Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какая логическая связка выражена в следующих сложных суждениях?




Вопросы, для самоконтроля студентов

Основная литература

1. Гетманова, А. Д. Логика: учебник для вузов / А. Д. Гетманова. – М.: Добросвет, 2000. – 480 с.

2. Ивлев, Ю. В. Логика: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 1997. – 271 с.

Дополнительная литература

3. Войшвилло, Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ / Е. К. Войшвилло. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 238 с.

10. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров // Краткий словарь по логике. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

11. Ивин, А. А. По законам логики / А. А. Ивин. – М.: Молодая гвардия, 1983. – 208 с.

12. Ивин, А. А. Теория аргументации: учеб. пособие для вузов / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2000. – 414 с.

13. Ивлев, Ю. В. Модальная логика: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Ивлев. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 224 с.

14. Ивлев, Ю. В. Логика: сборник упражнений / Ю. В. Ивлев. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 244 с.

15. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. – М.: Наука, 1975. – 720 с.

16. Кэрролл, Л. История с узелками: пер. с англ. / Л. Кэрролл; пер. Ю. А. Данилова; под ред. Я. А. Смородинского. – М.: Мир, 1985. – 408 с.

17. Логика для журналистов: учебно-методическое пособие к практическим занятиям / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», сост. И. В. Архипова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. – 35 с.

18. Маковельский, А. О. История логики / А. О. Маковельский. – М.: Наука, 1967. – 502 с.

19. Накорякова, К. М. Редактирование материалов массовой информации. Общая методика работы над текстом: учеб. пособие для студентов факультетов журналистики / К. М. Накорякова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 112 с.

20. Павлова, К. Г. Психология спора: логико-психологические аспекты / К. Г. Павлова. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1988. – 205 с.

21. Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. По­варнин. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 116 с.

22. Сборник упражнений по логике / под ред. В. И. Бартона, В. Ф. Беркова и др. – Минск: Университетское, 1990. – 287 с.

23. Свинцов, В. И. Логика: учеб. для вузов / В. И. Свинцов. – М.: Высш. шк., 1987. – 287 с.

24. Сикорский, Н. М. Теория и практика редактирования: учеб. для вузов по специальности «Журналистика» / Н. М. Сикорский – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Высш. шк., 1980. – 328 с.

25. Смаллиан, Р. Алиса в стране смекалки: пер. с англ. / Р. Смаллиан; пер. Ю. А. Данилова; под ред. и с предисл. И. А. Гарднера. – М.: Мир, 1987. – 181 с.

26. Хинтикка, Я. Действительно ли логика – ключ ко всякому хорошему рассуждению? / Я. Хинтикка // Вопросы философии. – 2000. – №11. – С. 105-125.

 

 

3.3.2. Словарь терминов и персоналий.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ЛОГИКИ

«Мышление», «формально-логическое мышление», «содержание мышления», «форма мышления», «логически правильное (истинное) мышление», «истина», «фактическая истина», «логическая истина», «логическое (истинностное) значение».

«Логический закон», «закон тождества», «закон непротиворечия», «закон исключённого третьего», «Закон достаточного основания», «закон двойного отрицания», «закон обращения», «законы де Моргана».

«Понятие как форма мышления», «содержание и объём понятия», «закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия», «логические отношения между понятиями по содержанию и объёму», «определение понятия», «основные виды и способы определения понятий», «логические операции над объёмами понятий». «Суждение как форма мышления», «логическая структура суждения», «субъект», «предикат», «логическая связка», «квантор общности», «квантор существования», «логические переменные», «логические постоянные».

«Экзистенциальные суждения», «реляционные суждения», «атрибутивные суждения», «категорические суждения», «простые суждения», «сложные суждения и их виды: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция», «включающие и исключающие суждения», «модальные суждения», «виды модальных суждений: алетические, эпистемические, деонтические, оценочные и их дальнейшая классификация», «распределённость терминов в категорических суждениях», «отношения между суждениями по логическому квадрату», «отрицание суждений».

«Умозаключение как форма мышления», «закон логического следования», «логически необходимый вывод», «виды умозаключений: дедуктивное и индуктивное умозаключение».

«Непосредственное умозаключение», «виды и способы образования непосредственных умозаключений», «умозаключения логического квадрата», «превращения», «обращения», «противопоставления предикату», «противопоставления субъекту».

«Простой категорический силлогизм и его структура», «правильные модусы простого категорического силлогизма и их фигуры», «аксиома силлогизма», «правила вывода в каждой из фигур», «общие правила вывода в простом категорическом силлогизме». «Энтимема», «полисиллогизмы и их виды», «сорит», «эпихейрема».

«Умозаключения из посылок со сложными суждениями», «чисто условный силлогизм», «условно-категорический силлогизм», «конструктивный и деструктивный модусы условно-категорического силлогизма», «вероятностные модусы вывода в условно-категорическом силлогизме», «понятие необходимого и достаточного условий вывода», «разделительные силлогизмы и их виды», «правила вывода в разделительных и условно-разделительных силлогизмах».

Индуктивные (правдоподобные) умозаключения: полная и неполная индукция», «понятие причинно-следственной связи», «методы научной индукции», «правила повышения степени достоверности индуктивных умозаключений», «аналогия», «гипотеза», «статистические обобщения».

«Аргументация», «доказательство», «структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация», «виды доказательств: прямое и косвенное, регрессивное и прогрессивное, путём сведения к абсурду», «виды опровержений», «общие правила доказательств и опровержений».

«Логика вопросов и ответов», «структура вопроса», «виды вопросов», «логические требования к вопросам и ответам».

«Диалог», «полемика», «спор», «виды диалога», «виды полемики», «принципы диалога и полемики», «паралогизмы», «софизмы», «логические парадоксы».

 


3.3.3. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля.

 

Контрольные вопросы по темам:

«Предмет логики и ее значение»

1. В каком именно аспекте мышление является предметом логики?

2. Что представляет собой чувственное познание и каковы его формы?

3. Назовите основные особенности теоретического мышления.

4. Охарактеризуйте формы теоретического (абстрактного) мыш­ления.

5. Что представляет собой язык? Чем искусственные языки отличаются от естественных? К какому из видов относятся языки отдельных наук?

6. Что подразумевается под семантическими категориями языка?

7. Назовите виды дескриптивных терминов.

8. Приведите примеры сложных собственных и сложных общих имен.

9. Приведите примеры одноместных и многоместных предикаторов.

10. Что такое логические константы и как каждая из них выражается в языке?

11. Чем кванторы отличаются от логических союзов?

12. Что такое именная функция и чем она отличается от имени?

13. Чем пропозициональная функция отличается от именной? Приведите пример пропозициональной функции.

14. Что понимается под логической формой мысли?

15. В чем суть формально-логического понимания процесса мышления?

16. Как соотносятся формальная правильность мысли и ее истинность?

17. Что такое закон мышления? Назовите формально-логичес­кие законы.

18. Что подразумевается под логической культурой мысли?

19. Каковы аргументы в пользу общеметодологического значения логики?

20. В чем состоит значение логики в работе журналиста?

21. Охарактеризуйте основные этапы развития логики как науки.

22. Что представляет собой математическая логика и чем она отличается от формальной?

23. Что представляют собой многозначные логики?

24. Какие еще виды логик существуют и каковы их особенности?

по теме «Понятие»

1. Что такое понятие и как оно выражается в языке?

2. Каждое ли слово или словосочетание является понятием?

3. Чем существенные признаки отличаются от несущественных?

4. Охарактеризуйте основные способы формирования понятий.

5. Что подразумевается под объемом и содержанием понятия?

6. Как проявляется действие закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия?

7. На какие виды делятся понятия по объему? Приведите примеры единичных, общих и пустых понятий.

8. На какие виды делятся понятия по характеру входящих элементов?

9. Перечислите виды понятий по содержанию.

10. Чем несравнимые понятия отличаются от несовместимых? Укажите виды совместимости и несовместимости понятий.

11. Каковы критерии отличия отношений рода и вида от отношений части и целого?

12. Охарактеризуйте операции обобщения и ограничения понятий. Какое правило следует соблюдать при выполнении данных операций?

13. В чем заключается логическая операция определения понятий? Что входит в логическую структуру данной операции?

14. Перечислите виды определений.

15. Какие именно признаки называются «ближайшим родом» и «видовым отличием»?

16. Охарактеризуйте приемы, сходные с определением. В чем их основное отличие от определения?

17. Приведите правила и основные ошибки явного определения.

18. В чем заключается логическая операция деления понятия? Что входит в логическую структуру данной операции?

19. Приведите правила и основные ошибки деления.

20. Чем типология и классификация отличаются от простого деления?

Контрольные вопросы по теме «Суждение»

1. Что такое суждение? Чем суждение отличается от предложения?

2. В чем различие между простыми и сложными суждениями?

3. Что входит в структуру простого суждения?

4. Чем функционально различаются квантор общности и квантор существования?

5. Перечислите виды простых суждений по характеру предиката.

6. Перечислите типы простых атрибутивных суждений по качеству и по количеству.

7. Что такое распределенность терминов? Какова распределенность субъекта и предиката в каждом из типов простых атрибутивных суждений?

8. Каковы критерии сравнимости суждений?

9. Перечислите и охарактеризуйте виды совместимости суждений.

10. Перечислите и охарактеризуйте виды несовместимости суждений.

11. Что такое «логический квадрат»?

12. Каково значение истинности частного суждения, если общее суждение истинно? А если общее суждение ложно?

13. Каково значение истинности общего суждения, если частное суждение ложно? А если частное суждение истинно?

14. Каково значение истинности суждения А, если суждение Е – истинно? А если суждение Е – ложно?

15. Каково значение истинности суждения I, если суждение О – истинно? А если суждение О – ложно?

16. Каковы значения истинности суждений А, Е и О, при условии, что суждение I – ложно?

17. Каковы значения истинности суждений А, Е и I, при условии, что суждение О – истинно?

18. Перечислите виды сложных суждений по количеству элементов логической структуры и по характеру логического союза.

19. Перечислите логические союзы и охарактеризуйте условия их истинности.

20. Для чего используется логическая операция исчисления истинности сложных суждений?

21. Что такое «тождественно-истинная» и «тождественно-ложная» формулы?

22. В чем заключается логическая операция отрицания простых суждений?

23. Каким законам подчиняется логическая операция отрицания сложных суждений?

24. Что представляет собой вопрос с логической точки зрения?

25. Перечислите виды вопросов и ответов.

26. Каковы условия корректности вопросов и ответов?

27. Чем модальные суждения отличаются от категорических?

28. Что такое модальный оператор? Приведите примеры модальных операторов.

29. Перечислите основные виды модальностей? Какие модальные операторы входят в эти модальности?

30. Чем различаются модальные операторы, входящие в одну модальность?

Контрольные вопросы по теме «Формально-логические законы»

1. Что такое формально-логический закон и каковы его функции?

2. Какие формально-логические законы выделяются?

3. Какова формулировка закона тождества и какое свойство мышления он выражает?

4. Какие требования предъявляются к высказываниям и текстам на основании закона тождества?

5. Приведите примеры нарушения закона тождества.

6. Каковы коммуникативные функции закона тождества?

7. Какова формулировка закона непротиворечия и какое свойство мышления он выражает?

8. Какие требования предъявляются к высказываниям и текстам на основании закона непротиворечия?

9. Приведите примеры нарушения закона непротиворечия.

10. Какие виды противоречий выделяются?

11. Что такое мнимые противоречия и каковы их признаки?

12. Какими способами может быть устранено противоречие в тексте?

13. Какова формулировка закона исключенного третьего и какое свойство мышления он выражает?

14. Какие требования предъявляются к высказываниям и текстам на основании закона исключенного третьего?

15. Приведите примеры нарушения закона исключенного третьего.

16. Как проявляется совместное действие законов непротиворечия и исключенного третьего?

17. В чем принципиальное отличие применения закона непротиворечия и закона исключенного третьего?

18. Какова формулировка закона достаточного основания и какое свойство мышления он выражает?

19. Какие требования предъявляются к высказываниям и текстам на основании закона достаточного основания?

20. Каковы познавательные функции закона достаточного основания?

21. Каковы коммуникативные функции закона достаточного основания?

22. В чем проявляется методологическое значение формально-ло­гических законов?

23. Имеют ли формально-логические законы практическое применение? Если да, то в чем это значение проявляется?

24. Всегда ли действуют формально-логические законы?

Контрольные вопросы по теме «Умозаключение»

1. Что такое умозаключение? Чем умозаключение отличается от рассуждения?

2. Что понимается под логическим следованием?

3. Перечислите основные виды умозаключений.

4. Чем непосредственные умозаключения отличаются от опосредованных?

5. Какие умозаключения называют дедуктивными?

6. Назовите виды дедуктивных умозаключений.

7. Охарактеризуйте виды непосредственных дедуктивных умозаключений через преобразование.

8 Каковы особенности непосредственных умозаключений по «логическому квадрату»?

9.Что такое простой категорический силлогизм?

10. Что входит в структуру простого категорического силлогизма? Каково функциональное предназначение термина М?

11.Что подразумевается под фигурами и модусами простого категорического силлогизма?

12. Назовите общие правила простого категорического силлогизма.

13. Назовите особые правила фигур простого категорического силлогизма.

14. В чем смысл логической операции обоснования модусов 2, 3 и 4 фигур посредством сведения их к модусам 1 фигуры?

15. Что такое энтимема и каковы способы ее построения? Чем эпихейрема отличается от энтимемы?

16. Что такое полисиллогизм? Чем регрессивный полисиллогизм отличается от прогрессивного?

17. Чем сорит отличается от полисиллогизма? Какие существуют виды соритов и чем они различаются?

18. Охарактеризуйте чисто условное умозаключение.

19. Что представляет собой условно-категорическое умозаключение?

20. Назовите модусы условно-категорического силлогизма. Чем недостоверные модусы отличаются от достоверных?

21. Охарактеризуйте чисто разделительное умозаключение.

22. Что представляет собой разделительно-категорическое умозаключение?

23.Чем отличается модус tollendo ponens от ponendo tollens?

24. Какие умозаключения называют лемматическими?

25. Охарактеризуйте простую конструктивную дилемму.

26.Чем сложная конструктивная дилемма отличается от простой?

27. Охарактеризуйте простую деструктивную дилемму.

28. Что отличает сложную деструктивную дилемму от простой? А от сложной конструктивной?

29. Чем полилеммы отличаются от дилемм?

30.Что подразумевается под косвенными выводами?

31.Что представляет собой индуктивное умозаключение?

32.Перечислите основные виды индукции.

33.Перечислите и охарактеризуйте виды неполной индукции.

34.Приведите условия повышения степени вероятности выводов по неполной индукции.

35.Перечислите и охарактеризуйте индуктивные методы установления причинно-следственных связей.

36.Что представляют собой умозаключения по аналогии?

37.Чем аналогия свойств отличается от аналогии отношений?

3.3.3.2. Контрольно-измерительные материалы:

Оценкой текущей учебной деятельности студента по дисциплине «Логика» являются успешность выполнения заданий контрольной работы и итогового теста.

 

Примерное содержание контрольных работ по теме «Понятие» и теме «Суждение»

ТЕМА: ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ (5 неделя семестра)

1. Приведите 2 примера понятий, выраженных различными языковыми средствами.

2. Зафиксируйте признаки, составляющие содержание понятия, укажите элементы класса, подклассы:

- Государственная Дума Российской Федерации.

3. Проведите операции обобщения и ограничения над следующими понятиями:

- Гражданское право,

4 Определите, какие из следующих понятий реализуют отношения рода и вида, какие - целого и части? Зафиксируйте признаки, являющиеся видовым отличием.

- Береза, березовая роща, - Человек, ухо.

5. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям: (охарактеризуйте понятия по объему и содержанию)

Первый президент России,- Вор-рецедивист

6. Определите вид отношений между понятиями, изобразите эти отношения с помощью круговых схем:

- Автомобиль, человек, игрушка, - Растение, дерево, человек,

7. Постройте на круговых схемах результат действий над классами при заданных условиях:

- (А U В) - С

C
A
- (В - С) U А

B
- А Λ (С- В)

- А Λ В Λ С

 

8. Проведите дихотомическое деление и деление по видоизменению признака следующих понятий:

- Законодательство,

9. Укажите структуру, вид и возможные ошибки следующих операций деления:

- Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной,

10. Определите следующие понятия, укажите вид определения, следите за соблюдением правил определения:

- Право.

11. Укажите вид и проверьте правильность следующих определений:

- Зима - самое холодное время года.

ТЕМА: СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ (8 неделя семестра)

1.Определите, какие из следующих предложений могут считаться суждениями:

Я хочу его увидеть. Почему я не богат? Будьте любезны кофе! Да. Некоторые из юристов адвокаты.

2. Определите виды следующих суждений по характеру предиката:

Москва основана раньше Петербурга. Все пудели - собаки. У нее красивые глаза.

3. Установите качество и количество следующих суждений.

В каждой библиотеке есть книги, которые редко читают. Все права граждан России гарантированны Конституцией.

4. Согласно объединенной классификации атрибутивных суждений определите тип /А, Е, I, 0 / следующих суждений, изобразите на круговых схемах отношения между субъектом и предикатом, проставьте распределенность и нераспределенность терминов:

Карась не кит.

Ни один человек не хочет быть обманутым.

5. Определите с помощью логического квадрата отношения между следующими суждениями по значению истинности или ложности:

- Некоторые его видели. Некоторые его не видели.

6. Проверьте правильность вывода по логическому квадрату используя логические законы.

1. Верно, что все преступники подлежат наказанию, так как, если некоторые преступники подлежат наказанию, а некоторые нет, соответствует лжи. 2. Справедливо утверждение, что ни один человек не бессмертен, так же как верно, что все люди смертны.

7. Запишите в символическом виде, используя логические союзы, следующие высказывания

- Если я влюблен, то я могу перевернуть все и сделать невозможное.

1) Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, полная счастья с горы ледяной (Н. Некрасов) 2) Сокрытие или пособничество преступникам равносильно преступлению и преследуется по закону.

9. Составьте таблицу истинности или ложности значения сложного высказывания, подберите языковой пример сложного высказывания соответствующих данным записанным в символическом виде

10. Приведите примеры суждений соответствующих конъюнктивной и дизъюнктивной нормальной форме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 1461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.102 сек.