КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История становления управления персоналом и служб персонала
Тема 20. Управление персоналом Тема 20. Управление персоналом ЛЕКЦИЯ по дисциплине: «Социология управления»
Доктор социологических наук, профессор Григорьев А.А.
Москва - 2011
Основные вопросы: 1. История становления управления персоналом и служб персонала 2. Система управления персоналом 3. Кадровая политика и кадровая работа 4. Методы и технологии кадровой работы 5. Модели управления персоналом
Проблематика управления персоналом входит в изучение многих дисциплин, изучаемых в Академии социального управления. В данной теме мы сосредоточим внимание на концептуально-теоретических проблемах и методологических подходах к работе с персоналом, которые изучаются в социологии управления.
Управление персоналом (кадровый менеджмент) — это сегодня особый вид деятельности, профессия, механизм и система научно-практических мероприятий, методов и принципов руководства людьми в организации, учебная дисциплина. В предметную область этой дисциплины входит широкий круг вопросов, начиная с отбора и распределения, аттестации и продвижения работников, их обучения и адаптации, решения конфликтных ситуаций и создания благоприятного социально-психологического климата и заканчивая организационным планированием и строительством, т. е. изменением самой организации с учетом особенностей ее персонала. Всю историю становления этой отрасли знания в социологии управления разбивают на три основных этапа: донаучный, классический и современный[1]. Донаучный период включает Античность, Средневековье и Новое время. Классический период связывается с деятельностью Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера и других представителей «научной» школы управления, а также со взглядами А. Гастева, Н. Витке, Ф. Дунаевского и др.
Для реализации кадровых задач в государственных структурах издавна формировался специальный корпус чиновников, образующих государственные секретариаты, канцелярии, приказы. В странах Востока высшие органы администрации включали управления кадров. В древнекитайском царстве таким кадровым органом был «гуаньцзис» — управление гражданскими чиновниками и кадрами армии, ведавшее учетом и комплектованием кадров. Такие подразделения наводили справки о будущих чиновниках и других подданных правителя. В Древнем Египте была создана специальная школа чиновников, готовившая кадровую элиту— государственных управленцев. Профессия чиновника была очень престижной и требовала от ее обладателя разносторонних знаний и умений. Поэтому в школу был жесткий отбор по умственным способностям и задаткам, физическому здоровью и т. д. Вавилонский правитель Навуходоносор II использовал на своих текстильных фабриках систему специализированного отбора по профессиональным навыкам и физическому здоровью. В период расцвета Древней Греции профессионализм ремесленников, мореплавателей, воинов достиг невиданных высот. Поэтому требования к профотбору резко усложнились. Этому в значительной мере способствовали труды древнегреческих мыслителей (Аристотеля, Платона и др.), которые впервые попытались систематизировать критерии и качества, необходимые для той или иной профессии. В период Средневековья встречается немало примеров применения различных способов поиска и отбора кадров, в частности в католических монастырях и орденах, в княжеских дружинах и рыцарских отрядах, но все это были отдельные попытки создать некую систему подбора персонала. В Новое время свою концепцию управления персоналом применительно к государственным делам предложил Н. Макиавелли.
В России управление кадрами появилось в период утверждения российской государственности (XVI — начало XVIII в.). Функции главной кадровой службы выполнял Разрядный приказ — центральное государственное учреждение, занимавшееся вопросами учета и комплектования служилых людей, а также военным управлением и жалованьем дворян. Первое упоминание о Разрядном приказе, ведавшем личным составом армии Русского государства (его комплектованием, учетом, денежным и поместными окладами), датируется 1478 г. Кроме военных функций приказ имел административные функции по делам личного состава государственного аппарата. Он назначал наместников, воевод, послов, судей, осуществлял суд над чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела и др. В соответствии с установленным порядком Разрядный приказ руководил пограничной службой, назначал полковых и городских воевод, послов, судей. Учет (свод записей) назначений на военную, гражданскую и придворную службу велся в специальных разрядных книгах. В конце XIX — начале XX в. функции по управлению трудовыми ресурсами в России были сосредоточены в органах трудового посредничества, на биржах труда, в агентствах и конторах по трудоустройству, в органах по вербовке. Большая часть промышленных предприятий в 1920-е гг. руководствовалась в своей работе методиками работы с персоналом, разработанными в лабораториях ЦИТа. Отделы управления кадрами в советское время стали формироваться в 30-е годы. В соответствии с постановлением Наркомата труда СССР № 377 от 28 декабря 1930 г. биржи труда реорганизуются в управления кадров, на которые возлагаются снабжение народного хозяйства рабочей силой, а также планирование подготовки рабочих кадров и контроль за ней. В марте 1939 г. был образован высший кадровый орган - Управление кадров при ЦК ВКП(б). В его состав входило 45 отделов, которые занимались подбором и расстановкой руководящих кадров практически по всем отраслям народного хозяйства. Управления кадров организуются во всех промышленных районах, а в непромышленных — специальные органы по вербовке. Тщательная процедура согласования, которая была принята при назначении на номенклатурные должности в партийные и государственные структуры, предполагала проведение с отдельными кандидатами до десятка и более бесед, главным образом на предмет политической пригодности. Функции распределения кадров высших руководителей в последующие годы принадлежали Отделу организационно-партийной работы ЦК партии. Активно в этой работе участвовали Отдел административных органов ЦК КПСС, позже — Государственно-правовой отдел.
На западных фабриках и заводах до начала ХХ в. решением кадровых вопросов (наймом и увольнением работников) занимались хозяева предприятия или мастера. В 1900-е гг. американец Б. Гудрен организовал для этих целей в своей фирме специальное бюро. В 1910 г. компания «Плимптон-Пресс» создала отдел кадров, осуществлявший учет фактического использования работающих и выполнения ими конкретных задач. В 1912 г. в США появились специальные подразделения, на которые возлагались функции посредничества между администрацией и персоналом для обеспечения социального мира, ставшие прообразом служб персонала в современном смысле этого слова. В 1920-е гг. отделы кадров стали распространяться в Европе. В 1930-х гг. отделам кадров в западных фирмах были предоставлены полномочия по разработке единой политики по отношению к персоналу, заключению трудовых соглашений и контролю их исполнения. Но вплоть до 1960-х гг. деятельность кадровых структур считалась вспомогательной, кадровая работа находилась на периферии внимания руководства, рассматривалась как второстепенная. С точки зрения методологических подходов к кадровой работе по опыту развитых стран Запада первой половины XX века, обычно говорят о двух основных подходах в работе с персоналом[2]: ü доктрине научного управления, или научной организации труда, — акцентировавшей внимание на использовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем; ü доктрине человеческих отношений — стремившейся раскрыть значение морально-психологических и социально-организационных факторов в эффективном функционировании персонала организаций.
Во второй половине XX века появляется множество парадигм, подходов и школ «кадрового менеджмента» («механистическая парадигма», «традиционно-рационалистический подход», «технократический подход», «органическая парадигма», «гуманистический подход» и др.), однозначная классификация которых стала весьма затруднительной. В конце XX века сама практика работы по управлению персоналом стала активно специализироваться и дифференцироваться. Сегодня, например, В США кадровиков готовят по 20 специальностям: рекрутер, интервьюер, плановик карьеры, специалист по обучению, специалист по характеру, специалист по семейным отношениям, специалист по связи с администрацией, специалист по планированию заработной платы и проч. С появлением стратегического менеджмента в структуре управления начали разрабатываться стратегии управления персоналом. В силу возросшей важности и многопрофильности работы прежние кадровые службы стали преобразовываться в западных фирмах в службы персонала, или человеческих ресурсов. Эти подразделения возглавляются лицами, которые обладают широкими полномочиями, им выделяют лучшие помещения. Постепенно система управления кадрами трансформировалась в управление персоналом, а затем появились современные разновидности управления персоналом – управление человеческими ресурсами, управление человеческим капиталом и др.
Рис. 1. Взаимосвязь между подходами к управлению людьми
Различие подходов в данном случае связывается с трактовкой самих объектов управления, выражающих определенное отношение к работникам. Кадрами называются люди - безропотные исполнители, которых надо всего лишь содержать «в исправном состоянии» (для этого достаточно платить минимальную заработную плату, обеспечивать сносные условия труда и совсем не обязательно относиться к ним как к личностям). Поэтому управление кадрами в качестве объекта имеет лишь процессы найма, минимального обучения (повышения квалификации), перемещения по горизонтали или вертикали, увольнения, определения сферы деятельности, норм выработки, условий вознаграждения. Когда говорят о персонале, то предполагается, что к работникам относятся уже как к людям-личностям, которым надо создавать комфортные физические, социальные и психологические условия труда. Поэтому в рамках управления персоналом, в отличие от кадрового управления, всем этим вопросам уделяется весьма значительное внимание (формируется благоприятный морально-психологический климат, налаживается социальное партнерство, разрешаются конфликты и т. п.). Человеческие ресурсы - совокупность личностей, каждая из которых обладает особой индивидуальностью, интеллектом, способностью к саморазвитию, творчеству. Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами означает движение: Ø от узкой специализации и ограниченной ответственности к широким профессиональным и должностным профилям; Ø от спланированного карьерного пути к гибкому выбору траектории профессионального развития; Ø от контроля персонала к созданию возможностей его развития; Ø от закрытого к открытому отбору специалистов. Рассмотрение персонала как человеческих ресурсов означает. Во-первых, индивидуальный подход ко всем работникам в пределах общности интересов их и фирмы. Во-вторых, осознание проблемы дефицита высококвалифицированных кадров, борьба за их привлечение. В-третьих, отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат со стороны работодателя. В-четвертых, анализ и регулирование групповых и личностных отношений, кадрового потенциала, управление конфликтами, обеспечение требований психофизиологии, эргономики и проч. Появление концепции управления человеческими ресурсами увязывается с переходом индустриального общества в стадию постиндустриального общества. Причинами принципиально иного отношения к работникам в постиндустриальном обществе являются: 1. Изменение содержания труда, обусловленное внедрением качественно новых (прежде всего информационных) технологий. 2. Снижение возможностей контроля над исполнителями и необходимость в связи с этим широкого введения самоконтроля. 3. Повышение требований к качеству во всех его ипостасях. 4. Широкое распространение командной организации труда. 5. Значительное повышение образовательного и культурного уровня населения. 6. Общая демократизация социально-экономической жизни общества. 7. Рост стоимости рабочей силы. 8. Увеличение неопределенности и скорости протекания экономических процессов, темпов изменений. 9. Обострение глобальной конкуренции, существенно поднявшей планку требований к работникам. Работников можно рассматривать с точки зрения экономической эффективности, а именно участия в создании конечного результата, богатства. Превращение работников в основной источник благосостояния фирмы изменило их положение. Они стали элементами человеческого капитала - главного достояния и условия победы в конкурентной борьбе. Основные положения теории человеческого капитала высказаны Т. Шульцем в статьях «Формирование капитала образования» (1960 г.), «Инвестиции в человеческий капитал» (1961 г.) и Г. Беккером в книге «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (1964 г.). В основе концепции человеческого капитала лежит подход к человеку - индивиду, рационализирующему и оптимизирующему свое поведение исходя из принципа экономической целесообразности (максимум выгоды). Человеческий капитал представляет собой совокупность имеющихся у людей профессиональных способностей, навыков, знаний и мотиваций. Это прежде всего интеллектуальный капитал. Он индивидуален, является личной собственностью человека, обеспечивает обладателю получение более высокого дохода и благ, связан с нравственными устоями, готовностью обучаться. Такой капитал увеличивает свою ценность путем накопления значимой информации, так как в результате растет его доходность. Человеческий капитал организации характеризуют: ü численность и структура работников; ü уровень образования (интеллектуальная составляющая); ü профессиональная подготовка, навыки, опыт; ü обладание экономически значимой информацией; ü духовное и телесное здоровье обладателя, обеспечивающее его нормальную трудоспособность; ü культурно-личностная ориентация; ü гражданская ответственность; ü производственная и социальная активность, мобильность. Человеческий капитал (как и любой капитал) требует инвестиций на поддержание его в рабочем состоянии и увеличение за счет обучения, накопления информации. Эти инвестиции приносят более высокий экономический, психологический, социальный, культурный эффект (прямой, косвенный, индивидуальный и коллективный; краткосрочный, долгосрочный, отсроченный во времени и т. п.). По Г. Беккеру, этот эффект составляет 12-14% в год к соответствующим затратам при вложении в технику. Кроме того, обучение повышает удовлетворенность людей трудом и самооценку.
В нашей стране в советский период практически на всех предприятиях и учреждениях создавались отделы кадров - прообразы современных служб персонала. Они занимались вопросами найма, увольнения, перемещения, обучения, переобучения и повышения квалификации; ведением трудовых книжек, личных дел, книги приказов, распределением льгот, составлением распорядка рабочего времени, его учетом. Многие вопросы решались в тесном взаимодействии с отделами труда и заработной платы, техники безопасности, партийными и профсоюзными органами. Но основная работа с персоналом возлагалась на линейных руководителей. Функции, присущие службам персонала в условиях рыночной экономики (например, участие в переговорах об условиях и оплате труда, поиск и вербовка сотрудников, кадровое планирование, составление штатного расписания и т. п.), советские отделы кадров не выполняли. Их работники обычно не имели специальной профессиональной подготовки. В последние годы советской власти традиционная работа с кадрами стала дополняться планированием социального развития трудового коллектива. Существующие ныне отделы кадров в большинстве своем не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром управления персоналом. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, которые выполняют функции управления персоналом. В России единая система управления персоналом пока не создана и находится в процессе становления: не хватает профессионально подготовленных специалистов, практического опыта, наработанных методик, учитывающих национальную специфику. В последние годы появились современные учебники по управлению персоналом и кадровому менеджменту, написанные российскими специалистами (В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, В.А. Дятлов, А.П. Егоршин, П.В. Журавлев, ВА. Розанова, Э.Е. Старобинский, И.Д. Ладанов, Ю.Г. Одегов, В.В. Травин, СВ. Шекшня и др.). Многие из авторов рекомендуют свои подходы в качестве типовых. Знакомство с этими работами позволяет утверждать, что постепенно складывается концептуальная матрица взаимосвязанных понятий и терминов, при помощи которых специалисты описывают современную систему управления персоналом в организации с учетом российской практики.
Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 3487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |