Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды общения (целевое и инструментальное)




Основные «эффекты» в восприятии других людей.

Характеристика вербальных и невербальных средств общения.

В зависимости от используемых средств общение может быть вербальным и невербальным. Вербальное общение происходит через речь, в процессе разговора. Такое общение происходит во время остановки транспортного средства или в салоне автомобиля. Водители во время движения чаще участвуют в невербальном общении, которое происходит с помощью жестов, звуковых и световых сигналов.

Эффект использования стереотипа.

Наше восприятие других людей зависит и от того, как мы их «классифицируем»: молодежь, женщины, пенсионеры, таджики. Зная, как обычно ведут себя молодые люди, нам не обязательно долго разговаривать с конкретной молодым водителем: в среднем мы не ошибемся. Такое стереотипное восприятие очень упрощает ориентировку в жизни, но одновременно с этим делает нас немного близорукими: конкретный молодой водитель может оказаться совсем не таким, как мы привыкли ожидать.

Эффект каузальной атрибуции.

Чем меньше мы о человеке знаем, тем более склонны по поводу него фантазировать, придумывать о нем. Обычному, распространенному поведению людей мы чаще приписываем ситуационные мотивы («это из-за ситуации!»), а нестандартному — личные («это его решение или его внутренние особенности»). Свои успехи мы чаще приписываем себе, неудачи объясняем такой ситуацией. Для чужих успехов и неудач - всё прямо наоборот.

Эффекты заинтересованности.

Люди чаще склоняются верить в то, что им выгодно, и готовы спорить с очевидностью, если она их не устраивает. Когда после ДТП водители, описывают, что произошло, то чаще всего они преуменьшают свои неправильные действия. Они делают это не всегда сознательно. Чаще сами верят в свою невиновность.

Эффект предубеждения.

Люди всегда охотнее укрепляют собственные установки и стереотипы, нежели меняют их. Если мы уже имеем какое-то убеждение, мы склонны интерпретировать происходящее так, чтобы свое убеждение подтверждать. Если на 10 водителей, допускающих небрежное управление автомобилем, приходится хотя бы одна женщина, то это автоматически «подтверждает» предубеждение, что женщины не умеют водить.

Внутригрупповой фаворитизм.

«Свои» кажутся лучше. Водители, находящиеся за рулем одной и той же марки автомобиля чаще пропускают водителей «своей» марки и более лояльно оценивают действия водителей этих автомобилей.

Выделяют целевое (для удовлетворения потребности в самом общении) и инструментальное общение. Водители в процессе управления транспортным средством включены в инструментальное общение. Инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано необходимостью достижения цели поездки. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению цели, что возможно только при взаимодействии с другими участниками дорожного движения, потребности во власти (не пропускать автомобиль в свой ряд – это демонстрация власти), потребности сохранять положительные отношения с людьми (пропустить автомобиль в свой ряд, не просто притормозить, а остановиться, если новичок не может выехать с второстепенной дороги, пропустить пешехода, переходящего дорогу на красный свет, поблагодарить за помощь других водителей и других).

Качества человека, важные для общения:

  1. Доброжелательность - способность чувствовать и проявлять свое доброжелательное отношение, уважение, симпатию к другим людям, даже когда не одобряешь их поступки, готовность их поддержать.
  2. Эмпатия - умение встать на место другого человека, посмотреть на мир его глазами, воспринимать поступки с его позиций.
  3. Конкретность - умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, поступках, отказ от общих рассуждений, непонятных для собеседника.
  4. Инициативность - способность самому устанавливать контакты, готовность браться за какие-то дела, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
  5. Непосредственность - умение говорить и действовать напрямую, открытая демонстрация свою точку зрения, не скрывая и не замалчивая.
  6. Искренность- готовность открыть другому свой внутренний мир и твердая убежденность, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими.
  7. Принятие чувств - умение выражать эмоции и естественно чувствовать различное эмоциональное отношение к происходящему.
  8. Толерантность, терпимость - не допускать обострения ситуации, выяснить источники разногласий, найти компромисс, прийти к какому-то соглашению.
  9. Самопознание - видение себя «со стороны» и стремление воспользоваться для этого помощью окружающих, готовность прислушиваться к их мнению, но при этом самому быть автором своей самооценки.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 3556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.