КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации по методике преподавания отдельных тем
Обсудим методические проблемы изложения различных тем, из которых может быть сконструировано изучение компьютерного моделирования. Введение в компьютерное моделирование целесообразно построить в виде лекции, содержащей в доступной учащимся форме обзор основных принципов абстрактного (по другой терминологии — информационного) моделирования вообще и его реализации с помощью компьютеров. В итоге лекции учащиеся должны усвоить основополагающие знания о принципах моделирования, разновидностях компьютерного моделирования, основных этапах компьютерного моделирования. Этапы компьютерного моделирования показаны на рисунке, каждый из этих этапов требует обсуждения. Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что, приступая к построению модели, прежде всего надо ответить на вопросы: для чего нужна модель? как мы будем ею пользоваться? В зависимости от ответов могут получиться совершенно разные модели одного и того же объекта. Добиться понимания этого можно в первую очередь на примерах из общеизвестных областей реальности. Сопоставим, например, три модели самолета: детская игрушка, натурная модель для испытания в аэродинамической трубе и абстрактная модель в виде чертежей. Все они имеют право на жизнь, но назначение у них принципиально различное. Далее, могут быть и различные цели, приводящие к построению нескольких различных абстрактных моделей для последующего компьютерного моделирования: например, задачи, решаемые авиаконструктором, мало похожи на задачи, решаемые экономистом, которого заботит стоимость изделия, рентабельность производства и т.п. Содержательное описание объекта (процесса) служит основой дли дальнейшей формализации. Формализованная схема является промежуточным звеном между содержательным описанием и моделью и разрабатывается тогда, когда из-за сложности исследуемого процесса непосредственный переход от содержательного описания к модели затруднен. Технология компьютерного математического моделирования. В рамках физико-математического профиля, в котором изучение моделирования играет особо важную роль, ведущее значение принадлежит компьютерному математическому моделированию. Особая роль темы заключается в том, что в ней повторяются и обобщаются основные понятия КММ, известные из базового курса информатики, вводятся новые понятия: «моделирование», «информационное моделирование», «математическое моделирование», «формализация», «идентификация модели» и др. Другой важный аспект темы — формирование представления об этапах компьютерного математического моделирования. Здесь, с одной стороны, фигурируют приведенные выше понятия, с другой стороны, присутствует полная технологическая цепочка КММ. Конечно, все эти этапы будут неоднократно повторяться при исследовании конкретных процессов (объектов), но основы закладываются именно на вводных занятиях. Действительно, одним из условий успешного усвоения учащимися систематического изучения КММ является наличие у них хорошо развитых представлений об этапах КММ, значении каждого из этапов. При обсуждении этапов КММ можно использовать общую схему абстрактного моделирования, изображенную на рисунке выше обсуждение следует конкретизировать с учетом особенностей именно математического моделирования. Формализованная схема является промежуточным звеном между содержательным описанием и математической моделью и разрабатывается в тех случаях, когда из)за сложности исследуемого процесса переход от содержательного описания к математической модели оказывается невозможным. На этапе построения формализованной схемы должна быть дана точная математическая задача исследования с указанием входных и выходных параметров модели. Важнейшим этапом моделирования является разделение входных параметров по степени важности влияния их изменений на выходные. Такой процесс называется ранжированием. Чаше всего невозможно, да и не нужно, учитывать все факторы, которые могут повлиять на значения выходных параметров, отбрасывание менее значимых факторов огрубляет объект моделирования и способствует пониманию его главных свойств и закономерностей. На этане перехода от формализованной схемы к математической модели необходимо перейти от абстрактной формулировки к формулировке, имеющей конкретное математическое наполнение. В этот момент модель предстает перед нами в виде уравнения, системы уравнений, неравенств, матриц, дифференциальных уравнений и т.д. В ходе изучения этой темы учащиеся должны уяснить подходы к классификации компьютерных математических моделей. В литературе используются классификации моделей по математическому аппарату, отраслям наук и т.д. Наиболее органичной представляется классификация по целям моделирования. Действительно, выделение целей моделирования — это первое, что необходимо сделать перед содержательным описанием и формализацией объекта (процесса), и, в конечном итоге, именно цели моделирования определяют, какая модель будет построена. Учителю следует привести примеры постановки задач, приводящих к моделям, относящимся к основным классам: дескриптивным, оптимизационным, многокритериальным, игровым, имитационным. Моделирование физических процессов. Эта тема фигурирует почти во всех вариантах изучения компьютерного математического моделирования. Причина - традиции и относительная простота решаемых задач, их близость школьному курсу физики. Целесообразно предпослать обсуждению вводную лекцию (беседу) о компьютерном моделировании физических процессов в целом. Вначале на ряде примеров иллюстрируем утверждение, что физика — наука, в которой математическое моделирование является чрезвычайно важным методом исследования. Перечень рассматриваемых вопросов может быть таков: · движение тел с учетом сопротивления среды; · движение маятника с учетом сопротивления среды, вынужденные колебания, резонанс и т.д.; · движение небесных тел (задача двух тел); · движение заряженных частиц и др. При моделировании движения тела, прежде всего, целесообразно рассмотреть традиционные для школьного курса физики динамические модели, но с учетом сопротивления среды. Это свободное падение тела, полет тела, брошенного под углом к горизонту, движение тела с переменной массой. При этом составляющие силы сопротивления можно рассмотреть предварительно, перед изучением конкретных моделей, либо в ходе построения одной из моделей. Более детально обсудим методику построения компьютерных математических моделей физических процессов и их последующего исследования на примере нескольких задач. Первая из них - моделирование свободного паления тела с учетом сопротивления среды. Основная дидактическая роль этой задачи — практическое знакомство с этапами компьютерного математического моделирования, освоение этих этапов, приобретение навыков формулирования и разрешения учебных проблем, проблемных ситуаций. Несмотря на то, что, на первый взгляд, она является простой, при ее исследовании придется решить ряд серьезных проблем, о которых будет говориться далее. В ходе обучения неизбежно придется пользоваться понятиями «предел» и «производная». Понятие «предел» не вызывает существенных затруднений; в контексте данного обсуждения вполне достаточно интуитивного понимания предела, сформированного у учащихся к X кл. Не совсем так обстоит дело с понятием «производная». Возможны две ситуации: 1) учащиеся вполне им владеют и дифференциальная форма записи второго закона Ньютона (и последующих при решении конкретных задач дифференциальных уравнений) понятна: при этом никакой техники дифференцирования и тем более решения дифференциальных уравнений не требуется; 2) учащиеся не знакомы с этим понятием; в этом случае необходимо сделать математическое отступление и пояснить понятие «производная», для этого, как показывает опыт, вполне достаточно одного урока. Другая методическая проблема, которую необходимо решить, — строить модели динамических процессов в виде дифференциальных или конечно-разностных уравнений. Как показывает практика, учащиеся физико-математических классов вполне способны воспринять дифференциальные уравнения и численные методы их решения. Для этого достаточно ввести дифференциальные уравнения и объяснить простейшие численные методы их решения, базируясь на физическом и геометрическом смысле производной. При изучении динамических процессов в менее подготовленной аудитории рекомендуется ограничиться конечно-разностными уравнениями. Любую модель такого рода можно сформулировать в конечно-разностном виде, вообще не упоминая о дифференциальных уравнениях. Отметим, что существует немало компьютерных программ, моделирующих простые физические процессы. В них реализован, в той или иной мере профессионально, диалоговый интерфейс, позволяющий вводить параметры, получать на экране таблицы, графики, движущиеся изображения. Однако при их использовании остаются скрытыми физические законы, определяющие процесс. ограничения модели, возможности ее усовершенствования. Такие программы полезны скорее как иллюстративные. При выполнении компьютерной лабораторной работы по исследованию модели можно предложить учебные задания двух уровней (рассчитанные соответственно на «среднего» и «сильного» ученика): I) получение результатов и их графическое отображение для заданного набора параметров модели; 2) исследование свободного падения тела в средах различной вязкости и содержательное сравнение результатов исследования; 3) придать модели черты оптимизационной (самостоятельно или с помощью учителя), выполнить указанные исследования, пронести содержательное сравнение результатов исследования. По использованной здесь схеме могут вводиться и исследоваться другие модели, где учитывается сопротивление среды. Имитационные стохастические модели. Имитационное моделирование может стать существенной частью профильного курса информатики, включающего в себя изучение моделирования. Включение метода имитационного компьютерного моделирования в профильный курс, работа учащихся с имитационными моделями средней сложности представляет несомненный интерес и пользу, поскольку расширяет и обобщает представления о методе моделирования и его возможностях. Идея имитационного моделирования интуитивно ясна и привлекательна. В основе этого метода - теория вычислительных систем, статистика, теория вероятностей. Начало изучения — лекция об имитационном моделировании случайных процессов. Один из вариантов отработки навыков имитационного стохастического моделирования — рассмотрение задачи моделирования очереди в системе массового обслуживания. Указанные системы элементарны для понимания постановки задач. имеют широкое прикладное значение. Начать рассмотрение этой задачи целесообразно с обсуждения истории решения проблем массового обслуживания (задача Эрланга об обслуживании запросов на телефонной станции). Затем следует обзор типичных задач этой науки, после чего переход к рассмотрению простейшей задачи, которую можно сформулировать на примере формирования и обслуживания очереди в магазине с одним продавцом. В этот магазин случайным образом входят покупатели. Если продавец свободен, то он начинает обслуживать покупателя сразу, иначе покупатель становится в очередь. Детали постановки и решения этой задачи методом статистического моделирования можно найти в учебной литературе. Обращаем внимание учащихся на то, какие вопросы ставятся в первую очередь при моделировании систем такого вида? Во-первых, это вычисление средних значений (математических ожиданий) некоторых случайных величин. Например, какое среднее время приходится стоять в очереди к прилавку? Или: найти среднее время, проведенное продавцом в ожидании покупателя. Задача учителя, в частности, состоит в том, чтобы разъяснить, что выборочные средние сами по себе — случайные величины; в другой выборке того же объема они будут иметь другие значения (при больших объемах выборки — не слишком отличающиеся друг от друга). Далее возможны варианты: в более подготовленной аудитории можно показать способ оценивания доверительных интервалов, в которых находятся математические ожидания соответствующих случайных величин при заданных доверительных вероятностях (известными из математической статистики методами без попытки обоснования). В еще более подготовленной в математическом отношении аудитории можно ставить вопрос: каково распределение случайных величин, являющихся результатами статистического моделирования, при заданных распределениях случайных величин, являющихся его входными параметрами? Поскольку изложение соответствующей математической теории в данном случае невозможно, следует ограничиться эмпирическими приемами: построение гистограмм итоговых распределений и сравнение их с несколькими типичными функциями распределения. На примере задачи об очереди отрабатываются сразу несколько новых понятий и навыков: · понятия о случайных процессах; · понятия и простейшие навыки имитационного моделирования; · построение оптимизационных имитационных моделей; · построение многокритериальных моделей (путем решения задач о наиболее рациональном обслуживании покупателей в сочетании с интересами владельца магазина). Моделирование динамики развития популяций. Соответствующие модели достаточно просты и изучены, постановка их вполне очевидна и в познавательном плане интересна и полезна. Вводная беседа в этой теме может быть посвящена введению в проблематику классической экологии и использование в ней математических моделей. Следует дать определения таким понятиям, как «популяция», «сообщество», «внутривидовая конкуренция*, «межвидовая конкуренция», сформулировать основные цели создания математических моделей в классической экологии. При проведении беседы следует обратить внимание учащихся на то, что привлечение компьютеров существенно раздвинуло границы моделирования экологических процессов. С одной стороны, появилась возможность всесторонней реализации сложных математических моделей, не допускающих аналитического исследования, с другой стороны, возникли принципиально новые направления и, прежде всего, имитационное моделирование. После вводной лекции приступаем к построению и исследованию конкретных моделей. Методически уместно начать это с рассмотрения развития популяций с дискретным размножением, после чего следует плавный переход на популяции с непрерывным размножением. Естественная последовательность рассмотрения такова: · динамическое моделирование численности изолированной популяции с дискретным размножением: а) при отсутствии внутривидовой конкуренции; б) при наличии внутривидовой конкуренции; · динамическое моделирование численности изолированной популяции с непрерывным размножением: а) при отсутствии в и угри видовой конкуренции; б) при наличии внутривидовой конкуренции; · динамическое моделирование взаимодействия популяций: а) состоящих в отношениях межвидовой конкуренции; б) состоящих в отношениях «хищник—жертва»; · имитационное моделирование развития популяции и взаимодействия популяций. Естественной частью этой темы является также работа с имитационными моделями экологических процессов (например, типа «хищник—жертва»). Инструментарий компьютерного математического моделирования. Компьютерная реализация моделей с учетом обсуждаемого профиля может быть реализована: · путем создания программ на традиционных языках программирования (Паскаль, Бейсик и других, а также их современные версии - Delphi, Visual Basic for Application и т.п.); · с помощью табличных процессоров; · с помощью специальных пакетов прикладных программ для решения математических задач (MathCAD и т.п.). Каждый из способов имеет свои методические достоинства и недостатки. При реализации темы «Компьютерное математическое моделирование» в объеме, соответствующем физико-математическому профилю (т.е. достаточно большом), используются, как правило, хотя бы два из указанных способов. Поскольку программирование является наряду с моделированием ключевой темой данного профиля, привлечение его в качестве инструмента представляется необходимым. В процессе программирования учащимся становятся доступными детали математических процедур; более того, они просто вынуждены их осваивать, что работает на общую цель данного профиля. В результате изучения раздела «Моделирование» в профильном курсе информатики учащиеся должны: · знать (понимать): виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей; общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей; · уметь: выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.): интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для расширения представления о моделировании как универсальном методе научного познания объектов, процессов и явлении реального мира, формирования компетенции в сфере познавательной деятельности1.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |