, но и к изучению секулярных идеологий. Будучи примененным к пониманию секулярных идеологий, он показывает, что многие из них обнаруживают характерное сходство с религиями. Наиболее показательны, согласно Смарту, в этом отношении национализм, марксизм и научный гуманизм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.